Почему Dolby Atmos Music скоро победит стерео?
Или как компании атакуют Hi-Fi с помощью Spatial Audio
История музыкальных форматов – это череда взлетов и падений, новомодных гонок и возврата к проверенным решениям. Именно поэтому до сих пор лидирующим на рынке остается традиционное стереофоническое решение – хотя еще в XX веке мы видели множество экспериментов (например, квадро). Не говоря уже о буме домашних кинотеатров и последовавшей за этим многоканальной музыки в начале «нулевых». Не прижилось тоже – да, в атмосферу концерта иногда прикольно окунуться, но точность стерео стоит во главе угла. Лед тронулся с появлением Dolby Atmos Music – а также с тем, что компания Apple сделала на него основную ставку в своем магазине Apple Music.
Для того, чтобы оценить масштаб, вспомним расклад сил на рынке – из $28,23 млрд. суммарного объема отрасли (оценки IFPI конца 2023 г. с подсчетом за 2022 г.) на стриминг приходится 67% (при 589 млн. пользователей с платными подписками по всему миру). То есть, стриминг занимает почти $19 млрд. – большая часть остального приходится на концерты, туры и коллаборации. Продажи компакт-дисков уже долгие годы крутятся на уровне $0,4-0,5 млрд., c винилом ситуации интереснее – он вроде бы вырос до $1,7-1,9 млрд. Почему «вроде бы»? Разные экспертные группы дают совершенно разные сведения, на фоне оптимизма (от ResearchAndMarkets или VerifiedMarketResearch и оценок удвоения сегмента к 2030 г.) встречаются и куда менее оптимистичные подсчеты в $350-790 млн. от таких респектабельных оценщиков, как, например, Edel SE and Co. В общем и целом, да в мире за год сейчас продается около пяти миллионов виниловых пластинок (или существует примерно 1-2 млн. пользователей винила) – теперь сравните эту цифру с полумиллиардом пользователей платного стриминга, каждый из которых за год прослушивает десятки, если не сотни альбомов.
В общем-то, понятно, к чему и куда пришел рынок – и на что будет делаться ставка у корпораций. Конечно же, на стриминг. И тут мы сталкиваемся с другим ограничением, связанным уже со стерео-форматом. Качество mp3 давно кануло в лету, большинство платформ предлагают уже и lossless-трансляции, и Hi-Res flac или сравнимые альтернативы. Но, поднимая разрешение треков все равно невозможно добиться того, чтобы пользователь со стандартными TWS-наушниками или компактной настольной колонкой ощутил нечто невероятное. Да, чистенько, но, как говорится бедненько.
Вот зайдет меломан с своему знакомому с Hi-Fi системой (даже не High End!) – и поразится, насколько динамично, слаженно и четко играет пара напольных акустических систем и с каким-нибудь рядовым интегральным усилителем и ЦАП’ом. Поразится-то поразится, а потом вернется домой и скажет – и колонки-то ставить некуда, и жена против будет, и дизайн испортится, плюс бюджет, а мы еще переезжаем часто. В общем, звук хороший был, куплю сразу, как только подобное в маленьком настольном формате появится. И все. По сути, такой отложенный спрос сформировался на годы вперед – но технологии не позволяли совершить рывок. Его осуществила Dolby с Atmos Music.
Изначально появился просто Dolby Atmos — кинотеатральная технология объемного звучания, вводящая дополнительные «верхние» каналы и расширяющая эффект окружения звуком. На сегодня подавляющее большинство фильмов мастерятся с таким саундом, дорожки в Dolby Atmos присутствуют на многих версиях картин для домашнего просмотра, жаловаться тут не на что, схема с потолочными каналами (или специальными дополнительными излучающими вверх и работающих на отражении от потолка динамиками на фронтальных колонках) работает «на отлично» (сама компания заявляет о «наиболее значительным достижением в кино со времен объемного звука»).
Куда интереснее, что Dolby Atmos вскоре появился на планшетах и в наушниках – был активирован «бинауральный рендеринг» и «объектно-ориентированный звук», конечно, в виртуальном формате и с потерей части пространственного эффекта, присутствующего на обычных громкоговорителях. А потом он постепенно пришел и в домашние системы - первый blu-ray audio диск с Atmos Music появился в 2015 году, а массовое внедрение началось с 2019 года, когда Dolby подписала партнерство с Universal Music Group. И тут - словно прорвало. Стриминги (такие, как Tidal, Amazon Music HD и Apple Music) начали массово внедрять Spatial Audio в свои подборки, осуществляя вместе с Dolby мастеринг треков в новом виде. А ориентир при этом фокусировался не только на прослушивание в наушниках с поддержкой Spatial Audio (таких, как Apple AirPods Pro, например), но и на настольных спикеров уровня Apple HomePod Gen.2 или Sonos Era 300. К массовому продвижению формата подключился и Abbey Road Spatial Audio Forum, плюс другие фирмы – в итоге, только в Apple Music сейчас присутствуют десятки тысяч композиций в Dolby Atmos!
