Орудия главного калибра
Тестируем комплект dCS Scarlatti
Орудия главного калибра
Тестируем комплект dCS Scarlatti
Цена - 2 940 000 руб. за комплект (1 240 000 транспорт, 485 000 преобразователь частоты, 370 000 генератор тактовой частоты, 845 000 ЦАП).
Ударной силой линкоров всегда считались скорострельные крупнокалиберные пушки, которые и ныне не потеряли своего преимущества в виде независимости от разных пассивных и активных помех. Если переписать это для CD-плеера, то мы имеем почти то же самое — идеально отлаженный, скоростной и помехозащищенный аппарат брутальной, но элегантной в своей мощи конструкции.
В отличие от корабельных пушек, являющих собой изощренные, но всего лишь механические устройства, комплект, о котором пойдет речь, максимально не прост и без особых преувеличений может назваться одной из вершин конструкторской мысли. А создан он был тесной компанией из нескольких человек, имеющих высочайший профессиональный статус и разнообразный (и очень неожиданный) опыт работы в области радиоэлектроники. Итак, название компании — data Conversion Systems, место расположения — Англия, неподалеку от Лондона, год основания — 1987. Началом своей истории она обязана заказам от оборонной промышленности, связанным с кодировкой и передачей цифровой информации для военных самолетов, спутниковой связи и радиолокации. В 90-х годах фирма перешла в область аудио и стала использовать свои идеи, в том числе обработку низкоуровневых зашумленных сигналов, в студийных аппаратах. На этом пути она серьезно преуспела, запатентовав ряд ключевых для проблемы решений (в том числе «кольцевой» ЦАП), а также обеспечив себе первенство по созданию первых 24-битных АЦП и устройств с передискретизацией сигнала. С 1996 года все эти технологии начали переноситься в сферу потребительского аудио, и dCS Scarlatti является последней и самой полной реализацией цепочки усилий по корректной обработке цифровых аудиопотоков.
Любой современный проигрыватель дисков CD имеет транспорт, задающий генератор тактовой частоты, микросхемы преобразования частоты, обеспечивающие интерполяцию до нужного значения, с цифровым фильтром (или несколькими альтернативными фильтрами) и блок ЦАП. Однако далеко не каждый производитель пойдет на то, чтобы разделить эти блоки физически — слишком уж затратным получится решение. Да и, что важнее, не каждому по плечу до конца реализовать потенциал подобной задумки. Помимо денег, тут нужны еще очень сильная школа проектирования и высокая культура изготовления таких аппаратов. Тем не менее существуют отдельные фирмы, и dCS в их числе, которые располагают всем необходимым для этого — от интеллекта инженеров до собственных разработок измерительных стендов, позволяющих прощупать экстремальные параметры выпускаемых устройств, очень по многим пунктам лежащие ниже границы чувствительности многих измерительных комплексов (смотрите, например, наш лабораторный отчет). Итак, сегодня мы имеем честь и удовольствие тестировать абсолютно бескомпромиссный комплект dCS Scarlatti.
Минимальной «рабочей группой» являются транспорт и ЦАП, а два других аппарата в принципе могут рассматриваться как опции для будущего апгрейда. Общая схема подключения комплекта в трехблочном варианте (о внешнем генераторе тактовой частоты будет сказано отдельно) такова: транспорт — апсемплер — ЦАП, связанные шиной IEEE 1384 (FireWire) для передачи однобитных данных в формате Direct Stream Digital (DSD, 2,822 МГц/c). Производитель отмечает, что интерфейс IEEE 1394 — закодированный, так что изделия сторонних фирм, будучи интегрированными в систему блоков dCS, вероятнее всего, не смогут поддерживать обмен данными по этой шине. Конструктивно же это родное соединение для комплекта, поскольку при считывании диска апсемплирующий транспорт либо сразу снимает сигнал в таком формате с SACD, либо перекодирует PCM в DSD для обычных дисков. Кроме того, есть целый блок подключений, реализующих передачу аутентичного PCM. Два из них — эталонные, в том числе передача сигнала в формате AES3 (3,072 Мбит/c). Он же известен как AES/EBU, самосинхронизирующийся формат с двухфазным сигналом. В отличие от него несимметричный формат SDIF с интерфейсом SDIF-2 (исторически появившийся первым в студиях) реализован на трех кабелях — двух коаксиальных поканальных с разъемами BNC и одним передающим синхронизирующий сигнал от внешнего или встроенного тактового генератора. Оба этих формата представлены в нашем комплекте.
