Такие разные голоса
Сравнительный тест двухблочных усилителей за 200-380 тысяч рублей
Ценовой диапазон между 200 000 и 300 000 рублей уже позволяет выбирать не только хорошие интегральные решения, но и более гибкие и продвинутые (в случае удачной реализации) многоблочные усилители. На нашем рынке представлено достаточно солидных фирм с хорошей репутацией, предлагающих свою продукцию в этом сегменте.
В этот раз для теста комплектов предварительных усилителей и усилителей мощности мы собрали довольно пеструю и интересную компанию, в которой разные участники будут защищать различные же схемотехнические подходы. Обычно для подобного прослушивания подбираются представители, скажем так, одного принципиального класса. Не слишком часто можно встретить смешанный тест, в котором соперничают чисто ламповые, гибридные и транзисторные аппараты. Не в последнюю очередь это связано с правомочностью прямого сравнения технических параметров усилителей. Хорошо сконструированные транзисторные модели, как правило, имеют большую мощность и коэффициент демпфирования, а также меньший уровень гармоник и шумов, чем ламповые усилители такого же класса. Тут, правда, стоит сделать оговорку, что типичный выходной спектр, обогащенный четными и нечетными гармониками в случае соответственно ламповых и транзисторных устройств, оказывает разное по степени комфортности воздействие на слух. Характерные четные ламповые гармоники воспринимаются довольно большим количеством людей как более комфортные и благоприятные для звука даже при заметной шумовой «подложке». Также нужно отметить, что у грамотных ламповых конструкций высокого уровня гораздо более чистый и незашумленный спектр, чем у большинства транзисторных вариантов, с очень быстро спадающими хвостами гармоник после третьей. Поэтому к «объективным» результатам измерений и привязанным к ним расхожим мнениям стоит относиться с разумной аккуратностью.
А если абстрагироваться от лабораторных данных и рассуждать просто как покупатель, который приходит в аудиосалон для выбора аппаратуры себе домой, то и вовсе не обязательно привязываться к определенным схемотехническим решениям. Наверное, всем хорошо знакома ситуация, когда за один раз прослушиваются разные аппараты из представленного ассортимента. «Лампофилы» даже из простого интереса слушают транзисторные усилители, «твердотельщики» — ламповые. Да и вообще человек, не зацикленный жестко на чем-то определенном, не упустит шанса расширить кругозор и приобщиться к разным звуковым концепциям. Поэтому и мы поступим аналогично.
Тестовая система
1. CD проигрыватель – dCS Scarlatti
2. Акустические системы – PMC OB1i
3. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
Тестовые записи
1. Г. Ф. Телеман, «Концерты для деревянных духовых инструментов» (DHM, 05472 77367-2)
2. Д. С. Бортнянский, «Итальянский альбом» (Caro Mitis, SACD, 0042003)
3. C. С. Прокофьев, «Скифская сюита», «Александр Невский» (Philips, 473 600-2)
4. С. В. Рахманинов, «Концерты для фортепиано с оркестром, №№ 2,4» (Decca, 467 453-2)
5. В. Баумгратц, «Organ Landscape» (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
6. Diana Krall «The Girl in the Other Room» (The Verve, 986 224-6)
7. Tory Amos «Little Earthquakes» (Atlantic Rec., 82358-2)
8. Tracy Chapman «Crossroads» (Electra, 7559-60888-2)
9. The Who «Quadrophenia» (Polydor, 531 971-2)
10. Blind Guardian «Imaginations from the Other Side» (Virgin, 840 337 2)
11. Kataklysm «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blast, 27361 15275)
VTL TL-2.5 / ST-85 Series II
Цена за комплект - 206 000 руб.
Философия VTL базируется на двух идеях. Первая — «Сохраняем простоту и компактность» — означает преемственность проработанных решений на протяжении десятилетий и простые ламповые схемы на высококачественных компонентах. А вторая — «Сделаем лампы дружественными к пользователю» — в комментариях не нуждается
Лампы в обоих аппаратах убраны внутрь корпусов, так как они не нуждаются в периодической подстройке. TL-2.5 имеет по две 12AU7 и 12AT7 российских Electro-Harmonix Gold Pin. Схема реализует кратчайшие пути сигнала; блоки питания, отдельные для каждого усилительного контура, экранированы. Предусилитель обладает линейной АЧХ во всем рабочем диапазоне с минимальной неравномерностью и не снабжен элементами коррекции наподобие регулировки тембров. Все семь входов разного назначения и три выхода несимметричные. Аппарат опционально комплектуется ламповым фонокорректором. Передняя панель из алюминиевого листа в стиле ретро украшена большими круглыми ручками — выбора входов с переключением на реле, баланса каналов на потенциометре Noble и регулятора громкости ALPS Blue Velvet.
