Музыкальный дуплет

Сравнительный тест комплектов предварительных усилителей и усилителей мощности


Для теста были собраны комплекты в разных конфигурациях — двухблочной (предусилитель и стереомощник), трехблочной (предусилитель и мощники-моноблоки) и четырехблочной (двухблочный предусилитель и мощники-моноблоки). Интересно будет сравнить их, чтобы определить разумный и достаточный оптимум

Усилитель — это элемент системы, наиболее тесно связанный с акустикой. Неудачная связка способна убить даже самые интересные колонки с огромным потенциалом, поэтому проблему выбора этого компонента надо решать вдумчиво и аккуратно, и тут существует масса возможностей. Простейший вариант — интегральник, совмещающий в одном корпусе предварительный усилитель и усилитель мощности. Плюсы подобного решения — экономия места (не надо ломать голову, куда поставить много железных коробок) и средств (усилители из двух и более блоков обычно существенно дороже, по крайней мере в линейках одного и того же производителя). Минусы тоже очевидны — во-первых, многоблочной конструкции присуща большая гибкость, предварительные усилители и оконечники совсем не обязательно должны быть одной марки или иметь идентичную конструкцию. Неодинаковые тембры и почерк могут, в случае удачного сочетания, существенно обогатить общее звучание. Кроме того, многоблочность обеспечивает бескомпромиссную реализацию более интересных схемотехнических решений — двойного моно, разнесения сервисных функций, питания и малосигнальных цепей собственно усиления в предусилителе и пр. Вредные взаимные наводки каналов и сервисных контуров можно минимизировать, например, с помощью продуманной топологии плат, отдаления источников помех подальше друг от друга или экранирования (популярные его варианты — медные кожухи и корпуса, разделенные несколькими изолирующими перегородками). Однако идеологически самый правильный путь, хотя далеко не бюджетный — отдельные корпуса, моноблоки мощников и, в наиболее продвинутом виде, два отдельных блока для предусилителя. Варианты разной степени экстремальности и попали в сегодняшний тест. У нас имеются два двухблочных комплекта, два трехблочных и даже один четырехблочный. Кроме того, вне конкурса записался и один интегральный кандидат, но с такой интересной конструкцией, что он заслуживает право быть протестированным наряду с другими.


Все участники прослушивались в следующей тестовой системе: CD-плеер Bryston BCD-1, акустические системы Vivid Audio K1 и Sonus Faber Cremona M, кабели Analysis Plus и XLO Signature S3-2 (балансные межблочные).


Приведенные цены являются ориентировочными; указаны за комплект.усилителей


Тестовые записи

1. Г. Ф. Телеман, «Концерты для деревянных духовых инструментов» (DHM, 05472 77367-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614)
3. Р. Вагнер, «Тангейзер», увертюра (Decca, 460 510-2)
4. Я. Хейфец, «Двойные концерты» (RCA Victor, Living Stereo, 09026 63531 2)
5. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор «Аппассионата» (DG, 457 296-2)
6. В. Баумгратц, «Organ Landscape» (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
7. Джузеппе Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2)
8. Lacrimosa «Live» (Hall Of Sermon, 7791)
9. Dark Tranquillity «Haven» (Century Media, 77297-2)
10. Трейси Чэпмен «Tracy Chapman» (Elektra, 7559-60774-2)
11. Билли Холидей «Last Recording» (Verve/Polygram, 835 370-2)



NuForce P-9 / Reference 9 V2 Special Edition

Цена - 244 000 руб.

Необычный четырехблочный усилитель оригинального дизайна разработан в США, в северной Калифорнии, а собран на Тайване. Процесс создания этих аппаратов консультировал Демьен Мартин, один из отцов-основателей и главный инженер культовой американской компании Spectral Audio

Компактными («в полразмера») и невысокими корпусами моноблоки усилителя мощности обязаны классу D. Мощник спроектирован по собственной фирменной технологии, запатентованной в 2007 году. Доступный диапазон напряжений питания охватывает все существующие мировые значения, от 84 до 264 В, причем без необходимости переключения вручную. Предусилитель сделан бескомпромиссно. Два модуля соединены шиной D15 VGA. Один, снабженный монохромным фиолетовым экраном, содержит три отдельных блока питания и управляющий микропроцессор, во втором находятся собственно усилительные каскады, а также аналоговый регулятор громкости на базе потенциометра Alps и реле селектора входов. Усилительные секции каждого канала снабжены медными кожухами с термозащитой и стабилизаторами напряжения. Операционные усилительные каскады построены с использованием малошумящих транзисторов JFET. Шасси изготовлено из анодированного алюминия, окрашенного в довольно необычный цвет — яркой меди. Пульт — самый необычный изо всех, что попадались мне в руку: это шестигранная призма из экструдированного алюминия под цвет корпуса, на ребрах которой располагаются крупные немногочисленные управляющие кнопки.

