Маленькие радости высоких технологий
Сравнительное тестирование полочной акустики стоимостью от 50 000 до 74 000 руб
Маленькие радости высоких технологий
Сравнительное тестирование полочной акустики стоимостью от 50 000 до 74 000 руб. за пару
В очередном тесте собрались модели ценой от 50 до 74 тысяч рублей. В отличие от напольной акустики, у которой подобная стоимость неизменно означает принадлежность к компромиссному бюджетному сектору, для полочников тут уже можно говорить о твердом качественном уровне и возможности обнаружить весьма высокотехнологичные и необычные образцы
Так уж получилось в этот раз, что все компании — производители колонок, участвующих в сегодняшнем тесте, объединяет стремление к высоким технологиям, умение использовать самые современные материалы и наличие своих бюро по разработке новых АС. Также для них характерно желание делать акустику предпочтительно или даже только лишь на основе динамиков, комплектующих и корпусов собственного изготовления. Поэтому изюминки в виде необычных материалов и конструкции встречаются не в виде исключения, а даже как некая закономерность. Тут и уникальный среднечастотный W-сэндвич Focal-JMLab, и улучшенная версия излучателя Хейла под названием Jet, спроектированная и выпускаемая Elac, и самая маленькая существующая в мире АС с полноценной трансмиссионной линией у PMC и пр.
Случайно все модели оказались довольно скромных габаритов, компактные даже для полочных АС. Поэтому ряд обычных требований к конкурсантам был существенно ослаблен. Решено было не считать минусами довольно высокую границу (в районе 60—70 Гц) уверенного воспроизведения баса и умеренную перегрузочную способность, которая у миниатюрных АС не может достигать выдающихся значений. Однако ввиду принадлежности к брендам с серьезным подходом к аудиоконструированию наши малыши не очень-то нуждаются в снисходительности, и от каждого можно ожидать, что он будет «мал, да удал». Все участники прослушивались в составе двух тестовых систем.
Приведенные цены являются ориентировочными.
Тестовая система 1
1. Источник – проигрыватель компакт-дисков Gryphon Scorpio
2. Интегральный усилитель – Gryphon Atilla
3. Межблочные небалансные кабели – Analysis Plus
4. Межблочные балансные кабели – XLO
5. Акустические кабели – Analysis Plus
Тестовая система 2
1. Источник – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
2. Интегральный усилитель – Bryston B100 SST
3. Межблочные небалансные кабели – Analysis Plus
4. Межблочные балансные кабели – XLO
5. Акустические кабели – Analysis Plus
Тестовые записи
1. К. Монтеверди, «Orfeo» (Virgin Veritas, 7243 5 45642 2 2)
2. Г. И. Ф. Бибер, «Мистерии-сонаты» (ALPHA, 038)
3. Р. Вагнер, «Тангейзер, увертюра» (Decca, 460 510-2)
4. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор «Аппассионата» (DG, 457 296-2)
5. В. Баумгратц, «Organ Landscape» (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
6. Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2)
7. Diana Krall «The Girl in the Other Room» (The Verve Music, 986 224-6)
8. Dead Can Dance «Into The Labyrinth» (WBR, 4AD 9 45384-2)
9. Rammstein «Mutter» (Motor Music, 549 639-2)
10. Manowar «Fighting The World» (ATCO Rec., 7567-90563-2)
11. Anorexia Nervosa «New Obscurantis Order» (Osmose Prod., OPCDL 125)
Focal-JMLab Profile 908
Цена - 74 000 руб.
Focal-JMLab, детище Жака Мауля, входит в десятку мировых лидеров по производству акустики. Со дня возникновения в 1980 году и поныне фирма делает основную ставку на инновации, собственные высокотехнологичные разработки и производственные мощности, высокие стандарты и контроль качества.
Инвертированный купол Al/Mg Inverted dome™, отвечающий за воспроизведение ВЧ, способен без проблем и резонансов работать до 30 кГц. Каплевидной формы накладка из шлифованного алюминия обеспечивает абсолютно жесткое крепление твитера и полное отсутствие вибраций, передающихся с корпуса. Композитный конус НЧ/СЧ-динамика представляет собой трехслойный сэндвич — со слоями тонкой стеклоткани сверху и снизу и специальной пеной, заполняющей середину. После спекания по особой технологии получается структура, обладающая уникальной жесткостью и демпфированием. При равной массе диффузор из этого материала в 150 раз жестче полипропиленового и почти в 100 раз — алюминиевого. Название W-cone происходит от сдвоенной VV — аббревиатуры, обозначающей двухслойную стеклоткань (по-французски verre — это «стекло»).