Усилитель мощности содержит четыре лампы 12AT7 и четыре выходных лучевых тетрода EL34, по паре на канал, с переключением между тетродным и триодным режимами. Компактный, но весьма тяжелый параллелепипед корпуса украшает фирменная алюминиевая передняя панель с большим окном из прозрачного пластика. Верхняя крышка, боковые и задняя стенки образуют толстые стальные кожухи с многочисленными вентиляционными отверстиями. Две пары позолоченных четырехпозиционных акустических клемм разработаны самой VTL. Для усилителя мощности заявляется стабильность работы на нагрузку 2 Ом. Минималистский пульт ДУ имеет всего три кнопки: две для громкости и Mute.
В тетродном режиме пара VTL продемонстрировала раскованный, незамутненно легкий и гибкий звук. Субъективно воспринимаемый темп в знакомых треках показался быстрее привычного, но ритмическая сумятица начисто отсутствовала. Учитывая, что наши тестовые колонки PMC OB1i вряд ли могут считаться легкой нагрузкой, с контролем баса порой случались проблемы. При всей пластичности и высокой комфортности звучания у нас возникло ощущение, что оттенков тембров и микронюансов чуть маловато. В триодном режиме саунд немного утратил стремительность, зато сделался плотнее, в нем появилось больше легкой приятной теплоты. Тембры округлились и стали чрезвычайно разнообразными и тонко индивидуальными. В этом режиме зазвучали выигрышней записи всех жанров, включая барокко, вокал и даже БСО. Смена же акустики на более легкую в виде Kudos Cardea C20 позволила паре усилителей раскрыться в полный рост. Сцена в многоплановых фонограммах буквально распахнулась вдаль, бас собрался и прорисовался с очень приличной фактурой и интеллигентной бархатистостью. И наконец-то на должном уровне начали преподноситься жесткие жанры — очень вкусно и энергично.
Результаты измерений
Ламповые усилители в нашем тесте представляет комплект от VTL. Безусловно, лобовое сравнение полученных характеристик будет не в его пользу. Тем не менее нельзя сказать, что он пасует или является явным аутсайдером. Трансформаторный выход обусловливает низкий коэффициент демпфирования (11 ед., хотя для «лампадника» — отличный результат) и налагает ограничения на выбор акустики. Неравномерность частотной характеристики в звуковом диапазоне (0,35 дБ) и спад сигнала на 80 Гц (3,8 дБ) — отнюдь не худшие величины (рис. 1, желтый граф — триодный режим). Максимальная выходная мощность при уровне искажений 10% составила 79 Вт (8 Ом). Коэффициент нелинейных искажений при 1 Вт на выходе практически транзисторный — 0,05% (рис. 2). Единственный явно проигрышный показатель — уровень проникающего сигнала. На 10 кГц нами зафиксировано ослабление всего в 47 дБ (рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – предварительный ламповый усилитель | Название – VTL TL-2.5 | Частотная характеристика, Гц – 1—60 000 (по уровню –3 +0 дБ) | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Разделение каналов (на 1 кГц) – более 75 дБ | Аудиовходы – стереопары RCA (6), Tape Loop (RCA), Processor In (RCA) | Аудиовыходы – стереопары RCA (2) | Габариты, см – 48,25 x 9,5 x 35,5 | Масса (в упаковке), кг – 11
Тип – ламповый усилитель мощности | Название – VTL ST-85 Series II | Выходная мощность (20 Гц — 20 кГц, на 5 Ом, триодный / тетродный режим), Вт – 30 / 60 | Частотная характеристика (при КНИ менее 0,2%, 1 Вт), Гц – 1—75 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц, 30 / 60 Вт), % – менее 3 | Отношение сигнал/шум (на 60 Вт, 120 Гц), дБ – 95 | Аудиовход – стереопара RCA | Энергопотребление (ожидание / рабочий), Вт – 140 / 500 | Габариты, см – 40 x 18 x 30 | Масса, кг – 20,5
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: легкий и очень комфортный звук в тетродном режиме, полновесные и насыщенные натуральные тембры
Минусы: аппараты не рассчитаны на тяжелую нагрузку, запас мощности сравнительно скромен
Вывод:
В зависимости от выбранного режима включения выходных ламп замечательная пара демонстрирует то стремительность и гибкость, то фейерверк тембральных переливов и нюансов. Но ее звучание всегда остается исключительно гибким и комфортным
Perreaux Prisma SM6-MkI / 350
Цена за комплект - 376 000 руб.
Новозеландская Perreaux выпускает аудиопродукцию, неизменно отличающуюся от изделий других марок. Решения, обеспечивающие максимальную прозрачность звука, наряду с симпатией к новейшим технологиям и своеобразным отношением к опциям управления аппаратами составляют джентльменский набор в любой модели фирмы.
Предварительный усилитель SM6-MkII собран на отобранных дискретных элементах по полностью балансной схеме и функционирует в классе А. Шесть раздельных источников питания поддерживают сигнальные контуры (свои для положительной и отрицательной полуволн) и отдельное управление громкостью по каналам. Усилитель мощности Prisma 350 оснащен изготовленным по спецзаказу массивным экранированным тороидальным трансформатором, который намотан очень толстым проводником. Выходные каскады на биполярных транзисторах функционируют в классе А до первых 10 Вт. Усилитель обеспечивает максимальный выходной ток 80 A на канал и демпинг-фактор более 700 ед.
