Там, где живет музыка

Тестируем CD-проигрыватель Gryphon Scorpio и интегральный усилитель Gryphon Atilla

Там, где живет музыка

CD-проигрыватель Gryphon Scorpio и интегральный усилитель Gryphon Atilla

Цена - 285 000 руб. (за каждый аппарат)


Датские аристократы с моментально узнаваемой эмблемой — алым геральдическим грифоном, всегда отличались бескомпромиссным качеством, безупречной внешностью и выдающейся музыкальностью. И очень серьезными ценниками. Младшие отпрыски знатного семейства Atilla и Scorpio призваны сделать Gryphon ближе к народу

С первого удачного дебюта Gryphon Tabu в 1996 году и по сей день среди продукции Gryphon Audio Design обязательно есть интегральные усилители. Хотя общая идеология хай-энда обычно не предполагает ультимативного качества у одноблочных конструкций, да и сама фирма знаменита именно своими уникальными многоблочными усилителями, младшие ветви Gryphon более чем достойно держат марку. Atilla — наследник и Tabu, и Callisto, и даже великолепного Diablo, являющегося одной из лучших реализаций идеи интегральника, безо всяких скидок и ограничений.  
В отличие от усилительных линеек, где всегда есть как минимум два уровня — бескомпромиссный вариант и более бюджетные устройства, CD-проигрыватели Gryphon долгое время были в одиночестве. Модели сменяли друг друга, сохраняя общие ценности, базовый подход и неизменно превосходный дизайн. Начиная с Tabu CDP1, в котором компания впервые в истории цифровых источников применила апсемплинг при обработке сигнала, и до последующих Adagio и Mikado у плееров под знаком алого грифона отсутствовало деление на классы. Ситуация изменилась с появлением улучшенной версии Mikado Signature, после которой разработчики фирмы сочли возможным отойти от своих традиций и сделать упрощенный проигрыватель Scorpio, однако с цифровой частью, практически аналогичной топовому аппарату.

 

Итак, весной 2009 года фирма Gryphon Audio Design представила новую линейку продуктов, призванную заполнить бюджетную нишу (конечно, бюджетную только по собственным заоблачным стандартам). В соответствии с принципом самодостаточности, заключающемся в изготовлении всех компонентов, включая кабели, сетевые фильтры и стойки для электроники и акустики, новинки были представлены не только интегральником Atilla и CD-плеером Scorpio, но также полочными колонками Mojo и более доступным, чем ранее, сетевым кабелем Headline. В этот раз предметом нашего тщательного изучения является пара плеер — интегральник.
Прежде всего надо отметить, что дизайн компонентов явно и недвусмысленно намекает на брендовую преемственность. Оба корпуса — типично грифоновские, элегантные и стильные, сочетающие утонченность и одновременно солидность и массивность конструкции. Привычны и передние панели из красивого, но довольно хрупкого акрила (кроме прочего, активно притягивающие пыль со всей квартиры и служащие поводом для всех грифоновладельцев лишний раз подойти с мягкой тряпочкой к драгоценному компоненту).


Перчатки и тряпочка из микрофибры - в комплекте

К сожалению, в технических данных плеера отсутствует информация об использованном транспорте (помимо упоминания, что выпущен он в Европе). Тонкий выдвижной лоток изготовлен из анодированного алюминия и, по заверениям производителя, обеспечивает высокую жесткость, отсутствие вибраций и бесшумную работу. Питание организовано с обычной для Gryphon тщательностью.

Три тора делят зоны ответственности следующим образом. Два раздельных трансформатора норвежской фирмы Noratel, сделанных по специальному заказу Gryphon, обслуживают аналоговые контуры правого и левого каналов независимо и поддержаны емкостями по 18 000 мкФ. Третий трансформатор отвечает за транспорт и цифровую часть. Общая емкость в фильтре питания — 40 000 мкФ. ЦАП построен на четырех дельта-сигма AKM AK4397 в двойном дифференциальном включении, каждый из которых снабжен собственным БП.

При обработке исходной цифровой информации применяется асинхронный апсемплинг до 32 бит / 192 кГц. Временную точность процесса обеспечивают два специально разработанных независимых температурно-компенсированных кварцевых осциллятора, работающих с точностью лучше 0,000005.
Простейший аналоговый выходной фильтр первого порядка реализован на единственном серебряном конденсаторе Mica. Как уже отмечалось, цифровая часть Scorpio практически полностью перешла сюда по наследству от Mikado Signature. Выходные каскады проигрывателя функционируют в чистом классе А.
Конструкции плеера и усилителя имеют ряд общих черт в соответствии с традиционным для Gryphon подходом: аналоговые контуры, полностью сделанные на дискретных элементах и не охваченные общей ООС, истинно балансная схема, ультракороткий путь сигнала с минимальной внутренней разводкой, печатные платы с особо толстыми дорожками (70 мкм) и раздельное питание каналов. Корпуса аппаратов, с целью обеспечить максимальную механическую прочность, отсутствие вибраций и эффективное охлаждение, разрабатываются очень тщательно.
Интегральный усилитель Atilla имеет конфигурацию «двойное моно» со сдвоенным тороидальным трансформатором фирмы Holmgren, потребляющим 1200 В•А, и общей емкостью фильтра питания 2 x 60 000 мкФ. Как и в плеере, дополнительный малый тор питает дисплей и сервисные контуры.
Используемый во всех последних моделях фирменный аналоговый регулятор громкости на 50-шаговом реле не имеет операционных усилителей и максимально прозрачен для проходящего сигнала.

Выходные каскады усилителя работают в классе А/В на четырех транзисторах Sanken, по паре на канал, обеспечивая практически эталонное удвоение мощности с падением сопротивления нагрузки.
Коммутация у датской пары опять-таки вполне традиционна для Gryphon. В частности, проигрыватель не имеет цифровых входов, а нечто новое в дизайне, появившееся у модели Scorpio, заключается и в отсутствии несимметричных выходов.

Исключительно балансная коммутация отвечает представлениям инженеров фирмы о важности подобного соединения компонентов и его позитивном влиянии на звук. Тем не менее по моему прежнему опыту общения с разными аппаратами Gryphon, в том числе с моим собственным плеером Tabu CDP1, этот выбор не столь однозначен, и оптимальный результат в большой степени зависит от удачного подбора и уровня межблочных кабелей RCA или XLR. Как бы там ни было, в данном вопросе производитель не оставил нам свободы выбора. На усилителе четыре несимметричных входа с позолоченными разъемами установлены непосредственно на печатную плату. Кроме них, имеется балансный вход на разъемах Neutrik. В качестве опции Atilla может быть укомплектован модулем фонокорректора MM-MC.
Выключатели у обоих аппаратов расположены незаметно и удобно — под передней панелью, рядом с правой передней ножкой. Пульты однотипные — немного забавные небольшие неваляшки, в целях большей устойчивости расширяющиеся книзу и позволяющие ставить их стоймя на торец. В основном управление осуществляется через выводимые на экраны компонентов меню. К сожалению, на ПДУ плеера отсутствуют кнопки прямого выбора трека, что не очень хорошо. После включения устройств в сеть и первичной инициализации реакция на команды с пульта практически мгновенная.

