Rotel A11/CD11 Tribute – его прощальный апгрейд
Обзор усилителя Rotel A11 Tribute и CD-проигрывателя Rotel CD11 Tribute
С уходом из жизни лучшего кутюрье аудиомира Кена Ишиваты любители Hi-Fi и журналисты лишились не только его веселых и жизнерадостных презентаций, но и подписанных им версий серийных усилителей и источников сигнала, составляющих теперь основную часть его наследия. Последнее творение талантливого разработчика увидело свет уже после его кончины, речь идет о новых компонентах Rotel серии Tribute.
Изучаем
Между сообщением об уходе Кена Ишиваты из его многолетнего дома в Marantz и известием о его скоропостижной кончине прошло совсем мало времени, однако за этот период он успел отметиться сотрудничеством с несколькими брендами. А вот о его совместной работе с Rotel не было известно ничего до официального анонсирования выпуска компонентов Rotel Tribute, которые и стали его прощальным подарком всем настоящим энтузиастам аудио.
Серия включает всего две модели – интегральный усилитель Rotel A11 Tribute и CD-проигрыватель Rotel CD11 Tribute. Внешне они ничем не отличаются от обычных серийных компонентов, о которых мы рассказывали в момент их выхода на рынок. Единственное различие, это наличие таблички с надписью Tribute на английском и японском языках, украшающей фронтальные панели аппаратов.
Rotel A11 Tribute
Как мы уже отмечали в прошлом материале, продукция Rotel всегда легко узнаваема на фотографиях и полках магазинов за счет сохраняющегося на протяжении многих лет оригинального дизайна. Серебристая передняя панель из алюминия, круглые клавиши, голубые светодиоды и ЖК-дисплей с символами того же цвета, приземистые корпуса – да, перед нами Rotel.
Интегральный усилитель развивает мощность в 50 Ватт на канал при нагрузке сопротивления 8 Ом. В соответствии с требованиями времени, на борту установлены столь идеологически разные модули, как приемник Bluetooth с поддержкой кодеков aptX и AAC, а также фонокорректор для головок звукоснимателя с подвижным магнитом. Первый из них гарантирует максимальное удобство при прослушивании музыки, второй же обещает отличное качество поступающего сигнала.
Помимо упомянутого входа Phono к услугам пользователя четыре несимметричных линейных входа на RCA, а также отдельный выход с предварительного усилителя для организации схемы bi-amping. Как мы уже убедились, скромные показатели мощности не должны вводить в заблуждение – солидный фирменный тороидальный трансформатор, а также электролиты общей емкостью более 20 000 микрофарад в фильтрующей части гарантируют хороший запас по току. В сочетании с демпинг-фактором в 140 единиц это позволит аппарату уверенно справляться большинством акустических систем своего класса.
Что касается внесенных по рекомендации Кена Ишиваты изменений (он не дожил до завершения проекта, а его находки были реализованы при участии его друга Карла-Хайнца Финка из Fink Audio), то они коснулись исключительно элементной базы. В выходном каскаде были заменены 10 конденсаторов и два резистора, а в секции предварительного усилителя апгрейду подверглись еще шесть конденсаторов. Верхняя крышка корпуса получила наклейки из демпфирующего материала. Все остальные характеристики исходной модели, включая габаритные размеры и вес, остались теми же.
Rotel CD11 Tribute
Несмотря на то, что компакт-диск из горячей новинки 1980-х сегодня превратился в уходящую натуру, огромное количество выпущенных за многие годы дисков еще долго будут нуждаться в соответствующих проигрывателях. Модель Rotel CD11 Tribute имеет классическую конструкцию – традиционный загрузчик с выезжающим лотком, линейный блок питания на небольшом трансформаторе, а также блок ЦАП на чипах Burr-Brown от Texas Instruments.
Компоновка у модели также классическая, а на задней панели, помимо аналогового выхода на RCA, присутствует лишь коаксиальный цифровой выход. Опирается компонент на четыре антивибрационные ножки, вес проигрывателя – 5,8 килограммов.
Какие же усовершенствования появились в новой версии? Достаточно серьезные, и затронули они выходной каскад после цифроаналогового преобразователя – в нем были заменены восемь конденсаторов и один резистор, а также блок питания, в котором под замену пошли девять конденсаторов. Специальный демпфирующий материал был наклеен на верхнюю крышку корпуса для снижения уровня вибраций, кроме того, было улучшено электрическое заземление и механическая развязка транспорта.
Подключаем
Для прослушивания комплект был установлен в просторном помещении в офисе российского дистрибьютора. Для оценки качества звука использовались полочные акустические системы B&W 607 S2 Anniversary Edition и B&W 706 S2. Кроме того, как дополнительный источник сигнала был задействован тюнер Rotel T14, через который осуществлялся доступ к музыкальной библиотеке на местном сервере и к стриминговому сервису TIDAL. Вся коммутация выполнялась кабелями Transparent Cable.
Слушаем
Удивительно, насколько сильно устоявшийся архетип звучания аппаратуры того или иного бренда может влиять на восприятие. Некоторое время я просто не мог поверить тому, что я услышал, настолько непохоже на оригинальную версию играет комплект, к которому приложил руку Кен Ишивата. Но факт остается фактом – доработанные безвременно оставившим нас маэстро компоненты демонстрируют звук, который принято больше ассоциировать с почерком аппаратуры Marantz, разве что динамика и ритм здесь остались истинно «ротелевскими». А вот воздух, трехмерность и отличное построение сцены, всегда бывшие сильной стороной доработанных Кеном моделей, проявились во всей красе. Кстати, равно как и более снисходительное отношение к не слишком удачно записанным дискам.
Так, например, издание последнего альбома Оззи Осборна на компакт-диске не может похвастать исключительным качеством, однако в исполнении тестируемой системы оно неожиданно приобрело хороший объем и даже многоплановость, а дисторшн электрогитары получился ну очень вкусным и «жирным». Ритм-секция выступала внушительно и весомо, несмотря на то что прослушивание проходило в системе с полочными мониторами. Тестовые диски сменяли один другой, однако все они звучали гораздо более утонченно и воздушно, чем то могли обеспечить подвергнутые апгрейду оригинальные модели. Джаз и камерная классика в исполнении системы были просто обворожительны, а безумные басовые экзерсисы Infected Mushroom приобрели дополнительное измерение, обычно скрадываемое комплектами, делающими акцент на мид-басе для придания музыке большего драйва. В общем, найти среди огромного числа треков те, что поставили бы в тупик эту недорогую связку из интегрального усилителя и CD-проигрывателя, мы не смогли. Такое качество обычно свойственно куда более дорогой аппаратуре.
Отметим, что сочетание Rotel A11 Tribute с B&W 706 S2 получилось просто замечательным, чувствуется, что усилителю вполне по силам справиться и с более сложной нагрузкой. Однако если вы любите не просто весомый, но и предельно артикулированный бас, я бы советовал подбирать к в пару усилителю акустические системы с ровным и правильно настроенным низкочастотным диапазоном.
Паспортные данные :
Тип – интегральный усилитель | Название – Rotel A11 Tribute | Цена, рублей – 68 600 | Демпинг-фактор – 140 | Выходная мощность – 2 х 50 Вт на 8 Ом | АЧХ - 20 – 20 000 Гц | КНИ – 0,003% | Интермодуляционные искажения - < 00,3% | Соотношение «сигнал – шум» – 100 дБ (линейный вход), 85 дБ (вход фонокорректора) | Входы – аналоговые линейные RCA (4), Phono RCA (1) | Выходы – аналоговый RCA (предварительный усилитель) | Габариты, мм – 430 x 93 x 345 | Масса, кг – 6,85 | Источник ТТХ – Rotel
Тип – CD-проигрыватель | Название – Rotel CD11 Tribute | Цена, рублей – 46 200 | Поддержка файловых форматов – Redbook CD | Выходное сопротивление – 470 Ом | АЧХ – 20 – 20 000 Гц | Выходы – аналоговый RCA, цифровой коаксиальный | Габариты, мм – 430 x 98 x 314 | Масса, кг – 5,8 | Источник ТТХ – Rotel
Оценки
+ | Воздушный, динамичный и трехмерный звук с отличным объемом, терпимость к плохо записанным дискам | - | В CD-проигрывателе нет оптического выхода, а в усилителе – цифрового входа |
Вывод: После того, как прошел первоначальный шок и когнитивный диссонанс, пришло понимание, что именно таким должен быть прощальный подарок Кена Ишиваты – бюджетный Hi-Fi, делающий то, на что обычно способна только гораздо более дорогая техника. А именно – вызывать у владельца исключительно позитивные эмоции и заставлять его слушать музыку, а не думать об апгрейдах. Спасибо и прощай, Кен!