Дизайн обоих аппаратов идентичный — отшлифованная до шелкового состояния алюминиевая передняя панель сантиметровой толщины с фирменным овальным светодиодным экраном. Никаких управляющих кнопок, портящих идеальные серебристые поверхности, нет — что, с другой стороны, изрядно усложняет жизнь владельцу аппаратов. Дополнительные затруднения привносит и отсутствие пульта ДУ. Единственный способ переключить входы на предусилителе или отрегулировать уровень громкости — нащупать по обеим сторонам экрана три крошечные кнопки-пуговки. В качестве компенсации компоненты оснащены качественными разъемами входов и выходов, предлагающих оба варианта подключения — балансный на разъемах XLR Neutrik и небалансный, а также входами и выходами управляющего триггера (нестандартного, на 5 В).
Прежний опыт общения с техникой новозеландской фирмы говорил о том, что от этой пары стоит ждать прозрачного, высокодетального и холодноватого почерка. В целом так и вышло, хотя концепция фирменных CD-проигрывателей мне все же оказалась несколько ближе. Усилители продемонстрировали довольно заостренный звук с недостаточно насыщенной тембральной палитрой. В числе плюсов можно отметить отличное чувство сцены, четкую прорисовку планов и расстановку солистов и отдельных групп музыкантов в многосоставных коллективах. Также достойны похвалы собранный бас, отменный темпоритм и очень аккуратно, как резцом по алмазу, сделанные ритмические фигуры и паузы. Превосходна была и детальность прорисовки инструментальных линий с ясно очерченными тембрами. В то же время близкие инструменты и голоса разделялись только по высоте, но не по оттенкам тембров или индивидуальным шумовым призвукам. Сами тембры были не слишком интересны, и для придания жизни хотелось слегка расфокусировать эту четкую алмазную паутину, дать контурам больше объема и телесности.
Результаты измерений
На графике АЧХ (рис. 1) представлены характеристики усилителя мощности Perreaux Prisma 350 при различных нагрузках. Неравномерность этого параметра в полосе звуковых частот не превышает 0,5 дБ. Спад значения на 80 кГц (8 Ом) составляет 0,88 дБ. Коэффициент демпфирования в среднем и нижнем диапазоне стабилен и равен 290 ед. Желтым графом на том же рисунке показаны частотные искажения связки пред — мощник. Явный спад характеристики в нижней части диапазона достигает уровня –3 дБ на частоте 25 Гц. По выходной мощности аппарат оставляет всех участников теста далеко позади — при нагрузке 2 Ом он отдает на выход больше 1 кВт (рис. 2). Уровень КНИ стабильно низок. В различных комбинациях мощностей и нагрузок значение последнего параметра не превышает 0,01%. Проникновение сигнала между каналами незначительно увеличивается в ВЧ-области и на 10 кГц составляет –74 дБ (рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – предварительный усилитель | Название – Perreaux Prisma SM6-MkII | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню +/-0,15 дБ) | Гармонические искажения (плюс шум, на 1 кГц), % – 0,001 | Отношение сигнал/шум, дБ – 95 | Аудиовходы – стереопары RCA (5), стереопара XLR, Processor In (RCA) | Аудиовыходы – стереопары RCA (4), стереопара XLR | Габариты, см – 43 x 10,6 x 32,3 | Масса, кг – 7,7
Тип – усилитель мощности | Название – Perreaux Prisma 350 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом / 4 Ом, 20 Гц — 20 кГц), Вт – 350 / 600 | Частотная характеристика, Гц – 20—25 000 (по уровню +/-0,25 дБ) | Гармонические искажения (плюс шум, 1 кГц, 8 Ом), % – 0,004 | Отношение сигнал/шум, дБ –100 | Аудиовходы – стереопара RCA, стереопара XLR | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 48,2 x 17,6 x 46 | Масса, кг – 30
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 85%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 85%
Плюсы: отличное воссоздание объема и многоплановости записей, безукоризненные темп и ритм
Минусы: натуральные тембры обеднены, звук слишком острый
Вывод:
Пара отличается специфическим звуковым почерком — очень детальным и графичным, но недостаточно телесным и насыщенным. Оптимальным представляется использование этих усилителей для придания большей гибкости и прозрачности акустике с «жирным» звучанием
Unison Research Unico PRE / DM
Цена за комплект - 315 000 руб.
