Сражение за объем
Напольные акустические системы в ценовой категории 200 000 руб
Традиционный тест напольной акустики из достаточно высокой стоимостной категории в этот раз можно было бы назвать «Толстый и тонкий». Так попарно разделились участники — две компактные модели, две габаритные и одна средних размеров, стоящая несколько особняком по цене (она будет нашим эталоном, ориентиром по уровню звучания для остальных).
Уже не в первый раз в групповых тестах напольных АС мы наблюдаем четкое деление собранных для сравнения моделей, при близкой стоимости, на принципиально компактные решения и столь же принципиально габаритные. И снова приходим к выводу, что разные производители по-разному оценивают свои способности и возможности при заданном бюджете. Одни считают, что за такие деньги они могут дать только миниатюрную акустику (частенько в 2,5 полосы, а в нашем нынешнем тесте - и вовсе только в две). Причем граница пресловутых "таких денег" в средней рыночной конъюнктуре уверенно ползет все выше и выше, оставляя нас в грустных размышлениях насчет собственных возможностей по приобретению крупных серьезных акустических систем. Проблемы с помещением мы тут не рассматриваем, считая, что речь идет о случае, когда в этом смысле покупатель может себе позволить установку больших колонок и сдерживают его только денежные расходы на их приобретение. Другие производители в тех же ценовых рамках замахиваются на великое, делают очень крупные корпуса и полнодиапазонные конструкции с множеством излучателей. Причем иногда ситуация даже не связана с переносом производства в Китай - универсальной палочкой-выручалочкой фирм, желающих сократить себестоимость. В нашем тесте есть несколько примеров "аутентичной" сборки - исключительно в Германии, Канаде и Франции. Как видим, все страны - не из последнего эшелона, с примерно равными затратами по оплате труда, организации производства и пр. И тем не менее в некоторых случаях мы имеем внушительные габариты колонок и три полноценные полосы, однако чаще - более компромиссные по конструкции вещи. Что тут скажешь - надо лучше искать, изучать рынок и не зацикливаться только на определенном перечне брендов. Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих (если уж так важен масштаб и объем звучания). А если комната все равно не позволяет размахнуться со вкусом, тогда можно посмотреть и на миниатюру. Хотя последнюю, на мой взгляд, в достаточно высоком ценовом сегменте надо оценивать очень придирчиво. Если в районе 100 тысяч рублей такие решения являются оптимальными, то при вдвое увеличенном бюджете от электроники и акустики уже хочется получить значительно больше - по звуку, качеству, исполнению. И производитель должен доказать свое право помещать миниатюрные двухполосные АС в данную категорию. Впрочем, ситуация, как уже говорилось, последовательно развивается в таком направлении, что это нам, а не производителям скоро придется доказывать свое право получить крупные колонки за 200 тысяч рублей.
Приведенные цены являются ориентировочными
1. CD-проигрыватель - Bryston BCD-1
2. Интегрированный усилитель - Bryston B100 SST2
3. Межблочные и акустические кабели - Analysis-Plus Solo Crystal Oval
1. Г. Ф. Телеман, "Концерты для деревянных духовых инструментов" (DHM, 05472 77367-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, "Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа" (Telarc, 80614)
3. Д. Б. Перголези, "Stabat Mater" (ACCORD, 465 952-2)
4. Н. А. Римский-Корсаков, Симфония № 2 "Антар" (DG, 423 605-2)
5. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор "Аппассионата" (DG, 457 296-2)
6. В. Баумгратц, "Organ Landscape" (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
7. Дж. Верди, "Реквием" (Philips, 442 142-2)
8. The Who "Quadrophenia" (Polydor, 531 971-2)
9. Accept "Balls to the Wall" (BMG remastered, 74321 932142)
10. Grave Digger "Knights of the Cross" (GUN, 74321 58069)
11. Crematory "Early Years" (Massacre Records, Mass CD 0222)
1. Audio Physic Tempo 25
2. Totem Acoustic Forest
3. Davis Acoustic Cesar Vintage
4. Revel Performa F208
5. Focal Electra 1028 Be2
6. Итоговые выводы
В 2010 году немецкая фирма Audio Physic праздновала свое 25-летие, в честь чего создала специальную версию одной из своих самых долгоживущих и успешных моделей — Tempo (уже 6-е поколение с 1986 года, хотя в первых вариантах АС были полочными). Юбилейное изделие имеет твитер и СЧ-драйвер, взятые у флагмана, причем это первый случай, когда относительно недорогая акустика комплектуется такими динамиками.
Одна из двух «миниатюр», участвующих в тесте, имеет обычные для Audio Physic изящные корпуса с легким расширением в центральной части в поперечном сечении и с наклоном назад, для фазового согласования излучателей. Вуферы значительного диаметра размещены на боках, торцами друг к другу, и включены в фазе. Отслушанные нами ранее модели Audio Physic — недорогие напольники Spark и полочники Step — имели сходные с нынешними мидвуфер и среднечастотник, однако твитеры были шелковые купольные. Теперь же все три динамика — алюминиевые с покрытием, причем твитер не купольный, а тоже конусный, но об этом подробнее чуть далее. Традиционно частоты раздела кроссовера в спецификации не приводятся, хотя, как говорится в юбилейном бюллетене, они в данной модели выставлены на 150 и 2800 Гц, а кроссовер на верхней полосе — 3-го порядка. Диапазоны СЧ и ВЧ обслуживаются конусными динамиками HHCT II (Hyper-Holographic Cone Tweeter) и HHCM. Индекс II в названии твитера указывает на второе поколение, с новой корзиной — двойной с пластиковой вставкой, как и у среднечастотника HHCM (см. ниже). Что касается собственно использования конуса на ВЧ вместо обычного купола, то в Audio Physic считают, что после того, как появились материалы с контролируемой жесткостью, конус, широко распространенный в винтажном аудио и впоследствии вытесненный куполами, следует вернуть обратно, поскольку он обеспечивает более точное, голографичное и объемное воспроизведение и в то же время лишен характерного звона и «пришепетывания» куполов. Эти динамики выпускаются фирмой Wavecor (основанной одним из бывших основных разработчиков компании Vifa) по спецификации Audio Physic. Среднечастотник HHCM (Hyper-Holographic Cone Midrange) сделан традиционно для Audio Physic — с двойной корзиной (алюминиевое литое шасси с теплоотводами и вложенная внутрь пластиковая корзина для повышения внутреннего демпфирования). Динамик управляется двойной неодимовой системой, 3-см катушка намотана на каркас из стекловолокна. Алюминиевый клеммник содержит всего одну пара клемм (WBT NextGen). Глубокий и необычно большой для таких компактных корпусов порт устроен на уровне оси басовиков.
