Профессиональная оценка качества звукозаписей
Сам факт, что качество звучания записанной музыки можно оценивать как-то иначе, чем по принципу «нравится — не нравится», порой вызывает у аудиофилов недоумение. Многие считают, что это не более чем дело вкуса и здесь не может быть никаких объективных критериев, параметров и характеристик. Вот колонки, усилители и т. п. — дело другое, там можно замерить герцы и децибелы, а как измерить качество звука, да еще записанного? Тем не менее профессионалы выработали методы оценки качества фонограмм. О них и пойдет речь в этой статье.
Анатолий Иванович Вейценфельд — основатель журнала «Звукорежиссер», главный редактор интернет-портала ProSound.iXBT.com, член Ассоциации джазовых журналистов Москвы, американской Ассоциации джазовых журналистов JJA, международной Ассоциации музыкальной прессы MIPA.
В 1960-е при Государственном доме радиовещания и звукозаписи по инициативе главного технолога ГДРЗ легендарного Бориса Меерзона была сформирована экспертная группа квалифицированных и прошедших специальную подготовку людей из числа звукорежиссеров, музыкантов, инженеров звукозаписи, акустиков, работников отдела технического контроля. Группа подвергалась жесткой тренировке на одинаковое восприятие различных звуковых явлений. Как писал Борис Яковлевич, «опыт показал, что специалисты по звукозаписи, обладающие хорошим слухом и большим опытом работы, после нескольких совместных прослушиваний и обсуждений качества звучания записанных музыкальных произведений приобретают умение оценить записи так, что их субъективные мнения практически совпадают. Таким образом, усредненные оценки подготовленных экспертов (если в прослушивании принимают участие несколько человек) можно в известной степени считать условно-объективными». Здесь же надо отметить, что в музыкальных вузах в программу обучения по специальности «звукорежиссура» включается в качестве обязательного предмет «анализ звукозаписей и их оценка».
Для оценки записей был разработан протокол OIRT (Ассоциация вещательных организаций стран СЭВ), аналогичный оценочным протоколам CCIR (ныне ITU) и Международного звукотехнического общества AES. По этому протоколу и производилась оценка качества фонограмм — сначала по 10-балльной шкале, позже по 5-балльной.
Аналогичная методика оценки качества фонограмм применяется и на Всероссийском конкурсе творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина, который автор настоящей статьи проводит с 2000 года.
Какие же параметры оценки входили в этот протокол? Разберем их подробно и по порядку.
Это не просто определение положения источников звука в пространстве, но и общая акустическая атмосфера в помещении, где производилась запись. Основной критерий — соответствие звукового пространства типу музыкального состава, стилю произведения и эпохе его создания. Например, слушатель должен составить представление о соответствии размеров студии количеству исполнителей и характеру музыкального произведения, о времени и характере реверберации, а также об акустическом балансе (соотношении прямых и отраженных звуков). Важным достоинством музыкальных записей является ощущение звуковой перспективы в глубину, т. е. создание иллюзии различных расстояний от слушателя до тех или иных групп инструментов оркестра. Многоплановость звуковой картины как бы воссоздает объемность звучания.
В 1960-е при Государственном доме радиовещания и звукозаписи по инициативе главного технолога ГДРЗ легендарного Бориса Меерзона была сформирована экспертная группа для оценки художественно-звуковых аспектов записей
Джаз малых составов лучше звучит в небольшом и негулком клубном зале, который лучше передает живую атмосферу общения музыкантов. Органу же нужен большой и довольно гулкий собор. А вот рояль в соборе расплывется, ему необходим академический зал с прозрачной акустикой. Параметр «пространственное впечатление» относится и к записям, сделанным не в естественном помещении, а с использованием реверберации и других эффектов пространственно-временной обработки. Правильный подбор параметров искусственного пространства всецело зависит от мастерства звукорежиссера.
Для оценки записей был разработан протокол OIRT (Ассоциация вещательных организаций стран СЭВ, на фото — лист протокола), аналогичный оценочным протоколам CCIR (ныне ITU) и Международного звукотехнического общества AES
Иногда говорят о многопространственности, которую не следует путать с многоплановостью. Многопространственность — это недостаток звукорежиссерского решения, проявляющийся в том, что различные инструменты звучат как бы из разных помещений с неодинаковыми акустическими свойствами. Многопространственность в записях оркестровой, хоровой или камерной музыки воспринимается как существенное нарушение естественности звучания. Однако в современной музыке она применяется достаточно часто как специальный эффект.
