Музыкальная трансформация
Аудиосистема Slonov Sound Design Model 240 mkII
Цена, рублей - 2 800 000 за колонки, плюс блоки питания Momentum Maximum (450 000) и Momentum Magnum (360 000)
Самые выдающиеся открытия в истории человечества обычно происходили по воле случая. Так, Христофор Колумб открыл Америку, будучи в поисках обходного пути из Европы в Индию. Подобные чудеса иногда случаются и в мире аудио.
Российский разработчик и производитель Алексей Слонов давно закрепился в числе постоянных участников выставки Hi-Fi & High End Show, проходящей в апреле каждого года в Москве в гостинице «Аквариум». Свою новую версию акустических систем Model 240 MkII он представит на суд публики с 13 по 15 апреля в комнате номер 414. Когда мы спросили его, чем новая версия отличается от предыдущей, он скромно упомянул немного другие настройки кроссовера и новые силовые трансформаторы. Однако это никак не подготовило меня к тому, что я услышал.
Привычное
Само собой, в новой версии колонок соблюдены те же принципы, в соответствии с которыми разрабатывались все предыдущие модели фирмы - активный кроссовер, полосовое усиление, отдельный акустический объем для каждой из полос. Используемая электроника также не изменилась, Алексей традиционно отдает предпочтение студийным источникам Tascam и кроссоверам XTA. Динамические головки, установленные в акустике, все так же произведены ScanSpeak и 18Sound. В остальном, это все те же знакомые нам Slonov Sound - широкий динамический диапазон, возможность тонкой настройки параметров под особенности помещения в низкочастотной области, великолепное качество отделки корпусов.
Главные же улучшения скрыты от глаз пользователя, однако именно они и заслуживают подробного рассказа.
Очевидное
Первое и наиболее понятное усовершенствование затронуло частоты раздела между полосами. Экспериментальным путем было найдено новое соотношение точек раздела и уровней усиления, сделавшее звучание еще более правдоподобным и убравшее из звука любой намек на резкость даже в чрезвычайно насыщенных среднечастотной информацией треках. Тем не менее, основное открытие, подстерегавшее автора в его творческих поисках, было скрыто вовсе не в слаботочных цепях.
Невероятное
Несколько лет назад Алексей поставил себе задачу переосмыслить теорию расчета и производства трансформаторов. Казалось бы, ну что нового можно найти в столь хорошо изученной и проверенной практикой дисциплине? Однако по мере повторного погружения в теорию Алексей начал замечать, что некоторые феномены, которые он неоднократно наблюдал в своих аудиосистемах и однозначно связанные с поведением трансформаторов блока питания, совершенно не находят своего отражения в общеизвестной теории. Более того, те эффекты, которые явственно проявились в ходе работы над новой версией колонок Model 240 mkII, вообще не имеют никакого объяснения в рамках общепринятой теории трансформаторов. Тогда Алексей был вынужден начать поиск закономерностей в наблюдаемых явлениях эмпирическим путем.
В результате родилось определенное понимание того, какими должны быть трансформаторы в блоках питания усилителя и фильтрах, чтобы обеспечить максимально качественное звучание по всему частотному диапазону. И особенно – на низких частотах. При этом полученные результаты пришли в некоторое противоречие с общепринятыми взглядами на то, что является допустимым и правильным при расчете и создании этого класса комплектующих.
Что это было?
Откровенно говоря, после долгого обсуждения с Алексеем сделанных им выводов мы так и не пришли к однозначному пониманию того, каким образом данная лежащая на поверхности информация до сих пор ускользала от внимания производителей. На сегодняшний день он еще не готов к открытой дискуссии об открытых им принципах, поскольку в данный момент они находятся в стадии оформления в виде патентов. Однако рассказать о полученном практическом эффекте мы сочли совершенно необходимым.
