Точно в цель
Внешний ЦАП Schiit Gungnir Multibit
У нас в лаборатории опять продукция Schiit Audio, и снова - скандинавские мифы. На сей раз американские инженеры назвали мультибитный ЦАП именем копья верховного бога Одина, бьющего всегда точно в цель. Амбициозный выбор. Что же, попробуем оценить точность попадания.
Совсем недавно мы подробно познакомились с компактным усилителем для наушников с опциональным модулем USB-ЦАП Schiit Jotunheim. Сегодня поднимемся в иерархии техники от Schiit Audio на ступеньку выше. Здесь мы попадаем в область, где господствуют раздельные компоненты, что дает куда больший простор для маневра при формировании системы под свои вкусы и пристрастия. Более того, фирменной фишкой компании Schiit Audio всегда была вариативность одной и той же модели, еще более расширяющая спектр возможных сочетаний. Внешний ЦАП Schiit Gungnir не стал исключением. По сути, это два совершенно разных ЦАП, предлагаемых за ощутимо разные деньги, но под одним именем. И разница эта определяется на фундаментальном уровне - эти варианты не только построены на разных чипах ЦАП, но и реализуют принципиально разные подходы к цифро-аналоговому преобразованию. В базовом варианте за 76 490 рублей это обычный дельта-сигма ЦАП на двух 32-битных чипах AKM AK4399 от Asahi Kasei с полностью балансной архитектурой и дискретным аналоговым трактом. Доплатив 28 500 рублей вы сохраните балансную схемотехнику и аналоговый тракт не претерпит каких-либо изменений. Но цифровая часть в этой версии будет совсем иной. Базируется она на четырех микросхемах мультибитного цифро-аналогового преобразователя AD5781BRUZ от Analog Devices с архитектурой R2R, работающих с разрешением 18 бит и включенных параллельно в паре в каждом канале. Кроме того, в этой версии применен фирменный цифровой фильтр замкнутого типа, в основе которого лежит специализированный цифровой аудиопроцессор SHARC DSP от Analog Devices, используемый в топовой модели Schiit Yggdrasil. Вообще, когда изучаешь информацию по модели Gungnir Multibit, аналогии с Yggdrasil возникают постоянно. Чем же принципиально отличаются эти ЦАПы с почти двукратной разницей в цене? Прежде всего, в старшей модели используются более продвинутые 20-ти битные чипы ЦАП AD5791. Кроме того, в блоке питания Yggdrasil на выходе работает дроссельный параллельно-регулируемый каскад, а в аналоговом тракте шире используется поверхностный монтаж. Ну и не забудем, конечно, про более навороченный корпус с индикацией (наконец-то!) параметров входного цифрового потока и балансным цифровым входом AES/EBU для гурманов. Но упомянутый выше фирменный цифровой фильтр замкнутого типа и оригинальная система восстановления синхронизации Adapticlock у них одинаковые.
Фирменной фишкой компании Schiit Audio всегда была вариативность одной и той же модели, еще более расширяющая спектр возможных сочетаний. Внешний ЦАП Schiit Gungnir не стал исключением. По сути, это два совершенно разных ЦАП, предлагаемых за ощутимо разные деньги, но под одним именем. И разница эта определяется на фундаментальном уровне - эти варианты не только построены на разных чипах ЦАП, но и реализуют принципиально разные подходы к цифро-аналоговому преобразованию.
Корпус Schiit Gungnir выполнен в фирменном строгом дизайне из листов нарочито грубо отшлифованного алюминия. Верхняя панель, фасад и часть нижней стенки составляют единое целое. Из органов управления на лицевой панели расположена единственная кнопка, переключающая по кругу цифровые входы ЦАП. Рядом вытянулись в ряд бусинки светодиодов, индицирующие активный вход, и еще один индикатор, показывающий текущий режим синхронизации VCO/VCXO системы Adapticlock. Все - больше ничего не нарушает девственную чистоту алюминиевой поверхности фасада. Выключатель питания, как обычно в компонентах от Schiit Audio, расположен сзади, рядом с гнездом для подключения силового кабеля. Не слишком удобное расположение, но производитель уверяет, что выключать ЦАП после каждого сеанса прослушивания нет никакой необходимости.Выходной аналоговый тракт построен на полевых (JFET) транзисторах без применения разделительных емкостей. Здесь реализована полностью балансная схемотехника, поэтому для несимметричного выхода на разъемах RCA устроен отдельный суммирующий каскад на таких же полевых транзисторах. Повышенное внимание уделено борьбе с джиттером. Как базовая версия Gungnir, так и вариант Multibit оснащается оригинальной системой временной синхронизации Adapticlock, минимимизирующей уровень джиттера и обеспечивающую безошибочную трансляцию цифрового потока от источника. На основе анализа входного сигнала в реальном времени система определяет оптимальный способ синхронизации - либо с кварцевым генератором, управляемым напряжением (VCXO), либо просто с генератором, управляемым напряжением (VCO). В последнем случае и загорается тот самый светодиод на лицевой панели аппарата, который производитель с иронией называет индикатором "Купите источник получше". При этом, никаких преобразований частоты дискретизации и разрядности цифрового потока не происходит. Для подключения источников кроме порта USB type B предусмотрены оптический и коаксиальный входы, а также вход на разъеме BNC. Для полного комплекта недостает профессионального балансного порта AES/EBU, который приберегли для старшей модели Yggdrasil. Балансный аналоговый выход на разъемах XLR дополнен двумя несимметричными выходами на разъемах RCA.
Тестирование Sсhiit Gungnir Multibit проводилось в связке со специализированным усилителем для наушников Shiit Mjolnir 2 с установленной опцией LISST, реализующей вариант транзисторного выходного каскада. К усилителю подключались две пары наушников - планарные OPPO PM-2 с номинальным сопротивлением 32 Ом использовали балансное подключение, а Sennheiser HD650 с импедансом 300 Ом - обычное. В качестве источников использовались наш референсный проигрыватель CD Bryston BCD-1, подключенный коаксиальным кабелем к ЦАП, а также ноутбук Sony VAIO с операционной системой Windows 10 и программным проигрывателем Foobar 2000, работающий с ЦАП по USB. Подборка тестовых треков составлялась с компакт-дисков Э. Григ, «Симфонические танцы» (DG, 419 431-2), Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2), Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614), AC/DC «The Razors Edge», (Epic Rec., 510771 2), Blackmore’s Night «Fires At Midnight» (SPV GmbH, 088-72430 CDE), Гленн Хьюз «Building the Machine» (SPV GmbH, 085-72372 CD), а также из файлов высокого разрешения KT Tunstall «KIN», Mark Knopfler «Tracker», Stockfisch Records Vinyl Collection Vol. 2.
Sсhiit Gungnir Multibit предоставляет слушателю огромное количество музыкальной информации вплоть до мельчайших штрихов и деталей. Порой ловишь себя на мысли, что знакомые до последней ноты треки подменили на записи более высокого качества.
С первых тактов обращаешь внимание на немалый объем распахивающейся перед тобой сцены. Пространство очень подробно проработано не только в ширину, но и в глубину. Позиционирование инструментов очень четкое, и это без сомнений заслуга именно блока ЦАП. Все преимущества мультибитного преобразования в Sсhiit Gungnir Multibit реализованы в полной мере. Второе, на что обращаешь внимание, тщательность проработки низкочастотного регистра. Бас в исполнении Sсhiit Gungnir Multibit очень хлесткий, упругий и выпуклый. Одинаково хорошо воспринимаются партии бас-гитары и ударных, рояля и контрабаса. А большие трубы органа способны пробуждать непознанное, словно ты сидишь не дома на любимом диване, а на жесткой скамье в соборе Святого Стефана в немецком Пассау. Третье - филигранная работа с послезвучиями - этим коньком "мультибитников". Sсhiit Gungnir Multibit предоставляет слушателю огромное количество музыкальной информации вплоть до мельчайших штрихов и деталей. Порой ловишь себя на мысли, что знакомые до последней ноты треки подменили на записи более высокого качества. К передаче ритма тоже невозможно предъявить никаких претензий - энергичные рок-композиции буквально заставляют притоптывать в такт, а соло на ударных просто брызжет эмоциями. Интонационная верность и тембральная нейтральность завершают список достоинств этого неординарного компонента, а деликатная трактовка сибилянтов при воспроизведении женского вокала может стать отличным аргументом в вечном споре противников и сторонников "цифрового звука".
Паспортные данные:
Тип – внешний ЦАП | Название – Schiit Gungnir Multibit | Микросхема цифро-аналогового преобразования – Analog Devices AD5781BRUZ (4 - по две на канал, балансная схема) | Цифровой фильтр – фирменный замкнутого типа с функцией побитовой точности, реализован на DSP-процессоре Analog Devices SHARC | Аналоговый тракт – полностью дискретные буферные каскады на JFET-транзисторах для балансного выхода и суммирующие каскады на JFET-транзисторах для несимметричного выхода, с непосредственной связью | Поддержка цифровых потоков – PCM, вплоть до 24 бит / 192 кГц | Частотная характеристика, Гц – 20 —20 000 (±0,1 дБ), 1 —200 000 (−1 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – > 115 (относительно 2 В RMS) | Коэффициент нелинейных искажений, %: < 0,005 (20 Гц—20 кГц, 2 В RMS) | Интермодуляционные искажения, %: < 0,004 (тест CCIR) | Максимальная амплитуда выходного сигнала, В RMS: 4,0 (балансный выход), 2,0 (несимметричный выход) | Полное выходное сопротивление, Ом: 75 | Цифровые входы – USB type B Gen 5, коаксиальный RCA, коаксиальный BNC, оптический TosLink | Аналоговые выходы – балансный XLR, небалансный RCA (2) | Питание – внутренний БП с двумя трансформаторами (один для цифровой части, второй — для аналоговой) с 8 ступенями регулирования, включая отдельные шины питания критически важных участков цифрового и аналогового тракта, потребляемая мощность: 20 Вт | Габариты, см – 40,6 x 6,0 x 22,3 | Масса, кг – 4,0
Оценки
+ | Полностью балансная схемотехника и коммутация, грамотная конструкция, раздельное питание цифровой и аналоговой частей, порт USB Gen 5, поддержка аудио высокого разрешения | - | Отсутствует индикация параметров входящего цифрового потока |
Вывод:
Полностью балансный мультибитный ЦАП вдвое дешевле флагманского Yggdrasil? Это как минимум повод познакомиться с Schiit Gungnir Multibit поближе. Вполне возможно, поиски ЦАП в вашу аудиосистему на этом завершатся.
Анатолий Максименко
20 декабря 2017 года