Оригинальный жанр
Тестирование акустических систем различной конструкции
Оригинальный жанр
Тестирование акустических систем различной конструкции
Можно ли сравнивать несравнимое? А почему бы и нет? В конечном счете, вся акустика, какой бы разнообразной и экзотичной по конструкции она ни была, служит одной и той же цели — качественному и увлекательному воспроизведению звука
Это сравнительное прослушивание — не совсем обычное с точки зрения идеологии. Для стандартного тестирования нескольких акустических систем мы, как правило, отбираем участников с одинаковыми конструктивными чертами. Под одинаковостью тут подразумевается не одно и то же число динамиков или идентичные размеры корпуса, а то, что существуют некие хоть и широкие, но все же достаточно определенные рамки, в которые должны вписываться АС. Конечно, при установлении этих рамок есть ряд тонких моментов и условностей, связанных, в частности, с понятиями «традиционный» и «нетрадиционный». Возьмем акустическое оформление. В тестах спокойно встречаются одновременно модели с фазоинвертором, закрытым ящиком и акустическим лабиринтом. Однако открытый корпус (например, акустический щит, не достроенный боковыми и задней стенками) обычно трактуется как нетрадиционное акустическое оформление. А определение «традиционный динамический излучатель»? Строго говоря, под него подпадают и коаксиальные, и даже (уже) ленточные излучатели. Так же и рупоры — некоторые АС подобного типа обладают конструктивными особенностями, безусловно относящими их к классу экзотики, но существует и немало «обыденных» вариантов. И все-таки тут тоже есть четкая граница: конструкции с точечными источниками не сопоставляются с моделями, у которых имеются распределенные излучатели больших размеров наподобие электростатических панелей. Логика заключается в том, чтобы сравнивать сравнимое. Однако почему бы разок не выйти из жестких рамок и не посмотреть, что получится? Сегодня мы попробуем свести в одном тесте колонки стандартной конструкции в обычном корпусе и с несколькими «простыми» динамическими излучателями и различную экзотику — АС с акустическим оформлением типа «открытый корпус», электростаты, отличающиеся огромной площадью излучения и тем, что излучаемая волна имеет плоскую, а не сферическую форму (вся электростатическая панель и есть единый излучатель), рупорные модели, а также акустику с коаксиальными излучателями, имеющую традиционное фазоинверторное оформление, но с нетрадиционным исполнением в виде распределенных портов ФИ.
Тестовая система
1. CD-плеер Bryston BCD-1
2. Интегральный усилитель Bryston B100 SST
3. Межблочные и акустические кабели Analysis Plus
4. Помещение акустически обработано, колонки устанавливались на гранитные плиты
Тестовые записи
1. Г. Перселл, «King Artur» (Harmonia Mundi, 195200)
2. Г. И. Ф. Бибер, «Мистерии-сонаты» (ALPHA, 038)
3. Р. Вагнер, «Тангейзер», Увертюра (Decca, 460 510-2)
4. Л. ван Бетховен, Соната №23 для фортепиано фа минор «Аппассионата» (DG, 457 296-2)
5. В. Баумгратц, «Organ Landscape» (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
6. Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2)
7. Tracy Chapman «Tracy Chapman» (Elektra, 7559-60774-2)
8. Dead Can Dance «Into The Labyrinth» (WBR, 4AD 9 45384-2)
9. Rammstein «Mutter» (Motor Music, 549 639-2)
10. AC/DC «For Those About to Rock» (Sony, EPC 510766 2)
11. Dark Tranquillity «Haven» (Century Media Rec., 77297-2)
Приведенные цены являются ориентировочными
Nightingale Concentus CTR 2
Цена - 430 000 руб.