Помимо основных опций, есть еще богатый выбор несимметричных цифровых соединений по формату S/PDIF, как оптических, так и коаксиальных (последние — на разъемах RCA и BNC). Блок преобразователя частоты имеет также вход USB 2.0 для связи с компьютером, функционирующий в оптимальной с точки зрения подавления джиттера асинхронной моде — даже тут конструкторы dCS опять выбрали сложно реализуемое, но самое правильное решение. Апсемплер и ЦАП поддерживают широкий выбор длин «слов» в битах и частот дискретизации, кратных и некратных 44,1 либо 48 кГц (базовый для CD/SACD либо для DVD формат частоты соответственно). Кроме того, апсемплер может сделать искусственный DSD из 24-битного PCM, получаемого на входе. Цифроаналоговый преобразователь при обработке входящего сигнала использует семь встроенных цифровых фильтров с разными характеристиками, влияющими на полосу пропускания и форму импульса. На наш взгляд, интерес представляют первые три (сам производитель рекомендует классический «длинный» фильтр номер 2 для прослушивания академической симфонической музыки). Оставшиеся могут оживить специфические записи невысокого качества, подчеркнуть в них басовую составляющую или сделать акцент на выпуклой середине.
Все три блока имеют собственные встроенные генераторы тактовой частоты и входы-выходы world clock (транспорт имеет только вход), поэтому при соединении соответствующих гнезд коаксиальным кабелем BNC они могут синхронизировать работу друг друга в зависимости от выбранной моды «Master». Собственные задающие генераторы аппаратов — идентичные, дающие точность лучше ±10 ppm. В слуховом тесте мы не смогли найти разницу при переключении, например, на «часы» апсемплера или ЦАП. Однако в качестве апгрейда, переводящего комплект на другой уровень, dCS предлагает еще и внешний блок генератора с кварцевой стабилизацией частоты, который по параметрам превосходит встроенные ни много ни мало в сто раз и стабилен относительно температурных флуктуаций. Сделанный на базе профессиональной студийной модели, этот генератор имеет восемь выходов, позволяющих ему синхронизировать между собой работу именно такого количества ведомых аппаратов. Мало того, словно в попытке сделать невозможное и еще чуть-чуть сверх этого, даже у столь прецизионного блока есть еще и вход для внешнего генератора референсного уровня, например основанного на рубидиевом стандарте частоты. Введение этого блока в систему, в отличие от экспериментов с собственными «часами», действительно дает заметные на слух результаты, выражающиеся в еще более интересном, слитном и бесшовном звучании.
Про четыре массивных и необычно тяжелых модуля опять хочется сказать, что так выглядит аудиоаналог пушки. Великолепные и даже чуть брутальные цельноалюминиевые корпуса в форме усеченной пирамиды имеют спереди и сзади вырезы под кнопки управления, экраны и коммутационные панели. Боковые крышки выходят за пределы корпуса, обеспечивая достаточно места для кабелей даже с нестандартно длинной разделкой разъемов (во избежание перегиба рядом с коннектором). Вентиляционные отверстия совершенно отсутствуют, охлаждение осуществляется через толстенные цельные листы стенок и крышки, поэтому аппараты в работающем состоянии нельзя ставить друг на друга, только на отдельные полки стойки. Роскошные позолоченные коммутационные разъемы намертво закреплены на антивибрационных монтажных панелях, покрытых белым лаком. О загрузочном лотке транспорта тоже можно сочинить отдельную оду: он цельнолитой алюминиевый, толщиной по торцу примерно 6—7 мм, с ювелирно сделанными вырезами (да и вообще все, что касается качества изготовления и сборки блоков, должно оцениваться на сто баллов).
