Раскрыть потенциал
Корректная инсталляция мультимедийной акустики
Раскрыть потенциал (часть 2)
Корректная инсталляция мультимедийной акустики. Спикеры 2.1
Вторая часть цикла посвящена вопросам инсталляции активной акустики 2.1, или трифоника. Как известно, такие спикеры изначально ориентированы на игры и кино, поэтому не все покупатели считают нужным уделять их размещению пристальное внимание. А зря: при соблюдении нескольких простых правил даже хорошо знакомый трифоник сможет продемонстрировать ранее скрытые таланты
Создавая акустику 2.1, конструкторы преследуют несколько иные цели, нежели при работе над классическими мультимедийными спикерами 2.0: главными приоритетами являются минимальные габариты сателлитов – это позволяет высвободить место на рабочем столе – и получение достаточно мощного баса, который акустике 2.0 воспроизвести обычно не по силам. В то же время, физическое разделение НЧ-секции (заметьте, я не использую слово сабвуфер, потому что в истинно сабвуферном диапазоне 20-30 Гц практически любой басовик от мультимедийных спикеров 2.1 уже не дееспособен) и сателлитов, ответственных за средние и высокие частоты, ведет к увеличению себестоимости – из-за большего, относительно решений 2.0, количества используемых материалов и комплектующих. Но конъюнктура рынка такова, что модели 2.1 покупают частенько в довесок компьютеру, «чтобы было», поэтому дорогими они быть не могут априори. Вот компаниям и приходится дополнительно удешевлять производство такого продукта. Исключение составляют лишь немногочисленные модели 2.1 для требовательных геймеров, готовых расстаться с 8 и более тысяч рублей. В целом же по рынку расклад такой: при равной цене модель 2.0 будет почти гарантированно музыкальнее и «правильнее» по звуку, зато одноклассница 2.1 окажется удобнее в размещении и более басовитой. Впрочем, это вовсе не означает, что бюджетные модели 2.1 не годятся для прослушивания музыки! Рассмотренный в этой статье трифоник от Jetbalance является тому наглядным подтверждением. Но вначале поговорим о правилах размещения среднестатистического комплекта мультимедийной акустики 2.1.
Как ставить?
В отличие от традиционных собратьев конфигурации 2.0, звучание сателлитов трифоника при установке непосредственно на стол деградирует в меньшей степени. Дело в том, что наиболее заметно искажаемый в таких случаях диапазон 150-400 Гц у компактных сателлитов выражен гораздо слабее. Тем не менее, настольное размещение им все равно не рекомендуется, если мы говорим про решения хотя бы среднего уровня, а не совсем уж дешевые наборы с крохотными пластмассовыми сателлитиками, писклявый звук которых уже ничем нельзя испортить. Еще хуже, когда на столе оказывается еще и низкочастотник: жуткая «каша» вместо звука гарантирована.
Разумным решением является установка сателлитов на небольшие подставки или другие возвышения, приподнимающие излучатели хотя бы на 10-15 сантиметров. Ориентация акустической оси динамиков в каждом случае подбирается индивидуально. Например, если колонки звучат относительно резко, крикливо, то можно несколько развернуть их наружу. Сабвуфер целесообразно установить под стол или рядом с ним – опять же, это зависит от конкретной ситуации. Рекомендуется попробовать оба варианта и выбрать тот, который больше понравится по звуку.
Если во главу угла ставится чистота звука, то лучше всего расположить трифоник (включая сабвуфер) на полке над монитором. При таком раскладе вы несколько потеряете в мощности баса, зато саунд в целом будет максимально цельным и сбалансированным в рамках того, на что способны колонки.
Что же касается акустической обработки помещения подручными средствами, то эту информацию вы сможете найти в первой части цикла статей про инсталляцию мультимедийной акустики.
Собственно, акустика
Почему в качестве примера мультимедийной акустики 2.1 был выбран именно комплект Jetbalance JB-454 за 1900 рублей? Потому что формально он принадлежит к той ценовой категории, в которой спикеры выбирают по дизайну, вполне справедливо полагая, что достойно звучать за такие деньги они все равно не будут. Фактически же данный комплект выбивается из общей канвы: дизайн тут, прямо скажем, очень скромный, зато корпуса сателлитов не пластиковые, а из древесной плиты, что уже само по себе ценно, поскольку позволяет в значительной степени уменьшить внутренние резонансы и, как следствие, сделать звучание чище.
Излучатель в каждом сателлите – широкополосный драйвер с бумажным диффузором около 9 см. в диаметре. Динамик скрыт несъемным грилем из ткани, посаженной на полимерный каркас.
Низкочастотный модуль представляет собой классическую конструкцию с фронтальным динамиком ~15 см и тыловым портом фазоинвертора. Для установки под стол этот аппарат годится, поскольку защитный гриль на излучателе сделан из металла. В то же время, на корпусе расположен еще и блок регуляторов (общая громкость, интенсивность работы басового модуля) и выключатель, тянуться к которым всякий раз будет не очень удобно.
Хотя, если один раз настроить систему, то открытым остается лишь вопрос о комфортной регулировке громкости, а уж этот процесс можно запросто реализовать программно в источнике – компьютере или медиаплеере.
Звучание Jetbalance JB-454 можно назвать комфортным, если сателлиты не нацеливать строго на себя. И если не злоупотреблять звуковым давлением: спикеры интересны на малой и средней громкости. Зато для своей ценовой категории трифоник звучит чрезвычайно слитно (разработчики обеспечили хорошую сшивку поддиапазонов). Лучше всего он справляется с легкой инструментальной музыкой, в том числе камерной классикой. В играх каких-либо жанровых ограничений не замечено – опять же, если не требовать от этих недорогих АС дискотечного звукового давления.
А что насчет Jetbalance JB-454 скажет специалист нашей тестовой лаборатории?
«Широкополосный драйвер, установленный в акустических системах этого трифоника, охватывает весьма широкий диапазон частот. Правда неравномерность во всем рабочем диапазоне оставляет желать лучшего, да и запас по мощности не велик: уже на средней громкости уровень искажений становится заметен на слух. При умеренном же уровне звукового давления (82 дБ) среднее значение этого показателя в пределах нормы (0,7%). Низкочастотник оказывает им хорошую поддержку, воспроизводя диапазон с 47 Гц. Запас по громкости хорошо согласован со стереопарой».
Таким образом, можно смело рекомендовать Jetbalance JB-454 для полноценного озвучивания компьютерного рабочего места или небольшой комнаты (но уже в фоновом режиме) – в качестве альтернативы музыкальному центру за 3000-5000 рублей.
Перейти к третьей части.
Денис Репин, Hi-Fi.ru