Там, где дают Аиду
Слушаем музыку с Thorens, Acoustic Research и Sonus Faber
Создание выдающейся стереосистемы – дело хлопотное. Многие годы зачастую тратятся аудиофилами в поисках своего Священного Грааля, но поскольку необъятное, как известно, объять нельзя, то они иногда проходят мимо предмета своего вожделения, даже не замечая его.
Однако это не относится к той системе, о которой пойдет рассказ в данной статье. Не заметить ее просто невозможно, и не только из-за ее размеров, но и поскольку составлена она исключительно из компонентов самого высокого уровня от компаний, давно заслуживших статус легенд на рынке High End. Причем каждая из них отрядила в ее состав свои лучшие модели.
Sonus Faber Aida
Итальянская компания Sonus Faber участвует с моделью Aida, причем ее второй версией. Появившиеся на рынке в 2013 году и претерпевшие небольшой апгрейд в 2017, лучшие АС в ассортименте компании требуют крайне тщательного подхода для того, чтобы добиться от них оптимального звучания в помещении. Сложная многополосная конструкция отличается использованием тщательнейшим образом подобранных и согласованных между собой по объективным и субъективным показателям динамиков. Разработчик фирмы Паоло Теццон (Paolo Tezzon) особо подчёркивает, что помимо адекватного усиления Aida нуждается в адекватном пространстве. Кстати, в комнате прослушивания на заводе Sonus Faber колонки демонстрируются в условиях, в чем-то близких к тем, в которых нам довелось слушать их в Москве. Разве что в Италии помещение размером поменьше.
Для правильной интеграции колонок в распоряжении пользователя есть набор регулировок на задней панели под названием Sound Field Shaper, позволяющих оптимизировать отдачу систем на высоких и средне-высоких частотах. Прежде всего, речь идёт о балансе между головками, излучающими вперед и вспомогательными ВЧ и СЧ-динамиками, установленными на задней панели и предназначенными для придания дополнительного объёма звучанию. Поскольку за самые низкие частоты отвечает 12-ти дюймовый басовик с диффузором из углепластикового волокна, закрепленный на нижней стенке и слегка наклоненный от слушателя, позиционирование колонок относительно точки прослушивания и стен комнаты является определяющим для того, насколько полно вы сможете ощутить всю мощь Aida на басе. Впрочем, поскольку в работу он включается только ниже 55 Гц, то фронтальных басовиков будет вполне достаточно для адекватного воспроизведения большинства жанров. Вообще, Sonus Faber Aida заслуживают отдельного рассказа, однако они уже достаточно хорошо известны любителям High End, чтобы те представляли себе, насколько интересной получилась описываемая система.
Электроника Audio Research
Электронная часть представлена продукцией американской компании Audio Research. Она также не нуждается в представлении, за долгие годы работы на рынке она создала компоненты, давно признанные одними из эталонных, включая предварительные усилители, фонокорректоры и ламповые усилители мощности. В данной системе присутствуют все перечисленные виды оборудования. Первым в дело вступает фонокорректор Reference Phono 3, принимающий сигнал с проигрывателя винила, затем он передает эстафету предусилителю REF 6, ну а тот подготавливает сигнал для монофонических усилителей мощности Reference 250 SE. Скажем несколько слов о каждом из данного элементов тракта.
Несомненно, большая заслуга в итоговом звучании принадлежит фонокорректору Audio Research Reference Phono 3. И это совершенно естественно, поскольку в качестве основного источника сигнала у нас выступает вертушка от Thorens. Как и вся остальная техника американской фирмы в нашей системе, корректор – ламповый. В цепочке коррекции трудятся 6 двойных триодов 6H30P, а в блоке питания по одной 6550WE и 6H30P. Само собой, аппарат готов работать с любыми головками, будь то ММ или МС, причем уровни усиления и сопротивления можно переключать напрямую с идущего в комплекте пульта ДУ. К услугам пользователя здесь есть сразу три кривых коррекции – самая распространенная RIAA и старые Columbia и Decca, которые могут понадобиться при воспроизведении отдельных пластинок, выпущенных до 1954 года. Хорошая новость для владельцев нескольких проигрывателей либо тонармов – к Reference Phono 3 можно одновременно подключить две головки, при этом сохранить для каждой из них свой профиль настроек. Аппарат также отсчитывает и фиксирует срок службы всех установленных в нем ламп, что очень удобно. И пусть сигнальные лампы в корректорах обычно живут долго, здесь вакуумные компоненты есть также в блоке питания, а вот там за их состоянием нужно следить. Audio Research Reference Phono 3 может работать как в несимметричном, так и в полностью балансном тракте.
