Система Полковника: Magico, Border Patrol
VAC, Metronome
Мы продолжаем изучать самые интересные полные системы класса High End. На очереди комплекс, который является итогом 30 лет работы автора – за это время в системе сменилось несколько поколений аудио-компонентов. Неизменным осталось лишь одно: стремление к высочайшей верности звучания.
Александр - инженер-электромеханик связи и меломан со школьных лет. Не удивительно, что вскоре после окончания института занялся исследованием, ремонтом и настройкой приборов магнитной и грамзаписи. И именно потому, что через руки прошла не одна сотня вертушек, был сделан осознанный выбор в сторону компакт-диска. Избавленный от всех проблем «аналога» носитель, который гарантирует высочайший динамический диапазон (на соответствующих записях, конечно, а не на продукции масс-маркета), лишенный шумов и значительной части механического влияния. Сказка, да и только. Да, винил может быть душевнее, теплее, но погоня за двумя зайцами никогда еще не приносила хороших результатов. Так что, строительство системы велось по принципу only CD.
Последних в коллекции Александра предостаточно: редчайшие японские издания, аудиофильские лейблы; многие альбомы покупались в множестве вариантов из разных стран, чтобы определить наилучшее возможное качество. Музыкальные предпочтения: джаз, соул-джаз и американская эстрада шестидесятых годов. Немалое место в коллекции занимает и боса-нова.
Александр - «Паять меня научили в бытность молодым специалистом после института, когда фактически я работал электромонтажником пару лет. Нравилось, работал с аппетитом и азартом. Только потом уже, много позже, будучи «инфицированным» аудиофилией, понял, что надо заново учиться паять, уже по канонам High End. Занимаясь импортной техникой, был вынужден неизбежно делать необходимые переходники и кабели, соответствующие разным стандартам разъемов. Сложилась приличная номенклатура. Когда рухнул социализм эта номенклатура и стала производственной целью нашего кооператива. Мы стали первыми в СССР производителями разъемов стандарта RCA, потом был SCART, модифицированный DIN и т. п. Проработали шесть лет, это были замечательные, славные годы. Вновь к кабельной теме я обратился в начале 2000-ых годов, когда обзавелся приличными компонентами и научился выслушивать кабели. Нужно уметь не только правильно слушать, но и правильно рассказывать о своих впечатлениях. С накоплением опыта и коллекции кабелей, по совету друзей, в 2009 году завел свой сайт, его анонсы и новости читайте на форуме.»
Итак, система. Ее описание начнем, что называется, из коридора: со щитка ввода электропитания. Так как Александр сейчас профессионально занимается кабельной продукцией и аксессуарами, очевидно, что данной тематике будет уделено максимальное внимание. Щиток оснащен плавкими предохранителями; от счетчика идет 15 см вставка кабеля XLO Limited. Далее размещен, собственно, модуль плавкой вставки от Silent Wire, контакты которой дополнительно покрыты родием. Сама же вставка - винтажная Ferraz USA. После этого следует еще одна вставка XLO Limited и, наконец, провод ПВС 6 мм2 для ввода в зал прослушивания. В комнате использована часть кабеля до распределителя питания и кондиционера - Acoustic Revive PowerMax 10 000. Все соединения – на автомобильных клеммниках.
Имеются два распределителя с кондиционерами питания (авторские, сделанные Александром на базе технологии спиральных вставок Сергея Ефимова). Один обслуживает цифровую часть тракта, второй - аналоговую. Клеммник распределителя DAXX D48, все соединения проводов и элементов выделенной линии снабжены короткозамкнутыми Х-конденсаторами Efa.
Александр - «Технологии Сергея Ефимова. По мнению Сергея сделать хороший кабель сложнее, чем хороший ламповый усилитель. Если некоторые инженеры-конструкторы используют экстенсивные способы конструирования своих изделий, получая при этом монструозные массогабаритные приборы, то Ефимов идет интенсивным методом - "умный в гору не пойдет, умный гору обойдет".
Действительно, почему мы делаем защиту от помех в виде экрана? А давайте обеспечим ЭМ-полю полезного сигнала такие условия, что ему экран не нужен будет? Сделаем узкий скоростной коридор, который не даст помехам совершить свое черное дело. На этом постулате Ефимов предложил ряд оригинальных конструкций, которые я технологически отработал и использовал в своей системе. Это - простейший и очень эффективный сетевой кондиционер (спиралькой, но хитрой), короткозамкнутый Х-конденсатор (известен давно, но в данном конструктивном виде и в роли насоса-ускорителя - изумительное решение), а также "Око" (размещен в дистрибьюторе питания для цифровых источников) - кондиционер-гармонизатор, запатентованная конструкция.»