Выезжает это чудо абсолютно бесшумно и идеально плавно. Стабильность работы и термоустойчивость транспорта — на высшем студийном уровне.
Поскольку dCS Scarlatti не назовешь образцом простоты и интуитивной понятности оперирования, фирма, как могла, попыталась подсластить пилюлю. Все четыре устройства снабжены очень подробными руководствами с цветными картинками для каждого из доступных вариантов подключения. Коммутационные гнезда сзади на самих модулях единообразно оформлены в логические группы и снабжены цветовой маркировкой (входы имеют зеленую окантовку вокруг разъемов, выходы синюю). На больших голубых экранах с крупными белыми символами отображается масса подсказок — активный вход, наличие-отсутствие сигнала, режим апсемплинга, тактирующая частота, Master- или Slave-мода генератора тактовой частоты и другая полезная информация. Наконец, транспорт и апсемплер оснащаются универсальными обучаемыми пультами управления Philips Pronto; в частности, с транспортом идет модель 9400, которая сама стоит как CD-плеер начальной ценовой категории.
На большой сенсорный экран выведены практически все необходимые горячие опции управления, сгруппированные по аппаратам. Переход от блока к блоку осуществляется быстрым нажатием одной из четырех кнопок в ряду под экраном, другие управляющие клавиши позволяют вести навигацию по меню и регулировать громкость. Этот удобный пульт с очень наглядно реализованным управлением радикально упрощает жизнь, поскольку при переключении множества режимов обработки данных, фильтров, входов и пр. иногда надо делать согласованные изменения сразу на двух-трех модулях. Вначале разнообразие входов-выходов, опций и параметров у dCS Scarlatti немного обескураживает, однако с помощью инструкций и пульта с ними удается разобраться за разумное время, ощущение избыточности и хаоса полностью уходит, и, напротив, начинают восхищать логичность, продуманность абсолютно каждого момента и мощь этих аппаратов. В этом случае, как ни в каком другом, следует понять хотя бы основы архитектуры блоков, их предназначение и отдавать себе отчет, что именно делается при изменении параметров и зачем. Зато в дальнейшем удовольствие от общения с подобным произведением инженерного искусства уже ничем не омрачится.
Прослушивание тестового материала раз на сей раз затянулось гораздо дольше обычного. Связано это было как с шоком от звучания комплекта (будучи интегрированным в нашу тестовую систему, он как будто поднял ее класс в целом на два порядка, и подобным образом на его присутствие реагировали разнообразные двухблочные усилители), так и со сложностью проведения сравнительной оценки разных режимов. О влиянии фильтров в ЦАПе (на фото выше его внутренности) в моде Dual AES (24-битный PCM) уже было сказано выше. Тут можно добавить, что фильтр 2 субъективно воспринимается как самый ровный, с наиболее протяженным по всем частотам звучанием, номера 3 и 4 (особенно третий) практически одинаково чуть выделяют и собирают нижний бас (что хорошо, например, для записей органа), номер 5 словно слегка поднимает верхний бас и нижнюю середину, хотя все эти отличия сделаны очень аккуратно, легким штрихом. Если сравнивать между собой форматы DSD и PCM по AES3, то в нашем конкретном варианте подключения первый был неизменно и стабильно интереснее. Можно предположить, что FireWire вообще менее чувствителен к типу кабелей, а сигнал, прогоняемый по тракту насквозь без обработок (если не считать начальное перекодирование в DSD на транспорте), имеет меньше шансов испортиться. Нужно также оговориться, что перебор различных балансных кабелей мог бы изменить в ту или иную сторону состояние дел с подключением AES/EBU. Как бы там ни было, режим DSD дает более предсказуемый и контролируемый результат. По субъективным оценкам, в нем звучание характеризуется как предельно, фантастически детальное, с протяженными верхами и уникально собранным басом — по фактуре и прорисовке самых нижних частот я никогда не встречала ничего подобного. Еще раз можно отметить, что для акустических систем это выражается как замена динамиков другими, гораздо более высококлассными. Середина при этом получается очень открытая и насыщенная, чуть естественно шершавая, с шероховатостями и неидеальностями звукоизвлечения, свойственными живому исполнению. Направленность звука на слушателя и ощущение пропорций сцены и объема пространства сродни тому, что обычно наблюдается только на удачных SACD-записях. Единственный даже не минусик, а просто легкая специфика — некоторая аккуратность (скажем так) ВЧ по самому верху, даже не округлость, а отсутствие заостренности. По контрасту звук в режиме PCM по балансному подключению кажется более сглаженным, не таким выразительным и живым в середине, более отчетливым по верхам, но несколько более скучным. Хотя, опять-таки, все это вполне может быть списано на влияние конкретных кабелей, использованных при коммутации. Поле для экспериментов здесь гигантское. Лично мне вариант DSD, когда обычные CD-записи, как по волшебству, практически подтягиваются по выразительности на уровень SACD, все же кажется гораздо интереснее. Что же касается собственно SACD, то тут остается сказать только одно: это самое лучшее и уникальное по качеству воспроизведение имеющихся у меня дисков. Стоит один раз послушать dCS, играющий SACD, и можно навсегда стать поклонником этого формата — настолько звук теплый, живой, объемный, блестяще сформированный в пространстве. По части выстраивания сцены можно еще отметить, что с нашей коммутацией получилось более контрастное и эффектное, с четкими контурами позиционирование солистов и групп инструментов в PCM по балансу и более мягкое и естественное на тех же записях в DSD.
И напоследок маленькая добавка. Выбор формата и разрешения, использование разных цифровых фильтров создают блюдо на любой вкус. Поклонники любой специфики звучания или же ее полного отсутствия найдут себе в этом комплекте опции по душе. Режимы отличаются друг от друга при переключении в лоб, однако феноменально высокий общий уровень аппаратов нивелирует эту разницу, если, скажем, отвлечься на 10 минут на телефонный звонок и потом вернуться к прослушиванию. Качество звука запредельно, и только грани этой запредельности играют чуть по-разному.
Результаты измерений
Ряд параметров dCS Scarlatti имеет значения на пределе чувствительности нашего измерительного комплекса, и полученные результаты должны трактоваться с осторожностью. Измерения проводились для небалансного выхода RCA в режиме 2 В, по сигналу в формате DSD и активном фильтре 1. Для этого случая графики АЧХ по каналам сливаются в один (рис. 1), разбаланс не превышает 0,01 дБ и спад на краях звукового диапазона составляет не более 0,1 дБ. Максимальный уровень сигнала на выходе блока ЦАП — 1,99 В, выходное сопротивление стабильно во всей полосе частот и равно 52 Ом. Отношение сигнал/шум в полосе частот лучше 111 дБА. Взаимопроникновение каналов отмечается на уровне шумовой планки даже в ВЧ-области. КНИ оказался меньше 0,001% для 1 кГц при различных уровнях сигнала (рис. 2; –12 dBFS, 7,5 кОм). Значение разностной составляющей сигналов 19—20 кГц — менее 0,005% (рис. 3; –3 dBFS, 7,5 кОм).