Важным достоинством музыкальных записей является ощущение звуковой перспективы в глубину, т. е. создание иллюзии различных расстояний от слушателя до тех или иных групп инструментов оркестра
При записи вокала хорошая передача красивого тембра может сочетаться с пониженной разборчивостью дикции, что снижает общую оценку фонограммы
Тембровая достоверность касается не только узнаваемости инструментов, но и точности передачи свойственных им особенностей звукоформирования и звукоизвлечения - воздушных призвуков и пристукивания клапанов у духовых инструментов, ударов молоточков рояля (на фото)
Этот параметр — прежде всего технический. В нем отражается заметность на слух фонового шума, наводок, гула, тресков и щелчков, а также выпадений и изменений уровня сигнала, нелинейных искажений и интермодуляций — всего того, чего не было в исходном сигнале и что появилось по мере прохождения сигнала через звукозаписывающий тракт. С развитием звукозаписывающей техники количество искажений и шумов уменьшилось, а современный цифровой тракт почти лишен таких дефектов, как фоновый шум, детонация, хотя в случае перегрузки тракта по уровню возникают очень неприятные на слух цифровые искажения. Впрочем, для их предотвращения используются надежные аппаратные и программные средства, а новейшее ПО для реставрации позволяет исправить цифровую перегрузку. К рассматриваемому параметру относятся также шумы, проникающие в студию или зал в результате плохой звукоизоляции или создаваемые самими исполнителями (шелест нотных страниц, щелчки клапанов духовых инструментов, скрип стульев или подставок для хора, шум зрительного зала при записях с открытых концертов и т. д.). При прослушивании фонограммы подобные шумы воспринимаются ярче и значительно больше мешают слушателю, чем в зале. Вместе с тем легкий шум зала при концертной записи обычно не считается браком, так как придает живость звучанию.
В некоторых случаях оцениваются дополнительные параметры.
Вынося суждения о стереофоничности, эксперты учитывают точность локализации кажущихся источников звука, ширину звуковой картины, баланс между левой и правой сторонами, точность восприятия центра сцены, отсутствие звуковых «дыр» в середине ансамбля исполнителей
По окончании прослушивания определяется окончательная оценка фонограммы как сумма оценок, данных всеми экспертами. Важна и независимость оценок экспертов. Как указывал Б. Я. Меерзон, «многолетний опыт работы группы прослушивания в Государственном доме радиовещания и звукозаписи показал, что наиболее достоверной становится экспертиза, если результаты ее заносятся в протоколы каждым экспертом самостоятельно». В ходе прослушивания не допускаются никакие консультации с коллегами, что позволяет избежать влияния чужого, пусть и авторитетного, мнения. На конкурсе студентов-звукорежиссеров им. В. Бабушкина экспертиза организована аналогично: члены жюри даже не пересекаются друг с другом во время прослушивания.
Таким образом, оценка качества звукозаписи — не миф и не сфера субъективных спекуляций, а предмет научно и методически обоснованной экспертизы силами квалифицированных специалистов.
(От редакции) Несомненно, что, когда мы выносим суждения о звучании аппаратуры при воспроизведении тех или иных записей и произносим слова «тональный баланс», «детализация», «пространственная локализация» и др., всем нам — и аудиофилам, и экспертам — очень полезно знать, какой смысл вкладывают в эти понятия профессионалы, которые создавали прослушиваемые записи. И выходит, что субъективные впечатления от звучания музыкальных фонограмм — не такие уж субъективные.
Необходимость такой оценки возникла с развитием радиовещания и звукозаписи, когда специалисты отрасли пришли к выводу, что только технической оценки записи на предмет наличия или отсутствия искажений и помех недостаточно. Ведь бывает, что шумов, искажений, модуляций в фонограмме нет, и в этом смысле придраться не к чему, но она не нравится по чисто звуковым и музыкальным соображениям. Поэтому после прохождения ОТК записи стали прослушиваться на особом экспертном совете, причем специалисты обращали внимание не на сугубо музыкальные, а прежде всего на художественно-звуковые аспекты.Анатолий Иванович Вейценфельд — основатель журнала «Звукорежиссер», главный редактор интернет-портала ProSound.iXBT.com, член Ассоциации джазовых журналистов Москвы, американской Ассоциации джазовых журналистов JJA, международной Ассоциации музыкальной прессы MIPA.
