ММ или МС-головка для винила – что выбрать?
FAQ и ликбез для начинающих
Среди начинающих слушателей винила бытует ряд заблуждений относительно того, чем различаются упомянутые типы головок звукоснимателя, и какие из них лучше подходят для той или иной системы или жанра музыки. Иногда в общении с недавно приобщившимися к миру винила молодыми людьми доводилось слышать даже такое: «Мне не очень нравится, как у меня играет винил, но это потому, что я использую ММ-головку. Вот установлю МС – и сразу всё наладится». Постараемся расставить все точки над «i» и уберечь меломанов от потенциальных разочарований и необоснованных надежд.
Типы головок
Про разные типы головок звукоснимателя мы много писали в наших статьях, в частности, отдельный материал посвящен описанию всех существующих на рынке типов картриджей и различиям между ними. Наиболее же часто встречающиеся в Hi-Fi-системах головки, это головки с подвижным магнитом (ММ или Moving Magnet) и головки с подвижной катушкой (МС или Moving Coil). Именно о выборе между двумя этими типами и пойдет речь в данном материале.
ММ
Самый распространенный на сегодня вариант головок, который по умолчанию устанавливается на всех бюджетных проигрывателях винила (за исключением совсем уж дешёвых, где применяются пьезоэлектрические звукосниматели). Преобразование механической энергии в электрическую происходит в них за счет закрепленного на конце иглодержателя миниатюрного магнита, колеблющегося относительно одной или нескольких звуковых катушек. Отличительной, хотя и необязательной, чертой таких головок является возможность самостоятельно заменить иглу вместе с иглодержателем.
МС
Данная разновидность головок, также работающая за счет электромагнитной индукции, отличается тем, что в ней положение магнитов и катушки относительно друг друга меняется. Здесь на конце иглодержателя находится катушка, намотанная на каркасе или даже с воздушным сердечником, которая колеблется относительно неподвижного постоянного магнита (магнитов). Как правило, изношенная иголка с катушкой не подлежат самостоятельной замене, хотя в истории были МС-головки с заменяемой вставкой.
В чём принципиальная разница?
Основная разница, влияющая на качество преобразования, заключается в подвижной массе и внутренней индуктивности и сопротивлении. У ММ-головок они существенно выше за счёт использования магнита в качестве подвижного элемента. Высокая подвижная масса означает большую инерцию и потенциально менее точное огибание канавки звуковой дорожки, а высокая индуктивность и сопротивление отражаются на эффективности преобразования. Обратной положительной стороной MM-головок является высокая чувствительность (выходное напряжение), что существенно упрощает конструкцию фонокорректора и облегчает согласование.
Правда, в 1980-х годах производились ММ-картриджи с низкой чувствительностью и индуктивностью, обладавшие всеми достоинствами МС-головок. Например, такие головки с подвижным магнитом, как Stanton 885 LZS, имели чувствительность всего 0,5 мВ. И в эксплуатации они практически ничем не отличались от МС-головок, за исключением возможности заменить вставку.
Если МС-головки являются более эффективными с точки зрения преобразования, то почему бы не выпускать только их?
Главной сложностью эксплуатации головок с подвижной катушкой является их правильное электрическое согласование с фонокорректором. Если все современные ММ-картриджи прекрасно себя чувствуют в паре с корректором с входным сопротивлением 47 кОм и коэффициентом усиления около 40 дБ, то с МС-головками дело обстоит немного сложнее. Стандартные характеристики большинства универсальных фонокорректоров, а именно входное сопротивление 100 Ом и 60 дБ усиления подходят далеко не всем МС-картриджам, особенно моделям с достаточно высоким внутренним сопротивлением (20 Ом и выше) и низкой чувствительностью (ниже 0,3 мВ). То есть как-то играть они будут, но далеко не всегда оптимально. Кроме того, качество звучания МС-головки очень сильно зависит от правильного механического согласования с тонармом, качества намотки и материала подвижной катушки и других факторов. А это означает, что делать МС-головки с низкой чувствительностью головками «по умолчанию» для всех случаев жизни просто рискованно. При этом существенно более высокий коэффициент усиления МС-корректоров налагает дополнительные требования на качество комплектующих и качество самого картриджа – любые нежелательные искажения и шумы усиливаются во много раз.
В чём разница в звуке?
Основной вопрос, который волнует всех неофитов, это в чём же заключается разница в звучании картриджей двух типов? Если говорить о более-менее бюджетных моделях с одинаковым профилем заточки и работающих в одной и той же системе и с одним и тем же универсальным фонокорректором, то у МС-головки будет субъективно более высокое разрешение и микродинамика на ВЧ и верхней середине и чуть более собранные НЧ. Правда, последняя особенность может восприниматься неопытным слушателем как нехватка баса. В целом, за счет низкой подвижной массы МС-картриджи потенциально могут извлекать больше деталей из звуковых дорожек пластинок, но не всегда эта способность будет решающей в обеспечении более высокого качества звучания.
По мере повышения цены и качества конструкции и материалов различия между двумя типами головок будут расти, одновременно с ростом расходов на фонокорректоры соответствующего уровня. Разумеется, ММ-головки высокого класса типа Ortofon 2M Black или Goldring 1042 вполне могут составить конкуренцию сравнимым по цене МС-картриджам, однако в более высокой ценовой категории главенствуют уже исключительно МС-головки, для некоторых из которых меломаны специально подбирают повышающие трансформаторы и корректоры, способные в полной мере раскрыть их немалый потенциал.
Так какую головку покупать?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует, однако можно отталкиваться от того, насколько часто вы намереваетесь слушать винил, и какое место он занимает в вашей системе. Если вертушка у вас выступает только в качестве вспомогательного источника сигнала, то спокойно останавливайтесь на качественной ММ-головке. В том же случае, если проигрыватель винила является основным источником сигнала, и вы готовы потратить время и деньги на получение максимально высокого качества звука, то путь лежит в сторону головок с подвижной катушкой. Правда, надо быть готовым к тому, что при регулярном ежедневном прослушивании живет иголка не более пары лет, а в случае с МС-головками это означает замену всего картриджа целиком. Остается только пожелать найти оптимальный баланс расходов на аппаратуру для воспроизведения и на сами грампластинки, ведь на них тратить деньги гораздо приятнее.