Паспортные данные:
Тип – CD/SACD транспорт | Название – dCS Scarlatti | Воспроизведение – СD, CD-R, SACD | Транспортный механизм – TEAC Esoteric VRDS NeoTM, DSD c защищенным интерфейсом IEEE 1394 | Входы – world clock in коаксиальный BNC | Встроенный генератор тактовой частоты (Master Mode) – без термокомпенсации, 44,1 кГц, точность +/-10 ppm | Аудиовыходы – цифровые балансные AES/EBU (2), цифровой коаксиальный RCA, цифровой коаксиальный BNC, цифровой оптический, цифровой SDIF-2 BNCx2, цифровые защищенные IEEE 1394 (2), world clock out коаксиальный BNC | Энергопотребление (максимальное), Вт – 22 | Габариты, см – 51,3 x 14 x 42,4 | Масса, кг – 19,6
Тип – генератор тактовой частоты | Название – dCS Scarlatti | Задающий генератор – высокоточный термокомпенсированный, с частотой, управляемой напряжением (VCXO) | Точность – лучше +/-0,1 ppm | Тактовая частота, кГц – 44,1 / 48 | Входы – референсный от внешнего тактового генератора, коаксиальный BNC, 75 Oм, частоты 32, 44,1, 48, 88,2, 96 кГц, 1, 5, 10 МГц, диапазон ±300 ppm | Выходы – world clock out коаксиальные BNC (8), 75 Ом | Энергопотребление (максимальное), Вт – 12 | Габариты, см – 46,5 x 73 x 40,5 | Масса, кг – 9,8
Тип – преобразователь частоты (цифровой процессор) | Название – dCS Scarlatti | Цифровые форматы – 16—24 бит /32, 44,1, 48, 88,2, 96 кГц | Преобразования частоты – 24 бит PCM / 32, 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4, 192 кГц; 24 бит PCM / DSD (2,882 Мбит/с) | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровые коаксиальные RCA (2), цифровой коаксиальный BNC, цифровой оптический, цифровой SDIF-2 BNCx2, world clock in коаксиальный BNC, USB 2.0 асинхронный | Аудиовыходы – цифровые балансные AES/EBU x2 (Dual AES), цифровые коаксиальные RCA (2), цифровые защищенные IEEE 1394 (2), world clock out коаксиальный BNC | Энергопотребление (максимальное), Вт – 15 | Габариты, см – 46,5 x 73 x 40,5 | Масса, кг – 10,1
Тип – цифроаналоговый преобразователь | Название – dCS Scarlatti | Тип преобразователя – dCS «кольцевой» ЦАП, 5 бит / 2,822 (3,072) Мбит/с, DSD (AES3) | Цифровые форматы – 16—24 бит / 32—194 кГц | Встроенный генератор тактовой частоты (Master Mode) – без термокомпенсации, 44,1 кГц, точность +/-10 ppm | Остаточные шумы (выход 6 В, 20—20 000 Гц), дБ – менее –110 | Уровень помех (20—20 000 Гц), 0 дБFS – менее –100 | Аудиовходы – цифровые балансные AES/EBU x2 (Dual AES), цифровые коаксиальные RCA (2), цифровой коаксиальный BNC, цифровой оптический, цифровые защищенные IEEE 1394 (2), SDIF-2 BNCx2, world clock in коаксиальные BNC (2) | Аудиовыходы – стереопара RCA, стереопара XLR, регулируемые с переключаемым выходным напряжением 2 / 6 В, world clock out коаксиальные BNC (2) | Выходное сопротивление (RCA / XLR), Ом – 52 / 3 | Энергопотребление (максимальное), Вт – 30 | Габариты, см – 46,5 x 73 x 40,5 | Масса, кг – 11,3
Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 100%
Звучание - 100%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: референсный уровень звучания, широчайшая звуковая палитра, полное извлечение музыкальной информации с диска
Минусы: комплект довольно сложен в управлении, для домашнего пользователя по большей части избыточен
Вывод:
Комплект, являющий собой истинное произведение искусства — как по конструктиву, так и по звучанию. Случай, радикально отличающийся от стандарта «короля делает свита». Эти аппараты сами способны вытянуть практически любое окружение на небывалую высоту.
Мария Савина