Почему хороший звук стоит сегодня так дорого?
О причинах сильного подорожания качественной аудиотехники
Речь в статье пойдет вовсе не о влиянии на цену обменного курса рубля – аудиотехника класса Hi-Fi и High End дорожает во всем мире, причем уже довольно давно. Повсюду бывалые аудиофилы с недоумением взирают на растущие ежегодно запросы производителей. Так почему же ценник на еще недавно относительно доступные компоненты и акустические системы улетел в космос и не собирается возвращаться на Землю?
Любители хорошего звука со стажем еще помнят самые популярные в 1990-е годы категории аппаратуры Hi-Fi – усилители, проигрыватели CD и акустические системы за 500 долларов США. Все, что стоило дороже 1000 долларов США, уже воспринималось как весьма серьезная техника, доступная далеко не всем, ну а о более дорогих моделях в народе и вовсе ходили легенды.
Примечательно, что в ассортименте некоторых брендов до сих пор сохранились те же самые модели акустических систем и компонентов, что производились под теми же названиями 20 лет назад, однако сегодня они стоят (пусть и в обновленных версиях) в 2,5-3 раза дороже. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов инфляцию и рост затрат на производство, однако они могут быть ответственны максимум за 100% подорожания, но никак не 300%.
Однако если подорожание бюджетной аппаратуры еще можно как-то принять, пусть и не до конца, то в секторе High End творится просто нечто невообразимое. По некоторым позициям рост цен составляет до 1000% и не собирается останавливаться. Поверить в то, что затраты на производство акустических систем стоимостью 10 000 евро выросли за 10 лет в десять раз, невозможно. Что же послужило причиной такого роста, и можно ли надеяться на смену тенденции?
Основных причин столь неуклонного и резкого удорожания High End несколько. Первая, и самая очевидная, это увеличение количества свободных денег в мире и, как следствие, рост платежеспособного спроса. Это может быть очевидно далеко не всем, особенно тем из нас, кто живет на одну зарплату, однако постоянный рост благосостояния в мире – непреложный факт, и он приводит к тому, что тот же самый товар сегодня можно продать гораздо дороже. Никто из производителей не будет отказываться от дополнительной прибыли.
Об этом же свидетельствует и постоянное увеличение числа производителей дорогой аудиотехники, достаточно посмотреть на список участников профильных выставок. Как в Мюнхене, так и на других площадках, особенно в Азии, количество экспонентов выросло в разы, причем если сегмент бюджетного домашнего аудио действительно сокращается, то выбор экзотических компонентов с ценой в многие десятки и даже сотни тысяч долларов или евро только расширяется.
Более того, многие традиционные участники рынка High End правильно оценили открывающиеся перспективы, и просто подняли ценник на свои модели без всякой оглядки на инфляцию. Один из известных британских производителей акустических систем – это было где-то десять лет тому назад – просто одномоментно увеличил стоимость своих топовых АС в четыре раза. А на все недоуменные вопросы западных журналистов отвечал предельно откровенно: «У меня есть определенный уровень жизни, который мне надо поддерживать».
Еще одна причина роста цен, это, как ни странно, засилье недорогих беспроводных колонок, саундбаров и наушников. Фактически, данный вид аудиоустройств постепенно занял нишу Hi-Fi и бюджетных домашних кинотеатров, предлагая покупателям неплохой звук и современный функционал. Многие из традиционных производителей качественной аудиотехники пытались с ними конкурировать – и потерпели неудачу. Поскольку соревноваться по цене оказалось бесперспективно, то естественный выход, это миграция в сторону высокомаржинальных товаров, где можно продолжать зарабатывать те же деньги при фактическом сокращении продаж.
Есть ли надежда на выправление ситуации? Да, пусть и небольшая. Примером может послужить рынок телевизоров, а также портативного аудио, который сегодня в значительной степени контролируется производителями телевизоров, наушников, Hi-Res-плееров и усилителей из Поднебесной. Конечно, объем этого рынка гораздо больше, чем рынка традиционных аудиокомпонентов, однако ничто не мешает китайским производителям Hi-Fi повторить успех своих коллег. Более того, они уже активно и весьма успешно работают в направлении создания эксклюзивных усилителей, проигрывателей винила и акустических систем, при этом цены на их продукцию в 2-3 раза ниже, чем у западных брендов при сравнимом качестве.
С другой стороны, если им удастся навязать конкуренцию западным брендам по всем категориям аудиотехники, то последним ничего не останется, как еще больше поднять свои цены. И все произведенные в Европе, США и Японии компоненты окончательно перекочуют в разряд эксклюзивных товаров для сверхбогатых покупателей, превратившись в Ferrari и Rolls-Royce рынка аудио. «Это хлопок, это дорого» (с) Осенний марафон
17 октября 2023 года