Музыкальные фигуры

Акустические системы Morel Sopran

Цена – 408 000 руб.


Акустика фирмы Morel — довольно частый гость в нашей лаборатории; пару номеров назад мы делали тест напольной пары Octave 6, обладавшей, как заявлялось, рядом черт в духе топовой модели Fat Lady. Теперь же мы почти вплотную подобрались к «Толстушке» в лице ее младшего собрата — колонок Morel Sopran, которые не просто сделаны в русле той же концепции, только с рядом упрощений, но и имеют с Fat Lady множество совпадений, включая метод изготовления корпусов и кроссовер

Акустические системы Morel Sopran

Внешность новых Sopran (кстати, получивших Design and Engineering Innovations Award на прошлогодней CES) вызывает сильные ассоциации со знаменитыми морелевскими Fat Lady, разве что Sopran заметно скромнее и худее в талии и бедрах. Зато верхняя часть, служащая отдельной камерой для СЧ-динамика (по необходимости она должна иметь достаточный объем), удивительно напоминает голову в капюшоне. И вообще, если смотреть на акустику спереди, она кажется не очень отличающейся от стандартных решений, принятых в корпусостроении, — у нее прямые очертания, за исключением округлой макушки, немного похожей на то, что делает в своих топовых домашних моделях фирма TAD. А вот если взглянуть сбоку, то глазам откроется сложная и необычная биоморфная фигура — ни дать ни взять загадочное инопланетное существо с огромной головой, выпуклыми боками и острым хребтом. На этот хребет выходят четыре (для низкочастотных и среднечастотного излучателя) круглых отверстия портов фазоинверторов, установленные каждый прямо напротив тыльной стороны своего динамика. Подошва, на которой покоится корпус, обтянута отличной натуральной кожей (элемент стиля люкс) и заканчивается четырьмя шипами. Передняя панель на самом деле тоже не совсем прямая, а слегка вогнутая и откинутая назад, с фокусом, приходящимся примерно на центр твитера. Такие вот необычные фигуры.

Акустические системы Morel Sopran

Акустические системы Morel Sopran

Если формально сравнивать новые Sopran с протестированными нами ранее Octave 6, то первые примерно на 10 кг потяжелее и несколько крупнее по всем измерениям, хотя их корпуса тоже производят впечатление компактных и элегантных (за счет необычных живых очертаний они даже выглядят меньше, но это просто грамотно реализованный обман зрения). Частоты раздела кроссовера и материал динамиков остались прежними. Твитер — уже привычный 28-мм шелковый купол, изготовленный вручную, с покрытием AcuflexTM и с ферритовым магнитом, состоящим из трех частей. Басовиков тут целых три, зато они поменьше, чем были у младших напольников. Диффузоры как низкочастотных, так и среднечастотного излучателя сделаны из упрочненного полимерного композита (бумага с углеволокном, в середине сэндвича размещен слой материала Rohacell для лучшего внутреннего поглощения). В целом состав динамиков и концепция (в том числе и настройки, см. комментарии заведующего нашей измерительной лаборатории) весьма сходны с теми, что были у Octave 6. Корпус, разумеется, совсем другой, да и акустическое оформление несколько изменилось — чистый ФИ вместо комбинации изобарик / фазоинвертор. Звуковые катушки у всех динамиков намотаны алюминиевым проводом по технологии HexatechTM. По компоновке магнитной системы катушки являются внешними («вывернутая наизнанку» схема с катушкой, размещенной снаружи и окружающей магнит, что сделано для улучшения линейности хода диффузора). Внешние звуковые катушки ассоциируются только с двумя популярными в области домашнего аудио именами — Morel и Dynaudio, и они же любят наматывать 75-мм катушки алюминиевым проводом шестигранного сечения в целях увеличения плотности намотки. Однако у этих двух фирм, исторически объединенных общими разработчиками (правда, то было давно), есть и разница в подходе. Например, классика Dynaudio — легкие каптоновые катушки, а Morel использует металлический каркас. В новых же проектах, начавшихся с топовой «Полной леди», у среднечастотников и мидвуферов это титан (раньше был алюминий). На керн магнитной системы с двойными магнитами надет медный рукав — классический коротко замкнутый виток, снижающий индуктивную реакцию звуковой катушки. По заявлению производителя, кроссовер с оптимизированной фазой обеспечивает положительное включение всех пяти излучателей.

Акустические системы Morel Sopran

Акустические системы Morel Sopran

Как и у других моделей, источником вдохновения для которых стала Fat Lady, корпуса Sopran не имеют внутреннего демпфирования (это заметно даже по небольшим зазубринкам на графике импеданса): в соответствии с концепцией Morel корпус должен контролируемым образом участвовать в формировании результирующего звучания. Что касается сложной каплевидной формы с натеками и материала кабинетов, то они сделаны по технологии, о которой мы как-то уже писали в обзоре акустики Vivid Audio Giya G1 для нашего второго журнального проекта (см. декабрьский номер «АудиоМагазина» за 2012 год). Так же как и те колонки, волей своих создателей (Роберт Трунц и Лоуренс Дики из B&W и житель ЮАР Филипп Гуттентаг) облекшиеся сложно сформированной плотью и за счет этого кажущиеся почти живыми организмами, Morel Sopran изготовлены из полимерного композита методом ваккумной инфузии. Этот способ, отличаясь хорошей повторяемостью и контролируемым уровнем качества, довольно дорог в производстве и используется только для эксклюзивных моделей (в областях промышленного дизайна, не связанных с аудио, он применяется при изготовлении деталей для корпусов дорогих спортивных авто и яхт). Зато он позволяет придать изделию формы, ограниченные только фантазией конструктора. Суть метода заключается в предварительном выкладывании армирующих слоев углеволокна в форму-заготовку. Потом сформированный профиль накрывается пленкой, из-под нее откачивается воздух, и через подводящие трубы в вакууме осуществляется пропитка смолой, проникающей в материал за счет перепада давления. В итоге получается однородная по качеству, легкая и прочная структура, в которой армирующие слои плотно связаны друг с другом пропиткой, равномерно заполняющей все поры. Затем половинки фигур склеиваются, покрываются лаком и шлифуются вручную. Неизменные металлические грили новой серии с поэтическим названием «цветок лотоса» завершают облик АС. Они покрыты оксидом, придающим им бледно-золотистый цвет, а всей конструкции в целом — сдержанное благородство.