В 1960-е при Государственном доме радиовещания и звукозаписи по инициативе главного технолога ГДРЗ легендарного Бориса Меерзона была сформирована экспертная группа квалифицированных и прошедших специальную подготовку людей из числа звукорежиссеров, музыкантов, инженеров звукозаписи, акустиков, работников отдела технического контроля. Группа подвергалась жесткой тренировке на одинаковое восприятие различных звуковых явлений. Как писал Борис Яковлевич, «опыт показал, что специалисты по звукозаписи, обладающие хорошим слухом и большим опытом работы, после нескольких совместных прослушиваний и обсуждений качества звучания записанных музыкальных произведений приобретают умение оценить записи так, что их субъективные мнения практически совпадают. Таким образом, усредненные оценки подготовленных экспертов (если в прослушивании принимают участие несколько человек) можно в известной степени считать условно-объективными». Здесь же надо отметить, что в музыкальных вузах в программу обучения по специальности «звукорежиссура» включается в качестве обязательного предмет «анализ звукозаписей и их оценка».
Для оценки записей был разработан протокол OIRT (Ассоциация вещательных организаций стран СЭВ), аналогичный оценочным протоколам CCIR (ныне ITU) и Международного звукотехнического общества AES. По этому протоколу и производилась оценка качества фонограмм — сначала по 10-балльной шкале, позже по 5-балльной.
Аналогичная методика оценки качества фонограмм применяется и на Всероссийском конкурсе творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина, который автор настоящей статьи проводит с 2000 года.
Какие же параметры оценки входили в этот протокол? Разберем их подробно и по порядку.
Это не просто определение положения источников звука в пространстве, но и общая акустическая атмосфера в помещении, где производилась запись. Основной критерий — соответствие звукового пространства типу музыкального состава, стилю произведения и эпохе его создания. Например, слушатель должен составить представление о соответствии размеров студии количеству исполнителей и характеру музыкального произведения, о времени и характере реверберации, а также об акустическом балансе (соотношении прямых и отраженных звуков). Важным достоинством музыкальных записей является ощущение звуковой перспективы в глубину, т. е. создание иллюзии различных расстояний от слушателя до тех или иных групп инструментов оркестра. Многоплановость звуковой картины как бы воссоздает объемность звучания.
В 1960-е при Государственном доме радиовещания и звукозаписи по инициативе главного технолога ГДРЗ легендарного Бориса Меерзона была сформирована экспертная группа для оценки художественно-звуковых аспектов записей
Джаз малых составов лучше звучит в небольшом и негулком клубном зале, который лучше передает живую атмосферу общения музыкантов. Органу же нужен большой и довольно гулкий собор. А вот рояль в соборе расплывется, ему необходим академический зал с прозрачной акустикой. Параметр «пространственное впечатление» относится и к записям, сделанным не в естественном помещении, а с использованием реверберации и других эффектов пространственно-временной обработки. Правильный подбор параметров искусственного пространства всецело зависит от мастерства звукорежиссера.
Для оценки записей был разработан протокол OIRT (Ассоциация вещательных организаций стран СЭВ, на фото — лист протокола), аналогичный оценочным протоколам CCIR (ныне ITU) и Международного звукотехнического общества AES
Иногда говорят о многопространственности, которую не следует путать с многоплановостью. Многопространственность — это недостаток звукорежиссерского решения, проявляющийся в том, что различные инструменты звучат как бы из разных помещений с неодинаковыми акустическими свойствами. Многопространственность в записях оркестровой, хоровой или камерной музыки воспринимается как существенное нарушение естественности звучания. Однако в современной музыке она применяется достаточно часто как специальный эффект.