По своему звучанию этот комплект — типичный пример хорошо реализованного класса D. Кое-какие родовые черты цифрового усиления имеются и тут — в частности, некоторая сглаженность натуральных тембров, отсутствие их трепетания и тонкого дыхания, умеренная детальность и микронюансы. Однако удачно представлены и родовые достоинства. Усилитель совершенно без проблем контролирует акустику, динамические пики в масштабных симфонических произведениях проходятся элементарно, очень чистенько, с полным сохранением планов и их разделения и огромным запасом мощности. В сложных фрагментах наподобие «Dies Irae» из реквиема Верди с хором, симфоническим оркестром и вступлением органа вся масса звука сохраняет детали и отдельные инструментальные линии, дикция хора весьма недурна, фанфары пронзительны, но совсем не визгливы, а оркестровый барабан вступает мощно и весомо, и только в тихих местах мягко съедается микродинамика и теряется глубина. Натуральные тембры набросаны верно, в правильных пропорциях и с хорошим относительным балансом. Скрипка играет комфортно, плавно и открыто, орган — масштабно и плотно, медь духовых получается очень даже прилично. Интересно обрабатываются сцена и позиционирование музыкантов — передний план яркий и крупный, задние же чуть отдаленные и приглушенные.
Увлекательно и выигрышно исполняются записи Трейси Чэпмен и Билли Холидей — с эффектным высвечиванием певиц и с хорошо прорисованным сопровождением.
Восхищает жесткий металлический материал — и Lacrimosa, и Dark Tranquility передаются совершенно в характере, с жесткостью, плотностью и с напором в звуке, очень эмоционально и ритмически идеально.


Результаты измерений

Самый компактный участник теста благодаря современным технологиям уверенно конкурирует с оппонентами. Два цифровых моноблока усилителей мощности отдают в 8-омную нагрузку по 140 Вт неискаженной мощности на средних и низких частотах. Для высоких частот мощностная планка заметно снижена — до 77 Вт (рис. 1). При уменьшении сопротивления нагрузки до 2 Ом усилители не пасуют и уверенно выдают 420 Вт. Эти блоки также полностью предопределяют поведение графика АЧХ (рис. 2). Неравномерность в полосе звуковых частот несколько хуже, чем у остальных участников теста, но ее величина в целом невелика и составляет 0,83 дБ. Низкими являются показатели отношения сигнал/шум и уровня искажений низки — соответственно 98 дБА и 0,044%, однако только в сравнении. В любом случае все эти значения находятся ниже порога слышимости.


Паспортные данные:
Тип – предварительный усилитель | Название – NuForce P-9 | Входной импеданс, кОм – 10 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню +0,02…–0 дБ) | Гармонические искажения, % – 0,003 (20—20 000 Гц) | Отношение сигнал/шум, дБ – 100 (20—20 000 кГц) | Аудиовходы – стереопары RCA (5) | Аудиовыходы – стереопары RCA (2), стереопара XLR | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 4,4 x 21,6 x 40,6 | Масса (оба блока), кг – 5,9

Тип – усилитель мощности, моноблок | Название – NuForce Reference 9 V2 Special Edition | Входной импеданс, кОм – 45 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом / 4 Ом / 2 Ом), Вт – 190 / 300 / 300 | Частотная характеристика, Гц – 100—20 000 (по уровню 0,8 дБ), 10 Гц по уровню –0,5 дБ | Гармонические искажения (1 кГц, 10 Вт), % – 0,03 | Отношение сигнал/шум, дБ – 100 (на 100 Вт) | Аудиовходы – XLR, моногнездо RCA | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 46 x 21,6 x 35,6 | Масса, кг – 3,65


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 85%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: отличный запас мощности, четкое разделение инструментальных линий в сложных фрагментах
Минусы: некоторые проблемы с микродинамикой, несколько сглаженные тембры


Вывод:
Четырехблочник с выдающимся дизайном и комфортным, мягким, но мощным звучанием играет музыку всех жанров в стиле «золотая середина», хотя и без тонких нюансов. Спокойная подача и компактные размеры усилителя найдут своих поклонников


Cyrus Pre XP d / Mono X

Цена - 281 000 руб.


«Made in England» — гласит гордая надпись на коробках, традиционная для продукции компании, родившейся в начале 1980-х годов как часть акустической фирмы Mission и в течение всех последующих лет выпускающей электронику истинно английского качества

Массивные кирпичики черного цвета, литые корпуса из магниевого сплава, узнаваемый немножко подслеповатый зеленый экран на предусилителе, фирменный коммутационный минимализм (винтовые зажимы под голый акустический кабель и никаких вам разъемов под лопатки или бананы) — это все типично для Cyrus. Модель 2009 года Pre XP d сделана на основе продвинутого DAC XP, а потому обладает собственным встроенным ЦАПом, возможностью связываться с компьютером по USB и разветвленной цифровой коммутацией. Блок питания содержит тороидальный трансформатор с энергопотреблением 130 В•А и отдельный трансформатор, обслуживающий сервисные контуры. Кроме того, допускается фирменный апгрейд — использование выносного блока питания PSX-R. Задняя панель предусилителя упакована под завязку, просто места живого нет. Клеммы сидят вплотную друг к другу, и подведение мало-мальски толстого кабеля превратится в проблему. У мощников БП экипированы торами по 330 В•А. Моноблоки снабжены вентиляторами, охлаждающих ребер или сеток в корпусе нет.