Simetel Corp. — итальянская компания с пятидесятилетней историей, занимающаяся профессиональными и военными телекоммуникационными системами. В 1995 году небольшая группа инженеров — любителей аудио убедила руководство фирмы начать производство продукции Hi-Fi. Так родился бренд Nightingale
Щиты трапециевидной формы изготовлены из фанеры толщиной примерно 25 мм и окаймлены выступающей спереди и сзади рамой, позволяющей установить грили на липучках. Снимаются грили легко и без усилий, хотя передний, тоже фанерный и с прорезями под динамики, довольно тяжел. Две одинаковые НЧ-головки сделаны из материала наподобие очень жесткой бумаги с пропиткой и крепятся на мягких резиновых подвесах с поролоновыми накладками на краях корзин. На щите они смонтированы по диагонали — смещены от оси и по высоте друг относительно друга. Диффузоры СЧ-излучателей — также бумага с пропиткой, с крупным, на половину конуса, пластиковым пылезащитным колпачком. Высокочастотный спектр воспроизводится мягким шелковым куполом в алюминиевой накладке. Сзади щита видны мощные литые корзины динамиков и весьма солидные катушки. В самом низу располагаются две пары позолоченных пятипозиционных клемм для бивайринга. Вся разводка выполнена четырехгранным кабелем из бескислородной меди сечением приблизительно 5 кв.мм. Кроссовер крепится чуть ниже НЧ-динамиков и прикрыт металлическим кожухом. Обрамляющая щит рама и массивная треугольная подставка, сделанные из брусков натурального ореха, хорошо фиксируют конструкцию и обеспечивают необходимую жесткость корпуса, а также очень выигрышно и элегантно смотрятся.
Ключевые слова при описании звучания Nightingale Concentus CTR 2 — абсолютная свобода, фантастическая подача, практически идеальная в смысле живости и легкости. А еще — удивление от очень чистых и раскованных низов и отменного ритма: такой почерк характерен для бескорпусной акустики. Крайне хороши натуральные тембры — легкие, но насыщенные оттенками и мельчайшими нюансами.
Второй концерт Рахманинова в исполнении автора был сыгран полно и осмысленно, прекрасно передавались филигранный рояль мастера, тонкие эмоции, одухотворенность. Эта старая запись вызвала волшебное чувство присутствия и какое-то детское ощущение музыкального чуда. Некоторые претензии можно предъявить скрипкам, которые порой все же повизгивали. Большой орган прозвучал очень открыто и натурально, даже послезвучия оказались именно такими, какими надо, и именно так спадающими. В мощном «Реквиеме» Верди, как и на тутти БСО, динамические пики отрабатывались не всегда чисто. Зато хор обладал великолепной дикцией, тихие мелодические линии были безупречны, а от звенящей тишины после мощных форте просто закладывало уши. Сцена и планы — на редкость широкие, глубокие, с натурально приглушенными задними инструментами и отчетливым ощущением зала, где делалась запись.
В роке и металле акустика выступила хорошо — смачно, легко и весело, хотя рука иногда тянулась к несуществующему регулятору тембра, чтобы чуть добавить плотности в середине. Острого и четкого баса и атаки на НЧ иногда немного не хватало: все же существует некая философская проблема — привычка к более традиционному характеру баса.
Результаты измерений
Поведение модуля импеданса Nightingale Concentus CTR 2 нестабильно, но не имеет резких всплесков (рис. 1). Акустическая система является высокоомной (среднее значение 12 Ом), и с ней без труда справится ламповый усилитель. Полученный псевдобезэховый отклик зависит от акустических свойств помещения намного сильнее, чем у колонок с оформлением закрытого типа. При правильном размещении следует ожидать некоторого снижения чувствительности в области баса, что приведет к стабилизации неравномерности. Акустические системы демонстрируют отсутствие направленности излучения в передней полусфере — график, полученный при отклонении на 45 градусов, практически повторяет осевой (рис. 2). Среднее значение коэффициента нелинейных искажений Nightingale Concentus CTR 2 в диапазоне от 100 Гц до 10 кГц не превышает 0,5%, даже несмотря на зафиксированный выброс в самом начале верхней октавы (рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Nightingale Concentus CTR 2 | Частотная характеристика, Гц – 35—22 000 (уровень не указан) | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 18 см, бумажный; СЧ – 13,3 см, бумажный с пропиткой; ВЧ – 2,5 см, шелковый купол; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – открытый корпус | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 103 x 52 x 10 (36 с подставкой) | Масса одной колонки, кг – 26
Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: звук, полностью свободный от оков, тембральная достоверность, идеально чистые и быстрые НЧ
Минусы: иногда заметна компрессия на форте, чуть не хватает остроты и атаки на НЧ
Вывод:
Замечательно живое и свободное звучание, не имеющие аналогов в тесте раскованность и легкость подачи. Единственное «но» — при всей жанровой всеядности колонок и впечатляющей быстроте звука ощущается дефицит плотности и цепкости в нагруженной музыке
Martin Logan Vista
Цена - 170 000 руб.
