Такие же, только поменьше
Акустические системы Focal Electra 1008 Be II
Такие же, только поменьше
Акустические системы Focal Electra 1008 Be II
Цена – 150 000 руб.
Ровно год назад, в мартовском номере журнала за 2012 год, мы протестировали старшую напольную модель линейки Electra французской компании Focal — АС с индексом 1038 Be II. И вот перед нами ее младший родственник, полочная акустика с такой же парой твитеров, W-сэндвичами мидвуферов третьего поколения и прочими характерными чертами.
Акустика из Сент-Этьена частенько гостит в нашей тестовой комнате, а бывает, что и мы сами наведываемся с визитами к ее российскому дистрибьютору Tchernov Audio с целью послушать топовые модели Focal. Поэтому на страницах журнала мы уже не раз рассказывали об истории фирмы, ее основателе и бессменном президенте Жаке Мауле и ее технических достижениях, безо всяких преувеличений имеющих право именоваться технологиями мирового уровня. Читателю, наверное, хорошо известны ключевые пункты в конструкции АС. Среди них — W-сэндвичи из спекаемых слоев материала, упрочненного стекловолокном, применяемые в низкочастотных динамиках и мидвуферах; вспомним также бериллиевые инвертированные купола твитеров и сами динамики декомпрессионного типа («бесконечная акустическая нагрузка»), работающие в специальной отдельной камере достаточно большого размера и управляемые мощными магнитами. А еще — оптимизированный по фазе кроссовер плюс прочные корпуса сложной формы и максимальной толщины 5 см. В данной модели, как и во всей линейке Electra, используются новые трехслойные W-конусы с высокоточной обработкой профиля и краев диффузора лазером (технология, пришедшая из серии Utopia), а магнитная система твитера попроще «утопической» и выполнена на неодимовых магнитах.
Как и старший собрат, Electra 1008 щеголяет весьма стильными и красивыми корпусами сложной формы (то, что Focal называет «гамма-профиль», по отдаленному сходству сечения корпуса с буквой греческого алфавита). Бока отделаны светлым шпоном «шампань», а на остальных частях корпуса покрытие представляет собой обычную для фирмы комбинацию глянцевого лака и черного металлика. Довольно широкий щелевидный порт фазоинвертора на задней стенке уходит вглубь корпуса не очень далеко, открываясь потом вверх во внутренний объем. В комплект входит заглушка для этого порта, снижающая отдачу на 3 дБ на частоте 50 Гц. Твитер традиционно установлен в отдельной камере, мидвуфер из стекловолоконного композита позаимствован прямо без изменений у старшей модели 1038, в которой он работал среднечастотником. Все в облике АС гармонично и привычно, колонки Focal неизменно узнаваемы и радуют глаз, и это всегда так. Как говаривал А. Н. Туполев, «некрасивый самолет не полетит».
Год назад, когда мы проверяли напольную пару Electra 1038 Be II треками с чистыми тонами, она недвусмысленно продемонстрировала изрядную требовательность к метражу помещения и своей расстановке в нем, подняв все до единого комнатные резонансы в низкочастотной области. Возникли у нас и проблемы со сценой, поскольку наших 30 «квадратов» и трех метров между нами и колонками было явно недостаточно, чтобы сформировать широкую и глубокую сцену с верно сбалансированными планами, выстраивающимися за линией АС. В результате кресло слушателя оказалось буквально окутанным волнами звучания, прозрачными и мощными. При всей необычности и определенной привлекательности этой ситуации ваш автор все же предпочитает диспозицию, в которой вся сцена без остатка, со всеми мнимыми источниками, располагается широкой дугой за акустикой, не выходя вперед. Естественно, в таком контексте мы ожидали от полочных мониторов Electra 1008 Be II в первую очередь улучшения состояния дел с помещением. Если старшая пара, как выяснилось, не для нашей комнаты, то, возможно, с младшей повезет больше?
На деле же получилось вот что. Даже маленькие 1008 оказались очень крепкими «басами и барионами» и обнаружили редко встречающуюся у полочников отдачу в низкочастотном диапазоне (см., например, групповой сравнительный тест акустики в этом же номере и рассуждения о басе у полочников; все замечания практически не относятся к паре Focal). Оборотной стороной медали стало то, что комнатные резонансы тоже вошли в джентльменский набор. При перемещении по комнате в поисках наилучшей точки для прослушивания мы умудрились попасть и в один из провалов, почти потеряв бас в районе 80 дБ. Так что мнимая нетребовательность полочников (относительная, если сравнивать с напольными АС) к расстановке в данном случае, к сожалению, не реализуется. Всем известен тезис: нет баса — нет проблемы. Обратное тоже верно, и для баса 1008 Be II придется найти оптимальную диспозицию, но оно того явно стоит. Зато после всех трудов слушатель будет вознагражден — этот «мини-вариант» выдает отчетливо слышимые чистые тона начиная с 40 Гц. Не каждый полноформатный напольник может похвастаться подобным. А с точки зрения сцены все было как нельзя лучше. Если по степени капризности на НЧ полочная реализация не очень сильно выигрывает у напольной, то при «визуализации» музыки разница в габаритах сказывается весьма существенно, причем в позитивную сторону. Планы получились ожидаемо глубокие и четко намеченные, сцена развернулась вглубь и в ширину, что называется, как по писаному, и никаких сложностей с неконтролируемым накатом звуковых валов не возникло. Таким образом, хотя бы для 1008 Be II наш метраж оказался адекватным. И разумеется, излишне говорить, что АС в нем отнюдь не потерялись — компания Focal всегда умудряется делать акустику с настоящим взрослым звуком и объемом.
