Музыкальные фигуры
Акустические системы Morel Sopran
Цена – 408 000 руб.
Акустика фирмы Morel — довольно частый гость в нашей лаборатории; пару номеров назад мы делали тест напольной пары Octave 6, обладавшей, как заявлялось, рядом черт в духе топовой модели Fat Lady. Теперь же мы почти вплотную подобрались к «Толстушке» в лице ее младшего собрата — колонок Morel Sopran, которые не просто сделаны в русле той же концепции, только с рядом упрощений, но и имеют с Fat Lady множество совпадений, включая метод изготовления корпусов и кроссовер
Внешность новых Sopran (кстати, получивших Design and Engineering Innovations Award на прошлогодней CES) вызывает сильные ассоциации со знаменитыми морелевскими Fat Lady, разве что Sopran заметно скромнее и худее в талии и бедрах. Зато верхняя часть, служащая отдельной камерой для СЧ-динамика (по необходимости она должна иметь достаточный объем), удивительно напоминает голову в капюшоне. И вообще, если смотреть на акустику спереди, она кажется не очень отличающейся от стандартных решений, принятых в корпусостроении, — у нее прямые очертания, за исключением округлой макушки, немного похожей на то, что делает в своих топовых домашних моделях фирма TAD. А вот если взглянуть сбоку, то глазам откроется сложная и необычная биоморфная фигура — ни дать ни взять загадочное инопланетное существо с огромной головой, выпуклыми боками и острым хребтом. На этот хребет выходят четыре (для низкочастотных и среднечастотного излучателя) круглых отверстия портов фазоинверторов, установленные каждый прямо напротив тыльной стороны своего динамика. Подошва, на которой покоится корпус, обтянута отличной натуральной кожей (элемент стиля люкс) и заканчивается четырьмя шипами. Передняя панель на самом деле тоже не совсем прямая, а слегка вогнутая и откинутая назад, с фокусом, приходящимся примерно на центр твитера. Такие вот необычные фигуры.
Если формально сравнивать новые Sopran с протестированными нами ранее Octave 6, то первые примерно на 10 кг потяжелее и несколько крупнее по всем измерениям, хотя их корпуса тоже производят впечатление компактных и элегантных (за счет необычных живых очертаний они даже выглядят меньше, но это просто грамотно реализованный обман зрения). Частоты раздела кроссовера и материал динамиков остались прежними. Твитер — уже привычный 28-мм шелковый купол, изготовленный вручную, с покрытием AcuflexTM и с ферритовым магнитом, состоящим из трех частей. Басовиков тут целых три, зато они поменьше, чем были у младших напольников. Диффузоры как низкочастотных, так и среднечастотного излучателя сделаны из упрочненного полимерного композита (бумага с углеволокном, в середине сэндвича размещен слой материала Rohacell для лучшего внутреннего поглощения). В целом состав динамиков и концепция (в том числе и настройки, см. комментарии заведующего нашей измерительной лаборатории) весьма сходны с теми, что были у Octave 6. Корпус, разумеется, совсем другой, да и акустическое оформление несколько изменилось — чистый ФИ вместо комбинации изобарик / фазоинвертор. Звуковые катушки у всех динамиков намотаны алюминиевым проводом по технологии HexatechTM. По компоновке магнитной системы катушки являются внешними («вывернутая наизнанку» схема с катушкой, размещенной снаружи и окружающей магнит, что сделано для улучшения линейности хода диффузора). Внешние звуковые катушки ассоциируются только с двумя популярными в области домашнего аудио именами — Morel и Dynaudio, и они же любят наматывать 75-мм катушки алюминиевым проводом шестигранного сечения в целях увеличения плотности намотки. Однако у этих двух фирм, исторически объединенных общими разработчиками (правда, то было давно), есть и разница в подходе. Например, классика Dynaudio — легкие каптоновые катушки, а Morel использует металлический каркас. В новых же проектах, начавшихся с топовой «Полной леди», у среднечастотников и мидвуферов это титан (раньше был алюминий). На керн магнитной системы с двойными магнитами надет медный рукав — классический коротко замкнутый виток, снижающий индуктивную реакцию звуковой катушки. По заявлению производителя, кроссовер с оптимизированной фазой обеспечивает положительное включение всех пяти излучателей.
Как и у других моделей, источником вдохновения для которых стала Fat Lady, корпуса Sopran не имеют внутреннего демпфирования (это заметно даже по небольшим зазубринкам на графике импеданса): в соответствии с концепцией Morel корпус должен контролируемым образом участвовать в формировании результирующего звучания. Что касается сложной каплевидной формы с натеками и материала кабинетов, то они сделаны по технологии, о которой мы как-то уже писали в обзоре акустики Vivid Audio Giya G1 для нашего второго журнального проекта (см. декабрьский номер «АудиоМагазина» за 2012 год). Так же как и те колонки, волей своих создателей (Роберт Трунц и Лоуренс Дики из B&W и житель ЮАР Филипп Гуттентаг) облекшиеся сложно сформированной плотью и за счет этого кажущиеся почти живыми организмами, Morel Sopran изготовлены из полимерного композита методом ваккумной инфузии. Этот способ, отличаясь хорошей повторяемостью и контролируемым уровнем качества, довольно дорог в производстве и используется только для эксклюзивных моделей (в областях промышленного дизайна, не связанных с аудио, он применяется при изготовлении деталей для корпусов дорогих спортивных авто и яхт). Зато он позволяет придать изделию формы, ограниченные только фантазией конструктора. Суть метода заключается в предварительном выкладывании армирующих слоев углеволокна в форму-заготовку. Потом сформированный профиль накрывается пленкой, из-под нее откачивается воздух, и через подводящие трубы в вакууме осуществляется пропитка смолой, проникающей в материал за счет перепада давления. В итоге получается однородная по качеству, легкая и прочная структура, в которой армирующие слои плотно связаны друг с другом пропиткой, равномерно заполняющей все поры. Затем половинки фигур склеиваются, покрываются лаком и шлифуются вручную. Неизменные металлические грили новой серии с поэтическим названием «цветок лотоса» завершают облик АС. Они покрыты оксидом, придающим им бледно-золотистый цвет, а всей конструкции в целом — сдержанное благородство.