Уже более тридцати лет канзасская компания Martin Logan продвигает свои разработки и производит электростатическую акустику. Модель Vista, перенявшая у старших собратьев ряд фирменных высокотехнологичных решений, позиционируется как третья сверху после Summit и Vantage
Гибридная акустическая система Vista состоит из электростатической панели III поколения XStat™ CLS™, согласованной с пассивной НЧ-секцией. Сердце конструкции, электростатический излучатель был первоначально разработан для существенно более дорогих линеек фирмы, равно как жесткая алюминиевая рама AirFrame™ и новый кроссовер с аудиофильскими элементами. 8-дюймовый динамик пассивной НЧ-секции с алюминиевым диффузором помещен в нерезонансный геометрически несимметричный корпус, который стоит на четырех стальных шипах и стыкуется с электростатической панелью. Корпус отделан натуральным шпоном цвета клена и покрыт лаком. Не очень крупный порт фазоинвертора расположен на задней стенке басового отсека; там же имеются и две пары удобных пятипозиционных клемм для бивайринга.
Рекомендуемая производителем мощность усилителя составляет 100—400 Вт на канал. Однако при подборе конкретного аппарата следует иметь в виду, что электростаты, будучи существенной емкостной нагрузкой, характеризуются необычным поведением модуля импеданса — их сопротивление падает с ростом частоты (в отличие от ситуации с традиционными АС, у которых проблемы проявляются на низких частотах). Минимум импеданса в 1,2 Ом приходится на 20 кГц, что необходимо учитывать при покупке усилителя.
Почерк электростатов обнаружил определенное сходство с прослушанными до этого Nightingale, хотя в несколько усугубленной манере. Свобода и отсутствие тесного корпуса чувствовались и тут, однако атака звука оказалась очень мягкой и совсем сглаженной во всем диапазоне частот. Из-за этого некоторые тембры получились гораздо больше похожими друг на друга, чем следует, что в первую очередь относится к барочным флейтам и индивидуальной манере скрипачей, хотя подобное было заметно и на академическом вокале в перекличках альта и сопрано, которые как будто различались только по высоте. Общий характер исполнения с нашим усилением показался совсем не острым и несколько глянцевым.
Порадовало полное отсутствие искажений на форте (хотя увеличение громкости практически не меняло субъективные размеры звука и его характер). Огорчило сильное нивелирование шумовых призвуков. Например, труба прилежно выводила все узоры триолек, но совершенно не ощущалось разное дыхание, на котором это делается. Имелись также проблемы с динамикой, развертыванием оркестровых нарастаний и подходами к форте. Вообще колонки играли чуть однообразно, хотя и на редкость легко.
Неожиданно удивила пропажа отдельных инструментов и в академической, и в рок-музыке, так что концерты остались без солистов, а группы — без некоторых участников. Пассивная НЧ-секция очень хорошо согласована с электростатической панелью, бас нигде не доминировал и не выделялся тембрально. При этом, в общем стиле акустики, низы были не острые и чуть плоские, увесистости и объема ударнику и гитарам не хватало.
Результаты измерений
Поведение модуля импеданса Martin Logan Vista в области низких частот характерно для фазоинверторной акустики (рис. 1). В начале высокочастотного диапазона следует рост сопротивления, за ним следует спад до минимального значения 1,2 Ом на 20 кГц. Измеренная чувствительность колонок (рис. 2) сильно зависит от расположения микрофона. Красный график получен на расстоянии 1 м, на оси, соответствующей геометрическому центру электростатического излучателя. При смещении по горизонтали наблюдается заметный методичный спад, начиная со средних частот (оранжевый график, отклонение на 45 градусов). Измеренное значение чувствительности оказалось ощутимо ниже заявленного — 86 дБ вместо 90. Уровень нелинейных искажений крайне мал (рис. 3). Среднее значение этого показателя лучшее в тесте (0,24%), правда, оно получено при средних и низких (90 и 84 дБ) уровнях звукового давления.