Действительно, почему мы делаем защиту от помех в виде экрана? А давайте обеспечим ЭМ-полю полезного сигнала такие условия, что ему экран не нужен будет? Сделаем узкий скоростной коридор, который не даст помехам совершить свое черное дело. На этом постулате Ефимов предложил ряд оригинальных конструкций, которые я технологически отработал и использовал в своей системе. Это - простейший и очень эффективный сетевой кондиционер (спиралькой, но хитрой), короткозамкнутый Х-конденсатор (известен давно, но в данном конструктивном виде и в роли насоса-ускорителя - изумительное решение), а также "Око" (размещен в дистрибьюторе питания для цифровых источников) - кондиционер-гармонизатор, запатентованная конструкция.»
Зал 25 м2, выполнена акустическая обработка и установлены диффузоры Шредера (от Guizu) по длинной стене. Благодаря установке АС по ней же радикально снижаются басовые моды (длины волны просто не хватает того, чтобы развернуться). Использованы четыре кондиционера звукового пространства от Сергея Ефимова - Оргон, Цветок, Большой Цветок и солевая лампа Efa Life. Стойка - AV TAOC. Стена за диваном имеет простейший рассеиватель из бамбукового полотна, встроенный шкаф справа от зоны прослушивания для этих же целей намеренно отделан бамбуком и ротангом.
Основной носитель сигнала, как уже упоминалось, CD. Для воспроизведения используются: транспорт Metronome Technologies Kalista (с мощнейшей виброразвязкой и серьезно модернизированным транспортом Philips) и ламповый ЦАП с апсемплингом (неотключаемый, до 24/192) Metronome Technologies DAC C2A Signature. Что за чип у него «на борту» узнать невозможно – маркировка стерта на фабрике. ЦАП двухблочный и транспорт двухблочный (так сложилось, что все компоненты системы имеют выделенные блоки питания). Сетевые кабели: Purist Audio Design Dominus, пурпурная Arcana MK2, коаксиальный цифровой кабель Purist Audio Design Dominus. Также в системе используется стример Network Player Marantz 7004 (в основном – для прослушивания интернет-радио).
Предварительный усилитель: двухблочный ламповый VAC Signature Mk2. Серьезнейшая конструкция с навесным монтажом; 28 кг «живого веса» в упаковке. Коэффициент усиления – 12 дБ, АЧХ от 5 до 210 000 Гц. Проведена модернизация блока питания, верхняя панель заменена на кастомную деревянную, внутри размещены модули с засыпкой из турмалина.
В качестве межблочного кабеля до усилителя мощности используется пурпурная Arcana MK2, как межблочник на ЦАП работает Purist Audio Design Proteus Provectus. Сетевой кабель преда – оригинальный Western Electric.
Усилитель мощности: уже изученный нами ламповый однотактный параллельный Border Patrol S20 EXD (2 х 18 Вт). Но с самыми топовыми лампами Takatsuki TA-300B ($6 000 за квартет)! Опять же, крышки блоков питания (их у аппарата два) сменены на кастомные деревянные. Все сетевые, межблочные и акустические кабели снабжены короткозамкнутыми Х-конденсаторами. Дополнительно экранированы турмалином (в районе разъемов) только кабели источника (не везде турмалин во благо), дистрибьюторы питания, также используют такие экраны. У распределителя питания аналоговой части системы корпус закрыт турмалином полностью, а у распределителя для цифровой части тракта - частично.
АС - Magico Q3 (масса одного спикера - 113 кг). На боковые панели наклеены керамические оптимизаторы звукового поля. Акустические кабели – оригинальный Western Electric. Смогут ли колонки с алюминиевыми корпусами и чувствительностью в 90 дБ (при АЧХ от 26 до 50 000 Гц) сыграть с лампой? Проверим.
Александр - «На самом деле традиционная для аудиофилов оценка роли того или иного кабеля "система поднялась на новый более высокий уровень" подлежит безжалостному делению на сто. А еще мне нравится "космос" Мурата, кроме шуток, оригинально, сильно, образно. Реально звук "правится" не более, чем на 10%. Стоит ли покупать кабель дороже, чем сам компонент? Никаких предубеждений не имею. Если очень нравится, то стоит. Знаю много случаев, и сам грешен.
Длина кабеля. Чем длиннее, тем лучше. Относится к любому кабелю, сетевому, межблочному, акустическому. Примерно так: 0,5 м - вообще ни о чем, 1,0 м- удовлетворительно, 2 м- хорошо, 3 м - отлично!