В почерке юбилейных Tempo прослеживается как родовое сходство с протестированными ранее моделями, так и ряд отличий. Прежде всего, сохранились волшебная голографичная сцена, глубокие спадающие планы (они выстроены не только в глубину, но и в высоту, что встречается весьма редко) и высочайшая разборчивость речи, как вокальной, так и инструментальной. Артикуляция — вообще фирменный конек Audio Physic, в котором ей практически нет равных (по крайней мере, в данном и более низком ценовом сегменте, не залезая слишком высоко по длинной лестнице High End). Из новых черт отметим неожиданно солидный бас, выдаваемый боковыми низкочастотными излучателями. В некоторых сложных записях (оркестровая виолончель, орган) этот бас кажется немного вязким, хотя тут стоит поэкспериментировать с расстановкой (вследствие бокового расположения басовиков инсталляция делается не такой уж простой задачей). Тембры в барочных записях ажурные и воздушные, они дышат, трепещут и свиваются в длинные вычурные мелодические линии — просто красота, очень изящно и утонченно. Насыщенная академическая музыка и записи жестких жанров звучат несколько проблемно как с точки зрения чистоты прохождения динамических пиков, так и по объемности и наполненности тембров. Зато почти материализуются вокалисты — прямо-таки видно, как они складывают губы для пропевания фраз.
Импеданс Audio Physic Tempo 25 стабилен в широкой полосе частот (рис. 1). Среднее значение модуля сопротивления составляет 6,6 Ом, минимум не опускается ниже 3,4 Ом. Отклонение электрической фазы весьма мало. В среднечастотной области график АЧХ полностью укладывается в коридор 2 дБ (неравномерность ±1 дБ). В верхней и нижней части воспроизводимого спектра частот отмечаются заметное снижение уровня отдачи сигнала и рост неравномерности (рис. 2). Чувствительность при подводимой мощности 1 Вт равняется 86 дБ. Нижняя граничная частота, зафиксированная при спаде звукового давления на 10 дБ, составила хорошие 32 Гц. Акустика не привносит заметных нелинейных искажений во всей рабочей полосе частот на малых и средних уровнях сигнала. Среднее значение КНИ при звуковом давлении 88 дБ равно 0,24%. С увеличением уровня до 94 дБ заметен существенный прирост показателя в басовой области (рис. 3).
Уже не в первый раз в групповых тестах напольных АС мы наблюдаем четкое деление собранных для сравнения моделей, при близкой стоимости, на принципиально компактные решения и столь же принципиально габаритные. И снова приходим к выводу, что разные производители по-разному оценивают свои способности и возможности при заданном бюджете. Одни считают, что за такие деньги они могут дать только миниатюрную акустику (частенько в 2,5 полосы, а в нашем нынешнем тесте - и вовсе только в две). Причем граница пресловутых "таких денег" в средней рыночной конъюнктуре уверенно ползет все выше и выше, оставляя нас в грустных размышлениях насчет собственных возможностей по приобретению крупных серьезных акустических систем. Проблемы с помещением мы тут не рассматриваем, считая, что речь идет о случае, когда в этом смысле покупатель может себе позволить установку больших колонок и сдерживают его только денежные расходы на их приобретение. Другие производители в тех же ценовых рамках замахиваются на великое, делают очень крупные корпуса и полнодиапазонные конструкции с множеством излучателей. Причем иногда ситуация даже не связана с переносом производства в Китай - универсальной палочкой-выручалочкой фирм, желающих сократить себестоимость. В нашем тесте есть несколько примеров "аутентичной" сборки - исключительно в Германии, Канаде и Франции. Как видим, все страны - не из последнего эшелона, с примерно равными затратами по оплате труда, организации производства и пр. И тем не менее в некоторых случаях мы имеем внушительные габариты колонок и три полноценные полосы, однако чаще - более компромиссные по конструкции вещи. Что тут скажешь - надо лучше искать, изучать рынок и не зацикливаться только на определенном перечне брендов. Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих (если уж так важен масштаб и объем звучания). А если комната все равно не позволяет размахнуться со вкусом, тогда можно посмотреть и на миниатюру. Хотя последнюю, на мой взгляд, в достаточно высоком ценовом сегменте надо оценивать очень придирчиво. Если в районе 100 тысяч рублей такие решения являются оптимальными, то при вдвое увеличенном бюджете от электроники и акустики уже хочется получить значительно больше - по звуку, качеству, исполнению. И производитель должен доказать свое право помещать миниатюрные двухполосные АС в данную категорию. Впрочем, ситуация, как уже говорилось, последовательно развивается в таком направлении, что это нам, а не производителям скоро придется доказывать свое право получить крупные колонки за 200 тысяч рублей.