Звучание английской тройки довольно узнаваемое: очень тонкие тембральные линии, четкий ритм, много-много деталей в тихих инструментальных партиях (гораздо больше, чем у ряда других конкурсантов). Достоинства, как это часто случается, являются продолжением недостатков, и, например, барочные тембры довольно тонки и словно засушены, а бас, при всей его аккуратности и точности, не имеет должной опоры, довольно эфемерен и тих. Клавесин тоже играет несколько пергаментно. Вообще натуральные тембры (особенно в связке с колонками Vivid Audio K1) довольно бедные, а звучание временами хрупкое и ломкое, как будто обес­цвеченное. Из положительных качеств надо отметить безупречное удержание темпа и ритма в любых сколь угодно быстрых и сложных фрагментах, очень точные паузы, легко и четко сыгранные мелкие последовательности нот, триоли, флажолеты. Кроме того, продолжая тему четкости звука, скажу, что впечатляют спонтанность сфорцандо, резкие щипки струн или, допустим, очень ясное вступление арфы в оркестре. Детальность, в отличие от тембральной насыщенности, неизменно на высоте.
Общий характер звучания скорее холодноватый, чуть отстраненный и колкий. Суховатый почерк усилителя оказался неудачно подчеркнут акустикой, и эта связка определенно не может считаться оптимальной. При подключении к нашим стандартным тестовым колонкам Sonus Faber Cremona M ситуация с тембрами значительно улучшилась, верха перестали быть сыпучими и тусклыми, струнные наполнились, но бархатистость к НЧ-регистру, например у органа, так и не пришла. Усилитель явно стремится нейтрализовать «жирный» звук, и, подбирая к нему АС, это следует иметь в виду — чтобы превратить подобную черту в достоинство, помогающее избавиться от излишней тяжеловесности.


Результаты измерений

Неравномерность амплитудно-частотной характеристики (рис. 1) в области звуковых частот находится в пределах 0,21 дБ и обнаруживает спад в –1 дБ на 47 кГц. Коэффициент демпфирования имеет достойное значение в 275 единиц при нагрузке 8 Ом и, что немаловажно, очень стабилен во всем диапазоне. Выходная мощность тоже слабо зависит от частоты, но при уменьшении сопротивления нагрузки до 2 Ом защита начинает срабатывать уже при 150 Вт. Усилитель практически не окрашивает спектр продуктами нелинейных искажений. Их уровень составляет тысячные доли процента в большей части звуковых частот и незначительно меняется с ростом выходной мощности. Взаимопроникновение между каналами практически отсутствует (рис. 3). Отношение сигнал/шум равно 109 дБА.


Паспортные данные:
Тип – предварительный усилитель | Название – Cyrus Pre XP d | Входной импеданс, кОм (RCA) – 40 | Частотная характеристика, Гц – 0,1—500 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения (на 1 кГц), % – 0,002 | Отношение сигнал/шум, дБ – 108 | Аудиовходы – стереопары RCA (6), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (2), USB | Аудиовыход – стереопара RCA | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 7,3 x 21,5 x 36 | Масса, кг – 4

Тип – усилитель мощности, моноблок | Название – Cyrus Mono X | Входной импеданс, кОм (RCA) – 19 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом / 4 Ом), Вт – 150 / 240 | Частотная характеристика, Гц – 0,5—130 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц, 1 Вт), % – менее 0,004 | Отношение сигнал/шум, дБ – 114 | Аудиовходы – XLR, моногнездо RCA | Аудиовыход – моногнездо RCA | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 7,3 x 21,5 x 36 | Масса, кг – 5,5


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 85%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: отличный темп и контроль над АС, железный ритмический скелет, очень точный и четкий звук
Минусы: в некоторых сочетаниях с акустикой звучание становится суховатым, а бас недостаточно глубоким


Вывод:
Комплект требует вдумчивого подбора акустики, иначе общий результат может оказаться тембрально обедненным. Однако в случае оптимальной связки усилители порадуют железным ритмом, четкими контурами инструментов и обилием деталей


T+A P 1260 R / A 1560

Цена - 295 000 руб.


Перед нами результат очередных упражнений знаменитого немецкого бренда в теории и практике аудиоконструирования, новые топовые модели из очень известной и заслуженной линейки продуктов Т+А. Как водится, новинки получились весьма интересные

Корпуса традиционной формы и дизайна имеют свою изюминку — в верхних крышках сделаны большие стеклянные окошки для лицезрения внутренней начинки аппаратов. Качество сборки и комплектующих — на традиционно высочайшем уровне. Элементы схем собраны на шасси из немагнитных материалов, используются посеребренные печатные платы и изолированные операционные усилители с собственной обвязкой и питанием. Выходные каскады усилителя мощности смонтированы отдельно от остальных цепей, а примененные транзисторы обеспечивают существенное увеличение полосы пропускания. Единственный минус преда — сплошной ряд из десяти тесных пар клемм входов-выходов без разделения на группы, и ориентироваться можно по мелким подписям, что не слишком удобно. На передней панели имеется множество круглых черных кнопочек для выбора входа, состояния термоблока и баланса каналов. Слева расположен выход на наушники. Пульт в комплект не входит, его надо приобретать отдельно по цене 10500 рублей. Светло-зеленая индикация над кнопками отмечает активные опции, и множество горящих светодиодов загадочно и ярко мерцают в темноте. Экрана у преда нет.

