На поле боя
Акустические системы Yamaha NS-F160
Цена – 8 990 руб.
Напольные колонки имеют две особенности, не считая габаритов, — они достаточно дороги в сравнении с полочными моделями и для полноценной работы требуют мощного усилителя. Инженеры компании Yamaha предложили вариант, призванный разрушить как минимум один из этих стереотипов.
Если среди широкой публики провести опрос на тему о том, какие ассоциации у людей вызывает слово Yamaha, то одни сразу ответят, что это марка мотоцикла или снегохода, другие назовут многочисленные музыкальные инструменты этого бренда, третьи вспомнят об аудиотехнике для концертного и домашнего использования. Возможно, наконец, кто-то добавит, что компания выпускает еще производственные инструменты и даже промышленных роботов. Скептики из числа аудиофилов тут же заметят, что раз у корпорации столь обширная сфера деятельности, то, мол, выпускаемая ею аппаратура не может быть очень высокого качества — настоящий серьезный производитель должен специализироваться на чем-то одном. Но это совсем не так. Первая, условно говоря, Hi-Fi-система была представлена японской фирмой еще в 1920 году прошлого века, и с тех пор Yamaha успешно продолжает работать в этой отрасли, достигнув вершин подлинного High End. Есть в ее номенклатуре и акустические системы.
Совершенно неожиданно на не слишком дорогом изделии смотрятся две пары крупных позолоченных акустических терминалов, способных принять самые внушительные кабели.
Внешность Yamaha NS-F160 нельзя упрекнуть в излишней утилитарности. Боковины имеют сглаженные края и ламинированы пленкой, мастерски имитирующей шпон натурального дерева. Защитные грили съемные, аккуратно граненые. Словом, на первый взгляд ничто не намекает на бюджетную позицию модели. Арсенал динамиков представлен купольным 30-мм твитером и двумя драйверами диаметром 160 мм, ответственными за средние и низкие частоты. Крупный порт фазоинвертора направлен вперед, что упрощает размещение АС относительно стен и предметов интерьера. Несмотря на применение трех излучателей, акустика по конструкции двухполосная. Номинальное сопротивление колонок составляет 6 Ом — большинство современных усилителей работает с подобной нагрузкой без проблем. Единственное, надо помнить, что у многих усилителей и ресиверов по умолчанию установлено сопротивление нагрузки 8 Ом, поэтому необходимо переключить селектор в нужное положение или настроить данный параметр через меню. Акустические системы наделены магнитной защитой, так что любителям старых кинескопных дисплеев можно не бояться за качество картинки.
Звучание Yamaha NS-F160 обладает ярко выраженным кинематографическим характером. Подчеркнуты ВЧ и верхний бас, что обычно делается звукорежиссерами в самих фильмах ради эффектности звуковой картины. Сильно в глубину колонки не ныряют, но это и правильно — за ту зону ответственность несет сабвуфер.
Совершенно неожиданно на не слишком дорогом изделии смотрятся две пары крупных позолоченных акустических терминалов, способных принять самые внушительные кабели. Казалось бы, зачем такой акустике бивайринг? В действительности же сейчас эта функция востребована как никогда. Большинство AV-ресиверов, даже бюджетных, оснащены семью каналами усиления. В реалиях жилой комнаты, однако, построить восьмиканальную систему бывает затруднительно — для этого требуется, чтобы диван или кресло, сидя на которых предполагается смотреть кино, находились на приличном расстоянии от стены. Но традиционная планировка квартир редко позволяет организовать подобные интерьерные излишества, обычно мягкая мебель стоит вплотную к стене. Дабы мощности ресивера не простаивали, имеется, как правило, возможность перенаправить усилители заднего тыла на обслуживание фронтальной пары акустики в режиме биампинга. В таком формате недорогой и не слишком мускулистый ресивер вполне может справиться с массивными напольными колонками. В итоге возрастает музыкальность подачи, да и в кино основная панорама становится насыщеннее, что непременно оценят любители боевиков. Звучание Yamaha NS-F160 обладает ярко выраженным кинематографическим характером. Подчеркнуты ВЧ и верхний бас, что обычно делается звукорежиссерами в самих фильмах ради эффектности звуковой картины. Сильно в глубину колонки не ныряют, но это и правильно — за ту зону ответственность несет сабвуфер. Панорама распахивается широко, детальность на хорошем уровне. Середина могла бы быть несколько более разборчивой, но за такую цену на качество грех жаловаться — универсальной напольной акустики в этом стоимостном диапазоне не существует.
Для того чтобы раскрыть достоинства Yamaha NS-F160 наиболее полно, необходимо серьезно подойти к выбору усилителя. Дорогой вряд ли будет сопрягаться с бюджетными АС, а маломощный не в состоянии работать с крупными диффузорами излучателей, и в результате вместо басов получится невнятное бубнение, а в середине образуется каша. В то же время усилители с энергичной атакой и хорошим демпфированием могут заставить Yamaha NS-F160 звучать весьма достойно. Подобные качества в полной мере свойственны AV-ресиверам Yamaha. И ничего удивительного, что именно с этими партнерами колонки сочетаются гармоничнее всего.
Результаты измерений
Поведение модуля импеданса у акустических систем Yamaha NS-F160 нельзя назвать стабильным (рис. 2). Максимальное сопротивление равно 30,8 Ом. Однако этот параметр не опускается ниже 5,4 Ом, поэтому акустика без проблем сработается с любым современным транзисторным усилителем. Следует отметить хорошо заметные на графиках зазубрины — следствие имеющихся внутрикорпусных резонансов. Нижняя граничная частота, рассчитанная по спаду чувствительности –10 дБ, находится на отметке 33 Гц. Неравномерность частотной характеристики в диапазоне СЧ умеренная (±1,1 дБ). На ВЧ рассматриваемый параметр нуждается в коррекции, которая легко осуществима правильным позиционированием колонок относительно слушателя. Чувствительность при подводимой мощности 1 Вт равняется 87 дБ. Нелинейные искажения имеют завышенные значения в области НЧ при высоком уровне сигнала. При средних и малых громкостях КНИ стабильно мал во всем диапазоне воспроизводимых частот. Средняя величина этого показателя для звукового давления 88 дБ составляет 0,37% (рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – акустическая система | Название – Yamaha NS-F160 | Частотная характеристика, Гц – 30—36 000 | Число полос – 2 (СЧ – 2 х 16 см, алюминиевые конусы, ВЧ – 3 см, купол) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 87 | Рекомендуемая мощность, Вт – 50 | Максимальная мощность, Вт – 300 | Габариты одной колонки, см – 21,8 x 104,2 x 36,9 | Масса одной колонки, кг – 19
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
87
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
1,1
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
3,5
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,37
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,56
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
30,8 (78)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
5,4 (8000)
Среднее входное сопротивление, Ом
10,1
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
57 / 43 / 33
Оценки
+ | адекватная цена, солидный внешний вид, клеммы под бивайринг | - | не слишком универсальны на музыкальном материале, требовательны к усилению |
Вывод:
Как у фронтальных колонок для монобрендового домашнего кинотеатра у Yamaha NS-F160 отличные перспективы. Их акустические свойства оптимальны для кинолент бодрых жанров и видеоигр, а разумная цена позволит потратить сэкономленные средства на другие, не менее важные компоненты системы.
Сергей Раков