Unison Research имеет довольно типичную для итальянской аудиофирмы историю. Созданная в 1987 году небольшой группой энтузиастов звука, с главным основателем, происходящим из семьи практикующего классического музыканта, она начинала свою деятельность с чисто ламповых усилителей. Позже в ее каталоге появились и гибридные конструкции
Пара Unico PRE / DM сделана по одной идеологии — входные каскады на двух миниатюрных двойных триодах ECC82 (12AU7), работающие в чистом классе А, и оконечные каскады на комплементарных парах мощных полевых транзисторов, функционирующие тоже в чистом классе А для предусилителя и в динамическом для мощника. Unico PRE имеет полностью балансную конфигурацию и схему «квазидвойное моно» (один тороидальный экранированный трансформатор). Усилитель мощности Unico DM собран по схеме истинного двойного моно, с двумя отдельными солидными торами. Балансные и небалансные входы действительно независимы и переключаются герметизированными микрореле, установленными в непосредственной близости от разъемов. Выходной симметричный каскад выполнен на трех парах транзисторов. Схема двойного моно находит визуальное отражение в полностью симметричном расположении клемм и разъемов на задних стенках обоих аппаратов. Четыре пары небалансных входных гнезд на предусилителе продублированы четырьмя же парами балансных. Переключение типа входов отмечается спереди на корпусе индикацией разного цвета — зеленой или красной. Два атласно-черных блока со своими толстенными передними панелями из шлифованного алюминия, дополнительными центральными накладками такой же толщины, небольшими экранами с яркими зелеными цифрами и деревянным лого фирмы под ними внешне смотрятся на сто баллов. Приятный, шелковистый деревянный пульт ДУ как-то особенно удобно ложится в руку.
Сложность при описании достойного звука заключается в том, что практически отсутствуют огрехи, за которые можно зацепиться. Тембрально итальянская пара в нашем тесте близка только к VTL. Последние, пожалуй, в триодном режиме звучат более породисто, зато Unico PRE / DM не испытывают проблем при выборе акустики ни в смысле чувствительности, ни по части удержания динамики и контроля баса. Им свойственная спокойная, размеренная и очень музыкальная подача с насыщенными и сбалансированными тембрами и высоким соотношением шум/тон (впервые в тесте ясно прослушивались клапаны на деревянных духовых и отчетливая работа механизмов басовых труб органа). При этом шумовые призвуки были органично сплетены со своими тонами и не доминировали, а середина была подвижная, прозрачная и не перегруженная. Сцена в многосоставных записях прорисовывалась не как контрастно-голографичная, а как живая и объемная, с мягким естественным размытием контуров и спадом к задним планам.
Результаты измерений
Данные участники теста имеют гибридную схемотехнику. Применение ламп в первичных усилительных каскадах обоих блоков обусловило и полученные характеристики. Здесь и более зашумленный спектр, и повышенный уровень искажений. Но по многим другим показателям комплект не уступает, а кое в чем и превосходит своих полностью «твердотельных» собратьев. АЧХ почти идеально ровная (рис. 1), неравномерность в полосе 10—20 000 Гц равна всего 0,026 дБ. Спад в нижней части указанного диапазона не фиксируется вовсе, а на частоте 80 кГц составляет 0,3 дБ — лучшее значение в подборке. Максимальная выходная мощность — 215 Вт (8 Ом), при нагрузке 4 Ом — 345 Вт (рис. 2). Выше этого уровня срабатывает защита. Поэтому мы не стали проводить измерения на 2 Ом, но нет сомнений в том, что в диапазоне рабочих мощностей проблем не будет. Разделение сигнала между каналами весьма приличное (73 дБ, 10 кГц, рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – предварительный гибридный усилитель | Название – Unison Research Unico PRE | Частотная характеристика, Гц – 10—100 000 (по уровню –0,2 дБ) | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум (10 Вт), дБ – 95 | Аудиовходы – стереопары RCA (4), стереопары XLR (4), Tape Loop (RCA) | Аудиовыходы – стереопары RCA (2), стереопара XLR | Габариты, см – 43,2 x 17,8 x 38,6 | Масса, кг – 11,3
Тип – гибридный усилитель мощности | Название – Unison Research Unico DM | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом, стерео / моно), Вт – 160 / 650 | Частотная характеристика, Гц – 10—100 000 (по уровню –0,1 дБ) | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБ – более 105 | Аудиовходы – стереопара RCA, стереопара XLR | Энергопотребление, Вт – 900 | Габариты, см – 43,2 x 17,8 x 44 | Масса, кг – 25
Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: точно передается атмосфера записей, интеллигентное и экспрессивное звучание
Минусы: эпизодически проявляется не вполне идеальный бас
Вывод:
Звуковому почерку пары свойственны как легкость и ритмическая точность, так и спокойствие и размеренность. Их точный взвешенный баланс определяет общий стиль. Усилители гибко и практически идеально подстраиваются под требования разных музыкальных жанров
Parasound JC 2 / A21
Цена за комплект - 188 500 руб.