Приведенные цены являются ориентировочными
Тестовая система
1. CD-проигрыватель - Bryston BCD-1
2. Интегрированный усилитель - Bryston B100 SST2
3. Межблочные и акустические кабели - Analysis-Plus Solo Crystal Oval
Тестовый материал
1. Г. Ф. Телеман, "Концерты для деревянных духовых инструментов" (DHM, 05472 77367-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, "Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа" (Telarc, 80614)
3. Д. Б. Перголези, "Stabat Mater" (ACCORD, 465 952-2)
4. Н. А. Римский-Корсаков, Симфония № 2 "Антар" (DG, 423 605-2)
5. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор "Аппассионата" (DG, 457 296-2)
6. В. Баумгратц, "Organ Landscape" (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
7. Дж. Верди, "Реквием" (Philips, 442 142-2)
8. The Who "Quadrophenia" (Polydor, 531 971-2)
9. Accept "Balls to the Wall" (BMG remastered, 74321 932142)
10. Grave Digger "Knights of the Cross" (GUN, 74321 58069)
11. Crematory "Early Years" (Massacre Records, Mass CD 0222)
Участники теста
1. Audio Physic Tempo 25
2. Totem Acoustic Forest
3. Davis Acoustic Cesar Vintage
4. Revel Performa F208
5. Focal Electra 1028 Be2
6. Итоговые выводы
Audio Physic Tempo 25
Цена: 192 000 руб.
В 2010 году немецкая фирма Audio Physic праздновала свое 25-летие, в честь чего создала специальную версию одной из своих самых долгоживущих и успешных моделей — Tempo (уже 6-е поколение с 1986 года, хотя в первых вариантах АС были полочными). Юбилейное изделие имеет твитер и СЧ-драйвер, взятые у флагмана, причем это первый случай, когда относительно недорогая акустика комплектуется такими динамиками.
Одна из двух «миниатюр», участвующих в тесте, имеет обычные для Audio Physic изящные корпуса с легким расширением в центральной части в поперечном сечении и с наклоном назад, для фазового согласования излучателей. Вуферы значительного диаметра размещены на боках, торцами друг к другу, и включены в фазе. Отслушанные нами ранее модели Audio Physic — недорогие напольники Spark и полочники Step — имели сходные с нынешними мидвуфер и среднечастотник, однако твитеры были шелковые купольные. Теперь же все три динамика — алюминиевые с покрытием, причем твитер не купольный, а тоже конусный, но об этом подробнее чуть далее. Традиционно частоты раздела кроссовера в спецификации не приводятся, хотя, как говорится в юбилейном бюллетене, они в данной модели выставлены на 150 и 2800 Гц, а кроссовер на верхней полосе — 3-го порядка. Диапазоны СЧ и ВЧ обслуживаются конусными динамиками HHCT II (Hyper-Holographic Cone Tweeter) и HHCM. Индекс II в названии твитера указывает на второе поколение, с новой корзиной — двойной с пластиковой вставкой, как и у среднечастотника HHCM (см. ниже). Что касается собственно использования конуса на ВЧ вместо обычного купола, то в Audio Physic считают, что после того, как появились материалы с контролируемой жесткостью, конус, широко распространенный в винтажном аудио и впоследствии вытесненный куполами, следует вернуть обратно, поскольку он обеспечивает более точное, голографичное и объемное воспроизведение и в то же время лишен характерного звона и «пришепетывания» куполов. Эти динамики выпускаются фирмой Wavecor (основанной одним из бывших основных разработчиков компании Vifa) по спецификации Audio Physic. Среднечастотник HHCM (Hyper-Holographic Cone Midrange) сделан традиционно для Audio Physic — с двойной корзиной (алюминиевое литое шасси с теплоотводами и вложенная внутрь пластиковая корзина для повышения внутреннего демпфирования). Динамик управляется двойной неодимовой системой, 3-см катушка намотана на каркас из стекловолокна. Алюминиевый клеммник содержит всего одну пара клемм (WBT NextGen). Глубокий и необычно большой для таких компактных корпусов порт устроен на уровне оси басовиков.
В почерке юбилейных Tempo прослеживается как родовое сходство с протестированными ранее моделями, так и ряд отличий. Прежде всего, сохранились волшебная голографичная сцена, глубокие спадающие планы (они выстроены не только в глубину, но и в высоту, что встречается весьма редко) и высочайшая разборчивость речи, как вокальной, так и инструментальной. Артикуляция — вообще фирменный конек Audio Physic, в котором ей практически нет равных (по крайней мере, в данном и более низком ценовом сегменте, не залезая слишком высоко по длинной лестнице High End). Из новых черт отметим неожиданно солидный бас, выдаваемый боковыми низкочастотными излучателями. В некоторых сложных записях (оркестровая виолончель, орган) этот бас кажется немного вязким, хотя тут стоит поэкспериментировать с расстановкой (вследствие бокового расположения басовиков инсталляция делается не такой уж простой задачей). Тембры в барочных записях ажурные и воздушные, они дышат, трепещут и свиваются в длинные вычурные мелодические линии — просто красота, очень изящно и утонченно. Насыщенная академическая музыка и записи жестких жанров звучат несколько проблемно как с точки зрения чистоты прохождения динамических пиков, так и по объемности и наполненности тембров. Зато почти материализуются вокалисты — прямо-таки видно, как они складывают губы для пропевания фраз.
Результаты измерений
Импеданс Audio Physic Tempo 25 стабилен в широкой полосе частот (рис. 1). Среднее значение модуля сопротивления составляет 6,6 Ом, минимум не опускается ниже 3,4 Ом. Отклонение электрической фазы весьма мало. В среднечастотной области график АЧХ полностью укладывается в коридор 2 дБ (неравномерность ±1 дБ). В верхней и нижней части воспроизводимого спектра частот отмечаются заметное снижение уровня отдачи сигнала и рост неравномерности (рис. 2). Чувствительность при подводимой мощности 1 Вт равняется 86 дБ. Нижняя граничная частота, зафиксированная при спаде звукового давления на 10 дБ, составила хорошие 32 Гц. Акустика не привносит заметных нелинейных искажений во всей рабочей полосе частот на малых и средних уровнях сигнала. Среднее значение КНИ при звуковом давлении 88 дБ равно 0,24%. С увеличением уровня до 94 дБ заметен существенный прирост показателя в басовой области (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Audio Physic Tempo 25 | Частотная характеристика, Гц – 32—40 000 (уровень не указан) | Число полос – 3 (алюминиевые конусы с керамическим покрытием, НЧ – 2 х 18 см, СЧ – 15 см, ВЧ – 3,9 см, частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 100 x 18,7 x 32 | Масса одной колонки, кг – 20
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
86
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
1
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
2,5
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,24
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,1
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
37,1 (22)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
3,4 (480)
Среднее входное сопротивление, Ом
6,6
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
120 / 45 / 32
Оценки
+ | очень комфортное, спокойное и ясное исполнение, идеальная артикуляция, изысканная связная фразировка | - | индивидуальные исполнительские манеры и драматизм несколько нивелированы, подача чуть мягкая |
Вывод:
Акустика с тонким и изысканным почерком, предпочитающая столь же изысканные жанры, в которых она выдает филигранную артикуляцию и безукоризненный темпоритм. Для энергичных жанров звучанию Audio Physic Tempo 25 не хватает мяса, а для масштабного БСО — крупного штриха.
