ММ или МС-головка для винила – что выбрать?

FAQ и ликбез для начинающих

Среди начинающих слушателей винила бытует ряд заблуждений относительно того, чем различаются упомянутые типы головок звукоснимателя, и какие из них лучше подходят для той или иной системы или жанра музыки. Иногда в общении с недавно приобщившимися к миру винила молодыми людьми доводилось слышать даже такое: «Мне не очень нравится, как у меня играет винил, но это потому, что я использую ММ-головку. Вот установлю МС – и сразу всё наладится». Постараемся расставить все точки над «i» и уберечь меломанов от потенциальных разочарований и необоснованных надежд.

Image

Типы головок

Про разные типы головок звукоснимателя мы много писали в наших статьях, в частности, отдельный материал посвящен описанию всех существующих на рынке типов картриджей и различиям между ними. Наиболее же часто встречающиеся в Hi-Fi-системах головки, это головки с подвижным магнитом (ММ или Moving Magnet) и головки с подвижной катушкой (МС или Moving Coil). Именно о выборе между двумя этими типами и пойдет речь в данном материале.

Image

ММ

Самый распространенный на сегодня вариант головок, который по умолчанию устанавливается на всех бюджетных проигрывателях винила (за исключением совсем уж дешёвых, где применяются пьезоэлектрические звукосниматели). Преобразование механической энергии в электрическую происходит в них за счет закрепленного на конце иглодержателя миниатюрного магнита, колеблющегося относительно одной или нескольких звуковых катушек. Отличительной, хотя и необязательной, чертой таких головок является возможность самостоятельно заменить иглу вместе с иглодержателем.

Image

МС

Данная разновидность головок, также работающая за счет электромагнитной индукции, отличается тем, что в ней положение магнитов и катушки относительно друг друга меняется. Здесь на конце иглодержателя находится катушка, намотанная на каркасе или даже с воздушным сердечником, которая колеблется относительно неподвижного постоянного магнита (магнитов). Как правило, изношенная иголка с катушкой не подлежат самостоятельной замене, хотя в истории были МС-головки с заменяемой вставкой.

Image

В чём принципиальная разница?

Основная разница, влияющая на качество преобразования, заключается в подвижной массе и внутренней индуктивности и сопротивлении. У ММ-головок они существенно выше за счёт использования магнита в качестве подвижного элемента. Высокая подвижная масса означает большую инерцию и потенциально менее точное огибание канавки звуковой дорожки, а высокая индуктивность и сопротивление отражаются на эффективности преобразования. Обратной положительной стороной MM-головок является высокая чувствительность (выходное напряжение), что существенно упрощает конструкцию фонокорректора и облегчает согласование.

Image

Правда, в 1980-х годах производились ММ-картриджи с низкой чувствительностью и индуктивностью, обладавшие всеми достоинствами МС-головок. Например, такие головки с подвижным магнитом, как Stanton 885 LZS, имели чувствительность всего 0,5 мВ. И в эксплуатации они практически ничем не отличались от МС-головок, за исключением возможности заменить вставку.

Image

Если МС-головки являются более эффективными с точки зрения преобразования, то почему бы не выпускать только их?

Главной сложностью эксплуатации головок с подвижной катушкой является их правильное электрическое согласование с фонокорректором. Если все современные ММ-картриджи прекрасно себя чувствуют в паре с корректором с входным сопротивлением 47 кОм и коэффициентом усиления около 40 дБ, то с МС-головками дело обстоит немного сложнее. Стандартные характеристики большинства универсальных фонокорректоров, а именно входное сопротивление 100 Ом и 60 дБ усиления подходят далеко не всем МС-картриджам, особенно моделям с достаточно высоким внутренним сопротивлением (20 Ом и выше) и низкой чувствительностью (ниже 0,3 мВ). То есть как-то играть они будут, но далеко не всегда оптимально. Кроме того, качество звучания МС-головки очень сильно зависит от правильного механического согласования с тонармом, качества намотки и материала подвижной катушки и других факторов. А это означает, что делать МС-головки с низкой чувствительностью головками «по умолчанию» для всех случаев жизни просто рискованно. При этом существенно более высокий коэффициент усиления МС-корректоров налагает дополнительные требования на качество комплектующих и качество самого картриджа – любые нежелательные искажения и шумы усиливаются во много раз.

Image

В чём разница в звуке?

Основной вопрос, который волнует всех неофитов, это в чём же заключается разница в звучании картриджей двух типов? Если говорить о более-менее бюджетных моделях с одинаковым профилем заточки и работающих в одной и той же системе и с одним и тем же универсальным фонокорректором, то у МС-головки будет субъективно более высокое разрешение и микродинамика на ВЧ и верхней середине и чуть более собранные НЧ. Правда, последняя особенность может восприниматься неопытным слушателем как нехватка баса. В целом, за счет низкой подвижной массы МС-картриджи потенциально могут извлекать больше деталей из звуковых дорожек пластинок, но не всегда эта способность будет решающей в обеспечении более высокого качества звучания.

Image

По мере повышения цены и качества конструкции и материалов различия между двумя типами головок будут расти, одновременно с ростом расходов на фонокорректоры соответствующего уровня. Разумеется, ММ-головки высокого класса типа Ortofon 2M Black или Goldring 1042 вполне могут составить конкуренцию сравнимым по цене МС-картриджам, однако в более высокой ценовой категории главенствуют уже исключительно МС-головки, для некоторых из которых меломаны специально подбирают повышающие трансформаторы и корректоры, способные в полной мере раскрыть их немалый потенциал.

Image

Так какую головку покупать?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, однако можно отталкиваться от того, насколько часто вы намереваетесь слушать винил, и какое место он занимает в вашей системе. Если вертушка у вас выступает только в качестве вспомогательного источника сигнала, то спокойно останавливайтесь на качественной ММ-головке. В том же случае, если проигрыватель винила является основным источником сигнала, и вы готовы потратить время и деньги на получение максимально высокого качества звука, то путь лежит в сторону головок с подвижной катушкой. Правда, надо быть готовым к тому, что при регулярном ежедневном прослушивании живет иголка не более пары лет, а в случае с МС-головками это означает замену всего картриджа целиком. Остается только пожелать найти оптимальный баланс расходов на аппаратуру для воспроизведения и на сами грампластинки, ведь на них тратить деньги гораздо приятнее.

Image

Как выбрать фонокорректор для вашей системы можно узнать здесь.

Денис Репин

7 мая 2023 года

Рейтинг:

4.93