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Martin Logan Vista | Частотная характеристика, Гц – 43—23 000 (по уровню +/-3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ – 20,3 см, алюминиевый конус; СЧ/ВЧ – 101,6 х 23,6 см, электростатический излучатель XStat™ CLS™; частота раздела 450 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 (минимум 1,2 Ом на 20 кГц) | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 144,7 x 27,3 x 42,7 | Масса одной колонки, кг – 24,5
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 80%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 85%
Плюсы: свободный незажатый звук, абсолютно лишенный резкости, отличное удержание темпа и ритма
Минусы: заметно смягченная атака всех натуральных инструментов, проблемы с динамикой
Вывод:
Эти колонки понравятся любителям комфортной неагрессивной подачи музыки. Они играют быстро, легко и ненавязчиво, хотя и немного однообразно. В сложной и жесткой музыке заметны потеря четкости и выпадение отдельных мелодических линий
JBL Studio Monitor 4429
Цена - 186 000 руб.
Классические средние студийные мониторы JBL должны обладать рядом признаков — бумажными 12-дюймовыми басовиками, максимально широкой полосой СЧ и ВЧ, озвученной одним динамиком, ВЧ-излучателем в рупорном оформлении. И конечно, выдающейся точностью и музыкальностью. Именно так все и есть в данном случае
Данные колонки имеют классический форм-фактор — это очень крупные полочники, которые нужно ставить на специальные низкие подставки. 30-см НЧ-драйверы на литом шасси сделаны из целлюлозы со специальным покрытием с добавлением метаарамидных волокон Номекс. Указанные динамики были разработаны и впервые использовались в акустике JBL серии K2. Излучатели ВЧ/УВЧ собраны в единый блок с горизонтальными бирадиальными рупорами из материала SonoGlass™, позаимствованного у флагманской модели Everest D66000. Компрессионные драйверы размером 1,75 дюйма и 0,75 дюйма соответственно снабжены неодимовыми магнитами. Алюминиевый купол ВЧ-излучателя закрыт защитной металлической сеткой на горле рупора, а на титановом УВЧ-динамике установлена длинная и узкая фазовыравнивающая пулька. ВЧ-рупор действует в очень широком диапазоне частот — от 800 до 7000 Гц, а рабочие полосы и уровень регулируются фильтрами с настраиваемой отдачей.
Внутренняя разводка осуществлена кабелем из бескислородной меди. Крепкие, аккуратно и качественно изготовленные корпуса выглядят очень солидно и профессионально, стенки кабинетов отделаны натуральным грецким орехом, а передняя панель имеет классический для JBL темно-синий цвет. Сзади находится клеммник с двумя парами терминалов для бивайринга.
Идеально всежанровая акустика продемонстрировала и тембральные красоты, и отличное разделение инструментальных линий, и бережное подчеркивание нюансов. Но все же самое главное в ее почерке — способность точно улавливать и передавать музыкальный смысл, уникальность саунда и разнообразие интерпретаций: барочных и академических, эстрадных и роковых, металлических.
По отдельным впечатлениям поразил рояль — ни одной ритмической помарки в труднейшей записи Гилельса, что является выдающимся результатом. «Реквием» Верди прозвучал тембрально безупречно, с отменными чистыми тутти и с прозрачными тихими фрагментами, уходящими и замирающими вдали. Сцена и глубина в негромких эпизодах была просто великолепная. Очень красиво вышли тонкие короткие послезвучия вокруг ВЧ-органа — такой филигранный штрих слышен не всегда.
Остальные записи порадовали не меньше. На некоторых системах бас-гитара в записи Трейси Чэпмен может сильно подгуживать, но здесь ничего подобного не было и в помине. Похожие на солнечные искорки на воде острые и тонкие звоночки перкуссии, очень четкие доли и отличная фактура. При этом все делалось мягко и недемонстративно. Африканская темная природная магия и голоса минувшего в «Yulunga» Dead Can Dance захлестывали с головой, а маракасы и барабаны, казалось, физически нарисовались по размерам.
Любой рок и олдскульный металл воспроизводились JBL 4429 на ура, с первозданным задором и адреналином — ведь многие студийные разработки JBL, собственно, как раз и были связаны с адекватным озвучиванием записей именно этих жанров. Более тяжелые и сумрачные треки тоже исполнялись очень в характере и идеально с точки зрения темпа и ритмики.
Результаты измерений
Измеренная амплитудно-частотная характеристика акустических систем JBL 4429 обладает минимальной неравномерностью практически во всем частотном диапазоне (рис. 2). Незначительные флуктуации в высокочастотной области не повлияют на восприятие музыкального материала. Встроенный кроссовер благодаря широкому диапазону регулировок в двух полосах (+3 –30 дБ в ВЧ-диапазоне и отдельно в верхней октаве) без проблем справился бы и с гораздо более серьезными частотными искажениями. Величина модуля сопротивления колонок меняется в широких пределах (рис. 1). Максимальное значение превышает 100 Ом (этот пик находится чуть ниже 20 Гц), но минимум не опускается ниже 3,7 Ом (на 20 кГц). Значение нелинейных искажений в среднем находится на уровне 0,5% и сохраняется стабильным в очень широком диапазоне подводимых мощностей (рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – полочные акустические системы | Название – JBL Studio Monitor 4429 | Частотная характеристика, Гц – 38—45 000 (по уровню –6 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 30 см, целлюлоза с добавлением волокон Номекс; ВЧ – 5 см, компрессионный, алюминиевый купол; СВЧ – 1,9 см, компрессионный, титановый купол; частоты раздела 800 Гц, 7000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 91 | Габариты одной колонки, см – 63,5 x 40 x 33,5 | Масса одной колонки, кг – 32,3
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 95%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: прекрасные натуральные тембры, очень высокое разрешение во всем диапазоне частот
Минусы: чуть плоская и собранная в середину сцена с немного пустыми краями
Вывод:
Великолепные АС, которые гармонично сочетают мониторность и музыкальность, выдающуюся детальность и цельность воспроизведения. JBL 4429 обладают поразительной способностью извлекать во всей полноте смысл и идею музыкальных произведений любого жанра
Paradigm Studio 100 v.5
Цена - 90 000 руб.
В акустике канадской фирмы Paradigm из Торонто используются динамики и другие элементы конструкции исключительно собственной разработки и производства. Рассматриваемая модель Studio 100 последней версии v.5 является старшей в топовой линейке Reference
Овальные корпуса со срезанной прямой передней панелью и округлыми боками сделаны из MDF. Три штуки одинаковых 7-дюймовых НЧ-динамиков и один среднечастотник такого же размера занимают практически всю ширину довольно узкой передней панели. Диффузоры басовиков — полипропиленовые с минеральными добавками, а СЧ-излучателя — фирменный алюминиевый S-PAL™ с глянцевым пленочным покрытием, обеспечивающим внутреннее демпфирование, отсутствие нежелательных резонансов и искажений. Катушки у всех головок 38-миллиметровые, шасси — литые с теплоотводом AVS™. За ВЧ отвечает дюймовый алюминиевый купол G-PAL™ с ферромагнитной охлаждающей жидкостью. СЧ- и ВЧ-динамики помещены в отдельные камеры внутри корпуса. Полосы сшиты с помощью фильтров 3-го порядка. При монтаже всех динамических головок применяется фирменная система изолирующих элементов и прокладок IMS/SHOCK-MOUNT™ (Isolation Mounting System), развязывающая динамики от корпусов и сводящая их взаимодействие до неслышимого уровня. Снизу на передней панели расположен довольно крупный круглый порт фазоинвертора с прочной трубой, идущей вглубь корпуса почти до конца. Относительно этого порта заявляется, что он высокоскоростной, малошумящий и исключает турбулентность на выходе. На задней стенке снизу имеются две пары клемм для бивайринга.
Ножки по бокам корпусов — маленькие овальные яйцевидные выступы, заканчивающиеся не шипами, а полусферическими площадками. Дизайн достаточно скромный, хотя сбито все крепко и ладно, а сами кабинеты покрыты черным натуральным шпоном и отлакированы.