В меню Atilla есть программируемый максимальный уровень громкости, который можно произвольным образом задать меньше, чем предел шкалы в 50 условных единиц (это способно оказаться полезным для предотвращения повреждения АС при экстремально высоких уровнях сигнала). Кроме того, аналогичным способом определяется и стартовый уровень громкости при включении усилителя. Регулировка яркости дисплеев имеет пять уровней — 100, 75, 50 и 25% либо полное отключение. Также из меню Atilla можно выбрать собственные наименования для пяти доступных входов и назначить AV-вход с фиксированным уровнем, обходящий предварительные каскады аппарата и использующий только выходные усилителя мощности.
На передних панелях обоих компонентов нет ни единой кнопки, вместо них присутствуют активные экраны, реагирующие на касания. Активные зоны, соответствующие каждой функции (Stop, Play, Eject и пр.), реагируют достаточно своеобразно — не на прикосновение кончика пальца, как обычно, а на прикладывание целого обширного «отпечатка», что вначале может ввести в заблуждение и породить ощущение, что сенсорные кнопки работают нечетко. Однако после повтора этой процедуры несколько раз к ней легко приноровиться, и в дальнейшем, при верном наложении рук, срабатывание происходит от легчайшего касания.
В этот раз сопутствующие тесту обстоятельства сложились очень удачно, и для датского тандема в нашем распоряжении имелось целых семь пар АС с разным характером и подачей. Во всех случаях связка плеера и усилителя показала себя с самой лучшей стороны, но отдельной горячей похвалы достоин Scorpio. Прежде всего — за безупречную и очень гармоничную отработку планов в музыкальных записях. В чисто грифоновской манере, далекой от эффектности или демонстративности, передние планы неизменно были прорисованы крайне выпукло и выразительно, так, что всегда отчетливо ощущались вокалисты и солирующие инструменты, выходящие вперед, а также весьма точно и объемно позиционированные инструментальные группы. Задние планы выстраивались с правильными пропорциями, не общей однородной массой, а с мягким естественным спадом и приглушением детальности в самых дальних линиях (особенно в крупной оркестровой форме). В соло большого оркестрового барабана или арфы они не выводилась вперед, как иногда случается у плееров со сценой, гуляющей в зависимости от уровня громкости, а очень отчетливо и с изумительным разрешением воспроизводились явно позади остальных оркестрантов. Любителям праздничной острой подачи, изобилующей разнообразными деталями одинакового уровня (все равно, возникает ли данный инструмент со своим тембром сильно спереди или позади, на воображаемой сцене), ценителям несколько гипертрофированного и эффектно нарушенного соотношения планов гармоничный и естественно мягкий звук проигрывателя Gryphon Scorpio может показаться не особенно выдающимся. Ему в той же степени несвойственна и накачка воздуха, некая утрированная голографичность, резко подчеркнутые контуры звуков. Возможно, кто-то даже скажет, что звучанию этого аппарата недостает «бриллиантовости». Однако истинная натуральность вкупе с выдающейся детальностью и разрешением неизменно берет со временем вверх, и после длительного общения с грифоновскими цифровыми источниками чрезвычайно трудно перестроиться на какую-то иную подачу. В то же время их голос и характер всегда ощутим и узнаваем в любом окружении, с разным усилением и акустикой.
Чрезвычайно удачным следует признать союз датских компонентов и наших новых тестовых колонок PMC OB1i. Эта английская акустика уже побывала у нас в лаборатории в качестве тестируемых гостей. Тогда, в связке с Bryston, ее звучание показалось нам даже чуточку более сдержанным, чем требуется, например, для точной передачи эмоций остро драматической академической музыки или очень насыщенных металлических композиций. Воспроизведение было несколько статичное, крупная оркестровая форма иногда разваливалась на отдельные куски. Аналогичное впечатление, хоть и в меньшей степени, осталось и от других использованных усилителей и плееров. Но с парой Gryphon картина кардинально переменилась. Звук стал пластичным, текучим, бесподобно выразительным. Середина, особенно голосовой диапазон, поразила какой-то особенной теплотой, наполненностью и душевностью. При этом отсутствовали даже намеки на тяжеловесность, массивность или ленцу в звучании. Плеер раскрылся во всей красе, с острой и точной атакой и совершенно замечательной проработкой баса. По контрасту с нашим тестовым Bryston BCD-1 появились деликатные филигранные ВЧ, совершенно не плоские, а также были отмечены отсутствие сплющивания сцены и разных инструментальных линий даже на самых мощных динамических пиках и общее богатство тембров. Игра скрипки, деревянных духовых, органа, клавесина, флейт — все заблистало живыми оттенками и тонкими нюансами. Дуэт сопрано и контратенора в «Stabat Mater» Перголези в записи Ensemble Stradivaria ударил в самое сердце прекрасным характером и точной передачей голосов.
Тремоло виолончелей в Allegro из симфонии № 4 Шуберта было отработано быстро, слитно и с неслыханными ранее деталями, нарастаниями, спадами и ювелирными затуханиями. Идеальная четкость басовых струнных инструментов, а также нижних регистров рояля и органа неизменно вызывала восхищение в течение всего прослушивания.
Достойно похвалы умение дуэта Gryphon доносить до аудитории оркестровые нарастания и звуковые пики — свободно, масштабно и без малейших признаков искажений. Классический краш-тест — «Реквием» Верди с сэром Джоном Элиотом Гардинером и его Революционно-романтическим оркестром — отметился полным отсутствием неприятной резкости или визгливости у скрипок на тутти, мощным и исключительно детальным воспроизведением и удержанием всех мелодических линий, превосходным балансом хора и оркестра и даже вполне различимой на фоне всего этого буйства басовой партией органа. Подобный результат (равного которому я, пожалуй, раньше и не слышала) обеспечила прекрасная сыгранность и синергия комплекта Gryphon и акустики PMC. Замена интегральника Atilla на наш тестовый Bryston B-100 SST сразу привела к схлопыванию звука, напряженности и зернистости в середине и общему заметному упрощению тембров. Так что в блистательном финальном итоге есть обоюдная заслуга грифоновских плеера и интегральника.
Единственная претензия к усилителю Atilla связана с исполнением композиций брутальных музыкальных жанров. Наряду с фантастической скоростью и метрономным, эталонным удержанием ритма и темпа общая манера получалась несколько мягкой и округлой, высокодетальной, но лишенной нужной цепкости и толики холода. Наверное, это чуть ли не единственный момент, когда разница в почерках младших и старших линеек грифоновского усиления стала столь отчетливой. Тот же Diablo, с его ультимативным разрешением и хирургической безжалостностью к записям, играл подобную музыку идеально в характере, с космическим холодом или с тяжелейшим перегруженным драйвом — в соответствии с тем, что требовалось. Его младший брат Atilla не обладает такими же стальными бицепсами и нордическим характером, зато отличается выдающейся пластичностью и теплотой. Ценителям же туго натянутого нерва и резких острых эмоций пришлась бы по вкусу замена в системе усилителя Gryphon на усилитель Bryston. Именно на этом поле наш тестовый компонент показал себя предпочтительнее. Однако CD-плеера Scorpio это замечание не касается, он в равной степени безупречно отрабатывал фонограммы любых направлений.
В целом комплект оставил исключительно положительные и приятные ощущения, выказав себя превосходным инструментом (если это механистичное слово применимо к столь тонкой и эмоциональной паре) извлечения бездны разнообразных музыкальных впечатлений. Gryphon, как и обычно, там, где живет Музыка.


Результаты измерений Gryphon Scorpio

Показатели плеера практически образцовые. АЧХ показательно ровная, ее неравномерность ничтожно мала и не превышает 0,07 дБ (рис. 1). Каналы отстроены идеально, разбаланс составляет 0,01 дБ. Максимальный уровень сигнала на балансном выходе довольно высок и составляет 3,81 В, что приводит к необходимости согласования выхода плеера и входного каскада предварительного или интегрального усилителя, который будет работать в паре в этим аппаратом. Выходное сопротивление несущественно увеличивается лишь в верхней октаве и составляет 26 Ом. Продукты нелинейных и интермодуляционных искажений, измеренные при уровне записанного сигнала 0 и –12 дБ FS, ничтожно малы и не превышают 0,001% и 0,002% соответственно (рис. 3). Взаимопроникновение сигнала между каналами практически отсутствует. Отношение сигнал/шум равно 112 дБ.


Результаты измерений Gryphon Atilla

 

Полоса пропускания сигнала интегрального усилителя очень широка, в низкочастотной области спад отсутствует, а верхняя граница располагается заметно выше 100 кГц (рис. 1). На краю звукового диапазона спад еле заметен — 0,1 дБ. Выходное сопротивление высоковато для транзисторного усилителя. Фактор демпфирования составил 60. Atilla свободно отдает 283 Вт в оба канала на двухомную нагрузку при уровне искажений 0,7%. При снижении сопротивления нагрузки регистрируется заметный рост КНИ, хотя даже в худшем случаи продукты нелинейных искажений остаются за порогом различимости во всем диапазоне рабочих мощностей (рис. 2). Несмотря на конструкцию «двойное моно», взаимопроникновение между каналами есть во всей полосе частот, оно мало и соответствует заявленному производителем (менее 100 дБ) лишь в области НЧ и растет с частотой, составляя 57 дБ на 10 кГц (рис. 3).


Паспортные данные:
Тип – проигрыватель компакт-дисков | Название – Gryphon Scorpio | Воспроизведение – CD, CD-R | Частотная характеристика, Гц – 0,5—96 000 (по уровню –6 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – менее 103 | Разделение каналов, дБ – бесконечное | Гармонические искажения, % – менее 0,005 | Аудиовходы – отсутствуют | Аудиовыходы – стереопара XLR, цифровой BNC | Выходное сопротивление (20—20 000 Гц), Ом – 20 | Энергопотребление (stand-by / максимальное), Вт – 5 / 40 | Габариты, см – 13,5 x 48 x 41,5 | Масса, кг – 9,6


Тип – интегральный усилитель | Название – Gryphon Atilla | Входное сопротивление, кОм (RCA / XLR, 20—20 000 Гц) – 8 / 20 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом / 4 Ом), Вт – 100 / 200 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 0,1—250 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – менее 0,1 | Отношение сигнал/шум (20—20 000), дБ – менее 85 | Аудиовходы – стереопары RCA (4), стереопара XLR | Аудиовыходы – отсутствуют | Энергопотребление (stand-by / максимальное), Вт – 5 / 1100 | Габариты, см – 13,5 x 48 x 42 | Масса, кг – 20


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: живое, артистичное и пластичное звучание с великолепной микро- и макродинамикой, отменной артикуляцией и контролем баса
Минусы: комплект (но не CD-плеер отдельно) в жанровом смысле несколько не универсален, проигрыватель минималистичен по опциям входов и выходов


Вывод:
Выдающийся по музыкальности и эмоциональности комплект, компоненты которого разработаны для идеального совместного функционирования, однако не менее успешно могут эксплуатироваться и по отдельности. Плеер среди одноклассников безусловно достоин титула «Best Buy»


Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: