Рог и смычок
Акустические системы JBL 4305H WX
Рог и смычок
Акустические системы JBL 4305H WX
Цена - 49 990 руб. (пара)
В прошлом номере журнала мы начали тестировать реплики старых студийных мониторов фирмы JBL, выпущенные специально для японского рынка. Кстати, в том материале нами была допущена досадная ошибка – акустика JBL по-прежнему производится в США, но эти модели до последнего времени поставлялись исключительно в Японию. Сегодня у нас в программе продолжение, модель семидесятых годов прошлого века — двухполосные полочные рупорные АС
Фирма JBL, названная по инициалам своего основателя, знаменитого конструктора-разработчика Джеймса Буллоу Лэнсинга, была образована в 1946 году. Имеющая ныне репутацию гранда в области создания акустических систем, начиналась она довольно скромно — в отличие от первого проекта Лэнсинга The Altec Lansing Corporations, который обрел к концу сороковых годов прошлого века культовый статус благодаря своим рупорным АС и проектам магнитных систем. Сам Лэнсинг очень недолго служил генератором идей для своего детища (он умер в 1949), но компания, возглавляемая уже Вильямом Томасом, осталась верна курсу на поиски совершенно новых стандартов звукоизвлечения и принципов конструирования АС. В шестидесятые, когда в двери громко постучался рок-н-ролл и срочно понадобились студийные мониторы нового типа, JBL тесно сотрудничала со студией звукозаписи Capitol Records, и их союз дал миру модель 4320 и вывел фирму в число мировых лидеров. Впоследствии мониторы JBL превратились в стандартные рабочие колонки для звукорежиссеров знаменитой EMI. В 1973 году появилась полная линейка 4300, ставшая одним из знаковых событий для бренда. В нее вошли, помимо прочего, и первые в истории четырехполосные АС. Реплика одного из младших представителей культового семейства, выпущенная спустя почти сорок лет, попала к нам в лабораторию.
Твитер в колонках новый, титановый. Он разработан недавно, а не перешел по наследству от классической модели и представляет собой компрессионный 25-мм драйвер, который помещен в широкий пластиковый рупор и снаружи прикрыт защитной стальной сеткой. Использование рупора увеличивает направленность звучания JBL 4305H WX и в то же время позволяет снизить влияние помещения, где работают мониторы, за счет уменьшения вклада отражений акустических волн от потолка и боковых стен. Крупный 20-см НЧ/СЧ-динамик снабжен фирменным, узнаваемым с первого взгляда белым бумажным диффузором, сделанным с добавлениями натуральных целлюлозных волокон из природных материалов, и резиновым подвесом.
Излучатели магнитоэкранированы. Сзади находится коммутационный блок с одной парой клемм, а два небольших порта фазоинвертора расположены в нижней части передней панели. Посередине между ними примостился плавный (не ступенчатый) регулятор ВЧ, дающий возможность настроить отдачу компрессионного рупорного динамика под конкретную комнату и акустическое окружение. Регулятор имеет маркированный диапазон от +1 до –7 дБ, но физически проворачивается еще дальше в минус, позволяя практически отключить ВЧ-динамик.
Как свойственно продукции JBL, модель 4305H WX обладает довольно высокой чувствительностью и не запредельной (по современным понятиям) перегрузочной способностью. Рекомендуемая подводимая долговременная мощность — не более 150 Вт. Эта студийная акустика, по всей видимости, изначально была ориентирована на работу с вокалом и с записями инструментальных камерных коллективов. Подобно протестированной в прошлом номере реплике JBL 4312M II, рассматриваемые колонки являются мониторами ближнего поля и в целях получения оптимального звучания должны прослушиваться с разумно близкого расстояния.
Корпуса довольно крупных полочников сделаны очень просто, но чрезвычайно крепко, надежно и аккуратно. Покрытие традиционным темно-коричневым шпоном натурального дерева смотрится скромно, но выполнено оно качественно, абсолютно никаких швов.
Звучание
Барокко преподносится крайне изящно и слитно, бас аккуратный, бриллиантовый, со всеми линиями инструментов, мягкий, но деликатный. Детальность у JBL 4305H WX необычного свойства, она не доминирует и не обращает на себя внимания, но внезапно проявляется неожиданными подробностями. То вдруг клавесин прольется четкой трелью ноток на заднем плане, то обнаружится, что в концерте Телемана для деревянных духовых и сопровождения одновременно играют две несолирующие флейты (что подтверждает и вкладыш к диску с фотографией коллектива Kamerata Koeln), которые никогда ранее не прослушивались по отдельности, а сейчас отчетливо и ясно разделились. Шумовые призвуки, возникающие при игре на различных натуральных инструментах, тоже отчетливо различимы. Хвосты послезвучий самую малость опущены, но ощущения глухости записей совсем нет. С точки зрения вызываемых ими впечатлений деликатные барочные записи выглядят практически эталонно (особенно в смысле баланса эмоций, детальности и слитности — все это выше всяких похвал). Филигранное исполнение отличается прозрачностью, тонкостью и аккуратностью, но ни в коем случае не сухостью и ломкостью исчезающих схематичных тембров, как порой бывает.
АС демонстрируют чуть иной, чем привычно, характер звучания. Например, труба в их интерпретации мягкая, скорее грустно-задумчивая, чем ясная и живая, равно как и остальные медные духовые. Бодрые композиции субъективно подаются не слишком быстро, спокойно, но очень увлекательно.
Такой же почерк в полной мере сохраняется и при воспроизведении масштабных симфонических полотен — исполнение мягкое, чуть задумчивое, совсем без спешки, хотя с логикой и хорошим движением вперед. Симфонический оркестр играет свободно и пропорционально, без гипермасштаба, но, как и в музыке барокко, с наполнением неожиданными деталями — скажем, четким и внезапным треугольником или очень ясно вступившим большим оркестровым барабаном.
У каждой медали есть две стороны, и в дополнение к необычной детальности в оркестровых форте отчетливо прослеживаются определенные проблемы. Голоса струнных, в первую очередь скрипок, на тутти заметно сплющиваются и начинают повизгивать. Радикальное прикручивание регулятора тембра позволяет избавиться от неприятной резкости, хотя ощущение объема и общего дыхания, к сожалению, при этом тоже несколько уменьшается. JBL 4305H WX еще раз подтверждают свой статус мониторов ближнего поля, поскольку, как и заявляет компания-изготовитель, огромная вглубь и вширь сцена, так же как и общий масштаб и наполненность басом, образуются при приближении к колонкам на 1,5 м.
После длительных экспериментов с регулятором ВЧ было определено достаточно экстремальное значение, равное –5 дБ, после установки которого восприятие симфонической музыки, особенно скрипичной группы и высоких деревянных духовых, существенно изменилось в лучшую сторону. Какая-либо зажатость и визгливость покинули область середины и верхов, звучание сделалось очень спокойным и свободным. Одновременно, как уже говорилось, стало меньше мягкой детальности, слабее прослеживалось необычное разделение разных инструментов. Однако подобный компромисс, по моему мнению, разумен и полезен, к тому же это востребовано симфонической классикой с огромным динамическим диапазоном и мощными пиками громкости. Композиции остальных стилей, в том числе филигранное барокко и академический вокал, прекрасно и органично исполняются с нейтральным положением регулятора. Из неклассических жанров особенно порадовало увлекательное воспроизведение поздних записей Билли Холидей — с полностью переданным шармом чуть усталого голоса; просто невозможно было остановить диск и переключиться на что-то другое. В целом эти камерные колонки с прозрачным, деликатным и тонким звуком у меня почему-то ассоциируются с творениями поэтов-импрессионистов, у которых «рог и смычок» были не просто словами или музыкальными инструментами, но двумя символами-настроениями, одними из основных.
Результаты измерений
Измеренное значение чувствительности составляет 88,5 дБ и очень близко к заявленному производителем. Нижняя граничная частота оценивается в 33 Гц (по уровню –3 дБ). Неравномерность АЧХ в области высоких частот довольно существенная и достигает 5,1 дБ (рис. 1). Из графика модуля импеданса и электрической фазы видно, что данные АС совершенно несложная нагрузка для усилителя. Минимальное значение импеданса составляет 5,6 Ом, и практически на всех частотах превышает 6 Ом (рис. 2). На третьем графике показана работа ВЧ-фильтра: красный — уровень 0 дБ, желтый — максимальное положение регулятора (дающее добавку в 1,7 дБ), голубой — значение по уровню –5 дБ (по измерениям — до уровня –4 дБ), фиолетовый — показания регулятора MIN (ослабление составляет –7 дБ). При прокручивании регулятора до упора получается синяя кривая, соответствующая отключению ВЧ-драйвера. Среднее значение КНИ невелико — 0,39%, хотя имеется неприятный всплеск больше чем на 1% в районе 1,1 кГц.
Паспортные данные:
Тип – полочные акустические системы | Название – JBL 4305H WX | Частотная характеристика, Гц – 50—35 000 (верхняя граница по уровню –6 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 20 см, бумажный с добавлением целлюлозных волокон; ВЧ – 2,5 см, титановый купол; частота раздела 4500 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 46 x 27,3 x 28,4 | Масса одной колонки, кг – 11,5
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: легкий, естественный и аккуратный звук, тонкий, но тембрально очень верный и точный
Минусы: заметная резкость на ВЧ, легко, впрочем, компенсируемая регулятором тембра
Вывод:
Интересные колонки с естественным деликатным звучанием, мягкими тембрами и чуть задумчивым характером. Предпочитают вокал, камерную и инструментальную музыку, с которыми они справляются идеально. А если привлечь настройки ВЧ, то осилят и масштабный БСО
Мария Савина