Боковые и задняя стенки каплевидных зауженных корпусов Focal-JMLab Profile 908 являют собой единое целое. Передняя панель, профилем повторяющая форму пропеллера, снизу вверх чуть откинута назад. Стенки сделаны из шести слоев MDF и покрыты очень качественным лаком цвета «бриллиантовый черный». Клеммник заглублен заподлицо, в нем прячется одна пара терминалов. Небольшой недлинный порт фазоинвертора выведен вперед.
Звучание Focal-JMLab Profile 908 по своему характеру умеренно-спокойное и ровное, без суеты. У барочных и академических струнных акцент получается на наполненные нижние тона при мягко скругленных верхних обертонах и послезвучиях и смягченной атаке. Вообще у всех натуральных инструментов слегка подчеркивается объемный и полновесный бас, сделанный даже с некоторым смакованием. Вокал звучит мягко и довольно телесно, но спокойно и в настроении. Приглушенности как таковой нет, но некоторым инструментам (например, трубе), при всей четкости отработки мельчайших ритмических рисунков, немного не хватает ясности тембров. В ансамблях с солирующими инструментами и голосами сцена неизменно выстраивается широким полукругом, со слегка затененными и притушенными задними планами и выпукло высвеченными солистами на переднем. Это относится и к многоплановой рассадке музыкантов в симфоническом оркестре.
НЧ в целом имеют умеренную детальность и фактуру. У педалей органа, в нижних регистрах рояля и в игре Большого симфонического оркестра могут ощущаться смазанность и ритмическая нечеткость, связанные также и с недостатком атаки. Иногда оркестровому исполнению, особенно в масштабных фрагментах, свойственна некоторая небрежность и грубоватость.
При воспроизведении бодрых музыкальных жанров характер Focal-JMLab Profile 908 меняется, проявляются цепкость и склонность к железному темпу, хотя, к сожалению, одновременно с этим обнаруживается жесткость. Она, однако, сильно меняется в зависимости от записи и ее качества и отнюдь не всегда доминирует в почерке, становясь особенно заметной в олдскульном роке и металле, но практически отсутствуя в современных плотных записях.
Результаты измерений
Заметное увеличение чувствительности в области верхнего баса носит некриминальный характер и находится в пределах 2 дБ относительно среднего значения, кстати, лучшего в тесте — 89 дБ / 1 Вт • 1 м. Далее следует весьма стабильная область, характеризуемая незначительным дисбалансом, вплоть до ВЧ. Там график частотных отклонений не укладывается даже в коридор +/-4 дБ (рис. 2). Чтобы добиться оптимального звучания, лучше ставить АС прямо, без разворота на слушателя. Поведение модуля импеданса нельзя назвать стабильным, хотя акустика не создаст проблем для усилителя — в области минимальных значений сопротивления нагрузка имеет резистивный характер (рис. 1). Средняя величина составляет 8,9 Ом. Уровень искажений крайне невысок и незначительно меняется с ростом громкости, что говорит о неплохой перегрузочной способности системы (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Focal-JMLab Profile 908 | Частотная характеристика, Гц – 50—30 500 (по уровню +/-3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 16,5 см, сэндвич из стеклоткани, ВЧ – 2,5 см, алюминиевый инвертированный купол; частота раздела 2600 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 3,7) | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 39 x 23 x 27,5 | Масса одной колонки, кг – 8,5
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 85%
Звучание - 85%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 85%
Плюсы: аккуратные ВЧ без «крика», спокойная середина и плотный телесный бас
Минусы: нет остроты у некоторых натуральных инструментов, энергичная музыка жестковата
Вывод:
Акустика с мягким прозрачным звучанием, отлично подходящая для спокойной неагрессивной музыки. При высокой громкости и в нагруженных треках возможно выпадение отдельных инструментальных линий и ухудшение баланса и разборчивости ВЧ относительно середины
Audio Physic Step
Цена - 72 000 руб.
Компания Audio Physic в звучании своей акустики делает акцент на точность воспроизведения и сохранение тонких деталей (в соответствии с известным лозунгом фирмы — «No loss of fine detail»). Этому способствуют собственные научные исследования и сотрудничество с рядом немецких университетов.