Totem Acoustic Forest
Цена: 197 000 руб.
Лет десять назад глава канадской фирмы Totem Acoustic Винсент Бруццезе дал развернутое интервью журналу «АудиоМагазин». Я не поленилась найти тот текст, в котором говорилось, что базовыми ценностями фирмы являются открытость и ненаправленность звучания (как у элестростатов, но без присущих им недостатков), широкая зона стереоэффекта, точечность излучения и хороший бас в малом объеме.
Набор динамиков на передней панели минималистский — дюймовый алюминиевый купольный твитер и небольшой мидвуфер с диффузором из углеволокна и 3-дюймовой звуковой катушкой. Оба драйвера изготовлены по спецификации Totem сторонними предприятиями. Мидвуфер очень похож на те, что делает Dynaudio, с их характерными выпуклыми колпачками и прострочкой по ободу, однако выпущен он фирмой ATI. Твитер же, полностью закрытый частой металлической сеткой, произведен компанией SEAS. Передняя панель имеет скругленные кромки; на простукивание кабинеты не отзываются звоном, хоть и не имеют внутреннего поглотителя; через порт фазоинвертора виден только толстый слой специальной мастики, равномерно намазанный на стенки. Сами стенки для прочного прилегания соединены замками под 45 градусов (фирма называет этот корпус «монокок»). В упоминавшемся выше интервью Бруццезе говорил, что не приемлет толстостенные ящики из-за возбуждаемых ими резонансов и предпочитает корпуса умеренной толщины из ДВП с переменной плотностью. Внутри используется демпфирующий компаунд, разработанный NASA (та самая мастика — боросиликатная паста). Внутренняя проводка для ВЧ- и НЧ-динамиков разная, причем при монтаже применяется либо обжим, либо дорогой припой производства WBT. Кабели — бескислородная посеребренная медь в тефлоновой изоляции, их конструкция исключает окисление. Фильтры 2-го порядка содержат катушки с воздушным сердечником и полистирольные конденсаторы. Прекрасный шпон интенсивного красно-коричневого цвета покрыт матовым лаком. Самые компактные в тесте кабинеты стоят на трех алюминиевых ножках, представляющих собой конусы, перевернутые к земле основаниями. Основания эти заканчиваются углублениями, в которые, для выравнивания АС на полу, вставлены самоцентрирующиеся стальные шарики. Две пары клемм (старые добрые WBT классической серии с перемычками в виде тонких металлических полос) врезаны непосредственно в стенку. Грилей в комплекте нет, они поставляются как дополнительная опция. Из двух круглых отверстий на задней стенке только верхнее является портом фазоинвертора. В нижнее же, ведущее в изолированный отсек в корпусе, полагается засыпать песок или другой подобный материал при желании утяжелить конструкцию (до 6,8 кг засыпки).
Звук у наиболее миниатюрной пары в нашей подборке неожиданно полновесный, сочный и звонкий (излишняя яркость по верхам корректируется прямой постановкой колонок без разворота на слушателя, как мы и поступили при испытаниях). Впрочем, подобные звуковые характеристики не так уж неожиданны, это не первая модель Totem, попавшая к нам в лабораторию, и насыщенное энергичное звучание АС фирмы, в общем-то, уже известно. К тому же упомянутые энергичность и открытость подачи — один из ключевых пунктов конструкторской концепции Винсента Бруццезе. Благодаря узким передним панелям формирование сцены, панорамирование и расположение образов очень голографичные и четкие, как и у колонок Audio Physic, но в отличие от тех здесь тембры инструментов хорошо насыщенные, шумовая составляющая и атака выражены явно (в атаке даже прослеживается некоторый нажим). Средний регистр вкусный и яркий, хотя и в наибольшей степени страдает от искажений в динамических пиках. Последние вообще проявлены достаточно сильно, начиная с уровня громкости выше среднего, так что акустика базово не рассчитана на просторные помещения и мощностные рекорды. Если сравнивать с Audio Physic Tempo 25 (близкими по габаритам и калибру динамиков) в плане точности, то Totem Acoustic Forest кажутся попрямее и попроще, не такими тонкими, зато они обладают гораздо лучшей «цветовой» палитрой тембров.
Результаты измерений
Учитывая поведение входного импеданса, колонки Totem Acoustic Forest следует охарактеризовать как высокоомные. Максимальная величина этого показателя достигает 57,4 Ом, минимум не опускается ниже 7,2 Ом (рис. 1); среднее значение — 13,8 Ом. Частотная характеристика выглядит просто замечательно (рис. 2). Неравномерность в среднечастотном диапазоне не превышает ±0,7 дБ. Положительный дисбаланс в третьей октаве ВЧ и выше легко устраняется небольшим горизонтальным смещением с оси излучения (разворотом). Нижняя граничная частота, по спаду характеристики –10 дБ, фиксируется на отметке 34 Гц. Чувствительность составила 86 дБ. Отличную картину портят только нелинейные искажения, проявляющиеся в значительно большей степени, чем у остальных участников нашей подборки. Особенно хорошо это заметно при высоком уровне воспроизводимого сигнала (рис. 3). Оправданием может служить то, что данная модель является самой компактной в рамках теста.