Продукция калифорнийской Parasound широко используется голливудскими киностудиями, в том числе грандами Warner Bros., Universal Pictures и 20th Century Fox. Фирма не делает разделения на профессиональные и домашние модели, ее аппараты, от верхней линейки Halo до самых младших, богато оснащены и вполне универсальны
Буквы в названии предусилителя JC 2 — это сокращение от имени и фамилии создателя аппарата, инженера-схемотехника Джона Керла. Конструкция представляет собой «квазидвойное моно», экранирование звуковых плат осуществлено алюминиевыми перегородками почти сантиметровой толщины, сетевой трансформатор — типа R-core, прямоугольный с круглым в сечении сердечником, обладающий низким уровнем утечки и малым выделением тепла. Основные цепи полностью развязаны от сервисных по питанию. Коммутирующие реле имеют серебряные позолоченные контакты, управление громкостью аналоговое, без участия процессора и отдельное по каналам. Коммутационные гнезда для балансного и небалансного соединения представлены первоклассными разъемами XLR Neutrik и RCA Vampire. Усилитель мощности А21 оснащен тором на 1200 В•А с независимыми вторичными обмотками для каждого канала. Заявленный производителем максимальный ток в выходных каскадах составляет 60 А, а коэффициент демпфирования превышает 1100 ед. (на 20 Гц). В обоих блоках применена фирменная фишка Джона Керла — прямая связь, отсутствие конденсаторов и катушек индуктивности в сигнальных цепях. Тяжелые алюминиевые ящики навевают явные промышленные или студийные ассоциации. Пульт ДУ полнофункциональный и с логичной группировкой кнопок по зонам.
Аппараты продемонстрировали очень ровное по разрешению звучание, одинакового уровня по всему частотному диапазону. Хотя тембры и нельзя было назвать очень насыщенными, они также не давали повода для критики. Правда, более внимательное прослушивание классической музыки выявило некоторые особенности, проявившиеся в некоем нивелировании шумовых призвуков и послезвучий. Все инструменты оказались представлены прежде всего своим основным тоном, с нерезким, но плотным фронтом, что, соответственно, отразилось на вокале — например, сопрано от контратенора хорошо отличалось по высоте, но по тембру уже чуть слабее. Сглаживались и индивидуальные манеры скрипачей и пианистов. При этом звучание было мощное и эмоционально наполненное, но не всегда достаточно гибкое.
При попытке разделить пару обнаружилось, что доминирующий вклад, определяющий характер саунда, исходит от мощника, а предусилитель практически прозрачен и нейтрален.
Результаты измерений
Измеренные параметры выходного каскада усилителя мощности достойны похвалы. Максимальная выходная мощность достигает 635 Вт на нагрузке 2 Ом (270 Вт на 8 Ом). Уровень нелинейных искажений — порядка 0,01% (рис. 2). Коэффициент демпфирования рекордный в нашей подборке — 320 ед. Тестируемый комплект обнаружил высокое отношение сигнал/шум (110 дБА) и низкий уровень проникновения между каналами. Ослабление сигнала на частоте 10 кГц составляет 71 дБ (рис. 3). На рис. 1 желтым графом проиллюстрированы частотные искажения при выходной мощности 1 Вт (8 Ом), красным — при 10 Вт на той же нагрузке (оба графика для удобства чтения приведены к 0 дБ на 1 кГц). Здесь явно заметно сужение полосы пропускания сигнала с увеличением выходной мощности. В последнем случае неравномерность характеристики в диапазоне звуковых частот составляет почти 0,5 дБ, а верхняя граничная частота 55 кГц (–3 дБ).
Паспортные данные:
Тип – предварительный усилитель | Название – Parasound JC 2 | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 (по уровню –3 +0 дБ) | Гармонические искажения, % – менее 0,003 | Отношение сигнал/шум, дБ – 104 | Взаимопроникновение каналов (10 кГц / 20 кГц), дБ – более 100 / 90 | Аудиовходы – стереопары RCA (6), стереопары XLR (2) | Аудиовыходы – стереопары RCA (2), стереопара inverted RCA, стереопара XLR | Выходное сопротивление, Ом – менее 60 | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 43,7 x 15 x 40,6 | Масса, кг – 11
Тип – усилитель мощности | Название – Parasound A21 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом / 4 Ом, 20 Гц — 20 кГц), Вт – 250 / 400 | Частотная характеристика (на 1 Вт), Гц – 5—100 000 (по уровню –3…+0 дБ) | Гармонические искажения (на полной мощности), % – менее 0,2 | Отношение сигнал/шум (А-взвешенный), дБА – 112 | Взаимопроникновение каналов (1 кГц / 20 кГц), дБ – более 80 / 63 | Аудиовходы – стереопара RCA, стереопара XLR, Processor Out (RCA) | Энергопотребление, Вт – 1400 | Габариты, см – 43,8 x 19,5 x 49 | Масса, кг – 27,5
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 85%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 85%
Плюсы: мощное звучание, никакой резкости, динамичный бас, нет провалов в разрешении
Минусы: нивелирование индивидуальных особенностей исполнителей
Вывод:
В представленном варианте комплект способен продемонстрировать скорее кинотеатральные, нежели музыкальные достоинства (тем паче, усилитель имеет сертификацию THX Ultra2). Предусилитель сам по себе выглядит более перспективным в музыкальном плане
Vincent SA-93 Plus / SP-993
Цена за комплект - 184 000 руб.