Акустические системы Morel Sopran

Акустические системы Morel Sopran

При проверке басовых способностей акустики по чистым тестовым тонам оказалось, что неприятные комнатные резонансы в области нижнего баса практически не возбуждались, и с учетом отсутствия искажений нижние частоты в нашем помещении уверенно начинались с 45—50 Гц — хороший результат и ожидаемый для небольших динамиков. Еще нужно отметить, что в области среднего баса не возникло никакого дребезга и корпусных призвуков — прямая заслуга инновационного корпуса из углепластика. Эти наблюдения снова вызвали в памяти ассоциации с колонками Vivid Audio — те тоже отличались умеренным, но очень собранным и легким басом, а также дружественным отношением к разным комнатам и месту своего расположения в них.

Акустические системы Morel Sopran

Акустические системы Morel Sopran

Линия на внятность, комфортность и округлость звучания, взятая еще в модели Morel Octave 6, продолжилась и тут, с рядом усовершенствований (или, принимая во внимание иерархию линеек, Sopran предлагает стиль, с некоторыми упрощениями подхваченный Octave 6). При исполнении качественно записанной популярной музыки подача была очень-очень спокойная, но достаточно острая по прорисовке нюансов (особенно в средневысоком и высокочастотном диапазоне), с хорошей детальностью и фокусом. С точки зрения артикуляции и умения выдерживать ритм поводов для критики не нашлось, АС играли ровно, легко и насыщенно — отличное сочетание плюсов. Бас контрабаса был собран и абсолютно не гудел, причем он скорее мягкий, но без признаков аморфности. Да и вообще сухость в почерке колонок отсутствовала, равно как и излишняя нарочитая сочность, — все оказалось комфортно сбалансированным. Пара продемонстрировала взвешенный, цельный и серьезный характер, как и положено взрослой акустике, осознающей свои достоинства. Середину можно отметить отдельно, так же как и образы исполнителей, прописанные телесно и осязаемо, с легким нажимом, очень связно и объемно. Что касается критических замечаний, то укажем, что тембральный баланс симфонического оркестра показался нам несколько светлым, а подача драматических фрагментов — иногда очень уж умеренной.

Результаты измерений



Результаты измерений

Результаты измерений

Результаты измерений

Очередная модель из новой серии Morel демонстрирует особенности настройки, уже отмечавшиеся в наших измерениях АС этой фирмы. Однако импеданс ведет себя поспокойнее, чем у тех же Octave 6, разброс его значений находится в узком коридоре от 3,3 до 11,4 Ом. Эти цифры, как и минимальное отклонение электрической фазы, явно обеспечиваются сложным кроссовером, согласующим работу пяти драйверов. Поведение АЧХ довольно близко к тому, что наблюдалось у Octave 6 (рис. 2). При развороте на 45 градусов от оси излучения флуктуации в высокочастотном диапазоне пренебрежимо малы. Но стыковка полос НЧ и СЧ по-прежнему происходит с широким провалом чувствительности. Среднее значение этого показателя при подводимой мощности 1 Вт / 1 м равно 86 дБ. Нижняя граничная частота с учетом роста нелинейных искажений находится в районе 50 Гц (–10 дБ). В остальной части воспроизводимых частот КНИ крайне мал в широком спектре громкостей, что тоже повторяет поведение ранее изученной модели. На рис. 3 приведены значения при 94, 88 и 82 дБ / 1 м.

Паспортные данные:



Тип – напольные акустические системы | Название – Morel Sopran | Частотная характеристика, Гц – 30—22 000 (уровень не указан) | Число полос – 3 (НЧ – 3 х 16 см, полимерные композитные, СЧ – 16 см, полимерный композитный, ВЧ – 2,8 см, мягкий купол AcuflexTM; частоты раздела 250, 2200 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 91,5 | Габариты одной колонки, см – 113,5 x 25,5 x 43 | Масса одной колонки, кг – 31,5

Результаты инструментальной экспертизы



Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)

86

Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ

3,3

Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ

1,7

Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %

0,34

Значение КНИ на 1 кГц, %

0,35

Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)

11,4 (21)

Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)

3,3 (28)

Среднее входное сопротивление, Ом

5,7

Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц

67 / 56 / 41


Оценки



+внятное звучание с выверенным балансом комфортности и детальности, отличная информативная середина, ритмическая ровность-малая отдача по нижнему краю частотного диапазона, скругленная атака, несколько приглушенная эмоциональность БСО

Дизайн

95

Качество изготовления

90

Звучание

90

Эргономика

90

Итого

90

Вывод:



Продолжение курса Morel на ясную комфортность, спокойную легкую подачу и деликатное (гораздо более тонко сделанное, чем у младших АС) округление звука. Sopran отлично воспроизводят вокал и инструментальную музыку, но несколько сдержанно относятся к размаху эмоций БСО
Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: