Компоненты Marantz KI Ruby: Рубиновая свадьба Кена Ишиваты
Слушаем интегральный усилитель Marantz PM-KI Ruby и SACD-проигрыватель Marantz SA-KI Ruby
Вот и прошло сорок лет с того момента, как Кен Ишивата поступил на работу в компанию Marantz. Удивительно, насколько сильна ассоциативная память – сегодня уже сложно представить себе, что свою карьеру он начинал в совсем другой японской фирме и поначалу даже не смог договориться об условиях работы на Marantz. А воплощением духа и принципов фирмы для самого Кена тогда был основатель компании Сол Маранц.
В честь юбилея своей трудовой деятельности в Marantz Кен Ишивата, совместно с инженерами фирмы, разработал комплект, состоящий из интегрального усилителя и SACD-проигрывателя с функцией ЦАП. В данном материале мы расскажем о его презентации, прошедшей в Амстердаме, а также представим обзор двух компонентов, получившийся по итогам их прослушивания в офисе российского дистрибьютора.
Музыка у себя дома
Несмотря на то, что впервые модели серии KI Ruby были показаны публике еще на выставке в Мюнхене, официальная премьера состоялась в конце августа в Королевском Концертном зале (Royal Concertgebouw) в столице Нидерландов. Кен Ишивата лично представил аппараты серии и продемонстрировал их звучание в одном из камерных залов концертного комплекса.
Несмотря на то, что акустические условия никак не были похожи на таковые традиционной комнаты для прослушивания, работа комплекта в паре с колонками Q Acoustics Concept 500 произвела очень сильное впечатление. Кен смог обеспечить расстановку в помещении таким образом, что практически все присутствующие журналисты смогли оценить не только тембровые и динамические, но и пространственные возможности системы. Само собой, музыкальный материал был подобран специально, чтобы продемонстрировать сильные стороны комплекта, однако мало кто из собравшихся был готов к столь впечатляющему результату. Система вполне успешно «прокачала» помещение площадью порядка 100 квадратных метров, а интересные фазовые эффекты, включенные звукорежиссерами в некоторые записи, передавались настолько убедительно, что присутствовавшие крутили головами в поисках дополнительных тыловых колонок.
В своей презентации Кен Ишивата уделил много времени рассказу о том, как он впервые пришел на работу в компанию Marantz в 1978 году, после нескольких лет работы на Pioneer. Главным сюрпризом для него стала методика тестирования надежности компонентов, применявшаяся в компании. Каждый усилитель или ресивер прогонялся на стенде на максимальной мощности в течение суток, что было тогда большой редкостью. По его словам, именно так тестируется наработка на отказ новой юбилейной серии усилителей.
Предметом особой гордости Кена является новый модуль фонокорректора Marantz Musical Premium Phono EQ, установленный в интегральном усилителе PM-KI Ruby. Его основное отличие от большинства модулей, применяемых в подобной технике, это отдельные и последовательные каскады усиления для МС и ММ картриджей. Сложно сказать, только ли в нем было дело, но работа усилителя с проигрывателем винила Marantz TT-15 с головкой Clearaudio Concept MC была просто безупречной. Для некоторых из гостей презентации это стало приятным сюрпризом.
В целом, Кену Ишивате удалось заинтриговать всех собравшихся, и меня в том числе. Поэтому по возвращении в Москву я первым делом решил поближе познакомиться с юбилейными моделями, благо на тот момент они уже были в наличии в России.
Изучаем
Marantz PM-KI Ruby
Интегральный усилитель, помимо традиционно роскошного внешнего вида, интересен следующей конструктивной особенностью. Дело в том, что его выходные каскады работают в классе D по принципу широтно-импульсной модуляции сигнала. При этом представители компании настаивают, что речь идет об аналоговом усилении. Попробуем разобраться.
На самом деле, работа усилителя в классе D вовсе не обязательно подразумевает конвертацию сигнала в цифровую форму. Более того, работать в данном классе теоретически могут даже ламповые аппараты. Действительно, довольно часто данные усилители используются вкупе с цифровыми процессорами и контроллерами, для которых сигнал преобразуется в цифру, однако это вовсе не является обязательным условием. Поэтому если Кен Ишивата уверяет, что Marantz PM-KI Ruby работает исключительно с аналоговым сигналом, ему следует верить.
Другое дело, что разработка правильного усилителя в классе D зачастую требует больших затрат. И вся достигаемая в нем экономия на комплектующих и системе охлаждения съедается. Кроме того, экономить на весе в аппаратуре такого класса как-то не принято, поэтому будем считать, что выбор в пользу подобного решения был сделан исключительно из экологических и музыкальных соображений. Во всяком случае, на высокую эффективность аппарата также указывает выходная мощность в 100 Ватт на 8 Ом, возрастающая до 200 Ватт при нагрузке в 4 Ома. Кроме того, особо подчеркивается стабильная работа выходного каскада на любую нагрузку, а также максимально короткий путь сигнала. Также заслуживает упоминания тот факт, что Marantz PM-KI Ruby фактически представляет собой собранные на одном шасси два раздельных компонента – предварительный усилитель и усилитель мощности. Даже упомянутый фонокорректор удостоился своего отдельного экранированного отсека.
