Почему USB-кабели влияют на звук
«Послушаем USB-кабель?» Лет десять назад подобный вопрос мог вызвать усмешку даже у продвинутых аудиофилов. Сегодня все точки над «i» расставлены – и сомневаться в серьезном влиянии USB-соединителей на звучании системы не приходится (для проверки - возьмите по залог любой приличный кабель этого типа и сравните его с no-name шнурком). Тем не менее, в данном материале мы постараемся разобраться в том, почему интерфейс USB так важен в цифровом тракте – и как может сигнал, передающийся по асинхронному протоколу, зависеть от провода.
Если рассуждать «в лоб», все просто. Чем хуже реализована защита и развязка интерфейса USB на вашем ЦАП’е, плеере или стримере, тем выше будет ее на звук. Провод же просто вынужденно возьмет на себя часть этого функционала. Именно поэтому первые приборы для «улучшения» USB-сигнала были придуманы не для аудиофилов: они появились на сугубо профильной медицинской ниве. А далее уже, скажем, Intona, начала продажу внешних интерфейсов любителям хорошего звука. Но, помимо описанного выше примера на звучание USB-кабеля влияет масса факторов; устранить их введением, например, гальванической развязки невозможно в принципе. Как она работает? Обнаруживает фронт спада или роста импульса сигнала, кодирует импульсы и передает их через трансформатор, а потом декодирует обратно и восстанавливает данные. Если нужно защитить пациента с подключенным к нему прибором – такой подход оправдан. У большинства аудиофилов же волосы дыбом встанут от описанных преобразований звукового сигнала. А сам то сигнал USB, все равно, даже после манипуляции, останется обычным потоковым слаботочным сигналом! Набором прямоугольных импульсов, передающихся в реальном времени. Погодите, ведь якобы в USB гарантируется доставка данных? Увы – не всегда.
Дело в том, что в USB, по сути, используются два протокола:
• Bulk (или варианты Control, Interrupt) – он гарантирует доставку, но не гарантирует задержку сигнала и его полосу (применяется для передачи файлов на РС);
• Isochronous – в данном случае, наоборот, гарантируется задержка сигнала и его полоса – но не гарантируется доставка.
В музыкальных приборах применяется последний вариант – а это значит, что влияние USB-кабеля на звук ничуть не будет отличаться от другого кабеля в системе. Скажем, коаксиального цифрового! Со всеми прелестями джиттера, конечно. Если мы возьмем два промышленных адаптера USB и спаяем их напрямую, без кабеля, то измеренный USB-сигнал покажет форму идеального набора прямоугольников. Теперь подключим обычный USB-провод – и форма прямоугольников сгладится, они станут более округлыми. Вот и влияние той самой негарантированной доставки данных.
Погружаемся еще глубже. Что такое этот самый набор прямоугольников USB-сигнала, который мы видим? Закодированные нули и единицы. Единица по спецификации протокола должна отличаться от нуля не менее, чем на 200 мВ. Ошибка коридора – и интерфейс распознает единицу, как ноль. Се ля ви – ни о какой сохранности музыкального сигнала по no name USB-кабелю говорить не приходится.
Введение любого хорошего USB-кабеля в тракт (мы сознательно не будем сейчас называть производителя и модель; фото приведены как иллюстративные) словно снимает вуаль перед звуковой сценой. Улучшаются абсолютно все характеристики сигнала. Микродинамические контрасты на сложной оркестровой музыке передаются лучше, тембры инструментов становятся натуральнее. Твердость образов, звуковой фундамент (Бетховен «Девятая симфония») вместе с большей «чернотой» фона в паузах производят великолепное впечатление.
Особенно это заметно на Metallica «Hardwired... To Self-Destruct» - ничтожный динамический диапазон записи лежит по другую сторону аудиофильского океана. Но, и эти треки расцветают новыми деталями, – точность баса радикально увеличивает звериную ярость. И тут уже сам начинаешь удивляться такому сильному эффекту от замены USB-соединителя!
iMac, Roon, сеть, Sonore ultraRendu, USB, Lampizator Golden Atlanic DAC, предварительный усилитель Audio Note M6, усилители мощности Manley Neo-Classic 250, АС Sonus Faber Amati Anniversario, кабели LessLoss.