В прицнипе, вы можете найти почти любой известный трек в данном формате – от хитов The Beatles и Rolling Stones до Рианны и других современных исполнителей. Не подходит Apple Music? Tidal, Amazon к вашим услугам. Сравнение качества сервисов - дело отдельной статьи.
Итак, акустическая система для Dolby Atmos должна иметь особую конструкцию (с массивом разнонаправленных динамиков, в том числе, излучающих вверх) и мощный процессор, обеспечивающий расчет картины «объектно-ориентированный звук» - грубо говоря, эмулирующий пространственную раскладку источников звука программным и аппаратным путем, извлекая информацию из трека, мастеринг которого прошел в Dolby Atmos. Как правило, спикер с Dolby Atmos сначала осуществляет адаптацию звука под выбранное для инсталляции АС помещение – или с помощью встроенных микрофонов (Apple Homepod Gen.2), или с использованием микрофона вашего смартфона (Sonos Era 300 предложит в течение минуты обходить зал по периметру, то поднимая, то опуская телефон). Сканированая картина помещения используется как при рум-коррекции, устраняющей ненужные моды, так и при расчете траекторий источников пространственного звучания – при этом, колонка может осуществлять адаптивную калибровку, подстраивая саунд под конкретную запись, как тот же Homepod. Мастеринг музыки в Dolby Atmos предполагает использование не дорожек, а объектов - их в одном треке может быть закодировано до 128! А окончательный вывод для пользователя (физический или виртуальный) осуществляется 22 каналами, которые и осуществляют отображение траектории каждого объекта. В общем-то – перед нами действительно тектонический сдвиг в записи музыки, превосходящий возможности традиционного стерео в десятки раз.
Как уже упоминалось, в том же Apple Music присутствует тонна треков в Dolby Atmos – вы можете выбрать из через заранее созданные компанией плей-листы Spatial Audio – или просто перебирая любимые треки исполнителей. Формат пока еще сохраняет «детские болезни», скажем Homepod не имеет встроенного клиента Tidal, а Sonos Era 300 не работает с Tidal Dolby Atmos, пока активирована поддержка лишь Dolby Atmos от Apple и Amazon. Тем не менее, текст при коннекте той же Sonos Era 300 к Apple Music Dolby Atmos получается абсолютно наглядным.
Если мы говорим об обычных стереофонических записях, пусть даже в Hi-Res стриминге с разрешением 24 бита – мы слышим невольные физические ограничения компактной колонки. Да, есть эмуляция стереоэффекта, есть эффективное устранение резонансов и неплохая детализация. Но, конечно же, такая подача не идет ни в какое сравнение с парой напольных колонок ценой хотя бы в тысячу долларов и аналогичного по стоимости интегрального усилителя (пусть даже со встроенным цифро-аналоговым преобразователем и стримером). Да, такая система получается вчетверо более дорогой, чем Sonos Era 300 или в шесть раз выше по прайсу последней версии Homepod – но разницу можно, как говориться, услышать из коридора. А вот когда мы включаем трек в Dolby Atmos… тут-то кажется, что мы перешли от обычного прослушивания на шоу фокусников и иллюзионистов.
Будем откровенны – для комнаты в двадцать квадратов пятисотдолларовый настольный спикер с Dolby Atmos если не превосходит компонентную систему Hi-Fi за пару тысяч долларов, то играет не хуже. Оцените эти треки Daft Punk - Get Lucky, Paint It, Black - The Rolling Stones, Foreclosure of a Dream – Megadeath, Only Girl – Rihanna – и вопросов не останется никаких. Магия мастеринга, мощное процессорное формирование объёмной картины – в итоге мы слышим действительно впечатляющее исполнение, объёмное и насыщенное, с локализацией и «мясом», панчем и должной атакой. Еще ранее о таком и помыслить было нельзя – перед нами тот самый «большой» звук от одной (!) маленькой колонки (который нам все эти годы обещали в рекламе, только не получалось ни у кого – но, вот, оно и случилось наконец).
Есть догадки, что традиционный стереофонический Hi-Fi или начнет вскоре вымываться с рынка, или быстро адаптируется и активирует поддержку Dolby Atmos - пережив смену поколений техники. High End'у подобное не грозит, чтобы его превзойти уйдет не один десяток лет, да и набор форматов (от магнитной ленты до винила вряд ли предполагает какие-либо тектонические сдвиги). А вот возможности традиционных недорогих стереосистем оказались повержены современными технологиями – а на фоне того, что количество треков в Dolby Atmos растет каждую минуту, можно однозначно предположить, что обычное «Hi-Fi стерео» скоро останется на задворках истории. По крайней мере, после In My Life – The Beatles в Dolby Atmos на Hi-Fi стерео-версию возвращаться точно не хочется.
Ознакомиться с краткой энциклопедией Dolby Atmos в двух томах можно здесь и здесь.
30 декабря 2023 года