Наиболее басовитый из всех конкурсантов комплект в то же время не отличается грузным или неповоротливым звучанием. Идеально найденный баланс между быстротой и основательностью, фундаментальным басом и подвижным открытым СЧ-регистром, плотностью и детальностью делает воспроизведение очень спокойным и даже чуть философским, с крупными, четко очерченными образами солистов, превосходным позиционированием инструментов и инструментальных групп на сцене, вширь и в глубь. Свободно и чисто, без малейшего песочка, вступают струнные в «Тангейзере» Вагнера, и весьма хорошо выстраивается разрастание и развитие темы. Возможно, у этого дуэта нет такого цельного дыхания, как у AVM, и такой же божественной тонкости, зато ощущается мощь и физически плотная звуковая волна.
Исключительно хорош НЧ-регистр рояля — наполненный и с прекрасно прорисованной фактурой нижних струн. Академический вокал очень красив и насыщен, хотя иногда чуть форсирован. Зато большой барочный орган Любека играет масштабно и сочно, с великолепными облачками послезвучий. Потрясает «Dies Irae» из реквиема Верди, когда большой оркестровый барабан основательно забивает гвозди в крышку гроба, а хор накатывается мощной волной.
У Трейси Чэпмен в «Behind the wall» отличное эхо, звенящая замкнутая тишина, замирающие в испуге чувства — наиболее драматическое исполнение этой вещи в тесте.
С усилителями Т+А акустика Vivid Audio K1 в очередной раз демонстрирует удивительную жанровую универсальность — наконец-то жесткий металл подается и четко, и прозрачно, и в какой-то степени даже изысканно, но одновременно с колоссальным драйвом и железным ритмом.


Результаты измерений

Измерения комплекта T+A выявили прекрасные результаты. Амплитудно-частотная характеристика практически линейна в области звуковых частот (неравномерность 0,058) (рис. 1). Спад в надтональной области небольшой и на частоте 80 кГц равен всего 0,55 дБ. Нелинейные искажения очень малы. КНИ на половинной мощности составляет тысячные доли процента для большей части частотного диапазона (рис. 2). Этот показатель очень слабо зависит от выходной мощности и сопротивления нагрузки. Развиваемая на выходе усилителя мощность сигнала может доходить до 430 Вт при нагрузке в 2 Ом. Отношение сигнал/шум высокое, 114 дБА. Несколько хуже выглядит показатель взаимопроникновения сигналов между каналами, его значение достигает –62 дБ на 10 кГц (рис. 3).


Паспортные данные:
Тип – предварительный усилитель | Название – T+A P 1260 R | Частотная характеристика, Гц – 0,5—400 000 (по уровню +0 –3 дБ) | Гармонические искажения, % – менее 0,001 | Отношение сигнал/шум, дБ – 107 | Аудиовходы – стереопары RCA (7) | Аудиовыходы – стереопары RCA (3), стереопара XLR | Энергопотребление, В•А – 30 | Габариты, см – 7,5 x 44 x 39 | Масса, кг – 7

Тип – стереоусилитель мощности | Название – T+A A 1560 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом / 4 Ом), Вт – 170 / 280 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 0,5—350 000 (уровень не указан) | Гармонические искажения (1 кГц, 1 Вт), % – 0,001 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 114 | Аудиовходы – стереопара XLR, стереопара RCA | Энергопотребление, В•А – 650 | Габариты, см – 15 x 44 x 39 | Масса, кг – 17,5


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: прекрасные полные тембры голосов и инструментов, очень ритмичное звучание
Минусы: иногда чуть упрощенная и грубоватая подача академического вокала и тонкой барочной музыки


Вывод:
Отличный комплект с мощным, сочным и чистым звучанием. Иногда внешние эффекты наподобие грома барабанов и подчеркивания объема помещения чуть утрируются в ущерб сокровенности и лиричности вокальных и хоровых партий, но масштаб звука впечатляет






Bryston BP-16 / 4B-SST-2

Цена - 281 000 руб.