Компания Vincent отличается исключительной широтой ассортимента и разнообразием концепций, среди которых нашлось место ламповой, гибридной и транзисторной схемотехнике. Также фирме присуще исключительно выгодное отношение цена/качество, большие объемы выпускаемой продукции и оперативное обновление линеек
Предусилитель и усилитель мощности сконструированы по технологии двойного моно (кроме питания мощника) и имеют симметричную компоновку. SA-93 Plus оснащен двумя тороидальными трансформаторами и четырьмя высокоскоростными усилительными модулями на полевых транзисторах. SP-993 сделан на комплементарных парах транзисторов и, по заявлению производителя, функционирует в классе А вплоть до 60 Вт мощности на нагрузке 8 Ом. Один тороидальный сетевой трансформатор гигантского размера расположен в передней части корпуса усилителя мощности. Входы и выходы на преде разделены по группам и реализованы на высококачественных разъемах. Оба устройства предлагают на выбор как балансную, так и небалансную коммутацию. Отдельного упоминания заслуживают роскошные пятипозиционные клеммы для акустики. Спереди у мощника есть интересная управляющая кнопка — переключение сопротивления нагрузки (4 или 8 Ом). Корпуса моделей брутальны и основательны, безо всякой экономии на металле — у них алюминиевые бока и передние панели и сделанные из очень толстого стального листа верхние крышки с вентиляционными прорезями. Оба аппарата оснащены люминесцентными экранами с бледно-зелеными символами. Пульт управления — тоненький цельноалюминиевый брусок с алюминиевыми же кнопочками. Звучание комплекта, если придерживаться сравнений в рамках этого теста, по остроте явило собой нечто среднее между Perreaux и Parasound (по совокупности признаков получилось предпочтительнее и первого, и второго). По насыщенности и оттенкам тембральной палитры аппараты Vincent тоже ближе к этому краю. Скрипки немного тонкие, как и флейты, зато абсолютно комфортные, низким деревянным духовым можно было бы добавить теплоты и телесности. Середина в целом прозрачная, подвижная и пластичная. Баса оказалось не очень много, фундаментальный нижний регистр в системе с нашей акустикой проявил себя слабо. Зато практически отсутствовали ритмическая сумятица и сбои темпоритма. По естественному ощущению сцены и позиционированию музыкантов эти аппараты сходны с гибридниками Unison Research (то есть выходит, что они как бы впитали многие достоинства разных протестированных комплектов и объединили их, может быть, не на идеальном уровне, зато в одной конструкции). Звучание музыки всех жанров — устойчиво привлекательное и эмоциональное, быстрое, но не пустое, чуть смягченное, но не вялое. Верхний регистр прорисовывался на очень приличном уровне, хотя и не сверхдетально. В целом — разумный компромисс по всем параметрам.
Результаты измерений
Анализ результатов измерений комплекта Vincent вызывает чувство стабильности и какой-то «военной прямолинейности» в прямом и переносном смысле этого выражения. Что должно быть у транзисторного усилителя — то есть, чего не должно быть — того нет. Единственной изюминкой является практически полная межканальная изоляция. Проникающий сигнал с трудом можно выделить за уровнем шума (рис. 3). Спад АЧХ на частоте 20 кГц не превышает 0,02 дБ, а на 80 кГц составляет всего 0,5 дБ (рис. 1). Коэффициент демпфирования средний по тесту — 135 ед. Максимальная выходная мощность стабильна для всего частотного диапазона и при нагрузке 8 Ом равна 240 Вт. Усилитель без проблем справляется с 2-омной нагрузкой, причем выходная неискаженная мощность достигает 575 Вт. Значения КНИ, вне зависимости от нагрузочного балласта, чуть больше или меньше (при различных рабочих громкостях) 0,01% (рис. 2).
Паспортные данные:
Тип – предварительный усилитель | Название – Vincent SA-93 Plus | Частотная характеристика, Гц – 10—20 000 (по уровню +/-0,5 дБ) | Гармонические искажения (на 1 Вт, 1 кГц), % – 0,1 | Отношение сигнал/шум, дБ – 95 | Взаимопроникновение каналов – 86 дБ | Аудиовходы – стереопары RCA (5), стереопара XLR, Tape Out (RCA) | Аудиовыходы – стереопары RCA (2), стереопара XLR | Габариты, см – 43 x 8,4 x 36 | Масса, кг – 10,9
Тип – усилитель мощности | Название – Vincent SP-993 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом / 4 Ом, 20 Гц — 20 кГц), Вт – 200 / 400 | Частотная характеристика, Гц – 10—20 000 (по уровню +/-0,5 дБ) | Гармонические искажения (на 1 Вт, 1 кГц), % – 0,1 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 95 | Аудиовходы – стереопара RCA, стереопара XLR | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 43 x 18 x 53 | Масса, кг – 30
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: пластичное легкое звучание, высокая разборчивость, хорошая передача эмоций
Минусы: чуть высветленные тембры, нехватка нижнего баса, тесное расположение клемм на предусилителе
Вывод:
Комплект показывает отчетливо прорисованный и выдержанный во всех жанрах характер — ровность, подвижность и комфортную мягкость, не переходящую границу рыхлости или расслабленности. Звучание скорее деликатное, чем напористое, но весьма музыкальное
Naim NA C 202 / NA P 200
Цена - 226 000 руб.