В остальном, перед нами классический компонент Marantz высокого уровня – узнаваемый дизайн передней панели с иллюминатором, омедненное антивибрационное шасси, раздельные блоки питания для предварительного усилителя и усилителя мощности, фирменные клеммы для акустических проводов. На принадлежность аппарата к юбилейной серии указывает выгравированная в верхней части передней панели подпись Кена Ишиваты, инкрустированная небольшим рубином.
Marantz SA-KI Ruby
Под стать усилителю получился и источник сигнала. За основу взят фирменный оптический привод SACDM-3, разработанный исключительно для воспроизведения аудио. Данный механизм, дебютировавший в проигрывателе SA-10, может читать диски SACD и CD, а также файлы, записанные на CD-ROM или DVD-ROM.
Также проигрыватель оборудован асинхронным портом USB, способным принимать цифровые потоки с разрешением до PCM/DXD 32 бит/384 кГц и DSD 11,2 МГц. Фирменная технология Marantz Musical Mastering повышает разрешение всех входящих цифровых сигналов, доводя его до однобитового потока DSD 11,2 МГц. Такое решение позволяет существенно упростить конструкцию выходного фильтра. Все цифровые входы компонента надежно изолированы для блокировки шума от подключенных источников, а аналоговые выходные каскады построены на фирменных модулях HDAM-SA2 с низким выходным импедансом. Передняя панель выдержана в том же дизайне, что и у PM-KI Ruby, есть здесь и подпись Кена с интегрированным в нее рубином.
Удивительно, но ни один из юбилейных компонентов не оборудован беспроводным модулем, поэтому любой стриминг цифровых сигналов с внешних накопителей должен будет осуществляться при помощи отдельного устройства. Более того, в интегральном усилителе нет даже цифровых входов, что по нынешним временам – большая редкость. Так что здесь мы имеем дело с классическим и, я бы даже сказал, консервативным подходом.
Подключаем
Как уже было сказано, первое впечатление от работы компонентов юбилейной серии я составил еще на презентации, где они раскачивали пару колонок Q Acoustics Concept 500. В более привычной обстановке в офисе дистрибьютора перед ними встала чуть более сложная задача – справиться с парой Dynaudio Contour 60. И пусть новые колонки датской фирмы уже не столь требовательны к усилению, как предыдущие поколения, хороший ток они все же любят. Коммутация системы выполнялась межблочными и акустическими кабелями Tara Labs.
Слушаем
Традиционная программа прослушивания обычно включает в себя музыку самых разных жанров, однако в данном случае я уделил особое внимание классической музыке и вообще материалу с обилием «живых» инструментов. Я почему-то не сомневался в способности интегрального усилителя Marantz PM-KI Ruby обеспечить нужный напор на низких частотах, отчасти потому, что уже убедился в этом в Амстердаме. И правда, скорость и контроль баса на композициях Red Hot Chili Peppers были отменными, никакой сложности с управлением двумя басовиками с алюминиевыми катушками у усилителя не возникало. И атака, и вес были более чем убедительными, требовать большего от интегрального аппарата просто невозможно. Меня же больше интересовала способность аппарата в классе D «петь», то есть передавать не только скелет, но и тело музыки, а также воспроизводить эмоциональную составляющую записей. Тем более что это обычно является сильной стороной дорогой техники Marantz.
Прежде всего надо отметить, что никакого намека на резкость или дискомфорт звучания не было и в помине. Догадаться о том, что перед нами усилитель, работающий в классе D, было решительно невозможно. Свойственные Marantz певучесть и мелодичность были на месте, однако в данном случае они сочетались еще с хорошей динамикой и атакой. Бархатистость и насыщенность тембров делали прослушивание струнных квартетов особенно увлекательным, однако и симфоническая музыка звучала очень взросло и правдоподобно. Благодаря филигранной детализации и длительным послезвучиям наслаждаться сольными партиями хотелось просто бесконечно. Так что опыт применения выходных каскадов в классе D в аудиотехнике высокого уровня можно считать успешным. А встроенный в PM-KI Ruby фонокорректор определенно достоин того, чтобы быть выпущенным в виде отдельного компонента.
Выводы
Поскольку модели юбилейной серии KI-Ruby произведены ограниченным тиражом – всего 500 экземпляров в черном и 500 экземпляров в золотистом корпусах на все страны, то очевидно, что они быстро найдут своих покупателей. Однако приобрести их стоит не только из-за потенциальной коллекционной ценности, но и потому, что звучат они просто великолепно.
Александр Чечелёв