Прозрачность и детализация
Под этими терминами профессионалы понимают хорошую различимость звучания отдельных инструментов в оркестре, ясность музыкальной фактуры и разборчивость текста. Прозрачность и детализация находятся в прямой зависимости от акустической обстановки при записи, расстановки микрофонов, музыкального и тонального балансов, от инструментальной фактуры произведения и, конечно, от качества исполнения. В оркестровой музыке прозрачность — это возможность не просто услышать тембр каждого из инструментов, но и проследить за движением музыкального материала. Излишек реверберации ухудшит прозрачность. Тембральное преобладание одного инструмента над другим и возникающий в результате эффект маскировки ухудшит детализацию. При записи вокала хорошая передача красивого тембра может сочетаться с пониженной разборчивостью дикции, что снижает общую оценку фонограммы. Но иной раз и излишняя детализация — недостаток. Слушателю совершенно не обязательно слышать технические призвуки инструментов — звяканье, постукивания, свист струн, шуршание смычка, чмоканье губ и т. п.Важным достоинством музыкальных записей является ощущение звуковой перспективы в глубину, т. е. создание иллюзии различных расстояний от слушателя до тех или иных групп инструментов оркестра
Музыкальный баланс
Правильные пропорции между уровнями громкости компонентов партитуры —инструментов, вокалистов, оркестровых и хоровых групп — обеспечивают правильный, естественный музыкальный баланс. Во время выступления оркестра в зале музыкальный баланс может восприниматься иначе, чем при воспроизведении записи того же выступления, даже если микрофон был установлен в той же точке, где находился слушатель. Это объясняется различным восприятием звука при непосредственном прослушивании в зале и при прослушивании через громкоговорители в аппаратной. Музыкальный баланс формируется и при последовательной записи наложением с последующим микшированием. При создании музыкального баланса важнее всего соблюсти пропорции между главными и второстепенными партиями как по громкости, так и по перспективе.Тональный баланс
Этот параметр определяется соотношением между разными частотными областями и регистрами звукового диапазона. Излишний подъем либо, напротив, завал в той или иной области воспринимается на слух как перегрузка или обеднение тембра. Избыток баса вызывает бубнение, огрубляет звучание в целом, а недостаток баса дает так называемый тощий звук. Избыток высоких частот порождает чрезмерную резкость и пронзительность звучания, а недостаток ощущается как глухое звучание. Причем надо учитывать, что основная и наиболее важная музыкальная информация находится в области средних частот, и потому несбалансированность этого регистра отражается на качестве звучания в первую очередь.Тембровая достоверность
Если музыкальные инструменты и голоса передаются естественно, узнаваемо и без искажений, то звучание в целом воспринимается как темброво достоверное. Но к электронной музыке этот параметр может применяться очень условно, хотя вполне может использоваться по отношению к тембрам электрогитар, органа и характерных эффектов. Тембровая достоверность касается не только узнаваемости инструментов, но и точности передачи свойственных им особенностей звукоформирования и звукоизвлечения — воздушных призвуков и пристукивания клапанов у духовых, ударов молоточков и звучания нажатой педали фортепиано, ударов палочек по тарелкам и пластику барабанов, ведению смычка, ударов пальцев или плектра по струнам и т. п. Все эти мелкие подробности и создают впечатление достоверной передачи тембра.При записи вокала хорошая передача красивого тембра может сочетаться с пониженной разборчивостью дикции, что снижает общую оценку фонограммы
Стереофоничность
Вынося суждения о стереофоничности, эксперты учитывают точность локализации кажущихся источников звука, ширину звуковой картины, баланс между левой и правой сторонами, точность восприятия центра сцены, отсутствие звуковых дыр в середине ансамбля исполнителей. Принимается также во внимание и продуманное размещение источников по ширине звуковой сцены, причем при записи классических музыкальных составов со сложившейся традиционной расстановкой инструментов на сцене их расположение по стереобазе стараются сделать аналогичным: первые скрипки слева, виолончели справа и т. п. При этом в тон-зале студии оркестр может сидеть совершенно необычно, не так, как на сцене в зале, — это зависит от звукорежиссера.Техника звукозаписи