На фоне своих конструктивно более оригинальных соперников Paradigm Studio 100 v.5 выступили неплохо, тем более с учетом цены. Общий их почерк — спокойный, нерезкий, больше склонный к крупному штриху, чем к вырисовыванию мелких деталей звучания. После вариантов с открытыми корпусами саунд стал менее свободным, что было особенно заметно на НЧ. Разрешение во всем диапазоне частот следует скорее назвать умеренным, в НЧ-регистре даже ближе к среднему. Тональный баланс колонок имеет явный уклон в сторону баса и нижней середины, что чувствовалось и у чуть переутяжеленных скрипок, и в высоком женском вокале, словно прижатом к земле, и на нижних октавах рояля, и в ощутимо подчеркнутых басовитых призвуках у барочных щипковых струнных. Тем не менее сделано это было не грубо и не навязчиво, в манере Paradigm Studio 100 v.5 совершенно отсутствует нарочитость или вульгарность. Пара негативных моментов относительно НЧ касалась смазанности баса на педалях органа и на большом оркестровом барабане — явная нечеткость, неотделимость долей, заметная на фоне более ритмичной середины.
При исполнении записей некоторых агрессивных жанров наподобие современного металла, отличающегося быстрым холодным саундом, у колонок не хватало прозрачности, особенно в середине, и не очень хорошо прорисовывались верхние частоты. Однако присутствовали тяжкая, чуть вязкая мощь и своеобразное очарование.
Результаты измерений
Конструкция Paradigm Studio 100 v.5 по типу акустического оформления и по компоновке драйверов является самой распространенной сегодня. Ход амплитудно-частотной характеристики хоть и выявляет небольшой дисбаланс, но обладает крайне низкой неравномерностью, начиная с верхнего баса и до середины высокочастотного диапазона (рис. 2). Флуктуации в высокочастотной области можно отчасти нивелировать, правильно позиционируя колонку. Уровень нелинейных искажений стабильно небольшой во всем частотном и широком динамическом диапазоне (рис. 3). Даже на нижней граничной частоте 54 Гц (–3 дБ) при звуковом давлении 90 дБ коэффициент искажений не превысил 1%, что является очень неплохим результатом. Среднее значение модуля сопротивления Paradigm Studio 100 v.5 составило 8,1 Ом, а минимум лежит чуть ниже 3 Ом, что не накладывает особых ограничений при выборе усилителя (рис. 1).
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Paradigm Studio 100 v.5 | Частотная характеристика, Гц – 44—22 000 (по уровню +/-2 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 3 х 17,8 см, полипропиленовый с минеральными добавками; СЧ – 17,8 см, алюминиевый конус S-PAL™; ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол G-PAL™; частоты раздела 300 и 2000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 112 x 24,1 x 43,1 | Масса одной колонки, кг – 35,4
Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 85%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 85%
Плюсы: плотный, насыщенный басовыми составляющими звук, приличная детальность, хорошая сцена
Минусы: проблемы в динамических пиках, некоторая нечеткость баса
Вывод:
Акустика с достаточно сбалансированным почерком с точки зрения детальности, разделимости инструментальных линий и тембров. Некоторая тяжеловесность баса и спокойная подача будут очень кстати для любителей мощного, но не кислотного звучания
Tannoy Prestige Turnberry SE
Цена - 195 000 руб.
Tannoy имеет уникальный статус среди других аудиофирм. Это один из крупнейших производителей аудиоаппаратуры в Европе, ведущий свою историю с 1926 года, обладатель разработок в области радиовещания, профессиональной записи и домашней акустики — и, наконец, просто бренд, делающий вещи ультимативного качества
Породистая внешность и конструкция Tannoy Prestige Turnberry SE сразу дают понять, что перед нами вещь незаурядного качества. Передние панели кабинетов имеют обрамление в виде фигурных двухъярусных карнизов из натурального ореха, которые фиксируют тяжелые фанерные грили, снаружи обтянутые великолепной велюровой тканью чисто английской расцветки. Внизу есть отверстие для ключа, как в горке викторианской эпохи. Ключи в комплекте длинные и фигурные, позолоченные, проворачивающиеся в гнездах с приятным щелчком.
Фирменный коаксиальный динамик Dual Concentric состоит из компрессионного ВЧ-драйвера — 33-мм алюминиевого купола с системой Tulip WaveGuid, встроенного в НЧ-динамик. Гофрированный бумажный диффузор басовика образует рупор экспоненциальной формы, очень легкий и абсолютно жесткий, снабженный двойным тканевым подвесом. 52-мм катушка приводится в движение магнитной системой Alnico. Кроссовер содержит фильтры 2-го порядка для обрезания рабочей полосы НЧ-динамика и 1-го для ВЧ. С боков по углам передней панели сделаны двойные прорези по всей высоте корпуса, играющие роль распределенных портов фазоинвертора. Ниже коаксиального излучателя прикручена обтянутая по контуру коричневой кожей латунная табличка с коронованной эмблемой фирмы, а также пятью гнездами под винтовой регулятор отдачи ВЧ с шагом 1,5 дБ. Сзади есть круглый клеммник-розочка с пятью терминалами — два ВЧ, два НЧ для биампинга плюс один контакт, используемый как «земля» для усилителя ВЧ.
Иногда можно слышать мнение, что у больших классических «танноев» звучание вальяжное и медленное. Однако эти шкафы в викторианском стиле выдают чистый и удивительно породистый звук, прозрачный и светлый, как вода горного озера, и столь же непоколебимо спокойный. Tannoy Prestige Turnberry SE лучше всех в тесте отыграли аутентичные барочные записи. Прозрачная труба походила на ясное холодное утро, другие тембры тоже были до того хороши, что хотелось улыбнуться и удивленно покачать головой. Академический оркестр получился просто потрясающе по расстановке и планам, но чуть менее насыщенно, чем барокко. Хотя скрипки в оркестровом и солирующем исполнении и безупречный рояль были достойны горячей похвалы. Акустика достаточно мягко, но последовательно сбавляла градус эмоций во фрагментах с «голосом судьбы», например в «Tuba Mirum» из вердиевского реквиема (как и в мощных динамических пиках БСО из увертюры Вагнера). Никаких признаков компрессии даже и близко не было, однако драматичность в изрядной степени приглушалась. После отменных фанфар буря страстей оркестра и хора подавалась как-то льдисто и отстраненно, а напряженные монологи и диалоги вокалистов — скорее красиво и печально, чем скорбно и тревожно.
В принципе Tannoy Prestige Turnberry SE не относятся к числу любителей экстрима, однако есть рок, который не стыдно послушать в приличном доме. Поэтому старый добрый AC/DC прозвучал весьма недурственно, гитары и ударник были совсем не ленивые, а очень быстрые и четкие.
Результаты измерений
Имея стабильное значение примерно 8 Ом в среднечастотной области, на высоких частотах модуль импеданса Tannoy Turnberry SE взлетает до 67 Ом (рис. 1). Минимальное значение не опускается ниже 6,8 Ом. Все это вызывает желание попробовать данную акустику в связке с ламповым усилителем. В средней середине имеются отчетливый спад и последующий всплеск чувствительности такого вида, какой должен отражаться на звучании при воспроизведении музыки (рис. 2). Устранить его путем разворота колонок, к сожалению, не получится. Провалы характеристики чуть выше 1 кГц и 3 кГц обусловлены коаксиальной конструкцией и взаимным влиянием драйверов, явно проявляющимся только на оси твитера. Незначительное смещение дает существенное улучшение звуковой картины. Среднее значение КНИ в диапазоне 100 Гц до 10 кГц составляет 0,41%, что является хорошим результатом при звуковом давлении 93 дБ (рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Tannoy Prestige Turnberry SE | Частотная характеристика, Гц – 34—25 000 (по уровню –6 дБ) | Число полос – 2 (коаксиальный динамик Dual Concentric, НЧ/СЧ – 25 см, бумажный; ВЧ – 3,3 см, алюминиевый купол; частота раздела 1300 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 93 | Габариты одной колонки, см – 95 x 45,6 x 36,6 | Масса одной колонки, кг – 30
Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: уникальный характер звучания, безупречное воспроизведение музыки определенных жанров
Минусы: некоторая эмоциональная отстраненность, чуть светлые тембры низких голосов и инструментов
Вывод:
Эта акустика — сама себе «концепция звучания», ее не следует оценивать по обычным меркам. Удивительно цельный и идеально выдержанный почерк вкупе с прозрачным и ясным звучанием делают несущественными отсутствие жанровой универсальности и другие придирки
Итоговые выводы
Перед подведением итогов необходимо сделать одно поясняющее замечание. Вкусовщина, неизбежная в аудио, в любом случае должна учитываться при оценках (ведь эксперты такие же люди, со своими личными звуковыми предпочтениями). Но при сравнении разных конструкций, которым изначально присуще подчеркивание тех или иных особенностей звучания и некий принципиальный почерк, она особенно сильна. Поэтому результаты сегодняшнего теста носят несколько условный характер. Что, в общем-то, и предполагалось с самого начала при «сравнении несравнимого». А теперь, с учетом этих оговорок, огласим вынесенный вердикт.