Двухблочный комплект канадской профессиональной фирмы Bryston при всех собственных достоинствах представляет и личный интерес для эксперта, поскольку кажется небезынтересным сравнить его с нашим штатным тестовым интегральником Bryston B-100 SST

Модель BP-16, сделанная на базе интегральника B-100 SST и содержащая идентичную с ним предусилительную секцию, может похвастаться полностью дискретными аналоговыми контурами, работающими в классе А, раздельными источниками питания и независимым заземлением для аналоговой и цифровой частей. Регулятор громкости — программируемый цифровой. Усилитель мощности 4B-SST-2 построен по схеме двойного моно тоже на полностью дискретной элементной базе и имеет демпинг-фактор более 500. Корпуса из нержавеющей стали с лицевыми панелями из шлифованного алюминия, мелкими кнопками управления и белыми надписями вполне стандартны для компании. На задней панели оконечника присутствуют одна пара RCA, переключатель «Stereo / Bridge» (с пометкой «для нагрузки не ниже 8 Ом»), до 900 Вт выходной мощности в мосте, и переключатель Gain для входов с преда (29 / 23 дБ). Возможность подсоединить акустику по бивайрингу обеспечивают 2 пары клемм WBT. Общий дизайн скромный, но солидный, сделано все аккуратно.

Первые же впечатления свидетельствуют, что по контрасту с нашим тестовым интегральным аппаратом Bryston B-100 SST воздуха и объема становится больше, сцена делается глубже, планы в оркестровых произведениях разделяются очень четко. В записях концертов с солирующими инструментами солисты четко и ощутимо выходят на передний план. Также явно углубляется бас, хотя он и остается скорее суховатым, а не наполненным и бархатистым. Сфокусированность НЧ-регистра и четкие удары, например в большой оркестровый барабан, достойны похвалы. Комплекту крайне неплохо удается вытащить на поверхность и высветить разнообразные мелкие ритмические рисунки и оттенки тембров. Присутствует довольно много градаций громкости, в симфонической классике подходы к форте и сами динамические пики на редкость ясные и убедительные. Так что и макро-, и микродинамика у тандема Bryston на достойном уровне. Хоровые произведения и отдельный вокал получаются умеренно неплохо, хотя и не так хорошо, как ожидалось. При всей детальности, отличной дикции и сохранении тихих линий уходит некое ощущение цельности и гармоничности, звучание становится несколько острым. Аналогичным образом можно охарактеризовать и неакадемическое пение.
В итоге счет этого незапланированного конкурса в конкурсе между интегральным и двухблочным решениями Bryston оказался равным. Двухблочный комплект, безусловно, весьма серьезно выигрывает с точки зрения детальности, разрешения, артикуляции, ощущения сцены и пространства, басовой добавки. Однако на стороне интегральника — большая цельность тембров, особенно струнных инструментов, более интересный и спокойный характер, не столь напористая подача.


Результаты измерений

Практически линейная частотная характеристика в области звуковых частот (0,12 дБ) обнаруживает спад в –1 дБ лишь на 59 кГц и очень слабо зависит от сопротивления нагрузки — коэффициент демпфирования усилителя равен 660 (рис. 1). А вот максимальная выходная мощность при уменьшении нагрузки до 2 Ом снижается до 330 Вт, притом что при 8 Ом ее значение выше и составляет 360 Вт. Кстати, это самый мощный усилитель в нашей подборке. Частота сигнала и сопротивление нагрузки влияют на уровень искажений незначительно. Переходное затухание между каналами имеет завышенное значение, но маловероятно, что оно будет заметно на слух даже в области высоких частот. Значение отношения сигнал/шум не рекордное, но достаточно высокое и равняется 105 дБА.


Паспортные данные:
Тип – предварительный усилитель | Название – Bryston BP-16 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню 0,5 дБ) | Гармонические искажения, % – менее 0,007 | Отношение сигнал/шум (20—20 000 кГц), дБ – 100 | Аудиовходы – стереопары RCA (6), цифровые (4) | Аудиовыход – стереопара RCA | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 11,6 x 48,3 x 35,3 | Масса, кг – 5

Тип – стереоусилитель мощности | Название – Bryston 4B-SST-2 | Входной импеданс (RCA / XLR), кОм – 50 / 20 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом / 4 Ом), Вт – 300 / 500 x 2 | Частотная характеристика, Гц – менее 1—100 000 (уровень не указан) | Гармонические искажения (20—20 000 кГц, 300 Вт, 8 Ом), % – менее 0,005 | Отношение сигнал/шум (20—20 000 кГц), дБ – более 110 | Аудиовходы – стереопара XLR, стереопара RCA | Энергопотребление (оба канала, на нагрузке 8 Ом / 4 Ом), Вт – 1280 / 2100 | Габариты, см – 13,3 x 48,3 x 43,8 | Масса, кг – 22


Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: быстрый и четкий звук, хорошие ритмичность и микродинамика, полный контроль над акустикой
Минусы: несколько упрощенные тембры, отсутствие мощного баса


Вывод:
Двухблочник обладает профессиональным почерком — он играет не столько комфортно, сколько детально, аналитично, с массой мелких подробностей, которые можно рассматривать в лупу. Для получения более цельного звучания, возможно, целесообразно добавить другой пред



AVM Evolution V3NG / M3NG

Цена - 493 000 руб.


На протяжении уже более 20 лет философия конструирования у немецкой фирмы AVM одна и та же — по возможности устранить влияние аппаратуры на воспроизводимую музыку. Залогом этого являются минимизация числа элементов схем, кратчайший путь сигнала и очень качественная сборка

Усилительный комплект имеет индекс NG (Next Generation), что обозначено на лицевых панелях. Аналоговые контуры предусилителя функционируют в чистом классе А. Сигнал в моноблоках проходит по кратчайшему пути со временем нарастания всего 2 мкс. Усилители способны управлять нагрузкой до 1 Ом, они оборудованы трансформаторами по 500 В•А с емкостями 70 000 мкФ в фильтре питания. Великолепные серебристые корпуса сделаны из шлифованного алюминия. И у преда, и у мощников есть XLR-коммутация, а у последних — по паре разъемов WBT NextGen для бивайринга и отключаемый темброблок с регулятором тонального баланса Tonal Balance (положения «Smooth» и «Bright»). Предусилитель имеет три резервных слота для установки плат входов фонокорректоров MM и MC, а также FM/DAB-тюнера плюс выход на наушники. Пультик ДУ представляет собой миниатюрный, изящный и тонкий брусок из шлифованного алюминия. Голубой экран с белыми буквами хорошо читается издалека. Общий дизайн усилителей, собранных вручную в Германии, выше всех похвал.

Барокко исполняется идеально в характере, тонко, бережно и задумчиво, бас хорошо проявлен и очерчен, клавесин наполнен и не шелестит. Все тембры прорисованы деликатно и ажурно, очень изящно, но не пусто. Небольшой орган звучит мягко и ясно, с тихим бархатным басом и прекрасной серединой, труба и другие медные духовые — светло, чисто и пронзительно прозрачно. Редчайший случай — совершенно отсутствуют комкание нот и ритмическая сумятица в быстрых треках. Все подается крайне легко, естественно и свободно. В опере Вагнера огромная сцена разворачивается вдаль, в перспективу, и четкий наплывающий звук получается абсолютно таким, каким он и должен быть. Разрастание темы идет чуть мягко, и вначале возникает мысль слегка прибавить громкость. Однако микродинамика настолько хороша, что это желание уходит и остается лишь наслаждение глубиной и огромным количеством оттенков и нюансов. Звуком хочется любоваться, как картиной в галерее. В этом исполнении подчеркивается лирическая составляющая — интерпретация неожиданная и светлая.
Каллас и Дитрих Фишер-Дискау поют божественно, от их голосов без малейших искажений просто мурашки по коже. Для воспроизведения вокальных записей эта система практически идеальна. У органа отсутствует самый нижний бас, но играет он мягко и мощно, с живыми облачками послезвучий и прекрасными тонкими верхами без грана резкости.
Ужас Судного дня в реквиеме Верди, как и сокровенная молитва в «Литургии» Рахманинова, попадают точно в цель. Давления массы звука нет — у связки совсем другой почерк, но от эмоциональности исполнения буквально перехватывает дыхание.
Голос Тило Вульфа на концертном альбоме Lacrimosa бьется и дрожит, словно натянутая струна, ему как будто плохо от приступа эмоций. Тонкие и чуткие компоненты AVM прекрасно держат жесткий ритм и удар металлического концерта — просто замечательно.


Результаты измерений

Этот комплект выделяет обилие регулировок аудиотракта. На усилителях мощности находится регулятор тонального баланса, позволяющий изменять наклон графика АЧХ в пределах 0,3 дБ. Темброблок предварительного усилителя, не изменяя ширину полосы пропускания, обеспечивает регулировку низких и высоких частот в очень широких пределах (от +19 до –9 дБ для НЧ и от +11 до –11 дБ для ВЧ). Есть возможность отдельно осуществлять регулировку в полосе низких частот («loudness») до + 20 дБ. Если вы обратите внимание на график АЧХ (рис. 1), то увидите, что линии практически сливаются в одну. Это говорит об очень малом выходном сопротивлении. Измеренный коэффициент демпфирования составил рекордные 1400. Усилители мощности без проблем справляются с низкоомной нагрузкой, отдавая в нее до 445 Вт. Уровень нелинейных искажений остается стабильным при различных уровнях сигнала и нагрузках, хотя и несколько завышен.


Паспортные данные:
Тип – предварительный усилитель | Название – AVM Evolution V3NG | Входной импеданс (RCA / XLR), кОм – 6,8 | Частотная характеристика, Гц – 5—200 000 (уровень не указан) | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум (10 Вт), дБ – 101 | Аудиовходы – стереопары RCA (5), стереопара XLR | Аудиовыходы – стереопары RCA (2), моно RCA (сабвуфер) | Энергопотребление, Вт – 10 | Габариты, см – 8,5 x 43 x 34 | Масса, кг – 6

Тип – усилитель мощности, моноблок | Название – AVM Evolution М3NG | Входной импеданс (RCA / XLR), кОм – 5 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом / 4 Ом / 2 Ом), Вт – 150 / 300 / 450 | Частотная характеристика, Гц – менее 5 — более 200 000 (уровень не указан) | Гармонические искажения (25 Вт, 4 Ом), % – от менее 0,02 до 0,5 (настраиваемый) | Отношение сигнал/шум (25 Вт, 4 Ом), дБ – более 104 | Аудиовходы – стереопара RCA, стереопара XLR | Энергопотребление, В•A – 600 | Габариты, см – 9,5 x 25 x 38 | Масса, кг – 12


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: превосходные макро- и микродинамика, великолепные натуральные тембры
Минусы: легкая, на грани исчезновения мягкость подачи некоторых жанров

Вывод:
Фантастический комплект с удивительно тонким и гармоничным звучанием, чуждый всякой грубости или небрежного воспроизведения тембров и ритма. Мягкая детальность, глубина, эмоциональность и масса бриллиантовых подробностей моментально завораживают


Norma Audio Revo IPA-140

Цена - 222 800 руб.