В конструкции среднечастников Audio Physic использовала ряд интересных решений для исключения вредных помех и резонансов. Например, при изготовлении корзин динамиков традиционно используются как металл, так и пластик. Однако, следуя народной мудрости «один хорошо, а два лучше», компания использует одновременно наружное алюминиевое литое шасси с теплоотводами и внутреннюю пластиковую корзину, оптимизированную для максимального внутреннего демпфирования. Концентрические резонансы, обычные для жестких алюминиевых диффузоров, компенсируются системой Active Cone Damping (силиконовое гофрированное кольцо, которое крепится по внутреннему диаметру диффузора). С внешнего края конус держится на U-образном мягком резиновом подвесе. Крупный центральный колпачок на динамике тоже довольно необычен, имеет цилиндрическую форму и сделан из алюминия. СЧ-излучатель в Audio Physic Step управляется двойной неодимовой магнитной системой. Высокие частоты воспроизводятся вполне традиционным дюймовым твитером с шелковым куполом.
Передняя и задняя грани довольно компактных и легких кабинетов АС чуть скошены назад, а изящно скругляющиеся бока дают почти эллипс в сечении. На задней стенке расположены одна пара клемм WBT и крохотный круглый порт фазоинвертора. Корпуса отделаны шелковистым шпоном эбенового дерева красно-коричневого цвета.
Для Audio Physic Step существенна расстановка и ориентация осей излучения. Оптимум по тембральному балансу и равномерности саундстейджа в нашем тестовом помещении был достигнут при прямой постановке, практически без разворота на слушателя. Почерк этой акустики суховатый, сдержанный, с некоторой приглушенностью тембров. Барокко звучит даже чуть бестелесно, хотя очень ажурно и тонко. Добавить фактуры, красок жизни и субъективно воспринимаемых размеров инструментов хочется и игре БСО, и отдельным инструментам — органу, роялю, деревянным духовым. В многоинструментальных записях очень четко и раздельно прописаны все мелодические линии, однако, несмотря на это, масштабные симфонические полотна подаются несколько статично.
Audio Physic Step негативно относятся к фонограммам среднего качества — любителям архивных записей классики или же поклонникам старого доброго рока следует иметь это в виду. Зато обращает на себя внимание не просто четкая, а акцентированная дикция вокалистов. Слова и тексты выговариваются идеально вне зависимости от количества певцов (в том числе и большим академическим хором). Добротно сделанные записи рока и металла отыгрываются Audio Physic Step очень неплохо, образы инструментов и вокалистов не мельчат, ударники по характеру не плоские и не линейные. Объем и наполненность звучания могли быть и больше, но детальность и отменная ритмичность все искупают. Единственное «но» — у колонок не слишком большой перегрузочный запас, и при определенном уровне громкости нарастание искажений происходит довольно быстро.
Результаты измерений
Поведение модуля импеданса в полосе средних и высоких частот достаточно стабильное. Номинальное сопротивление равно 7,6 Ом, а минимум в 3,6 Ом в районе 200 Гц не представляет опасности (рис. 1). В среднечастотной области флуктуации чувствительности не превышают +/-1,1 дБ. На ВЧ этот показатель ухудшается из-за провала в средней октаве, хотя такое явление наблюдается лишь на оси твитера (рис. 2). При развороте АС от слушателя картина кардинально улучшается, что можно видеть на графике, полученном при отклонении от оси на 45 градусов. Нижняя граничная частота по уровню –10 дБ составляет серьезные 39 Гц (и 67 Гц по уровню –3 дБ). Правда, говорить о чистом глубоком басе вряд ли возможно из-за явного роста искажений ниже 100 Гц (рис. 3). Показатель чувствительности имеет самое низкое значение в тесте — 86 дБ / 1 Вт • 1 м.
Паспортные данные:
Название – Audio Physic Step | Частотная характеристика, Гц – 55—33 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 15 см, алюминиевый конус с керамическим покрытием, ВЧ – 2,5 см, шелковый купол; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 32 x 17,5 x 25 | Масса одной колонки, кг – 5,5
Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 85%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 85%
Плюсы: изобилие ритмических деталей, очень четкие инструментальные линии в ансамблях
Минусы: общая тембральная блеклость, среднее разделение тембров голосов (особенно женских)
Вывод:
Audio Physic Step отменно точно удерживают ритм и темп, а также хорошо рисуют единичные тембры. При этом звуковому почерку колонок в целом свойственен мелкий штрих, из-за чего крупная форма, несмотря на хорошую прорисовку инструментальных линий, звучит статично и как бы по частям
Totem Acoustic Rainmaker
Цена - 53 000 руб.