Паспортные данные:
Название – Totem Acoustic Forest | Частотная характеристика, Гц – 33—20 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 16,5 см, углеволоконный конус, ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол, частота раздела 2500 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 6,4) | Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 87 x 19,5 x 27 | Масса одной колонки, кг – 16,2
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
86
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
0,7
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
2,1
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,45
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,27
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
57,3 (74)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
7,2 (200)
Среднее входное сопротивление, Ом
13,8
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
41 / 37 / 34
Оценки
+ | хорошая энергетика и насыщенность тембров, отличная сцена, довольно основательный для подобной конструкции бас | - | в нагруженных моментах (особенно у БСО) звучание может быть линейным, а искажения — заметными |
Вывод:
В целом Totem Acoustic Forest адресованы любителям открытой энергичной подачи, не располагающим достаточной площадью для установки крупногабаритных конструкций (наподобие колонок Davis Acoustic). Их звучанию, при всей его энергетике, не чужды изящество и связность, хотя крупная форма в исполнении этой пары выглядит не столь грандиозно.
Davis Acoustic Cesar Vintage
Цена: 200 000 руб.
Если первые две пары в тесте были самыми миниатюрными, то теперь по контрасту мы переходим к самым массивным и габаритным АС, оснащенным к тому же 12-дюймовыми басовыми динамиками. Такой калибр был абсолютно рядовым явлением в акустике 40 лет назад (к той эпохе апеллирует и слово «Vintage» в названии модели), а сейчас стал очень редким приятным исключением.
Вопреки господствующей на рынке прискорбной тенденции постоянно повышать стоимость крупногабаритной акустики, компания Davis Acoustic как-то умудряется делать хорошие вещи за умеренную цену. Классическая полнодиапазонная трехполосная конструкция содержит 3-дюймовый высокочастотник (как и у Audio Physic Tempo 25, он конусный, а не купольный, но для винтажных мотивов это неудивительно), 8-дюймовый среднечастотник и классическую «двенашку» басовика. Все динамики — строго собственного производства. СЧ-излучатель и твитер имеют диффузоры из кевларовой крупной плетенки, покрытой сверху лаком; у твитера в центре конуса установлена крупная пуля фазовыравнивающего колпачка из твердого пластика. Подвес прикрыт снаружи чем-то вроде слоя мягкой резины, а внешнее кольцо обрамления, полностью закрывающее фланец, сделано из поролона. Среднечастотник на мягком резиновом подвесе работает на свой порт фазоинвертора, довольно крупный и выведенный на заднюю стенку колонки; его горло плотно забито белым синтепоном. И наконец, великолепный 12-дюймовый вуфер имеет гофрированный диффузор (бумажный с графитовым покрытием), большой мягкий колпачок и двойной подвес. Огромный порт фазоинвертора, на который нагружен этот динамик, выходит в пол, а спереди открывается аркой на полную ширину корпуса АС. Сквозь нее видны и свободно прощупываются 12-мм маты автомобильного звукопоглотителя, уложенные на дно и по всем стенкам. Почти вся передняя панель закрывается тяжелыми грилями на фанерных рамах с прорезями под динамики. Акустических клемм — 2 пары, очень толстых и массивных, заделанных прямо в стенку. Кабинеты обладают трапециевидной в разрезе формой, немного сужаясь назад боковыми стенками. Сами стенки из толстого MDF изготовлены каждая отдельно и собраны через полукруглые стыковочные уголки (так обычно собирают массивную мебель). В целом колонки, покрытые светлым шпоном, выглядят замечательно и по-винтажному брутально.
Наиболее габаритная пара в тесте выдает самый живой и открытый звук, ассоциируемый даже с рупорными конструкциями. Ясность и наполненность тембров, никакой округлости или сдержанности в подаче, очень широкое и свободное звучание — вот основные черты почерка «винтажных Цезарей». Нижняя середина выводится похвально насыщенной, очень хорошо прослушиваются информативные шумы, сопровождающие звуковоспроизведение (дыхание, смычки струнных, деки инструментов, продувание воздуха в деревянных духовых, работа механизмов органа). Вокал подается неизменно твердо и на опоре, нижние регистры органа массируют печень и обладают верной фактурой, как и нижние октавы рояля. Все-таки настоящий большой бас и середина, реализованные на динамиках правильного калибра, не имеют по этим пунктам конкурентов среди «маломерков» — так уж устроено слуховое восприятие человека. В то же время, если строго придираться к технике исполнения, встречаются и мелкие грешки. Причем они совершенно естественным образом вплетаются в общее музыкальное полотно, не снижая удовольствия от прослушивания (подобный подход к звучанию, по нашему опыту, типичен для Davis Acoustic, которая исповедует не аудиопуризм, а меломанские радости). В частности, хотя перкуссия всегда получается острая и звонкая, иногда это выходит как-то чересчур, проскальзывают сибилянты в женском вокале, динамические пики подаются несколько напряженно. Все эти шероховатости хорошо слышны, но, как уже говорилось, перебиваются привольной широтой и масштабностью исполнения.