Интегральник итальянской фирмы Norma попал в тест факультативно, поскольку по конструкции он априори должен проигрывать более продвинутым многоблочным комплектам. Тем не менее сделан этот усилитель настолько капитально, что интрига вполне сохраняется

Единственный в тесте одноблочный усилитель, будучи не в состоянии взять количеством, берет качеством. В нем многое впечатляет — и конструкция «двойное моно», и ток в 36 А (пиковый 150 А), и два тороидальных трансформатора по 400 В•А на канал. Тяжеленный (явно больше 20 кг) корпус из шлифованного алюминия толщиной 3—4 мм выглядит очень элегантно, несмотря на солидные габариты. Бивайринг при подсоединении акустики не предполагается, но единственная пара клемм внушает уважение своим качеством. Посередине передней панели толщиной аж 12 мм расположена большая круглая ручка громкости и кнопка «Сеть», остальное — только на ПДУ. Пульт универсальный, пластиковый, что на фоне роскошного интегральника смотрится бюджетно, кнопок на нем очень много — мелких и неудобно размещенных.

После нескольких первых минут прослушивания данного интегральника возникает легкая досада — из-за потраченного до этого времени. «Простая» конструкция оказалась не только ничем не хуже, но, возможно, местами и предпочтительней. Усилитель имеет даже более сочный и насыщенный тембр, чем пара Т+А. Барочный клавесин звучит густо-густо, скрипки обретают фактуру и нужную резкость. Сразу отмечаешь выдающееся позиционирование музыкантов на сцене, отличное соотношение тона и шумовых призвуков у всех инструментов и ясное разделение близких тембров. Бас впечатляющий, бархатный и глубокий, пожалуй, даже чуть-чуть тяжелый. Орган играет так, что начинают вибрировать стены, а медь духовых наливается ярким сияющим цветом. Тембры каждого инструмента кажутся не просто наполненными, но немного утрированно выпуклыми. После ослепления всем этим пиршеством и буйством красок поначалу думаешь, что усилитель практически ни в чем не уступает остальным участникам, в том числе в оттенках тембров и микродинамике. Однако потом становятся заметными и облачка на солнце. Фундаментальный бас на самом деле слегка нечеток, и у всех многоблочников он объективно более оформленный и структурированный. В быстрых треках с медными духовыми, струнными и роялем постоянно присутствует легкая, но все же заметная смазанность ВЧ-регистра. И всюду звучанию можно добавить воздуха и открытости, очень насыщенные тембры иногда слишком тянут к земле, особенно вокал. Тем не менее запас динамики и мягкие спокойные форте, широко и полно чередующиеся в «Тангейзере», все равно нельзя слушать без восхищения, так же как невозможно не отдать должное физическому ощущению вибраций басовых струн концертного рояля и отменной дикции хористов.
С металлическими композициями результат получился спорный — из-за утрированной плотности тембров звучание представляется несколько вязким и немного статичным, хотя ритм и темп спокойно удерживаются. Барабаны становятся слишком тяжелыми, а гитары очень жирными по звуку. Записям большинства современных жанров не помешало бы побольше холодности и цепкости.


Результаты измерений

Единственный интегральный усилитель в нашем тесте по совокупности измеренных параметров не только не уступил соперникам, но и опередил многих из них. Очень низкий уровень нелинейных искажений (0,003%, 1 кГц, 90 Вт), высокий коэффициент демпфирования (520), рекордное отношение сигнал/шум (119 дБА), практически отсутствующее взаимопроникновение между каналами (рис. 3) — это все неоспоримые плюсы. Из минусов нужно отметить чувствительность к сопротивлению нагрузки. Во-первых, при уменьшении нагрузки заметно, хоть и не принципиально, возрастает уровень нелинейных искажений. Во вторых, в усилителе есть ограничение по выходному току, реализованное на плавких предохранителях, которые самоликвидируются на 2-омной нагрузке при подведении к ней мощности более чем в 200 Вт.