При создании своей акустики канадская Totem использует различные передовые технологии, но финальная доводка обязательно производится на слух. От легендарных Model-1 и Mani-2 и по сей день продукцию этой фирмы отличают точность и эмоциональность звучания, дыхание жизни, высоко ценимое меломанами
В модели Totem Acoustic Rainmaker установлены динамики собственной разработки фирмы. Дюймовый алюминиевый купол твитера, располагающийся в индивидуальной камере, снаружи прикрыт металлической защитной сеткой. Конусы 14-см среднечастотников сделаны из четырех слоев бумаги, а корзины — из композитного материала. Рабочие полосы сшиваются фильтрами второго порядка, в которых не используются печатные платы, катушки с ферромагнитным сердечником и электролитические конденсаторы. Внутренняя разводка выполнена серебряным кабелем в тефлоновой изоляции, с применением бескислородной пайки.
Девятилитровые параллелепипеды корпусов Totem Acoustic Rainmaker покрыты красивым, слегка полосатым шпоном цвета махагони, имеющим не блестящую, а сатиновую фактуру. Каждая стенка вырезается и индивидуально подгоняется к остальным в целях идеальной стыковки; эта процедура занимает более двух часов для каждого корпуса. На внутренние поверхности кабинетов нанесен демпфирующий материал с боросиликатными добавками, кроме того, во всю ширину АС установлены вертикальные стяжки. На задней панели располагаются маленький порт фазоинвертора и стальной клеммник с двумя парами позолоченных терминалов.
С первых тактов традиционных барочных композиций звук заставляет предположить, что Totem Acoustic Rainmaker — из числа серьезных. Прекрасная, деликатная и точно прорисованная флейта, вторая (поперечная) флейта, которая сразу и четко от нее отличается, хорошие шумовые призвуки, мягко и гармонично сопровождающие звукоизвлечение, дыхание и легкий шорох воздуха — все признаки солидного и высокого класса акустики налицо. Дальше это ощущение «праздника души» только усиливается и растет уверенность, что в разнообразном и разностильном мире аудио найдена очередная маленькая жемчужина. Ясная чистая труба, чуть гулкая и тягучая валторна, бесподобные скрипки и вообще струнные смычковые, прозрачная рябь ВЧ малого органа — Totem Acoustic Rainmaker играют, как истинная отрада меломана. По качеству и детальности баса, телесному ощущению вибраций виолончели и сфокусированности барабанов эти колонки, пожалуй, дадут фору даже некоторым напольным АС, а не только более крупным полочникам. Контрабас и бас-гитара тоже не просто обозначают свое присутствие однотонным гулом, но обладают отчетливой фактурой. Исполнению музыки свойственно идеальное попадание в настроение — от мягкого лиричного любования до буйства чувств и красок. Живая, одухотворенная и артистичная подача АС моментально затягивает и не дает отвлечься от прослушивания до самого конца записи.
Totem Acoustic Rainmaker одинаково свободно и увлекательно трактуют крупную оркестровую форму и вокальные академические произведения и тут же наращивают градус эмоций и обрушивают шквал истеричных переживаний на каком-нибудь темном готичном металле — и все без каких бы то ни было проблем. Голоса, со всеми оттенками насмешки, печали, гнева или скорби, передаются с великолепной чувственностью.
Результаты измерений
У колонок наблюдается значительный рост чувствительности в области верхнего баса и на ВЧ. Однако при расчете неравномерности АЧХ в полосе от 300 Гц до 4 кГц она составляет +/-1,4 дБ, что совсем неплохо для почти четырех октав (рис. 2). Разворотом акустических систем от слушателя можно несколько нивелировать подъем на высоких частотах. С басом все несколько хуже из-за заметного роста искажений, которые начинают проявляться ниже 150 Гц даже на умеренных уровнях громкости. Вследствие этого приходится констатировать, что АС не рассчитаны на эксплуатацию в помещениях средней и большой площади. Среднее значение КНИ выше, чем у остальных участников теста (рис. 3). Величина модуля сопротивления не будет играть роли при выборе усилителя. Минимальное значение равно 3,4 Ом, а максимум составляет 28 Ом на 1,5 кГц (рис. 1).
