Раскрыть потенциал
Корректная инсталляция мультимедийной акустики
Раскрыть потенциал
Корректная инсталляция мультимедийной акустики. Часть первая: спикеры 2.0
Хорошо звучащие колонки – это замечательно. Но часто бывает так, что владелец не может насладиться покупкой в полной мере из-за неправильной ее установки. Данная статья призвана помочь вернуть саунд на должный уровень.
Про инсталляцию полноразмерных домашних кинотеатров написано много статей, тогда как тему расстановки мультимедийной акустики обычно обходят стороной. На мой взгляд – не заслуженно. Причин возникновения такой ситуации несколько, но большинство из них относятся к разряду стереотипов, плюс, нежелание изданий тратить силы на освещение столь «недорогой» темы – ведь гораздо интереснее описывать нюансы размещения и подключения многомиллионных комплексов. Оно и понятно: поражающие воображение конструктивные решения, экзотические материалы, да и вообще общий размах затеи. Но ведь и недорогую акустику нельзя списывать со счетов! Я не спорю, что от пластиковых коробочек ценой 500 рублей наивно ждать хоть сколько-нибудь приемлемого саунда – спикеры данного класса годятся только для озвучивания офисных приложений и IP-телефонии. А вот классические модели «в дереве» – это уже другой разговор!
В различных форумах часто интересуются: чем же мультимедийные колонки 2.0 отличаются от значительно более дорогих, но сопоставимых по размеру и внешнему виду собратьев класса Hi-Fi или студийных мониторов? Если отвечать двумя словами, то – комплектующими и инженерией. Чем более высокого класса система, тем лучше в ней динамики, качественнее и мощнее усилители, толще и массивнее корпуса; тщательнее рассчитываются разделительные фильтры, а то и вовсе используются активные кроссоверы с полосным усилением. Сегмент мультимедийной акустики живет и развивается по другим законам: чтобы держать планку розничной стоимости на приемлемом для большинства рядовых покупателей уровне 2500-4000 рублей, производители вынуждены снижать свои аппетиты, компенсируя небольшую маржу массовостью продаж, а также искать компромиссные технические решения. В частности, вместо MDF (плотная плита из мелких опилок) корпуса АС обычно делаются из прессованного картона, который заметно дешевле, хотя по своим акустическим свойствам в рамках поставленных задач не сильно уступает. В конструкции динамиков ММ-акустики используются массовые, а потому недорогие материалы (чаще всего целлюлоза и полимеры для диффузора основного драйвера, ткань с пропиткой или резина для подвеса), усилительная часть базируется на микросхемах или микросборках, блок питания без заметного запаса по мощности, а в роли кроссовера зачастую выступает простой конденсатор перед твитером. Ну, и, конечно же, производство таких изделий обычно сосредоточено в КНР и других азиатских странах с недорогой рабочей силой. Так что, с технической точки зрения мультимедийная акустика почти во всем уступает «хай-файной» или студийной. Звучит она, соответственно, тоже скромнее – но это вовсе не означает, что плохо! К тому же, не секрет, что для достижения улучшений звука Hi-Fi-борудования на уровне нюансов владельцу, порой, приходится удваивать бюджет на систему, тогда как хорошие мультимедийные спикеры изначально имеют гораздо более привлекательное соотношение цены и качества, обеспечивая достаточное для большинства рядовых меломанов звучание за небольшие деньги. Поэтому, если отбросить снобизм и предвзятое отношение, то становится очевидным следующее: грамотно сделанная мультимедийная акустика однозначно имеет право на существование даже в качестве основного средства прослушивания музыки, являясь более доступной и при этом более привлекательной альтернативой многим музыкальным центрам в категории до 10 тыс. руб.
Однако, раскрыть в полной мере потенциал приобретенных АС можно только в том случае, если обеспечить их правильную установку, а в помещении провести хотя бы минимальную акустическую подготовку.
Как ставить?
Самая большая ошибка меломана – это установка колонок непосредственно на стол, пускай даже с использованием различных мягких ножек.
Дело в том, что поверхность стола выполняет функцию акустического зеркала, мешая распространению звуковых волн от динамиков и существенно искажая таким образом тональный баланс. А благодаря резонансам самой столешницы в звучании появляется бубнение, теряется чистота и точность баса. Чтобы этого избежать, нужно отдалить спикеры от поверхности стола. Сделать это можно при помощи небольших (15-20 см) настольных подставочек из дерева, ДСП/MDF или металла. Также в этой роли неплохо выступают стопки толстых книг, хотя с ними получается менее устойчиво. Готовые подставки нужного калибра в продаже не встречаются, поэтому придется изготавливать их самостоятельно или заказывать знакомому мастеру. Для механической развязки колонок от стола обе контактные поверхности подставки желательно снабдить мягкими фетровыми или резиновыми ножками.
Второй оптимальный вариант размещения АС – на полке над монитором компьютера. Относительно инсталляции на подставках вы немного потеряете весомости нижнего регистра, зато средние частоты станут еще более разборчивыми. Если колонки не помещаются вертикально, то их можно положить на бок, но только – симметрично, относительно слушателя. Наличие мягких самоклеящихся ножек приветствуется и в данном случае.
