Неизменный характер Pathos
Интегрированный усилитель Pathos Ethos
Неизменный характер Pathos
Интегрированный усилитель Pathos Ethos
Цена – 272 900 руб.
Итальянская компания с характерным именем Pathos любит оперировать возвышенными образами и философскими категориями и апеллировать в названиях своих компонентов к древнегреческой риторике, искусству и медицине. wwВпрочем, получается это у нее весьма удачно, и звуковой почерк фирменных усилителей неизменно оказывается верно ухваченным в их наименованиях
Слово «этос» имеет в современной философии массу оттенков смысла и толкований, но в традиционном переводе с греческого может трактоваться как «совокупность устойчивых, стабильных черт характера индивида вследствие его неизменности». А также «присущий каждому человеку прирожденный нрав, определяющий все проявления его характера». И эти определения отлично характеризуют Pathos Ethos. Прежде всего ему неизменно свойственен фирменный звук, так сказать, родовой. Во-вторых, абсолютно четко прослеживается собственный нрав именно этой модели — в виде ауры спокойствия и постоянства в любых сочетаниях с другими компонентами. Переходя от греческого к другому, территориально близкому, средиземноморскому языку, можно заметить, что название запатентованной технологии INPOL, используемой во всех гибридных усилителях компании, — сокращение от итальянского Inseguitore a Pompa Lineare (или Linear Pump Tracker по-английски). Переводить это, видимо, следует как «линейное слежение за накачкой», а понимать в соответствии с физическим принципом работы фирменного контура (который мы более подробно обсуждали в прошлом номере журнала, в статье, посвященной Pathos T.T. Anniversary). Указанный контур представляет собой дроссельную нагрузку оконечного каскада, призванную, по заявлению производителя, регулировать и поддерживать неизменным выходной ток полевых транзисторов.
Вполне в духе времени Pathos осваивает новые для себя направления, в частности, создает ЦАПы с входом USB, способные понимать и обрабатывать материал в том числе и в сжатых форматах. На выставке CES в Лас-Вегасе в январе этого года фирма показала новый музыкальный сервер — совсем нехарактерный для нее аппарат. Наш сегодняшний гость Pathos Ethos тоже не совсем традиционен, поскольку имеет встроенный ЦАП, работающий с сигналами с разрешением вплоть до 24 бит / 192 кГц, цифровой коаксиальный вход и два входа USB с разной разделкой — типа А и В. Также у него есть четыре видеовхода и один видеовыход. Точнее, всем этим цифровым богатством аппарат наделяется в максимальной комплектации, которая на полторы тысячи долларов дороже. Соответствующие входы и выходы на задней панели присутствуют в любом случае (причем видеоразъемы не описаны ни в каких прилагаемых документах и являются, видимо, заготовкой на будущее), а вот соединенные с ними платы внутри корпуса ставятся опционально. К сожалению, в нашем конкретном экземпляре платы ЦАПа не оказалось. Прочие детали обычны для Pathos — предварительный каскад на двух лампах 6922 (ECC88s) саратовского производства (Electro-Harmonix), и выходной каскад «двойное моно», выполненный по схеме INPOL с полевыми транзисторами, без применения общей ООС. Однако в отличие от деликатного T.T. Anniversary, выдающего всего 35 Вт на 8-омную нагрузку и при этом греющегося как печка, Ethos менее экстремален по конструкции и имеет усилительный тракт, сделанный попроще, адекватно своей ценовой категории, зато покрепче. Для него заявляются 100 и 200 Вт соответственно на 8 и 4 Ом. Кроме того, возможно переключение усилителя в мостовой монорежим, в котором мощность возрастает до 270 Вт на нагрузке 8 Ом. Правда, есть и кое-какие неточности и разночтения (встречающиеся, впрочем, в сопроводительной литературе и к другим моделям Pathos). Так, в руководстве указано, что значение КНИ менее 0,01%, а на сайте производителя оно равно уже 0,05% (последняя величина ближе к нашим лабораторным результатам). Тем не менее и по всем характеристикам, и по впечатлению от «внутренностей» устройство следует признать сконструированным очень хорошо и тщательно. Управление громкостью осуществляется чисто резистивным регулятором с управлением микроконтроллером, шкала в 180 единиц имеет шаг в 0,5 дБ. Каждый вход обладает собственной памятью на установку уровня громкости, индивидуально для двух балансных и пяти небалансных входов. Также доступна поканальная регулировка уровня сигнала с пульта ДУ. И тут нужно сказать, что пульт оставляет ряд вопросов, поскольку в соответствии с традициями Pathos (с которыми мы уже имели возможность познакомиться ранее, изучая T.T. Anniversary) он совершенно лишен надписей и поясняющих символов рядом с кнопками. А их, в отличие от прошлого варианта, уже не четыре, а все шесть (вдобавок и две управляющие кнопки на лицевой панели корпуса тоже никак не обозначены). На пульте верхняя пара отвечает за управление громкостью, третья сверху — за переключение входов, функции же трех прочих начисто забываются уже через несколько дней, если не пользоваться усилителем постоянно. Совсем неочевидно, что владельцы аппарата так уж нуждаются в подобных тренировках памяти и сообразительности, хотя достаточно понятно, что обусловлено это было желанием сохранить чистоту и цельность графичного облика и не уродовать ни сам компонент, ни пульт, служащий его естественным продолжением, идейно чуждыми символами и подписями. Что ж, в случае подобного дизайна это, наверное, можно простить. Мастерскому перу Паоло Андриоло в очередной раз удалось создать необычный и запоминающийся образ, у меня лично вызывающий четкие архитектурные ассоциации с Большой аркой Дефанс в Париже, в знаменитом квартале небоскребов (разве что висящее дырчатое облако отсутствует). Дополнением к острым несимметричным граням служат охлаждающие ребра радиаторов по бокам, отлитые в форме повторяющихся букв, складывающихся в название компании — Pathos. Великолепный алюминиевый корпус сверху усеян фигурными вентиляционными прорезями, лампы предварительного каскада почти под уровень утоплены в конические воронки, сделанные прямо в верхней панели. Огромная хромированная ручка громкости визуально составляет единый блок с двумя управляющими кнопками, прячущимися в удлиненно-округлых канавках.