Линейка Classic Series — вторая сверху у фирмы Naim после топовой 500-й. По словам производителя, именно эта серия обеспечивает бренду признание и репутацию. Некоторые модели существуют, обновляясь, уже почти 40 лет, причем принципиальные схемы и некоторые решения перешли сюда прямиком от старших собратьев
Предусилитель NAC 202 не имеет собственного блока питания и должен быть подсоединен либо к фирменному усилителю мощности, либо к одному из выносных БП (представляющих собой стандартные опции апгрейда). Печатные платы в обоих аппаратах монтируются на специальных амортизирующих и антивибрационных ножках и с отдельным заземлением. Регулятор громкости в преде выполнен на прецизионном потенциометре с высокоточным металлическим движком. Усилитель мощности NAP200 имеет тороидальный трансформатор на 430 В•А с раздельными обмотками для питания обоих каналов мощника и фирменного предусилителя. Naim демонстрирует обычную для себя закрытость от посягательств из внешнего мира. За исключением двух пар RCA на NAC202 (вход и выход), установленных в качестве реверанса владельцам техники иных марок, коммутация осуществляется на немецких круглых разъемах DIN, причем выбран профессиональный вариант с винтовой фиксацией в целях надежного закрепления кабелей. Один 4-контактный соединительный кабель между мощником и предом служит одновременно и для питания NAC202, и для трансляции аудиосигнала. Остальные гнезда DIN на предусилителе — 5-контактные, для передачи стереосигнала с управляемым выходным уровнем. Экрана у NAC202 нет, зато нам понравилась ручка громкости с меткой положения регулятора в данный момент, подсвеченной зеленым светодиодом, — удобно и наглядно. Пара английских усилителей подарила при прослушивании ряд неожиданностей. Похоже, что концепция выстраивания фирменного звука базируется не на стремлении обеспечить подобие звукового почерка, а, скорее, на принципе дополнения характера звучания одного компонента системы другим. Допустим, CD-плеер Naim SDX2 из той же серии Classic запомнился в одном из тестов стремительным, ритмичным и тембрально осветленным саундом, без особого объема и с некоторой резкостью. А пара усилителей NAC 202 / NAP 200 продемонстрировала более спокойную манеру воспроизведения, дающую, вкупе с хорошо выраженным и даже массивным басом, некоторую вязкость звучания. Тембры оказались плотными, темноватыми и с мягкой атакой, а индивидуальные различия между близкими инструментами и шумовые призвуки — сглаженными. Связка ни разу не отыграла резко или остро, музыка всех жанров исполнялась одинаково комфортно, чисто, но не слишком разнообразно. Структура и разборчивость баса ощутимо улучшились после замены тестовой акустики, слишком тяжелой для этих усилителей, колонками Kudos Cardea C20. В целом можно отметить, что поскольку аппараты Naim обычно образуют замкнутую систему, то характерные черты звучания, проявляющиеся у плеера и усилителей по отдельности, становятся понятными и мотивированными при их совместном использовании.
Результаты измерений
Невысокую максимальную выходную мощность (75 Вт на 8 Ом), учитывая сравнительно небольшие размеры устройств Naim, мы не стали расценивать как недостаток. Также отметим стабильную работу с низкоомной нагрузкой. На 2-омный балласт усилитель уверенно отдает 163 Вт. Уровень нелинейных искажений при различных условиях работы сохраняется стабильно низким, и по этому показателю данный аппарат — один из лучших в нашей подборке (рис. 2). А вот частотные искажения проявляются гораздо заметнее. Спад характеристики на краях звукового диапазона частот достигает 1 дБ (рис. 1). Верхняя граничная частота по уровню –3 дБ составляет всего 35 кГц. Взаимопроникновение сигнала между каналами достаточно большое для компонентного устройства. Ослабление на частоте 10 кГц равно 56 дБ (рис. 3). Коэффициент демпфирования на частоте сигнала 80 Гц для нагрузки 8 Ом составляет 35 ед.