Представьте себе систему, созданную с максимальным учетом всех возможных решений по правильному воспроизведению музыкального сигнала. Речь идет об оригинальной версии колонок Slonov Sound Design Model 240. Здесь и активное разделение полос, и адаптированные под каждую полосу усилители с колоссальным запасом по питанию, и раздельные корпуса для всех динамиков. Достаточно вспомнить, что басовики и среднечастотные динамики нагружены на внутренний объем в форме шара, а сами боксы изготовлены из многослойной фанеры и демпфированы внешним покрытием из специального эпоксидного компаунда, армированного карбоном, при этом внутри колонок нет ни грамма звукопоглотителя. Все динамики получили свои усилители с раздельным питанием предварительных и выходных каскадов, по всем параметрам позволяющие полностью раскрыть потенциал динамических головок. Казалось бы, больше придумывать нечего, остались только вопросы тонкой настройки на уровне электроники. И правда, некоторые перечисленные выше изменения позволили дальше оптимизировать звучание, сделав его очень близким идеалу, который любой разработчик всегда держит в уме при создании своих творений.
И вот пришел черед внедрения в готовую систему произведенных в рамках новой философии силовых трансформаторов. Они были установлены в блок усилителей, по одному на каждую полосу, а также в называемых производителем «энергетическими станциями» фильтрах Momentum Maximum мощностью 5 кВт и Momentum Magnum с раздельными питающими трансформаторами в 3 и 2 кВт. Первая из моделей предназначена для накопления и первичной обработки энергии, а вторая уже занимается распределением тока между потребляющими его элементами системы. Таким образом, все имеющиеся в составе полной системы блоки питания получили апгрейд в виде трансформаторов, изготовленных в соответствии с открытыми Алексеем Слоновым принципами. И мне пришлось убедиться, что замена и вывод из цепочки даже одного из новых трансформаторов приводили к заметным и явно не позитивным изменениям в звуке.
Итак, что же именно привносят в и без того впечатляющее звучание Model 240 МkII обновленные блоки питания?
Лучше не бывает
Сильной стороной систем Slonov Sound Design всегда была способность вместить в себя не только симфонический оркестр, но и рок-концерт, и взлетающий реактивный самолет. Пиковое звуковое давление в более чем 127 децибел позволяет слушать свою любимую громкую музыку именно так, как она и должна звучать. Не зря многие из исполнителей ставили на свои пластинки девиз «Meant to be played LOUD», то есть «Это нужно слушать ГРОМКО». И система Model 240 МkII всегда готова поддержать данный призыв, создавая в помещении мощнейшую стену звука. Однако по сравнению с предыдущей версией системы, в новом поколении слушатель не просто получает указанную стену звука, но может теперь разглядеть в ней каждый кирпичик и даже стыковочные швы. Использование обновленных трансформаторов позволило объединить в одном изделии утонченность салонного High End, обычно исчезающую с каждым поворотом ручки громкости, и необузданную мощь 15-ти дюймовых басовых динамиков в активном включении.
Существенно улучшилось позиционирование виртуальных образов, глубина сцены стала просто образцовой, а без того могучий бас стал еще более артикулированным и хлестким. В общем и целом, звучание кардинальным образом прояснилось и собралось, и это – вне зависимости от уровня громкости. Самое интересное в этом то, что отмеченные эффекты обычно объясняются уменьшением интермодуляционных и фазовых искажений в системе. В нашем же случае мы не смогли однозначно связать их с теми изменениями, которые производитель внес в конструкцию силовых трансформаторов. Похоже, мы в очередной раз столкнулись с НЗО – «неопознанным звучащим объектом», регулярно наблюдаемым в мире High End. Мне неоднократно приходилось слышать от разработчиков разных компаний схожие истории о том, что они нашли эмпирический способ улучшить звучание своей аппаратуры, однако при этом не были готовы предоставить какого-либо твердого научного объяснения слышимого эффекта. Что ж, теперь и в наших пенатах мы имеем пример необъяснимого феномена, который можно послушать и потрогать, но пока нельзя до конца объяснить.
Прикоснуться к загадочному миру трансформаторов Алексея Слонова можно будет с 13 по 15 апреля на выставке Hi-Fi & High End Show 2018 в комнате 414.
Александр Чечелёв
03 апреля 2018 года