Топ 10 интегральных усилителей 1980-х
Усилители «здорового человека»
После появления на рынке формата CD все производители аудиоаппаратуры наперебой делать модели для «цифрового звука». Надо сказать, что никакой серьезной разницы с точки зрения характеристик или качества звучания они обеспечивали, а вот внешний вид значительно изменился – стрелочные индикаторы исчезли либо уступили место светодиодным, массивные переключатели заменили на квазисенсорные клавиши и кнопки, а некоторые модели получили довольно футуристический дизайн.
Pioneer A-9
Модель 1981 года, которая во многом задала тенденции дизайна 80-х. Оригинальная схема управления выходным каскадом Vari-Bias включала в себя скоростной контроллер, который определял в режиме реального времени параметры входного сигнала и подавал нужный ток на выходные транзисторы, которые всегда оставались открытыми. Это позволяло избегать переходных искажений. В блок питания был установлен огромный тороидальный трансформатор. Передняя панель с огромным количеством индикаторов и клавиш напоминала пульт управления самолетом. Выходная мощность аппарата была 110 Ватт на канал, весила модель 16 килограммов.
Technics SU-V707
Осовремененный дизайн техники бренда не всем пришелся по вкусу, но таковы были требования моды. Из интересных технических решений можно упомянуть внутренний радиатор охлаждения Heat-Pipe, напоминающий немного батарею центрального отопления, а также новую схему выходного каскада, названную New Class A. Ее принцип заключается в использовании двух транзисторов в выходном каскаде, один из которых всегда открыт и обеспечивает обработку тихих сигналов в классе А, а при повышении уровня поступающего сигнала в дело вступает второй транзистор, дающий большой ток в классе АВ. Управлял этой схемой 4-х битный процессор. Весил усилитель 10 килограммов и выдавал 80 Ватт на канал.
Kenwood KA-1000
Оригинальным у данной модели был не только внешний вид, но и оснащение. Помимо уже ставшего распространенным в эти годы фреонного охлаждения выходных транзисторов Heat-Pipe, внимание привлекает фронтальная панель со стеклянными дверцами и немагнитное шасси, изготовленное из…пластика. Регулятор громкости был ползунковым, а блок питания был вынесен в отдельный корпус. Несмотря на обилие пластмассы, весил усилитель 14,4 килограммов, а фирменная система Sigma Drive обеспечивала демпинг-фактор в 600 единиц. Поэтому несмотря на скромные 100 Ватт мощности на 8 Ом, аппарат уверенно контролировал большие акустические системы.
Luxman L-550
Начало славной истории модели, до сих пор выпускающейся с различными суффиксами. Оригинальный усилитель появился в 1982 году и собрал все возможные призы от аудио прессы. Это был аппарат, выдававший 50 Ватт в чистом классе А, без каких-либо ухищрений по экономии электроэнергии. Во многом это удавалось за счет применения сдвоенной системы охлаждения Heat-Pipe внутри корпуса. Короткий путь сигнала, отборные комплектующие, встроенный фонокорректор, 18 килограммов веса, отличный звук – проверенный рецепт успеха.
Sony TA-F777ES
Первый большой интегральный усилитель в серии ES компании Sony. Строгий дизайн передней панели, схема усиления по току, внутренняя проводка из бескислородной меди, соотношение сигнал/шум 120 дБ, массивный блок питания, универсальный ММ/МС корректор с раздельными настройками – правильный транзисторный High End отлично делали еще в 1983 году. Мощность аппарата составляла 180 Ватт на канал на 4 Ома, весил усилитель 19 килограммов.
Onkyo A-65
Красивый усилитель и звучать должен красиво, если перефразировать высказывание Туполева о самолетах. Согласно данному критерию, звучать это усилитель 1981 года обязан просто роскошно – подсвечивающиеся прозрачные кнопки, множество ручек и переключателей, светодиодные индикаторы уровня. Однако не только внешний вид говорит в его пользу – хитрая схема Double Super Servo компенсировала реактивную нагрузку, создаваемую акустическими системами, благодаря чему данный 100-ваттный аппарат отлично справлялся с самыми разными колонками. Весила модель 15,5 килограммов.
NEC A-11
Компания NEC решила включиться в гонку усилителей-дредноутов с небольшим запозданием, и выпустила свои ультимативные модели только в 1983 году. Вариант A-10 много раз дорабатывался, а вот версия A-11 выпускалась неизменной на протяжении всего нескольких лет. Внушительного веса аппарат – 24 килограмма – отличался от конкурентов той эпохи приверженностью традиционным рецептам. Три тороидальных трансформатора в блоке питания, фильтрующие конденсаторы общей емкостью 78 800 микрофарад, возможность раздельного использования предварительной секции и усилителя мощности, консервативные показатели мощности – 105 Ватт на канал на 8 Ом.
Kyocera A-910
Как и во всех своих дорогих компонентах той эпохи, включая проигрыватели винила, компания использовала в этой модели 1983 года свой фирменный композитный керамический материал CCR. Здесь из него было выполнено основание, на который опирался усилитель, кроме того, для подавления вибраций также использовались специальные модули из материала FCL (Fine Ceramic Linear). Общий вес конструкции составлял 23 килограмма, мощность достигала 150 Ватт на 8 Ом в полосе частот от 20 до 20000 Гц. На борту был универсальный ММ/МС фонокорректор с переключаемым сопротивлением и активной МС-секцией, а сам усилитель отличался максимально коротким и прямым трактом.
Yamaha A-1000
Интересной особенностью этого усилителя 1984 года выпуска является наличие функции Richness, которая была предназначена для обеспечения лучшей сочетаемости с фирменными акустическими системами. Причем переключатель имел три позиции, каждая из которых соответствовала определенной модели – NS-1000, NS-2000 и NS-1000x. Это были настройки темброблока, добавлявшие по 7,5 дБ на частотах 40 Гц и 50 Гц и делавшие звучание более басовитым и «богатым». Выходные каскады работали по схеме Dual Class A amp with Zero Dostortion Rule, представлявшей собой еще одну попытку компенсировать реактивный характер нагрузки, представляемой акустическими системами. Мощность – 120 Ватт на 8 Ом, вес – 16,5 килограммов.
Marantz PM-84
Флагманский интегральный усилитель фирмы 1983 года, совместная разработка Marantz и Philips. Несмотря на новые модные веяния, здесь все было сделано по классическим рецептам – мощность 2 х 30 Ватт в классе А и 2 х 130 Ватт в классе АВ, вес 18 килограммов, покрытое медью антивибрационное шасси, большие и удобные ручки на передней панели, массивный трансформатор в блоке питания. В усилителе был встроенный фонокорректор на FET-транзисторах для ММ и МС головок, модель продавалась в черном и золотистом исполнении.
Денис Репин
06 июля 2020 года