Благодаря своей конструкции и приличному демпинг-фактору Pathos Ethos обладает существенно большей универсальностью по части контроля разной нагрузки, чем T.T. Anniversary. Последний не то чтобы имел какие-то явные проблемы с нашими тестовыми PMC OB1i (для очевидных затруднений он слишком хорошо сделан), но все же не до конца раскрылся с этой акустикой, и мы подбирали ему в пару более легкие по импедансу и чувствительные АС. Напротив, Ethos продемонстрировал похвальную индифферентность к предлагаемым достаточно сложным для усилителя акустическим системам и совершенно без проблем справился с колонками РМС. Что же касается звукового почерка, то, как уже отмечалось, он у аппарата отчетливо фирменный, в достаточной степени сохранивший наследственные качества. Возможно, звучание несколько отличается от безупречной и вдохновенно-утонченной подачи старших моделей, записи воспроизводятся самую толику попроще и более непосредственно, скажем так. Однако вполне явственно присутствуют основные черты всех Pathos — прозрачность, воздушность, гибкость и пластичность наряду с отличным темпоритмом и очень живой и целеустремленной подачей. Опять-таки в фирменном стиле имеется и ряд моментов, являющихся прямым продолжением достоинств. Усилитель обладает тонально нейтральным, свободным и деликатным звуком, но никогда не доминирует в связках с другой техникой и не навязывает свой яркий голос (как свойственно иным компонентам). Поэтому подбор в компанию к Ethos адекватного источника и акустики имеют решающее значение. По нашему опыту даже при использовании источника умеренного качества этот аппарат сможет добавить объема, подвижности и дыхания жизни в результирующий почерк, но исчерпывающе продемонстрировать присущее ему очень высокое, но недемонстративное частотное и тембральное разрешение он сумеет только в достойном окружении.
Результаты измерений:
Ламповый каскад предварительного усилителя никак не сказывается на частотных искажениях звукового тракта усилителя Pathos Ethos. Неравномерность в полосе слышимых частот не превышает 0,08 дБ, спад в надтональной области на 80 кГц составляет 0,3 дБ (рис. 1). Указанные значения стабильны при различных комбинациях выходных мощностей и нагрузок. Гибридное схемотехническое решение находит свое отражение в уровне нелинейных искажений. Максимальная выходная мощность при значении КНИ 0,7% составляет 130 Вт (8 Ом). Такое же значение мы получим и на 2-омный балласт, так как выше этой отметки срабатывает электронная защита. В диапазоне мощностей, ограниченных 100 Вт, коэффициент исчисляется сотыми долями процента и не зависит от сопротивления нагрузки и частоты сигнала (рис. 2 для 8, 4 и 2 Ом). Коэффициент демпфирования, рассчитанный для 80 Гц (8 Ом), составил 360 ед. Стереоканалы хорошо изолированы друг от друга, взаимопроникновение на частоте 1 / 10 кГц не превышает –80 / –67 дБ (рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – гибридный интегрированный усилитель со встроенным ЦАПом | Название – Pathos Ethos | Входное сопротивление(RCA / XLR), кОм – 50 / 100 | Выходная мощность (8 Ом / 4 Ом / моно мостовое включение), Вт – 2 х 100 / 200 / 279 | Частотная характеристика (при выходной мощности 5 Вт), Гц – 2—200 000 (по уровню ±0,5 дБ) | Гармонические искажения, % – менее 0,05 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 90 | Аудиовходы – стереопары RCA (5), стереопары XLR (2), цифровой коаксиальный (RCA), USB (2) Type A/B | Аудиовыходы – Pre Out (стереопара RCA), SUB (моно RCA) | Энергопотребление (stand-by / среднее), Вт – 1 / 80 | Габариты, см – 43 x 15 x 48,5 | Масса, кг – 20
Оценки:
1. Дизайн – 95%
2. Качество изготовления – 95%
3. Звучание – 95%
4. Эргономика – 85%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: одновременно прозрачный и насыщенный саунд, очень хорошее тембральное разрешение, музыкальная пластичная подача
Минусы: управление с пульта ДУ и доступ к лампам предусилителя немного неудобны, требуется тщательный подбор окружения
Вывод:
Прекрасный музыкальный усилитель, способный гармонично и осмысленно воспроизводить музыку самых разных жанров. Возможность использования встроенного ЦАПа в полной комплектации кажется довольно привлекательной, учитывая обычный уровень аппаратов Pathos
Мария Савина