Паспортные данные:
Название – Totem Acoustic Rainmaker | Частотная характеристика, Гц – 42—20 000 (по уровню +/-3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 14 см, бумажный, ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол; частота раздела 2300 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 87,5 | Габариты одной колонки, см – 35,5 x 17,3 x 23 | Масса одной колонки, кг – 5,8
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: живость и натуральность звучания, высочайшая тембральная достоверность
Минусы: уровень искажений чуть высоковат даже на умеренно высокой громкости
Вывод:
Фантастические меломанские колонки, которые кажутся рожденными для классической музыки ровно до тех пор, пока на них не послушаешь что-то иное. Тогда обнаруживается абсолютная жанровая универсальность. Осмысленность и эмоциональность звучания поражают
ELAC BS 244
Цена - 50 000 руб.
Elac — это качество, технологии, аутентичность и постоянное развитие, с далекого 1926 года и до сих пор. Сделанная вручную (именно так выполняются тонкие производственные операции, например, укладка ленточных твитеров) и с помощью современных роботов, эта акустика всегда инновационна и необычна
Знаменитый ленточник Jet III представляет собой модификацию хейловского излучателя AMT собственного производства ELAC. Процесс изготовления этого динамика делится на две части: сначала с помощью микроскопа вручную осуществляется точная укладка тончайшей фольги в складки размером всего лишь 0,84 мм, а затем полученная «гармошка» приклеивается к основе динамика с помощью промышленного робота-манипулятора. Конусы НЧ/СЧ-излучателей обычного для фирмы типа «двухслойный сэндвич» отличаются от прежних версий своей внешней поверхностью из алюминия с ориентированной кристаллической структурой (crystal). Для лучшего демпфирования алюминиевая фольга крепится не только на бумажный конус, но и непосредственно на звуковую катушку. Довольно тяжелые корпуса сделаны из MDF и имеют прямоугольную форму. Сзади на уровне твитера располагается горло крупного порта фазоинвертора, уходящего почти до конца вглубь. Ниже него — клеммник с двумя парами широко расставленных терминалов; бивайринговые перемычки электрически изолированы, чтобы исключить касание кабеля лопатками. Дизайн колонок технологичный, но приятный.
ELAC BS 244 обладают ярко выраженным интересным характером. Их исполнение академической музыки кажется слегка холодноватым, крайне прозрачным и точным, с высокой детальностью и разрешением. При этом почерку акустики не свойственны страстность или чувственность, скорее, звучание несколько сдержанное и гладкое, в своеобразной аристократической манере. Единственная существенная претензия насчет тембров относится к скрипкам и отчасти альтам — они немного легковесные и гладкие, без живых шероховатостей. В остальных натуральных тембрах специфика ELAC BS 244 практически незаметна. Сочно и эффектно преподносится большой орган, с очень приличной фактурой и четкостью педалей, тонкими послезвучиями в середине и на ВЧ. Из минусов можно отметить заметные элементы компрессии и съедание градаций громкости в острых драматических моментах масштабных произведений, хор и оркестр чуть лишаются четкости, форте — наполненности и убедительности, и в целом не помешало бы добавить немного атаки.
В полный рост ELAC BS 244 разворачиваются на современном музыкальном материале, от спокойных и аудиофильных записей Дайаны Кролл и загадочных Dead Can Dance до самого экстремального металла. Абсолютно разные ударники с заметно отличающейся подзвучкой и манерой игры, вкусные плотные гитары и мегаэмоциональные голоса вокалистов оставляют прекрасное впечатление. Акустика явно симпатизирует тяжелой музыке, она отыгрывает ее идеально, с нужной прозрачностью и стремительностью, но в то же время с массивностью и вязкостью, где это необходимо, и везде абсолютно в характере. Однако столь же убедительно она воспроизводит и деликатный спокойный вокал.