При проверке басовых способностей акустики по чистым тестовым тонам оказалось, что неприятные комнатные резонансы в области нижнего баса практически не возбуждались, и с учетом отсутствия искажений нижние частоты в нашем помещении уверенно начинались с 45—50 Гц — хороший результат и ожидаемый для небольших динамиков. Еще нужно отметить, что в области среднего баса не возникло никакого дребезга и корпусных призвуков — прямая заслуга инновационного корпуса из углепластика. Эти наблюдения снова вызвали в памяти ассоциации с колонками Vivid Audio — те тоже отличались умеренным, но очень собранным и легким басом, а также дружественным отношением к разным комнатам и месту своего расположения в них.
Линия на внятность, комфортность и округлость звучания, взятая еще в модели Morel Octave 6, продолжилась и тут, с рядом усовершенствований (или, принимая во внимание иерархию линеек, Sopran предлагает стиль, с некоторыми упрощениями подхваченный Octave 6). При исполнении качественно записанной популярной музыки подача была очень-очень спокойная, но достаточно острая по прорисовке нюансов (особенно в средневысоком и высокочастотном диапазоне), с хорошей детальностью и фокусом. С точки зрения артикуляции и умения выдерживать ритм поводов для критики не нашлось, АС играли ровно, легко и насыщенно — отличное сочетание плюсов. Бас контрабаса был собран и абсолютно не гудел, причем он скорее мягкий, но без признаков аморфности. Да и вообще сухость в почерке колонок отсутствовала, равно как и излишняя нарочитая сочность, — все оказалось комфортно сбалансированным. Пара продемонстрировала взвешенный, цельный и серьезный характер, как и положено взрослой акустике, осознающей свои достоинства. Середину можно отметить отдельно, так же как и образы исполнителей, прописанные телесно и осязаемо, с легким нажимом, очень связно и объемно. Что касается критических замечаний, то укажем, что тембральный баланс симфонического оркестра показался нам несколько светлым, а подача драматических фрагментов — иногда очень уж умеренной.
Результаты измерений
Очередная модель из новой серии Morel демонстрирует особенности настройки, уже отмечавшиеся в наших измерениях АС этой фирмы. Однако импеданс ведет себя поспокойнее, чем у тех же Octave 6, разброс его значений находится в узком коридоре от 3,3 до 11,4 Ом. Эти цифры, как и минимальное отклонение электрической фазы, явно обеспечиваются сложным кроссовером, согласующим работу пяти драйверов. Поведение АЧХ довольно близко к тому, что наблюдалось у Octave 6 (рис. 2). При развороте на 45 градусов от оси излучения флуктуации в высокочастотном диапазоне пренебрежимо малы. Но стыковка полос НЧ и СЧ по-прежнему происходит с широким провалом чувствительности. Среднее значение этого показателя при подводимой мощности 1 Вт / 1 м равно 86 дБ. Нижняя граничная частота с учетом роста нелинейных искажений находится в районе 50 Гц (–10 дБ). В остальной части воспроизводимых частот КНИ крайне мал в широком спектре громкостей, что тоже повторяет поведение ранее изученной модели. На рис. 3 приведены значения при 94, 88 и 82 дБ / 1 м.
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Morel Sopran | Частотная характеристика, Гц – 30—22 000 (уровень не указан) | Число полос – 3 (НЧ – 3 х 16 см, полимерные композитные, СЧ – 16 см, полимерный композитный, ВЧ – 2,8 см, мягкий купол AcuflexTM; частоты раздела 250, 2200 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 91,5 | Габариты одной колонки, см – 113,5 x 25,5 x 43 | Масса одной колонки, кг – 31,5
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
86
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
3,3
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
1,7
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,34
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,35
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
11,4 (21)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
3,3 (28)
Среднее входное сопротивление, Ом
5,7
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
67 / 56 / 41
Оценки
+ | внятное звучание с выверенным балансом комфортности и детальности, отличная информативная середина, ритмическая ровность | - | малая отдача по нижнему краю частотного диапазона, скругленная атака, несколько приглушенная эмоциональность БСО |
Вывод:
Продолжение курса Morel на ясную комфортность, спокойную легкую подачу и деликатное (гораздо более тонко сделанное, чем у младших АС) округление звука. Sopran отлично воспроизводят вокал и инструментальную музыку, но несколько сдержанно относятся к размаху эмоций БСО
Мария Савина