Паспортные данные:
Тип – предварительный усилитель | Название – Naim NAC 202 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБ – не указано | Аудиовходы – стерео DIN (5), Processor In (DIN), стереопара RCA | Аудиовыходы – стерео DIN (2), стереопара RCA | Выходное сопротивление, Ом – 50 | Габариты, см – 43,2 x 8,7 x 31,4 | Масса, кг – 7
Тип – усилитель мощности | Название – Naim NAP 200 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом), Вт – 70 | Частотная характеристика, Гц – 3—50 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Аудиовход – стерео DIN | Габариты, см – 43,2 x 8,7 x 31,4 | Масса, кг – 11,6
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 85%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 85%
Плюсы: мягкий и комфортный звук, низкий уровень искажений, чистая середина, ощутимый бас
Минусы: тембры лишены характерных шероховатостей, иногда заметны сибилянты
Вывод:
Усилители обладают мягким и чуть вязким звучанием, которое хорошо оживляется фирменным источником. Попытки улучшить или изменить их почерк путем привнесения сторонних устройств не кажутся перспективными — Naim «закрыт изнутри»
Итоги
По результатам теста лидерами стали устройства с гибридной и ламповой схемотехникой, а также один представитель «твердотельного» семейства с весьма нетранзисторным звучанием, при умеренной мощности функционирующий в классе А. Это не означает, что автору совсем несимпатичны транзисторные ценности, отнюдь нет. Скорее, в данной подборке сложилась такая ситуация, что представители классического транзисторного крыла продемонстрировали впечатляющие технические характеристики, но далеко не столь же выразительное и тембрально богатое звучание. А поскольку акцент делался все-таки на музыкальность, то и выводы оказались именно такими, какие есть.
Первое место и титул Best Buy достались комплекту итальянской фирмы Unison Research — паре Unico Pre / DM. Самая красивая в тесте, она, помимо визуального, доставляет и море звукового наслаждения. Сделанные с пониманием сути музыки аппараты играют тонко, насыщенно и интеллигентно, но в то же время, когда требуется, очень экспрессивно и жестко. Возможно, они все же чуть уступают паре VTL по роскоши тембров, а по предельной собранности баса — усилителям Perreaux, но по совокупности достоинств и незначительности компромиссов выглядят как тот самый «золотой выбор», который сводит воедино множество требований к качественной и универсальной аппаратуре.
Популярный бренд Vincent не всегда обеспечивает одинаковое качество всех моделей из обширного ассортимента своих линеек и схемотехнических решений. Но связку SA-93 Plus и SP-993, бесспорно, можно считать одной из удач фирмы. Звуковой почерк с отчетливо прорисованным мягким, но уверенным и интересным характером многим придется по вкусу. Эти компоненты равно хорошо играют и симфоническую классику, и нагруженный брутальный металл, и светлую лиричную музыку. Если добавить еще и самое выгодное в тесте соотношение цены и качества, то итог закономерен — второе место и рекомендация редакции.
Мощник единственного чисто лампового комплекта в тесте — VTL TL-2.5 / ST-85 Series II — не продемонстрировал такие же железные мускулы, как его старшие собратья (например, фантастические моноблоки VTL MB-450 Series III). Однако если не пытаться озвучивать стадионы и подобрать адекватные АС, результат будет просто превосходный. По тембральной достоверности и деликатной одухотворенности звучания эта пара была на голову выше других участников теста. Возможность переключения триодного и тетродного режимов дает дополнительный выбор «палитры». Комплект получает Editor’s Choice вместе с нашим настоятельным советом владельцам небольших помещений и чувствительных АС обязательно испробовать его в своей системе.
При самых горячих симпатиях автора к источникам новозеландской фирмы Perreaux выступление усилителей этой фирмы не вызвало на сей раз обычного восторга. Звучание Prisma SM6-MkII / 350 показалось слишком жестким, с упрощенной подачей тембров. Как часто бывает в таких случаях, возникла и сопутствующая проблема: звучание жестких жаров — рока и металла — отличалось жесткостью и линейной однообразностью. Почерк данной пары лучше разбавить грамотным подбором акустики с иным тембральным характером.
Представители школы звука Naim опять подтвердили справедливость утверждения, что техника этой марки наилучшим образом раскрывается в родном окружении. Во-первых, некоторая специфика звучания усилителей дополняется и компенсируется почерком фирменного же плеера (точнее, процесс этот взаимный и двухсторонний). А второе, не менее важное обстоятельство — то, что разные устройства Naim аппаратно заточены под совместное функционирование, включая организацию питания предусилителя и коммутацию между блоками. Присутствие компонентов других фирм тут как-то неуместно, и поклонники подобного стиля звучания логично приходят к созданию закрытой монобрендовой системы.
Пара Parasound JC 2 / A21, еще одни калифорнийцы в нашем тесте, тоже имеет отношение к профессиональной технике. Но в отличие от VTL, родившихся на студии звукозаписи, аппараты Parasound знамениты своими успехами в Голливуде и активно используются при записи звуковых дорожек к фильмам. Это заметно и по концепции и характеру звучания. Оконечник А21 дает мощный и ровный, но слишком скругленный и равномерно заглаженный саунд, изрядно упрощающий эмоции. Прозрачный предусилитель, хотя в отдельности он и демонстрирует уровень и класс, заметно превышающие таковые у мощника, в связке так и не смог заставить засверкать общий результат.