При оценке техники звукозаписи итоговая фонограмма рассматривается с точки зрения технологических решений, к которым прибегнул звукорежиссер. Эксперты обращают внимание на правильность выбора микрофонов и их расстановки, на использование приборов частотной коррекции и динамической обработки сигналов, на применение реверберации и других эффектов, качество монтажа фонограммы и иные аспекты, не отраженные в предыдущих пунктах. В случае необходимости и при возникновении вопросов эксперты обращаются к графической схеме, так называемой микрофонной карте. Это не только рисунок с расположением микрофонов, но и описание помещения, расположения музыкантов и т. д. Если эксперт слышит в записи какой-то недостаток, то, обратившись к микрофонной карте, он поймет, можно ли было скорректировать звучание и с помощью каких технических решений.Заметность помех и искажений
Тембровая достоверность касается не только узнаваемости инструментов, но и точности передачи свойственных им особенностей звукоформирования и звукоизвлечения - воздушных призвуков и пристукивания клапанов у духовых инструментов, ударов молоточков рояля (на фото)
Этот параметр — прежде всего технический. В нем отражается заметность на слух фонового шума, наводок, гула, тресков и щелчков, а также выпадений и изменений уровня сигнала, нелинейных искажений и интермодуляций — всего того, чего не было в исходном сигнале и что появилось по мере прохождения сигнала через звукозаписывающий тракт. С развитием звукозаписывающей техники количество искажений и шумов уменьшилось, а современный цифровой тракт почти лишен таких дефектов, как фоновый шум, детонация, хотя в случае перегрузки тракта по уровню возникают очень неприятные на слух цифровые искажения. Впрочем, для их предотвращения используются надежные аппаратные и программные средства, а новейшее ПО для реставрации позволяет исправить цифровую перегрузку. К рассматриваемому параметру относятся также шумы, проникающие в студию или зал в результате плохой звукоизоляции или создаваемые самими исполнителями (шелест нотных страниц, щелчки клапанов духовых инструментов, скрип стульев или подставок для хора, шум зрительного зала при записях с открытых концертов и т. д.). При прослушивании фонограммы подобные шумы воспринимаются ярче и значительно больше мешают слушателю, чем в зале. Вместе с тем легкий шум зала при концертной записи обычно не считается браком, так как придает живость звучанию.
В некоторых случаях оцениваются дополнительные параметры.
Качество аранжировки
Специалисты принимают во внимание качество аранжировки (дополнительный параметр) — в основном для оценки записей популярной музыки. Дело в том, что аранжировка, перенасыщенная партиями с мелкими фигурациями, перегруженная по инструментальной и вокальной фактуре, способна сделать произведение настолько неудобным для записи, что никакая технология и звукорежиссерские приемы не помогут добиться прозрачности, детальности и музыкального баланса. Тут требуется упростить фактуру аранжировки, что и может рекомендовать экспертная комиссия.Вынося суждения о стереофоничности, эксперты учитывают точность локализации кажущихся источников звука, ширину звуковой картины, баланс между левой и правой сторонами, точность восприятия центра сцены, отсутствие звуковых «дыр» в середине ансамбля исполнителей
Качество исполнения
Данная характеристика не является технической, она определяет художественные достоинства фонограммы. Однако от качества исполнения зависит общая оценка записи. Очевидно, что если технически безупречная фонограмма содержит недопустимые ошибки исполнителя, то она будет признана непригодной. Исполнение оценивается как по общей трактовке исполнителем данного произведения, так и по отдельным параметрам: безошибочной игре или пению, чистоте интонирования, четкости артикуляции, верному темпу, правильным нюансам и т. п. Эксперты могут отметить и эмоционально-смысловые достоинства или недостатки исполнения, и прочие чисто эстетические моменты.Художественная ценность записи
Этот параметр интегрирует предыдущие. Высшая оценка означает полную коммерческую пригодность записи, в которой нет технических и музыкальных недостатков и которую можно смело издавать, продавать или транслировать по радио и ТВ. Если же отдельные недостатки есть, то они снижают ценность фонограммы вплоть до ее непригодности к публикации.По окончании прослушивания определяется окончательная оценка фонограммы как сумма оценок, данных всеми экспертами. Важна и независимость оценок экспертов. Как указывал Б. Я. Меерзон, «многолетний опыт работы группы прослушивания в Государственном доме радиовещания и звукозаписи показал, что наиболее достоверной становится экспертиза, если результаты ее заносятся в протоколы каждым экспертом самостоятельно». В ходе прослушивания не допускаются никакие консультации с коллегами, что позволяет избежать влияния чужого, пусть и авторитетного, мнения. На конкурсе студентов-звукорежиссеров им. В. Бабушкина экспертиза организована аналогично: члены жюри даже не пересекаются друг с другом во время прослушивания.
Таким образом, оценка качества звукозаписи — не миф и не сфера субъективных спекуляций, а предмет научно и методически обоснованной экспертизы силами квалифицированных специалистов.
Анатолий Вейценфельд