Предварительный усилитель REF 6 имеет тот же набор ламп, что и корректор, и точно так же обеспечивает полностью симметричное прохождение сигнала. В списке достоинств полнофункциональный пульт дистанционного управления, а также возможность подключения до шести источников сигнала.
Выжать из Sonus Faber Aida (заметим, что подводимая мощность новой модели увеличилась с 600 до 1000 Вт) максимум возможного должны монофонические усилители мощности Audio Research Reference 250 SE. Как и всегда в названиях усилителей фирмы, цифры означают количество ватт, которые способен выдавать тот или иной усилитель. Американская компания имеет давние традиции по выпуску мощных ламповых усилителей, однако новая линейка примечательна использованием в ней недавно разработанных ламп KT150, которые отличаются необычайно линейным и прозрачным характером звука. Но, главное, с каждой из них можно получить до 150 Ватт. Конечно, таким жестким испытаниям в Reference 250 SE они не подвергаются, ведь там в каждом канале на выходе работают по шесть таких ламп. То есть трудятся они в комфортном режиме, обеспечивая до 250 Ватт чистого лампового восторга.
Thorens TD 905
Наконец, за поступление музыки в систему отвечает проигрыватель винила Thorens TD 905. Приятно видеть, что компания приняла правильное решение не гнаться за новыми тенденциями, а полноценно возродить концепцию своих классических вертушек на новом технологическом и материальном уровне. Если вы не слишком хорошо разбираетесь в истории компании, то вполне сможете принять новинку модельного ряда за один из проигрывателей 1960-х годов. И это была бы естественная ошибка, поскольку проигрыватель нарочито выдержан в стилистике аппаратуры того периода. Конструкция также полностью следует классическим рецептам. В Thorens TD 905 использован трехточечный пружинный подвес, предназначенный для эффективной борьбы с вибрациями. При этом регулировочные винты как подвеса, так и двух из четырех опорных ножек выведены на верхнюю панель, что значительно упрощает настройку как самих пружин, так и выравнивание проигрывателя по уровню. В отличие от старых моделей, опорный диск здесь изготовлен из стекла, в движение же он приводится через пассик двигателем постоянного тока, закрепленным через демпфирующие прокладки на верхней плите. Само подвешенное на пружинах суб-шасси сделано из особого алюминиесодержащего сплава triCom, отличающегося отличными демпфирующими свойствами. Хотя в ассортименте компании Thorens есть неплохой выбор тонармов собственного производства, на данной вертушке установлен проверенный вариант от SME – M2-9. Головка – Benz-Micro ACE с низкой чувствительностью, отличающаяся нежным голосом и особой любовью к классической музыке.
Настраиваем
Поскольку первоначальная расстановка и настройка системы уже была осуществлена силами сотрудников дистрибьютора и салона "Проектная мастерская звука", в котором проходило прослушивание, нам оставалось лишь убедиться в правильности электрического согласования головки с фонокорректором, а также проверить основные геометрические настройки картриджа. К счастью, двигать колонки весом в 165 килограммов каждая нам не пришлось.
Слушаем
Даже если бы мне раньше не доводилось слушать Sonus Faber Aida, то именно такого звука я и ожидал бы от системы с учетом всех ее конструктивных особенностей. Это современный High End в одном из лучших его проявлений.
