Энергетические станции Slonov Sound Design
С ними - лучше!
Однажды в студеную зимнюю пору… Не совсем, конечно, так, но примерно так началась история рождения энергетических станций Slonov Sound Design. Однажды в дверь к Алексею Слонову постучал таинственный незнакомец, предложивший ему поделиться интересной находкой. А именно – попробовать использовать в питании системы разделительный трансформатор на 2,5 кВт от медицинской техники. Надо заметить, что идея применения разделительных трансформаторов для питания аудиосистем не нова, однако обычно в подобных изделиях устанавливаются не слишком мощные модели. А тут целых 2 500 Ватт!
Предыстория
Согласившись на эксперимент, Алексей оказался впечатлен произошедшими в звучании системы переменами после включения в цепь трансформатора, причем по всем параметрам. Вдохновившись услышанным и решив, что вот теперь-то он ухватил Бога за бороду, Алексей немедленно заказал у знакомых умельцев еще более мощный транс на 3 киловатта. В ожидании чуда тяжеленная чушка была снабжена вилкой и розеткой и… Чуда не случилось. Более того, эффект оказался противоположным услышанному в первый раз – грязь, муть, жуть. Озадаченный столь разительным контрастом, разработчик решил погрузиться в теорию трансформаторов, чтобы найти ответ – каким же должен быть разделительный трансформатор, чтобы при включении в цепь электропитания оказывать благотворное воздействие на звучание подключенных через него компонентов?
Теория и практика
Чтение учебников и переосмысление теории заняло у Алексея Слонова полтора года. За это время было намотано и прослушано огромное количество трансформаторов самых разных конфигураций из разных материалов. Само собой, поиск нужного варианта среди бесчисленного множества конструкций невозможен без теоретического обоснования, иначе он по определению занял бы всю жизнь не только самого автора, но и его внуков. Слово разработчику:
«В ходе наблюдений за влиянием размеров сердечника на характер звучания родилось следующее предположение. Раз по сердечнику не протекает ток и к нему не подводится внешнее напряжение, но он влияет на звук, значит, следует обратить внимание не на вольтамперные характеристики трансформатора, а на энергетические. Известная формула энергии, запасенной катушкой, дала определенную пищу для ума, хотя и не отвечала на все вопросы. Однако подход был определен и дальнейшие поиски проходили в рассмотрении трансформатора именно как накопителя энергии.»
Данный подход привел к нескольким важным практическим наблюдениям. Во-первых, сердечник трансформатора должен быть изготовлен из железа определенной марки и уровня качества. Во-вторых, очень большое значение имеет толщина ленты, чем тоньше – тем лучше. С выбором сечения провода для обмоток и количества витков тоже пришлось повозиться, не все теоретические предположения нашли свое подтверждение практикой. Форма и размеры сердечника также чрезвычайно важны, оптимальна именно тороидальная конструкция с высотой, устремляющейся в бесконечность. Также по итогам многократных прослушиваний стало очевидно, что сердечник отвечает за насыщенность и полноту звука, а вот обмотки уже за субъективные скоростные характеристики звучания системы.
Кроме того, выяснилось, что многие общепринятые правила расчета трансформаторов, прекрасно работающие для питания, скажем, бытовой техники, не подходят для аудио. В общем, процесс поиска и расчетов был долгим и увлекательным, зато в итоге на свет появилась весьма стройная теория, подкрепленная практикой, позволяющая делать разделительные трансформаторы, идеально подходящие для улучшения звучания аудиоаппаратуры. При этом все убеждения о том, что включение любых фильтров в цепь питания усилителей неизбежно приводит к потере динамики, оказались несостоятельными. Точнее так – включение неправильных фильтров именно так и сказывается на звуке, а вот присутствие в цепи «энергетических станций» Slonov Sound Design дает абсолютно противоположный эффект, о котором и пойдет речь в данном материале.
Мы уже рассказывали о моделях Momentum Maximum и Momentum Magnum в предыдущей статье, поэтому коротко напомним основной принцип их совместной работы. Первая из моделей предназначена для накопления и первичной обработки энергии, а вторая уже занимается распределением тока между потребляющими его элементами системы. Momentum Maximum имеет мощность 5 кВт, а Momentum Magnum оснащена раздельными питающими трансформаторами в 3 кВт и 2 кВт.
До сего момента у нас была возможность наблюдать эффект от работы «моментумов» исключительно в рамках фирменной системы Slonov Sound Design, на сей же раз задача стоит иная – убедиться в наличии либо отсутствии позитивного влияния на звучание любой другой, произвольной системы. Поэтому после предварительной настройки слуха на системе Model 240 mkII мы с трудом переместили тяжеленные фильтры в багажник машины и повезли их домой к автору статьи.