Готовим комнату
Понятное дело, что владелец недорогих мультимедийных колонок не для того сэкономил, чтобы впоследствии заплатить в десять раз больше за профессиональную акустическую обработку помещения. Тем не менее, комната очень сильно влияет на звук, поэтому заняться ей в любом случае придется, пускай даже при помощи подручных средств. Общий принцип таков: чем больше звукопоглощающих и рассеивающих материалов – тем лучше. К таковым относится мягкая мебель, открытые стеллажи с книгами, ковры, толстые шторы на окнах, натяжные потолки, картины, большие комнатные растения. Обилие же гипсокартона, голых бетонных/кирпичных стен (штукатурка и обои не в счет) и неприкрытого ламината гарантированно снизит планку качества звука до значения «ниже плинтуса». Помимо использования перечисленных предметов интерьера, позитивно влияющих на акустическую среду, имеет смысл повесить небольшой ковер или кусок ковролина на стену позади стола, соблюдая все необходимые предосторожности, в том числе, противопожарные. Ведь стена за колонками – тоже акустическое зеркало, и тоже «кривое».
На чем слушать?
Наконец, подходящими должны быть и сами колонки. Одним из удачных примеров являются, на мой взгляд, Jetbalance JB-343 – небольшие (14 х 27 х 24,7 см), но довольно интересные активные АС полочного типа, предлагающиеся по цене около 2600 руб.
С точки зрения дизайна в них радует применение порошковой окраски фасада в сочетании пепельно-серой отделкой прочих элементов корпуса. Регуляторы громкости и тембров (НЧ и ВЧ) удобно располагаются на правой боковине активной АС, в углублении. Качество сборки для оборудования этой ценовой группы очень высокое.
Акустическое оформление корпуса – закрытое, что встречается не так уж и часто. Но именно такая конструкция в данном случае оптимальна, поскольку позволяет размещать колонки почти вплотную к стене без фатальных последствий для качества звучания. Излучатели работают в классическом двухполосном тандеме: область низких и средних частот озвучивает драйвер с бумажным диффузором-пиалой диаметром около 7 см, а за высокочастотный спектр отвечает твитер с куполом из ткани с пропиткой составом, напоминающим силикон.
У модели имеется один линейный вход на разъемах RCA, сзади. Подключение пассивной колонки к активной производится кабелем длиной 1,4 метра с 4-пиновым разъемом, наподобие S-Video. Вот тут стоит пожурить разработчиков за излишнюю экономность: кабель можно было бы сделать и подлиннее, поскольку сейчас его хватает только в том случае, если прокладывать напрямую между колонками – в обход, под столом, уже едва ли получится (особенно если АС располагаются на подставках). Впрочем, это единственное серьезное нарекание к конструкции Jetbalance JB-343.
А теперь обратимся к результатам измерений, полученным в нашем тестлабе. Под графиками приведен комментарий специалиста тестовой лаборатории, проводившего замеры.
«Искривление АЧХ в области верхней октавы среднечастотного диапазона происходит на границе раздела полос (рис. 1) – именно его вклад в среднее значение неравномерности характеристики наиболее существенен. Но и он может быть уменьшен в значительной степени при сокращении расстояния от АС до слушателя. Собственно, эта акустика как раз и предназначена для работы в ближнем поле. По этой же причине относительно невысокий запас по мощности не стоит ставить ей в упрек. Уровень нелинейных искажений сохраняется ниже планки различимости в 1% на СЧ при звуковом давлении менее 88 дБ на 1 м., что в нашем случае вполне достаточно (рис. 1). Нижняя граничная частота в оговоренных выше громкостных пределах определяется на уровне примерно 70 Гц. Регулятор тембра низких частот назван привычно – BASS, он позволяет осуществлять коррекцию в пределах +3\-6 дБ. Высокие частоты можно подрегулировать ручкой TONE (+3,5\-6,5 дБ). Кстати, при положительных значениях этого регулятора увеличивается громкость во всем диапазоне частот, что проиллюстрировано на рис. 2.»
Фактическое прослушивание наших тестовых записей позволило выявить весьма бережное отношение спикеров к классической и джазовой музыке: Jetbalance JB-343 порадовали приятной округлой «серединой» и в целом корректными высокими частотами, что обеспечило неплохое ощущение воздуха в записи. Кстати, несмотря на выявленную неравномерность АЧХ и предназначение колонок, они вполне успешно могут использоваться для озвучивания не только рабочего места, но и целой небольшой комнаты, поскольку даже на расстоянии 2 метров обеспечивают довольно-таки комфортный саунд. В этом случае спикеры желательно располагать на высоте 60 см. Если установка происходит на телевизионную тумбу, то колонки нужно сдвинуть к переднему краю, чтобы перед ними не было отражающей звук поверхности. Аналогичная рекомендация и при размещении АС на стеллаже над ТВ.
Хорошо Jetbalance JB-343 подходят и для более динамичной музыки, хорошо справляются с играми. Несколько равнодушными они оставят, пожалуй, только любителей тяжелой музыки, которая, как известно, требует ударного баса и высокой громкости. Во всем остальном Jetbalance JB-343 – очень достойная в рамках своего класса акустика. Немаловажно, что она может радовать не только слух, но и взор.