Теория
Если рассуждать «в лоб», все просто. Чем хуже реализована защита и развязка интерфейса USB на вашем ЦАП’е, плеере или стримере, тем выше будет ее на звук. Провод же просто вынужденно возьмет на себя часть этого функционала. Именно поэтому первые приборы для «улучшения» USB-сигнала были придуманы не для аудиофилов: они появились на сугубо профильной медицинской ниве. А далее уже, скажем, Intona, начала продажу внешних интерфейсов любителям хорошего звука. Но, помимо описанного выше примера на звучание USB-кабеля влияет масса факторов; устранить их введением, например, гальванической развязки невозможно в принципе. Как она работает? Обнаруживает фронт спада или роста импульса сигнала, кодирует импульсы и передает их через трансформатор, а потом декодирует обратно и восстанавливает данные. Если нужно защитить пациента с подключенным к нему прибором – такой подход оправдан. У большинства аудиофилов же волосы дыбом встанут от описанных преобразований звукового сигнала. А сам то сигнал USB, все равно, даже после манипуляции, останется обычным потоковым слаботочным сигналом! Набором прямоугольных импульсов, передающихся в реальном времени. Погодите, ведь якобы в USB гарантируется доставка данных? Увы – не всегда.
Дело в том, что в USB, по сути, используются два протокола:
• Bulk (или варианты Control, Interrupt) – он гарантирует доставку, но не гарантирует задержку сигнала и его полосу (применяется для передачи файлов на РС);
• Isochronous – в данном случае, наоборот, гарантируется задержка сигнала и его полоса – но не гарантируется доставка.
В музыкальных приборах применяется последний вариант – а это значит, что влияние USB-кабеля на звук ничуть не будет отличаться от другого кабеля в системе. Скажем, коаксиального цифрового! Со всеми прелестями джиттера, конечно. Если мы возьмем два промышленных адаптера USB и спаяем их напрямую, без кабеля, то измеренный USB-сигнал покажет форму идеального набора прямоугольников. Теперь подключим обычный USB-провод – и форма прямоугольников сгладится, они станут более округлыми. Вот и влияние той самой негарантированной доставки данных.
Погружаемся еще глубже. Что такое этот самый набор прямоугольников USB-сигнала, который мы видим? Закодированные нули и единицы. Единица по спецификации протокола должна отличаться от нуля не менее, чем на 200 мВ. Ошибка коридора – и интерфейс распознает единицу, как ноль. Се ля ви – ни о какой сохранности музыкального сигнала по no name USB-кабелю говорить не приходится.
Практика
Введение любого хорошего USB-кабеля в тракт (мы сознательно не будем сейчас называть производителя и модель; фото приведены как иллюстративные) словно снимает вуаль перед звуковой сценой. Улучшаются абсолютно все характеристики сигнала. Микродинамические контрасты на сложной оркестровой музыке передаются лучше, тембры инструментов становятся натуральнее. Твердость образов, звуковой фундамент (Бетховен «Девятая симфония») вместе с большей «чернотой» фона в паузах производят великолепное впечатление.
Особенно это заметно на Metallica «Hardwired... To Self-Destruct» - ничтожный динамический диапазон записи лежит по другую сторону аудиофильского океана. Но, и эти треки расцветают новыми деталями, – точность баса радикально увеличивает звериную ярость. И тут уже сам начинаешь удивляться такому сильному эффекту от замены USB-соединителя!
Тестовая система
iMac, Roon, сеть, Sonore ultraRendu, USB, Lampizator Golden Atlanic DAC, предварительный усилитель Audio Note M6, усилители мощности Manley Neo-Classic 250, АС Sonus Faber Amati Anniversario, кабели LessLoss.
Денис Репин
30 апреля 2018 года
30 апреля 2018 года