Паспортные данные:
Тип – интегральный усилитель | Название – Norma Audio Revo IPA-140 | Входной импеданс (RCA), кОм – 47 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом / 4 Ом), Вт – 140 / 280 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 0,1—1 800 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Аудиовходы – стереопары RCA (4), стереопара XLR | Аудиовыход с предварительного усилителя – стереопара RCA | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 11 x 43 x 36,5 | Масса, кг – 25


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: полнокровные натуральные тембры, отличная отработка динамических пиков
Минусы: бас временами нечеткий, его фактура могла бы быть получше, иногда заметна грузность звучания


Вывод:
Выдающийся пример простой (одноблочной) конструкции, которая способна практически на равных поспорить с более продвинутыми вариантами усиления. Очень насыщенные густые тембры, планы, детальность и степень контроля над акустикой просто удивляют


Итоги


Безусловным лидером теста по качеству звучания стал трехблочник немецкой фирмы AVM. Его бриллиантовая подача, мягкий и ясный интеллигентный звук, фантастическая микродинамика и изобилие тонких нюансов оказались столь впечатляющими, что после него, ввиду его явного превосходства, прослушивать других участников стало немного затруднительно. Однако следует учитывать и существенно более высокую цену этих аппаратов — комплект стоимостью почти в полмиллиона рублей, при всех своих несомненных достоинствах и безумной привлекательности звучания, далеко не каждому по карману. Потому — лишь рекомендация редакции. Но тем, кто в состоянии позволить себе превосходную связку AVM и Vivid Audio, гарантированы долгие часы погружения в самую суть музыки.
Более доступным финансово и тоже очень достойным альтернативным вариантом может послужить двухблочная связка T+A P 1260 R и A 1560, отмеченная редакцией как лучшая покупка. Пусть у нее не столь утонченный характер и в саунде нет такой щемящей прозрачности и ясности, как у компонентов AVM, зато есть мощь и ощущение упругой волны, полноты тембров, огромного объема и массы звука, радости жизни, если угодно. Этот комплект тоже чрезвычайно удачно сочетается с колонками Vivid Audio и вполне может считаться одним из рекомендованных к этой акустике. Особенно если музыкальные предпочтения владельца лежат в области жестких жанров или просто тяготеют к любой современной музыке, как популярной, так и более экстремальной.
Американцы в экстремальной четырехблочной конфигурации, NuForce P-9 и Reference 9 V2 Special Edition лишний раз подтвердили, что цифровое усиление медленно, но неуклонно завоевывает Олимп хай-эндной техники. По детальности, разделению тембров и тонким нюансам комплект все же уступает конкурентам со стандартной схемотехникой, например тандему Bryston. Однако он превосходит тот же дуэт по общей комфортности звучания, полному отсутствию неприятной резкости, жесткости без железного привкуса (там, где необходимо) и мощному, но без крикливости нарастанию сигнала.
Канадская пара Bryston BP-16 и 4B-SST-2 в сочетании с использованной акустикой продемонстрировала очень детальный и довольно холодный звук, временами даже на грани резкости. Подобная манера исполнения наводит на мысли о музыкальных тестах, детальном анализе записей, выделении тонкой разницы в приемах звукорежиссуры и прочих аудиофильских ценностях. Но с точки зрения комфорта при долговременном прослушивании музыки эту связку акустика — усиление нельзя считать оптимальной. Во всяком случае, более перспективным представляется попробовать другой предусилитель, с более мягкими и округлыми тембрами.
Трехблочник Cyrus Pre XP d и Mono X, к сожалению, обнаружил очень плохую сочетаемость с использованной в тесте акустикой. Колонки Vivid Audio сами по себе имеют тонкие деликатные тембры, а компоненты Cyrus засушили их практически до неприемлемой степени. Эта ситуация ярко иллюстрирует тезис о том, что акустика и усиление высокого уровня совсем необязательно априори подойдут друг другу только ввиду принадлежности к одинаковой ценовой категории. Тембральная согласованность очень важна, в противном случае неудачная связка убьет все хорошее и в усилителе, и в акустике. Английский трехблочник будет оптимальным решением для громкоговорителей другого плана — с полными и плотными тембрами, тут он привнесет в звучание системы необходимую живость и подвижность.
Внеконкурсный интегральник Norma Audio Revo IPA-140 удивил зрелой мощью, густым плотным звуком и великолепной обработкой планов. У него есть некоторые недостатки и мелкие огрехи, от которых свободны его многоблочные собратья. Зато присутствуют и существенные плюсы — например, тембрально он звучит предпочтительнее, чем кое-кто из протестированных комплектов. Поэтому, особенно с учетом цены, этот вариант очень рекомендован к рассмотрению.
Теперь вернемся к первоначальному вопросу теста: имеет ли смысл наращивать многоблочность усиления и стремиться отходить от минимальных конфигураций? Ответ, видимо, будет таков. Важно не столько количество блоков, сколько тембральная согласованность и сходство почерка комплекта усилителей и колонок. Как бы продвинутые усилительные комплекты не выигрывали с точки зрения лучшего контроля НЧ, удержания ритма, детальности и пр., если нет цельности и общего движения, звук становится в лучшем случае пустым, а в худшем — некомфортным. Однако в идеале, когда главное условие выполнено и усилитель и акустика гармонично дополняют друг друга, многоблочные конструкции демонстрируют впечатляющие преимущества.



Мария Савина

Рейтинг:

1.27