В системе с CD-плеером McIntosh MCD1100 и тестовым усилителем Bryston B100 SST2 мы ожидали интересной игры контрастов благодаря тому, что и источник обладает отчетливым собственным почерком, который проявляется во всех сочетаниях, и акустика, с обычной для Focal тонкой экспрессией, не маскирует свой вклад. Любопытно было посмотреть, что победит — размеренное спокойствие, объемное и мягкое звучание с чуть «плюшевой» подачей McIntosh или же пластика и бриллиантовая острота реакций Focal. Однако борьбы противоположностей в результате не получилось, в данной системе они смогли слиться и породить красивое, удобное для слуха и весьма комфортное воспроизведение. В принципе я бы сказала, что колонки звучат точнее и детальнее источника, так что именно их следовало бы использовать для теста проигрывателя, а не наоборот.
В целом можно отметить общую плавность, непринужденность, великолепную ритмичность и легкую придержанность по темпу (последнее, впрочем, явно относится к вкладу плеера). Тонкие ритмические группы и причудливые завитки барочной музыки отрабатываются с типичной для Focal филигранностью, а вот определенное сглаживание атаки и нивелирование шумовых призвуков — снова дело рук McIntosh. Бас системы при надлежащей расстановке — подобранный, суховатый и очень ровный от области средних до самых верхних НЧ. Этим басом, не столь глубоким и насыщенным, а также общим объемом звука, уменьшенным относительно модели 1038, наши полочники и отличаются от тех напольников, а в остальном все весьма и весьма похоже. В динамических пиках у инструментов и голосов практически не наблюдается никаких покрикиваний и напряженности — динамика крайне впечатляющая, а для полочной акустики просто исключительная. Природная живость и детальность Focal, даже в паре с комфортно релаксирующим плеером, вытаскивает удивительно много подробностей о звучании равномерно по частотному диапазону. Эти АС, с учетом их способностей и цены, вполне можно назвать маленьким бриллиантом. Как недостаток, являющийся прямым продолжением достоинств, отметим не очень плотный звук при исполнении композиций тяжелых современных жанров, включая экстремальный металл. Вместо густого и чуть вязкого саунда в таких записях наблюдается «просвечивающий насквозь» бас. Впрочем, это действительно прямое следствие свойств использованных в конструкции динамиков, обеспечивающих полную прозрачность и раздельность инструментальных линий в академической музыке.
На деле же получилось вот что. Даже маленькие 1008 оказались очень крепкими «басами и барионами» и обнаружили редко встречающуюся у полочников отдачу в низкочастотном диапазоне (см., например, групповой сравнительный тест акустики в этом же номере и рассуждения о басе у полочников; все замечания практически не относятся к паре Focal). Оборотной стороной медали стало то, что комнатные резонансы тоже вошли в джентльменский набор. При перемещении по комнате в поисках наилучшей точки для прослушивания мы умудрились попасть и в один из провалов, почти потеряв бас в районе 80 дБ. Так что мнимая нетребовательность полочников (относительная, если сравнивать с напольными АС) к расстановке в данном случае, к сожалению, не реализуется. Всем известен тезис: нет баса — нет проблемы. Обратное тоже верно, и для баса 1008 Be II придется найти оптимальную диспозицию, но оно того явно стоит. Зато после всех трудов слушатель будет вознагражден — этот «мини-вариант» выдает отчетливо слышимые чистые тона начиная с 40 Гц. Не каждый полноформатный напольник может похвастаться подобным. А с точки зрения сцены все было как нельзя лучше. Если по степени капризности на НЧ полочная реализация не очень сильно выигрывает у напольной, то при «визуализации» музыки разница в габаритах сказывается весьма существенно, причем в позитивную сторону. Планы получились ожидаемо глубокие и четко намеченные, сцена развернулась вглубь и в ширину, что называется, как по писаному, и никаких сложностей с неконтролируемым накатом звуковых валов не возникло. Таким образом, хотя бы для 1008 Be II наш метраж оказался адекватным. И разумеется, излишне говорить, что АС в нем отнюдь не потерялись — компания Focal всегда умудряется делать акустику с настоящим взрослым звуком и объемом.