Собираемся с мыслями
Мы решили проверить три варианта включения фильтров. В первом случае система подключалась к меньшему Momentum Magnum, во втором работал один Momentum Maximum, а окончательная ультимативная конфигурация включала в себя оба аппарата – первым ток получал Momentum Maximum, а распределением его занимался уже Momentum Magnum.
Надо признаться, что я обычно спокойно отношусь к любым экспериментам по улучшению звучания системы при помощи фильтров, кабелей и разных волшебных резонаторов и гармонизаторов. Точнее сказать так – если система в своей базовой версии, будучи подключенной к обычной розетке и соединенной обычными недорогими кабелями играет откровенно плохо – звенит, гудит, свистит, отстает от ритма и т.д., то нужно не бежать в магазин за «более лучшими» кабелями и разъемами. Все это означает, что в системе есть глубинные проблемы, связанные с ее расстановкой в комнате, акустическим оформлением помещения, согласованием между собой электронных компонентов или просто качеством самих АС. И решать нужно именно эти проблемы. И только тогда, когда система заиграет так, что вы сможете с удовольствием слушать ее в изначальном виде, можно приступать (или не приступать) к разного рода украшательствам в виде сетевых фильтров, отдельных линий питания от ближайшей АЭС и специальных аудиофильских ароматизаторов, чтобы обеспечить полное и окончательное благорастворение воздусей.
Данное лирическое отступление сделано для того, чтобы точнее позиционировать испытуемые компоненты. Они не превратят невнятно звучащий сетап в божественный и не позволят исправить те недостатки, которые требуют других инструментов. А вот хорошей системе они обязательно позволят стать еще лучше.
Слушаем
Итак, прослушивание происходило в изложенном порядке, фильтры обслуживали систему автора в следующем составе – акустические системы JBL 4345, ламповые усилители мощности VTL MB300 Deluxe, проигрыватель грампластинок VPI Classic, фонокорректор VTL 2.5.
Что же нам удалось услышать? Во-первых следует сразу отметить, что однозначный позитивный эффект отмечался даже при включении в цепь одного только Momentum Magnum, ну и, ожидаемо, полноценно проявить себя «энергетические станции» смогли уже при последовательном соединении.
Воздействие на звук системы можно описать следующей метафорой. Если сравнить электрический ток с воздухом, а блоки питания аппаратуры с легкими, то в условиях нашей общественной сети в многоквартирном доме усилители, можно сказать, постоянно находятся на «искусственной вентиляции», а вот включение в сеть построенных на правильных разделительных трансформаторах «энергетических станций» Slonov Sound Design обеспечивает естественный приток свежего воздуха. И система начинает «дышать» полной грудью. В более привычных терминах это означает, что создается впечатление более широкого динамического диапазона, из звука полностью уходить ощущение компрессии и налет условности, обычно всегда присутствующий при воспроизведении записанной на носителе музыки. Я не хочу сказать, что комната внезапно превращается в концертный зал, но мозг вдруг совершенно перестает анализировать слышимое, настолько легко и непринужденно льется музыка. Именно это и создает ощущения, схожие с теми, которые возникают при живом исполнении. При этом система, и так не страдающая от «динамической худобы», приобрела способность совсем уж играючи справляться с самыми сложными фортиссимо и крещендо. Там, где обычно все же возникало впечатление, что игра все-таки идет на грани фола и компрессия нет-нет, да и проявит себя, появилась абсолютная свобода жеста. Кроме того, вдруг исчезли любые резкости и шероховатости, которые иногда присутствуют в звуке и которые я привычно списывал на особенности той или иной записи, а тут я удивился, насколько мягко и проникновенно заиграли многие пластинки цифровой эпохи.
Вывод
Конечно, включение фильтров Momentum Maximum и Momentum Magnum в цепь питания системы не меняет ее основных тональных характеристик, а вот динамика становится такой, которую владелец может услышать только в условиях идеального питания всех компонентов.
Как можно испробовать эффект фильтров Slonov Sound Design в своей системе? Очень просто, для этого не нужно ехать в какой-либо салон и договариваться о подборе системы, похожей на ту, что стоит у вас дома. Достаточно позвонить по телефонам, указанным на сайте http://slonovsound.ru/contacts/ и проявить интерес к прослушиванию энергетических станций в своей системе. Далее дюжие грузчики подъедут к вам вместе с фильтрами и помогут установить и подключить их. И вы все услышите сами!
Александр Чечелёв
26 июня 2018 года