Нам очень понравились классические рупорные мониторы среднего поля JBL 4429. Принадлежность акустики к профессиональному классу со всеми подобающими этому чертами (детальностью звучания, наличием встроенных регуляторов тембров, характерным внешним видом) ни в коем случае не умаляет ее высоких музыкальных достоинств. Требуемое для студийной техники высокое разрешение совершенно не вступает в конфликт с цельностью и осмысленностью воспроизведения музыки любого жанра. Абсолютно разные симфонические оркестры и инструменты, барабанщики в рок-группах и вокалисты, тонко переданный настрой — все это делает акустику JBL бесценным пособием и для желающего приобщиться к музыке, и для продвинутого меломана.
Акустические щиты Nightingale Concentus CTR 2 и электростаты Martin Logan Vista в некотором смысле похожи. Не по принципу извлечения звука, но хотя бы в том, что они одинаково излучают и вперед, по направлению к слушателю, и назад и имеют дипольную диаграмму направленности. Это означает, что для получения оптимального звучания и баланса прямой и отраженной звуковых волн нужно контролировать акустические условия позади таких колонок. Поэтому обе модели весьма чувствительны к акустическим свойствам и размерам помещения. И Nightingale Concentus CTR 2, и Martin Logan Vista продемонстрировали очень быстрый и собранный бас примерно одинаковой фактуры и протяженности. На этом, однако, сходство закончилось, и итальянские соловьи, бесспорно, выиграли у электростатов Martin Logan в свободе и раскованности звучания, а также в тембральной достоверности. Отдельного плюсика заслуживает прекрасный (обычный для итальянской акустики) дизайн Concentus. На звуке это, разумеется, не отражается, но глаз радует. Наблюдаемые у Martin Logan Vista проблемы с четкостью и атакой звука, а также динамикой в сложной и жесткой музыке вполне могут быть связаны с недостаточным контролем колонок со стороны нашего тестового усилителя. Еще раз стоит напомнить о неординарности требований, предъявляемых подобными конструкциями к усилению.
Tannoy Prestige Turnberry SE — совершенно особая история, некая самоценность, или, если угодно, вещь в себе. Редкий случай, когда стиль и характер колонок настолько целостны, что не представляется возможным исправить что-то одно без ущерба для остального. Реконструкции или фантазии на тему «вот к этой бы скорости да тембры поплотнее и другой фактуры» в данном случае совершенно неуместны. Спокойный выдержанный характер Tannoy Prestige Turnberry SE, кристально прозрачных по звуку, не для всех случаев и не для всех музыкальных жанров оптимален. В драматичной симфонической музыке АС чуть не хватает эмоций, а в роковых и металлических композициях — обыкновенного драйва и мяса. Тем не менее это характер, заставляющий себя уважать. В тех жанрах, играть которые акустика согласна, она безупречна, как идеал, и вне подозрений, как английская королева. В высшей степени аристократический внешний вид — дополнительный аргумент для любителей чего-то особенного.
На фоне столь необычных по почерку и характеру конкурентов Paradigm Studio 100 v.5 выступили совсем неплохо, пусть далеко не так ярко. Они обладают достаточно спокойным и уверенным звучанием и крупным штрихом, хотя и лишены того очарования свободного полета звука и динамического размаха, что присущ всем прочим участникам. В укор колонкам можно поставить явное смещение тонального баланса в сторону НЧ и нижней середины, однако в качестве обратной стороны медали эта же особенность звукового почерка дает приятный напор и массивность в жестких музыкальных жанрах.
Мария Савина