Результаты измерений
Значение модуля импеданса Davis Acoustic Cesar Vintage не опускается ниже 4,1 Ом (85 Гц), максимум не превышает 25,9 Ом (рис. 1). График амплитудно-частотной характеристики, полученный при стандартном размещении микрофона на расстоянии 1 м на оси излучения твитера, не совсем верно отражает формируемое звуковое поле рассматриваемой акустической системы (рис. 2). При горизонтальном смещении от указанной оси заметно уменьшается положительный дисбаланс в высокочастотной области (оранжевая кривая — отклонение 45 градусов). С увеличением расстояния до слушателя (при 2 м) сглаживается горб на средних частотах (не показано) и неравномерность во всем рабочем диапазоне приходит в норму. Чувствительность при подводимой мощности 1 Вт составляет 90 дБ. Нижняя граничная частота — 35 Гц (–10 дБ). Модель обладает очень значительным запасом подводимой мощности, о чем свидетельствует практическое отсутствие прироста нелинейных искажений при различных уровнях громкости (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Davis Acoustic Cesar Vintage | Частотная характеристика, Гц – 35—20 000 (уровень не указан) | Число полос – 3 (НЧ – 310 см, бумажный с графитовым покрытием, СЧ – 20 см, кевларовый конус, ВЧ – 7,5 см, кевларовый конус; частоты раздела 150, 3000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 93,5 | Габариты одной колонки, см – 120 x 35 x 43 | Масса одной колонки, кг – 37
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
90
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
2,9
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
5
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,41
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,27
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
25,9 (2200)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
4,1 (85)
Среднее входное сопротивление, Ом
9,1
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
62 / 50 / 35
Оценки
+ | выдающаяся музыкальность и увлекательность исполнения, живой, объемный и очень открытый звук, полновесные тембры | - | некоторая напряженность в динамических пиках, требовательность к расстановке |
Вывод:
Достаточно нестандартная по нынешним временам конструкция обеспечивает сочное, полновесное и натуральное звучание с крупным штрихом и отличным чувством саунда. Однако встречающиеся технические грешки мешают Davis Acoustic Cesar Vintage стать полным идеалом.
Revel Performa F208
Цена: 217 000 руб.
Нам нечасто выпадает шанс послушать акустические системы Revel (одного из брендов базового пакета концерна Harman, наряду с JBL, Mark Levinson и др.), причем не только в рамках теста, но даже просто так, в салоне или на выставке. В последнее время в России эти американцы далеко не так распространены, как у себя на родине. Тем интереснее было заполучить пару из новой серии Revel Performa 3, впервые показанной на CES 2012.
В процессе конструирования акустических систем компания Revel использует собственный богатый опыт и разработки, а также весь доступный ей потенциал концерна Harman International, богатейшее измерительное оборудование и программы анализа, пришедшие по большей части от JBL. В частности, твитер с дюймовым алюминиевым куполом снабжен линзой волновода, которая рассчитана по строгой математической модели и поставлена для улучшения угловой дисперсии излучения и выравнивания фазовых вкладов на стыке областей действия СЧ- и ВЧ-динамиков. Внешне акустика выглядит весьма «энерговооруженной», передняя панель вся покрыта динамиками — почти нет живого места. Твитер, среднечастотник, два басовика и порт фазоинвертора имеют единое обрамление из мягкого, бархатистого на ощупь синтетического материала. Конусы излучателей СЧ и НЧ — алюминиевые с покрытием. На диффузоры для жесткости нанесена насечка в виде радиальных штрихов. Корзины среднечастотника и вуферов — литые алюминиевые, динамики установлены в небольшие заглубления во внешнем обрамлении. Профиль проема для твитера более глубокий, сформированный из жесткого пластика. Вторые по габаритам колонки в тесте обладают обтекаемыми корпусами с закругленной задней стенкой, покрытыми рояльным лаком. Сзади имеется только клеммник лесенкой для двух пар клемм, ориентированных вверх, что очень удобно для удержания кабелей с разделкой «бананами». На клеммнике есть два любопытных регулятора, четкими щелчками фиксирующих свои позиции. Первый добавляет или убирает отдачу твитера на ±1 дБ, с шагом 0,5 дБ (у нас в тесте стоял «в ноль»). Второй работает с басом и имеет две позиции — Normal и Boundary, используемые соответственно при свободной постановке АС (порядка метра от стен, рекомендовано производителем) или же при расположении в углах либо близко к отражающим поверхностям. Неглубокие порты фазоинвертора на передних панелях колонок «под горло» забиты акустическим поролоном. Они имеют одинаковые внутренний и внешний раструбы для уравнивания давления и устранения турбулентности воздуха на выходе. В комплект входит пара поролоновых заглушек для портов.
Сделанная в соответствии со строгим научным методом акустика (при настройке и выборе компонентов практикуются также двойные слепые тесты) звучит очень выверенно, собранно и даже немного рафинированно. Хотя холодности или отстраненности не наблюдается, подача легкая, а тембральная палитра в высокой степени нейтральна. Revel Performa F208 не демонстрируют такой же клубный настрой и демократичную атмосферу открытой летней площадки, как «винтажные» Davis Acoustic. Скорее их характер ассоциируется с хорошим академическим концертным залом и профессиональными музыкальными коллективами. Легкий хай-эндный лоск этих колонок мы отметили еще при нашем первом знакомстве с ними, состоявшемся на московской апрельской выставке. Темпоритм и артикуляция в их исполнении подчеркнуто аккуратны и даже немного педантичны (этот аккуратистский подход вызывает ассоциации с почерком немецких Audio Physic, но последние не обладают столь же крупным и хорошо поставленным голосом, как Performa F208). Подача Davis Acoustic кажется более открытой и живой, зато колонки Revel значительно точнее и детальнее. Басы у АС плотные, мягкие и насыщенные, но отнюдь не бесформенные, хорошо разделенные. Регулятор отдачи по НЧ является реально полезной в инсталляции вещью, я бы даже предпочла, чтобы корректировка низкочастотного регистра была поглубже. В целом Revel Performa F208 играют очень спокойно, без резкой акцентировки атаки, но и без явной сглаженности, в ровной и правильной академичной манере.
Результаты измерений
Акустическая система Revel Performa F208 собрала максимальное количество рекордных расчетных показателей в рамках нашего теста. Минимальные значения частотных искажений составляют ±0,3 дБ на средних частотах и ±1,4 дБ на высоких (рис. 2). Нижняя граничная частота равна 27 Гц (-10 дБ). Средняя величина коэффициента нелинейных искажений — 0,15% (для 88 дБ в полосе 100 Гц — 10 кГц). Разброс значений модуля импеданса для полосы звуковых частот не превышает 4,7 Ом. Отметим также малые флуктуации графика электрической фазы, ограниченные пределом –37…+20 градусов (рис. 1) и несущественный прирост КНИ с увеличением громкости сигнала (рис. 3). Последний факт говорит о большом запасе по динамической мощности. Показатель чувствительности, при подводимой мощности 1 Вт на расстоянии 1 м на оси излучения твитера, составляет 86 дБ.
Паспортные данные:
Название – Revel Performa F208 | Частотная характеристика, Гц – не указана | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 20 см, алюминиевые конусы, СЧ – 13 см, алюминиевый конус, ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол с акустической линзой, частоты раздела 270, 2200 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 88,5 | Габариты одной колонки, см – 118,2 x 20 x 37,5 | Масса одной колонки, кг – 36,3
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
86
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
0,3
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
1,4
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,15
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,07
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
12,2 (14,4)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
3,3 (3000)
Среднее входное сопротивление, Ом
5,8
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
44 / 35 / 27
Оценки
+ | очень ровное, точное и нейтральное звучание, отличная детальность, хорошая динамика и великолепный запас по мощности | - | некоторая сглаженность акцентов и остроты перкуссии, медных и высоких деревянных духовых и прочих звонких инструментов |
Вывод:
Характер и подача Revel Performa F208 ассоциируются скорее с выверенной профессиональной манерой, где все сделано правильно и пропорционально масштабно, а сыгранность находится на высоком уровне, нежели с любительским исполнением от души, но грязноватым и не без огрехов.
Focal Electra 1028 Be2
Цена: 300 000 руб.
Акустика компании Focal всегда желанный гость в нашей лаборатории. В данном случае ее колонки включены нами в подборку, возможно, не совсем честно, скажем так, поскольку они ровно наполовину дороже прочих участников. Но в каждом сравнении полезно иметь некий высший ориентир по звучанию, и в этом качестве мы использовали в тесте Focal Electra 1028 Be2.
В отличие от более масштабных и фундаментальных по звучанию Electra 1038 Be2 младшая модель с индексом 1028 имеет на басу пару 6,5-дюймовых излучателей (у 1038 их три, и они крупнее), совпадающих по размеру со среднечастотником, но сделанных чуть иначе. В частности, у басовиков стоят жесткие вогнутые защитные колпачки, а у среднечастотника центральная алюминиевая анодированная «плюшка» жестко закреплена на керне магнитной системы. В обоих случаях материал диффузоров — трехслойный сэндвич из стекловолоконного композита регулируемой толщины. Новое поколение конусов отличается высокоточной обработкой профиля и краев диффузора лазером, управляющая магнитная система — неодимовая. Высокочастотные драйверы декомпрессионного типа (бесконечная акустическая нагрузка, работают с открытым торцом в камере специальной формы и достаточно большого объема) имеют крупные вогнутые бериллиевые купола. Эти высокотехнологичные излучатели — одни из лучших в мире ВЧ-динамиков, и работают они очень низко, начиная с 2200 Гц. Слегка сужающиеся назад корпуса с плавными обводами изготовлены из MDF переменной толщины, доходящей до 5 см. Еще одно несовпадение со старшей моделью — порт фазоинвертора выведен здесь на заднюю панель, а не в пол. Отделка корпусов привычная и исключительно стильная — сочетание «простого» черного лака на крышке с черным металликом передней панели и прекрасным бордовым шпоном на боках колонок.
По габаритам АС оказались поменьше Revel Performa F208 и заметно меньше Davis Acoustic Cesar Vintage, но на звучании пропорции совершенно не сказались. Одна из удивительных, но характерных черт акустики Focal заключается в генерации звуковых образов, размерами никак не соответствующих умеренному объему корпусов. Это касается и полочных Electra 1008, и (причем в высшей степени) старших Electra 1038, которые просто не помещаются по звучанию в нашу тестовую комнату. А у Electra 1028 Be2 это выразилось в решительном преимуществе в формировании пространства, объема и насыщенности образов перед гораздо более габаритной акустикой с более крупными динамиками.
Пара, выбранная нами для теста как референсная, нисколько не обманула ожиданий. Звуковых почерков и подходов в трактовке музыкального материала существует множество, но среди них всегда находится оптимум. Вот этот оптимум мы и получили в лице Focal Electra 1028 Be2. Из крупных игроков в тесте они отыграли заметно благороднее, чище и сдержаннее, чем колонки Davis Acoustics, и гораздо более живо и открыто, чем представители Revel. Как обычно для Focal, модель Electra 1028 Be2 продемонстрировала бережный и чуткий штрих, естественную пластику и подвижность и очень точные регистры сверху донизу. По части динамики поводов для критики тоже не нашлось — отличные нарастания и спады интенсивности, оркестровые тутти, плотные и на опоре, внятное и ясное разделение партий даже в динамических пиках. Это самое точное и чистое воспроизведение нагруженного материала. Под финал трудного «тестового забега» протяженностью в несколько дней слушать Focal Electra 1028 Be2 приятно и легко, их звучание даже поднимает настроение, настолько все на своих местах — нюансы, тонкие штрихи, артикуляция, фразировка. Тембры также следует признать эталонными в тесте — четкие деликатные струны клавесина, тонкие живые флейты, не высушенные, но и не чрезмерно оживленные, всюду соразмерность и сбалансированность, без малейших признаков неряшливости или хаотичности подачи. Темпоритмически все очень ровно, ясно и предельно четко. Конечно, остальным участникам теста трудновато состязаться на равных со звучанием такого уровня и качества.
Результаты измерений
Поведение модуля импеданса Focal Electra 1028 Be2 характеризуется как высокостабильное (рис. 1). Максимальное значение не превышает 11,6 Ом, минимум в 2,8 Ом, с учетом отклонения фазового угла, не будет представлять опасности, если усилитель в принципе готов работать с низкоомной нагрузкой. При корректной ориентации АС относительно слушателя неравномерность АЧХ не покинет коридор 2 дБ во всей области средних и высоких частот (рис. 2). Подъем в басу незначителен и теоретически должен лишь обогатить музыкальный материал в нижнем регистре. Показатель чувствительности самый высокий в нашей подборке — 91 дБ. Нижняя граничная частота равна 36 Гц (–10 дБ). Focal Electra 1028 Be2 привносят крайне малое количество гармоник в исходный сигнал. Особенно стоит отметить незначительный прирост коэффициента нелинейных искажений в сложной низкочастотной области с увеличением уровня звукового давления (рис. 3). Средняя величина КНИ для диапазона частот 100—10 000 Гц при 88 дБ составляет 0,21%.
Паспортные данные:
Название – Focal Electra 1028 Be2 | Частотная характеристика, Гц – 34—40 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 16,5 см композитные стекловолоконные конусы, СЧ – 16,5 см, композитный стекловолоконный конус, ВЧ – 2,7 см, инвертированный бериллиевый купол, частоты раздела 350, 2200 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 3,5) | Чувствительность, дБ – 91,5 | Габариты одной колонки, см – 111 x 26,4 x 35 | Масса одной колонки, кг – 33
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
91
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
1
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
2,2
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,21
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,17
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
11,6 (1320)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
2,8 (390)
Среднее входное сопротивление, Ом
7,2
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
50 / 42 / 36
Оценки
+ | великолепная точность, связность и осмысленность исполнения, очень соразмерная подача, полная жанровая универсальность | - | крупная форма и большие инструменты подаются немного мелковато, если оценивать вне сравнения с другими участниками теста |
Вывод:
Акустика, демонстрирующая совсем иной уровень звучания, нежели прочие участники теста, даже без поправки на умеренные габариты. Все недочеты и неаккуратности трактовки, подмеченные у других конкурсантов, здесь устранены полностью, все исполняется точно и строго «по месту»
Итоговые выводы
Порой выводы в сравнительных тестах выглядят как банальности. Впрочем, банальность — это, в конце концов, тысячу раз проверенная житейская мудрость, а от тысячекратного повторения содержательная составляющая не уходит. Сим вступлением автор извиняется за заключения, которые он сейчас сделает. Да, объем корпуса АС и калибр использованных динамиков, безусловно, имеют значение. Есть примеры отличных компактных двухполосных конструкций, которые даже сложную классику играют на ура. Но все же таким миниатюрам присущи естественные неизбежные ограничения по объему, мощности и уровню искажений, и, сколь бы вдохновенно и артистично ни играла маленькая акустика, в прямом сравнении она по впечатлениям уступит хорошо сделанным крупнолитражным соперникам. Однако есть и другое банальное наблюдение — мощные полнодиапазонные колонки не будут нормально играть в небольшой комнате, не сформируют нормальное звуковое поле и планы и вообще не раскроются полностью. Погнавшегося за кубатурой корпусов приобретателя больших АС может постичь горькое разочарование, когда, потратив немалую сумму, он принесет их домой, а они не сыграют даже вполовину так выразительно, как в просторном помещении салона или у друга-аудиофила. Хорошо, когда в вашем распоряжении есть зал метров в 40. Однако тут тоже не все так просто и поджидает еще одна проблема. Если не ограничивать бюджет на покупку, то просторная комната всегда лучше тесной, но если жить в реальном мире и банально считать деньги, то задачка нахождения достойно звучащей масштабной пары для большой площади за умеренную цену делается все более и более сложной. В среднем, да и в высоком стоимостном сегменте производители ориентируются в основном на запросы людей, проживающих в малогабаритных квартирах европейского типа. Соответственно, акустика стала преимущественно компактной, хотя некоторые крупнолитражные образцы еще сохранились. В нашем тесте мы все-таки старались избегать прямых сравнений между большими и малыми парами — это было бы не слишком честно по отношению ко вторым, что бы ни твердили рекламные каталоги. Возможно, тут резонно задать вопрос, зачем вообще сводить в одном тесте такие разные конструкции. Ответ на это простой: они находятся строго в одном ценовом диапазоне, а покупки мы обычно совершаем, заранее запланировав расходы. Кстати, к вопросу о ценовых границах. При подборе конкурсантов мы стремимся выдерживать определенный диапазон, плюс-минус процентов двадцать от условного среднего значения. Но этот раз к нам попали Focal Electra 1028 Be2, которые ровно наполовину дороже всех остальных участников. Они же демонстрируют звук на голову выше, чем прочие. С точки зрения продвижения вверх по шкале качества такой рост затрат кажется более чем обоснованным, однако 300 тысяч рублей — не то же, что 200 тысяч, и для некоторых эта граница уже непреодолима. И все-таки если у вас есть возможность перейти этот барьер, то Electra 1028 Be2 откроют мир существенно более глубоких и прекрасных музыкальных переживаний. Цена работает не в пользу Focal, и первого места мы им не дадим, хоть они его и заслуживают на 200 процентов, но рекомендацию, тем не менее, оставим, в знак признания и восхищения неизменно отличной продукцией фирмы.
Победителем теста провозглашается американская модель Revel Performa F208 — за очень правильное, ровное и академичное воспроизведение музыки многих жанров, особенно труднейшей симфонической классики. Эта акустика с большим звуком и хорошо поставленным голосом не сделает ничего неприятного или неприемлемого с вашими любимыми записями, не даст сбоев в трактовке и не огорчит повышенными искажениями или компрессией. Приз же симпатий редактора достается французским колонкам Davis Acoustic Cesar Vintage за неизменно открытую, свободную и широкую подачу (пусть и не всегда точную). Они не для буквоедов, а для меломанов, причем обладающих большими помещениями. Если вы из числа, не проходите мимо «винтажных Цезарей», в своем стиле эта пара почти уникальна, если судить по сегодняшней ситуации в мире акустике.
Audio Physic Tempo 25 предназначены для утонченного смакования изысканной музыки, хотя отношения с брутальными жанрами у них сложные, да и драматическую академическую музыку они несколько смягчают. Напротив, Totem Acoustic Forest порадуют своей энергетикой и направленностью подачи на слушателя (почти как маленький вариант французских «Цезарей»), но исчерпывающе рассмотреть тонкие детали с ними не удастся.
Мария Савина