Прогрев (стабилизация структуры) - процесс бесконечный. Есть примеры прогрева, когда скачкообразно преобразился кабель после 1,5 - 2 лет работы. Кабели Western Electric, которые я использую в своей системе, работали сразу стабильно, они сделаны ориентировочно в 40-ых годах прошлого столетия.
Почему кабели такие дорогие? Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы очень большие, на маркетинг не меньше. В итоге в структуре затрат не менее 80%. Производство, как правило, малотиражное, ручная сборка. Потребитель этого не видит и удивляется почему 2 м меди в трубке ПВХ стоит так дорого. Бизнес на одних только кабелях низко рентабелен, он часто дотируется за счет более рентабельных родственных производств.»
Длина кабеля. Чем длиннее, тем лучше. Относится к любому кабелю, сетевому, межблочному, акустическому. Примерно так: 0,5 м - вообще ни о чем, 1,0 м- удовлетворительно, 2 м- хорошо, 3 м - отлично!
Прогрев (стабилизация структуры) - процесс бесконечный. Есть примеры прогрева, когда скачкообразно преобразился кабель после 1,5 - 2 лет работы. Кабели Western Electric, которые я использую в своей системе, работали сразу стабильно, они сделаны ориентировочно в 40-ых годах прошлого столетия.
Почему кабели такие дорогие? Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы очень большие, на маркетинг не меньше. В итоге в структуре затрат не менее 80%. Производство, как правило, малотиражное, ручная сборка. Потребитель этого не видит и удивляется почему 2 м меди в трубке ПВХ стоит так дорого. Бизнес на одних только кабелях низко рентабелен, он часто дотируется за счет более рентабельных родственных производств.»
С первых же аккордов звучание системы поражает своей филигранностью и аккуратностью. Пожалуй, это будет главным рефреном в описании – настолько чистого, в хорошем смысле вылизанного аудиофильского звучания нет ни на одной современной выставке High End. Это понятно, в комплексе каждый элемент на своем месте и каждый элемент влияет на звук. Кабели? Да чего там, кабели! Даже расположения кондиционеров звукового пространства Сергея Ефимова найдены с точностью до миллиметра. И золотая цепочка, на которой подвешен один из них – тоже не случайный выбор.
Годы труда и огромный опыт Александра вылились в построение системы, сделанной не по канонам (с колонками Magico, которые являются традиционно сложной нагрузкой для усилителя трудится однотактная лампа), но обладающей идеальной синергией, сыгранностью и полностью вовлекающей в прослушивание.
Классика у Александра звучит ровно так, как и должна: Eiji Oue «Mephisto & Co» демонстрирует огромный динамический диапазон, всплески БСО отрабатываются без намека на какие-либо ограничения, целостная картина музыкального полотна абсолютна. Вот она, мощь Border Patrol S20 EXD помноженная на традиционный «стальной кулак в бархатной перчатке» Magico. Jacques Loussier Trio play Bach –микродинамическая картина сохранена полностью.
Хочется «поддать жару» уже по полной программе и следующей композицией в программе становится AC/DC «Hells Bells»: и тут система без сучка и задоринки формирует полноценный sound wall, так необходимый на роке. Острожные претензии можно высказать лишь по части области самого нижнего баса, но, в данном случае – это плата еще и за расстановку АС по длинной стене в комнате. Зато нет и намека на гудение или низкочастотные моды. Альбом Yello «Touch», похоже, комплексу по зубам любые жанры, он демонстрирует железобетонное спокойствие и даже самые сложные и насыщенные композиции отрабатываются без какой-либо напряженности.
Ну и, конечно, джаз. О, тут система Полковника действительно способна свести с ума, а дифирамбы ей можно петь днями и ночами. Весомый, рельефный, мускулистый диапазон «нижние СЧ – верхний бас» чарует, вокал кажется абсолютно реалистичным, «сверху» присутствует масса деталей, но саунд никогда не становится хирургическим или навязчивым. Звучание трехмерно и голографично, колонок в зале нет, есть только музыка.
Неизбежные ограничения комплекса связаны лишь с самим форматом CD, вернее не с ним, а с рядом изданий, отличающихся безнадежно загубленным динамическим диапазоном. Как только в транспорт устанавливается такой диск – все его изъяны становятся виды, как на ладони. И, как прецизионный микроскоп, система ровно так же высвечивает и преимущества действительно хороших записей. Браво!
Стас Устенко
2 июня 2018 года
2 июня 2018 года