Скандалы в Hi-Fi и High End индустрии
Техника и личности, которые вызвали споры
Рынок Hi-Fi и High End давно сложился и устоялся. Мало того, принятые консервативные правила на нем и взаимное уважение давно стали стандартом отрасли. Тем не менее, даже в «тихом омуте» бывают скандалы и интриги – небольшой экскурс по ним мы сейчас и проведем.
Боб Карвер – скандал со Stereophile
Один из самых знаменитых и талантливых разработчиков усилителей, Боб Карвер (Robert W. «Bob» Carver) прославился и своей тяжбой с журналом Stereophile. В 1985 году издание решило «протестировать» Боба, который заявлял, что может скопировать звук любого усилителя, не вскрывая его и опираясь только на измерения по нулевым разностям. Карвер с легкостью выиграл спор, за двое суток изготовив клон «черного ящика», которым был Conrad-Johnson Premier Four – сотрудники Stereophile не смогли пройти ни одного слепого теста в своей комнате прослушивания. Увы, всё это не кончилось миром: техника Carver несколько лет получала негативные отзывы, а потом вообще исчезла со страниц Stereophile, Боб подал иск за порчу репутации, получил встречный иск за перепечатку защищенного авторским правом материала – в итоге, дела закрыли без возмещения ущерба. Но суровый нрав Карвера вылился в то, что его техника стала редкостью на страницах любой западной прессы.
Питер Квортруп – «развод» с Хиройасу Кондо
Англичанин Питер Квортруп (Peter Qvortrup) работал как дистрибьютор техники японца Хиройасу Кондо (Hiroyasu Kondo) на английском рынке. Сотрудничество началось еще в 1979 году – у Квортрупа была дилерская сети в Копенгагене, а Кондо нужно было продавать свои кабели в Европе. Первый проект по переделке техники Quad у Квортрупа довольно быстро закрылся, а вот аппараты Кондо вызвали неподдельный интерес – скажем, именно Питер придумал название ONGAKU для легендарного усилителя Audio Note и помог модели получить известность на мировом рынке. Вскоре пути двух мэтров разошлись – Квортруп открыл одноименную компанию Audio Note UK, которая использовала собственную философию «уровней» в аудиотехнике. Наряду с новыми разработками, использовались и модифицированные схемы Кондо. Некоторое время фирмы существовали под одним названием, но «развод» был громким – с отзывом лицензии и открытыми письмами. Сейчас японский бренд использует наименование Audio Note Kondo. Техника у компаний значительно отличается, но принципы ее конструирования совпадают – только лампы, упор на однотактные схемы и т. п.
Кен Кесслер – обвинения CES
Редактор Кен Кесслер (Ken Kessler) из SoundStage! HiFi в 2019 году разразился гневной тирадой в адрес CES (International Consumer Electronics Show) – американской выставки потребительской электроники, ежегодно проходящей в январе в Лас-Вегасе. По словам Кена, изменения CES за последние годы превратили выставку из презентации Hi-Fi / High End техники в парад дронов, наушников и «дерьма», управляемого голосом. Не понравилась Кесслеру и ценовая политика шоу – так что, по всем параметрам профессионал записал CES чистое поражение от Мюнхенской и Варшавской выставок High End’а. Несмотря на большой шум, апеллировать было не к чему – судя по всему, для Hi-Fi сегодня CES и вправду не подходит.
Lexicon против OPPO
В 2010 году на Audioholics была опубликована статья Клинта ДеБоера (Clint DeBoer) о результатах «вскрытия» новых универсальных проигрывателей Lexicon BD-30 ($3 000) и OPPO BDP-83 ($500). По словам Клинта устройства оказались абсолютно идентичными, вплоть до цепей питания. Конечно же, после говорилось и о специальной оптимизации плеера Lexicon, и новом софте, но, се ля ви, «ложки нашлись, а осадок остался». К чести компании, стоит упомянуть, что такое произошло только с моделью Lexicon BD-30.
«High End – это фейк»
Портал Indiespinzone разразился статьей об аудио-индустрии, где катком прошелся по рынку, заявив, что современный «High End – это фейк». По словам автора, техника Denon, Rotel или NAD, является куда лучшими примерами инженерного мастерства, чем современные дорогие разработки, а лучшие образцы винтажной техники (скажем, Conrad Johnson Sonographe SA250) могут дать сто очков вперед новым Ultra High End устройствам. Оставим это мнение на совести издателя.