В системе с CD-плеером McIntosh MCD1100 и тестовым усилителем Bryston B100 SST2 мы ожидали интересной игры контрастов благодаря тому, что и источник обладает отчетливым собственным почерком, который проявляется во всех сочетаниях, и акустика, с обычной для Focal тонкой экспрессией, не маскирует свой вклад. Любопытно было посмотреть, что победит — размеренное спокойствие, объемное и мягкое звучание с чуть «плюшевой» подачей McIntosh или же пластика и бриллиантовая острота реакций Focal. Однако борьбы противоположностей в результате не получилось, в данной системе они смогли слиться и породить красивое, удобное для слуха и весьма комфортное воспроизведение. В принципе я бы сказала, что колонки звучат точнее и детальнее источника, так что именно их следовало бы использовать для теста проигрывателя, а не наоборот.
В целом можно отметить общую плавность, непринужденность, великолепную ритмичность и легкую придержанность по темпу (последнее, впрочем, явно относится к вкладу плеера). Тонкие ритмические группы и причудливые завитки барочной музыки отрабатываются с типичной для Focal филигранностью, а вот определенное сглаживание атаки и нивелирование шумовых призвуков — снова дело рук McIntosh. Бас системы при надлежащей расстановке — подобранный, суховатый и очень ровный от области средних до самых верхних НЧ. Этим басом, не столь глубоким и насыщенным, а также общим объемом звука, уменьшенным относительно модели 1038, наши полочники и отличаются от тех напольников, а в остальном все весьма и весьма похоже. В динамических пиках у инструментов и голосов практически не наблюдается никаких покрикиваний и напряженности — динамика крайне впечатляющая, а для полочной акустики просто исключительная. Природная живость и детальность Focal, даже в паре с комфортно релаксирующим плеером, вытаскивает удивительно много подробностей о звучании равномерно по частотному диапазону. Эти АС, с учетом их способностей и цены, вполне можно назвать маленьким бриллиантом. Как недостаток, являющийся прямым продолжением достоинств, отметим не очень плотный звук при исполнении композиций тяжелых современных жанров, включая экстремальный металл. Вместо густого и чуть вязкого саунда в таких записях наблюдается «просвечивающий насквозь» бас. Впрочем, это действительно прямое следствие свойств использованных в конструкции динамиков, обеспечивающих полную прозрачность и раздельность инструментальных линий в академической музыке.
Результаты измерений:
Поведение модуля импеданса Focal Electra 1008 Be II – классическое для систем с фазоинверторным оформлением, весьма стабильное на большей части воспроизводимых частот (рис. 1). Внушительная отрицательная величина фазы импеданса в районе 100 Гц не вызовет проблем в силу большого абсолютного значения импеданса в этой области. График АЧХ очень ровный в полосе средних частот, с неравномерностью, не превышающей ±1,2 дБ (рис. 2). Небольшой провал, наблюдаемый у осевой АЧХ в зоне нижних и средних ВЧ, соответствует настройке под кривые равной громкости; вместе с последующим умеренным подъемом в верхних октавах он заметно выравнивается при развороте осей излучения. Акустика обладает весьма солидным динамическим запасом. Нелинейные искажения проявляются в крайне малой степени при измеренных уровнях громкости. На рис. 3 показан КНИ для звукового давления 82, 88 и 94 дБ. Рост коэффициента в басовой области не ограничивает расчетное значение нижней рабочей частоты, равное 45 Гц (-10 дБ).
Технические характеристики:
Тип – полочные акустические системы | Название – Focal Electra 1008 Be II | Частотная характеристика, Гц – 46—40 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 16,5 см, композитный стекловолоконный конус, ВЧ – 2,7 см, бериллиевый инвертированный купол; частота раздела 2500 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 3,9) | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 38,5 х 26,4 х 35 | Масса одной колонки, кг – 14
Оценка:
1. Дизайн – 95%
2. Качество изготовления – 95%
3. Звучание – 95%
4. Эргономика – 95%
Итоговая оценка – 95%
Плюсы: изысканность и пластика звучания, внятность и ясность ВЧ, отличная артикуляция, удивительно солидный бас
Минусы: капризны к расстановке в помещении, в плотных современных жанрах звук несколько прозрачный
Вывод:
Великолепные маленькие АС, играющие очень тонко и чутко и выдающие настоящий взрослый звук. Отточенная экспрессивная подача Focal Electra 1008 Be II способна не то чтобы пересилить, но в толерантной манере заметно улучшить общий характер звучания в любом окружении. Мария Савина