Широчайший динамический диапазон, практически безграничная по глубине и ширине сцена, безупречная детализация, особенно в высокочастотном диапазоне. Кстати, именно ВЧ-секция колонок претерпела изменения во время недавнего апгрейда модели. Классические произведения, будь то малые составы или симфонический оркестр, передаются с абсолютно правильным объемом и масштабом. Проникновенные и душевные там, где надо, Aida взрываются чистейшим фортиссимо, в котором можно без труда отследить партии всех групп инструментов (Mahler «Bernstein Conducts Mahler»). Джаз также воспроизводится идеально, атмосфера небольшой студии или клуба, где проходила запись, передается блестяще.
Живые инструменты, их тембры и реализм - конек Sonus Faber Aida, корона и золотая медаль АС одновременно. Но, приятно и то, что акустика, благодаря возросшим перегрузочной способности и подводимой мощности, стала ярче показывать себя как на традиционном роке, так и на электронной музыке. К Yello «Touch» решительно невозможно было высказать ни одной претензии – эффект вовлечения был сто процентным.
Система производит потрясающее впечатление, причем не только своим звуком, но и внешним видом. Оторваться от прослушивания совершенно невозможно. Отдельно хочется похвалить моноблоки Audio Research – несмотря на сложность стоявшей перед ними задачи они ни разу не «моргнули», ни на секунду не утратили контроля. Все-таки новые лампы KT150 в умелых руках способны творить чудеса.
Вывод
По-отдельности и все вместе составляющие данной системы представляют собой предмет вожделения многих аудиофилов. Это одна из тех уникальных систем, которую обязательно нужно послушать хотя бы раз в жизни, чтобы настроить свой внутренний камертон и дать ему возможность в дальнейшем резонировать исключительно в такт правильному звуку.
Состав системы
Акустические системы – Sonus Faber Aida
Проигрыватель грампластинок – Thorens TD 905-M2-9
Фонокорректор – Audio Research Reference Phono 3
Предварительный усилитель – Audio Research REF 6
Усилители мощности – Audio Research Reference 250 SE
Прослушивание проходило в салоне "Проектная мастерская звука" по адресу: г. Москва, ул.Самеда Вургуна, д.5 (метро Аэропорт). www.prozvuk.club
Однако это не относится к той системе, о которой пойдет рассказ в данной статье. Не заметить ее просто невозможно, и не только из-за ее размеров, но и поскольку составлена она исключительно из компонентов самого высокого уровня от компаний, давно заслуживших статус легенд на рынке High End. Причем каждая из них отрядила в ее состав свои лучшие модели.
Sonus Faber Aida
Итальянская компания Sonus Faber участвует с моделью Aida, причем ее второй версией. Появившиеся на рынке в 2013 году и претерпевшие небольшой апгрейд в 2017, лучшие АС в ассортименте компании требуют крайне тщательного подхода для того, чтобы добиться от них оптимального звучания в помещении. Сложная многополосная конструкция отличается использованием тщательнейшим образом подобранных и согласованных между собой по объективным и субъективным показателям динамиков. Разработчик фирмы Паоло Теццон (Paolo Tezzon) особо подчёркивает, что помимо адекватного усиления Aida нуждается в адекватном пространстве. Кстати, в комнате прослушивания на заводе Sonus Faber колонки демонстрируются в условиях, в чем-то близких к тем, в которых нам довелось слушать их в Москве. Разве что в Италии помещение размером поменьше.
Для правильной интеграции колонок в распоряжении пользователя есть набор регулировок на задней панели под названием Sound Field Shaper, позволяющих оптимизировать отдачу систем на высоких и средне-высоких частотах. Прежде всего, речь идёт о балансе между головками, излучающими вперед и вспомогательными ВЧ и СЧ-динамиками, установленными на задней панели и предназначенными для придания дополнительного объёма звучанию. Поскольку за самые низкие частоты отвечает 12-ти дюймовый басовик с диффузором из углепластикового волокна, закрепленный на нижней стенке и слегка наклоненный от слушателя, позиционирование колонок относительно точки прослушивания и стен комнаты является определяющим для того, насколько полно вы сможете ощутить всю мощь Aida на басе. Впрочем, поскольку в работу он включается только ниже 55 Гц, то фронтальных басовиков будет вполне достаточно для адекватного воспроизведения большинства жанров. Вообще, Sonus Faber Aida заслуживают отдельного рассказа, однако они уже достаточно хорошо известны любителям High End, чтобы те представляли себе, насколько интересной получилась описываемая система.
Электроника Audio Research
Электронная часть представлена продукцией американской компании Audio Research. Она также не нуждается в представлении, за долгие годы работы на рынке она создала компоненты, давно признанные одними из эталонных, включая предварительные усилители, фонокорректоры и ламповые усилители мощности. В данной системе присутствуют все перечисленные виды оборудования. Первым в дело вступает фонокорректор Reference Phono 3, принимающий сигнал с проигрывателя винила, затем он передает эстафету предусилителю REF 6, ну а тот подготавливает сигнал для монофонических усилителей мощности Reference 250 SE. Скажем несколько слов о каждом из данного элементов тракта.
Несомненно, большая заслуга в итоговом звучании принадлежит фонокорректору Audio Research Reference Phono 3. И это совершенно естественно, поскольку в качестве основного источника сигнала у нас выступает вертушка от Thorens. Как и вся остальная техника американской фирмы в нашей системе, корректор – ламповый. В цепочке коррекции трудятся 6 двойных триодов 6H30P, а в блоке питания по одной 6550WE и 6H30P. Само собой, аппарат готов работать с любыми головками, будь то ММ или МС, причем уровни усиления и сопротивления можно переключать напрямую с идущего в комплекте пульта ДУ. К услугам пользователя здесь есть сразу три кривых коррекции – самая распространенная RIAA и старые Columbia и Decca, которые могут понадобиться при воспроизведении отдельных пластинок, выпущенных до 1954 года. Хорошая новость для владельцев нескольких проигрывателей либо тонармов – к Reference Phono 3 можно одновременно подключить две головки, при этом сохранить для каждой из них свой профиль настроек. Аппарат также отсчитывает и фиксирует срок службы всех установленных в нем ламп, что очень удобно. И пусть сигнальные лампы в корректорах обычно живут долго, здесь вакуумные компоненты есть также в блоке питания, а вот там за их состоянием нужно следить. Audio Research Reference Phono 3 может работать как в несимметричном, так и в полностью балансном тракте.
Предварительный усилитель REF 6 имеет тот же набор ламп, что и корректор, и точно так же обеспечивает полностью симметричное прохождение сигнала. В списке достоинств полнофункциональный пульт дистанционного управления, а также возможность подключения до шести источников сигнала.
Выжать из Sonus Faber Aida (заметим, что подводимая мощность новой модели увеличилась с 600 до 1000 Вт) максимум возможного должны монофонические усилители мощности Audio Research Reference 250 SE. Как и всегда в названиях усилителей фирмы, цифры означают количество ватт, которые способен выдавать тот или иной усилитель. Американская компания имеет давние традиции по выпуску мощных ламповых усилителей, однако новая линейка примечательна использованием в ней недавно разработанных ламп KT150, которые отличаются необычайно линейным и прозрачным характером звука. Но, главное, с каждой из них можно получить до 150 Ватт. Конечно, таким жестким испытаниям в Reference 250 SE они не подвергаются, ведь там в каждом канале на выходе работают по шесть таких ламп. То есть трудятся они в комфортном режиме, обеспечивая до 250 Ватт чистого лампового восторга.
Thorens TD 905
Наконец, за поступление музыки в систему отвечает проигрыватель винила Thorens TD 905. Приятно видеть, что компания приняла правильное решение не гнаться за новыми тенденциями, а полноценно возродить концепцию своих классических вертушек на новом технологическом и материальном уровне. Если вы не слишком хорошо разбираетесь в истории компании, то вполне сможете принять новинку модельного ряда за один из проигрывателей 1960-х годов. И это была бы естественная ошибка, поскольку проигрыватель нарочито выдержан в стилистике аппаратуры того периода. Конструкция также полностью следует классическим рецептам. В Thorens TD 905 использован трехточечный пружинный подвес, предназначенный для эффективной борьбы с вибрациями. При этом регулировочные винты как подвеса, так и двух из четырех опорных ножек выведены на верхнюю панель, что значительно упрощает настройку как самих пружин, так и выравнивание проигрывателя по уровню. В отличие от старых моделей, опорный диск здесь изготовлен из стекла, в движение же он приводится через пассик двигателем постоянного тока, закрепленным через демпфирующие прокладки на верхней плите. Само подвешенное на пружинах суб-шасси сделано из особого алюминиесодержащего сплава triCom, отличающегося отличными демпфирующими свойствами. Хотя в ассортименте компании Thorens есть неплохой выбор тонармов собственного производства, на данной вертушке установлен проверенный вариант от SME – M2-9. Головка – Benz-Micro ACE с низкой чувствительностью, отличающаяся нежным голосом и особой любовью к классической музыке.
Настраиваем
Поскольку первоначальная расстановка и настройка системы уже была осуществлена силами сотрудников дистрибьютора и салона "Проектная мастерская звука", в котором проходило прослушивание, нам оставалось лишь убедиться в правильности электрического согласования головки с фонокорректором, а также проверить основные геометрические настройки картриджа. К счастью, двигать колонки весом в 165 килограммов каждая нам не пришлось.
Слушаем
Даже если бы мне раньше не доводилось слушать Sonus Faber Aida, то именно такого звука я и ожидал бы от системы с учетом всех ее конструктивных особенностей. Это современный High End в одном из лучших его проявлений.
Широчайший динамический диапазон, практически безграничная по глубине и ширине сцена, безупречная детализация, особенно в высокочастотном диапазоне. Кстати, именно ВЧ-секция колонок претерпела изменения во время недавнего апгрейда модели. Классические произведения, будь то малые составы или симфонический оркестр, передаются с абсолютно правильным объемом и масштабом. Проникновенные и душевные там, где надо, Aida взрываются чистейшим фортиссимо, в котором можно без труда отследить партии всех групп инструментов (Mahler «Bernstein Conducts Mahler»). Джаз также воспроизводится идеально, атмосфера небольшой студии или клуба, где проходила запись, передается блестяще.
Живые инструменты, их тембры и реализм - конек Sonus Faber Aida, корона и золотая медаль АС одновременно. Но, приятно и то, что акустика, благодаря возросшим перегрузочной способности и подводимой мощности, стала ярче показывать себя как на традиционном роке, так и на электронной музыке. К Yello «Touch» решительно невозможно было высказать ни одной претензии – эффект вовлечения был сто процентным.
Система производит потрясающее впечатление, причем не только своим звуком, но и внешним видом. Оторваться от прослушивания совершенно невозможно. Отдельно хочется похвалить моноблоки Audio Research – несмотря на сложность стоявшей перед ними задачи они ни разу не «моргнули», ни на секунду не утратили контроля. Все-таки новые лампы KT150 в умелых руках способны творить чудеса.
Вывод
По-отдельности и все вместе составляющие данной системы представляют собой предмет вожделения многих аудиофилов. Это одна из тех уникальных систем, которую обязательно нужно послушать хотя бы раз в жизни, чтобы настроить свой внутренний камертон и дать ему возможность в дальнейшем резонировать исключительно в такт правильному звуку.
Состав системы
Акустические системы – Sonus Faber Aida
Проигрыватель грампластинок – Thorens TD 905-M2-9
Фонокорректор – Audio Research Reference Phono 3
Предварительный усилитель – Audio Research REF 6
Усилители мощности – Audio Research Reference 250 SE
Прослушивание проходило в салоне "Проектная мастерская звука" по адресу: г. Москва, ул.Самеда Вургуна, д.5 (метро Аэропорт). www.prozvuk.club
Стас Устенко
26 февраля 2018 года
26 февраля 2018 года