Результаты измерений
Амплитудно-частотная характеристика (рис. 2) ведет себя замечательно во всей полосе рабочих частот. Равномерность и дисбаланс у этой системы — самые лучшие в нашей подборке. На низких частотах модель больше напоминает напольник. Спад по –3 дБ обнаруживается лишь на 55 Гц, а уровень –10 дБ соответствует частоте 41 Гц. Нелинейные искажения в указанной области расти не торопятся, оставаясь на приемлемом уровне до 50 Гц (рис. 3). На частотах выше 100 Гц КНИ низок и стабилен. Исключение составляет область средней октавы ВЧ-диапазона, где наблюдается незначительное повышение этого показателя. По данному параметру модель тоже одна из лучших в тесте. Завершает картину весьма стабильный в большей своей части импеданс (рис. 1). Средняя его величина составляет 7,2 Ом, а минимум не опускается ниже 3,4 Ом и с учетом значения фазы не опасен.
Паспортные данные:
Название – ELAC BS 244 | Частотная характеристика, Гц – 38—50 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 18 см, алюминиево-бумажный сэндвич, ВЧ – ленточный JET III; частота раздела 2600 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 (минимум 3,5) | Чувствительность, дБ – 88 | Габариты одной колонки, см – 33 x 20 x 28,2 | Масса одной колонки, кг – 8,5
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: стремительное и ритмичное звучание, прекрасное разрешение на ВЧ, сочный и плотный бас
Минусы: чуть смягченная атака, немного гладкие тембры
Вывод:
Акустические системы с детальным, стильным и холодноватым почерком. Классическая музыка воспроизводится ими немного сдержанно, хотя и пропорционально и сбалансированно по тембрам. А современные жанры, вплоть до самых жестких и экстремальных, удаются просто гениально
PMC DB1i
Цена - 60 000 руб.
Перед нами — самая компактная в мире акустика с полноценной трансмиссионной линией. Созданные для малых комнат, эти АС имеют не только домашнее, но и студийное назначение, подтверждая и продолжая славные традиции PMC и устанавливая новый стандарт звуковоспроизведения для мини-мониторов
Самые маленькие и легкие в тесте колонки, тем не менее, сделаны по профессиональной технологии PMC. Излюбленный фирмой акустический лабиринт, или ATL™ (Advanced Transmission Line), имеет длину 1,5 м и образован четырьмя секциями внутри корпуса. Этот туннель по всей длине плотно заполнен звукопоглотителем, настроенным на максимальное поглощение верхнего баса и СЧ, излучаемых тыльной стороной динамика. Нагруженный на трансмиссионную линию НЧ/СЧ-драйвер диаметром 140 мм — тканевый с пропиткой, на литом легкосплавном шасси с очень мягким резиновым подвесом. Твитер — 27-мм мягкий купол из ткани с пропиткой SONOLEX® с ферромагнитной охлаждающей жидкостью — сделан в сотрудничестве с SEAS. Модель PMC DB1i в шпоне светлого дуба смотрится просто, но очень привлекательно, строго классически. Помимо прямоугольного выхода трансмиссионной линии на всю ширину корпуса, сзади имеется клеммник лесенкой для двух пар позолоченных терминалов. При желании мониторы можно закрепить на стене с помощью специального фирменного подвеса.
PMC DB1i нужно слушать в ближнем поле, с минимального расстояния, иначе уровень искажений и проблемы с саундстейджем (сцена стянута треугольником назад и расправляется только вблизи АС) испортят все впечатление от этих нерядовых малышей. При выполнении же указанного условия звук колонок восхищает. Во-первых, примечателен бас и степень его проработанности и контроля. В отличие от многих миниатюрных полочников у DB1i практически нет уплотнения в верхней области НЧ-регистра и затенения середины — скажем спасибо акустическому оформлению. Фундаментальные нижние частоты, конечно, отсутствуют, но все оставшееся распределено очень равномерно и имеет прекрасную фактуру и четкость. Удивляют аккуратные и красивые линии барочного басового сопровождения, пластичные партии педалей органа, полновесная лютня с отлично прорисованными струнами и декой и изумительно сделанная в глубину развертка клавиатуры рояля, вместе с плотным и подвижным басовым регистром. Нигде нет ни малейших признаков ритмической сумятицы, даже в стремительных арпеджио «Аппассионаты», у скоростных гитар и двойных бас-бочек.
В целом PMC DB1i играют гармонично и свободно. Признаки глуховатости отсутствуют, трубы и фанфары, как и тарелки в разнообразных рок-композициях, звучат ясно, чисто, четко и раздельно, без каши и с неодинаковой наполненностью. Если совсем цепляться, то можно заметить, что в середине тембры могли бы различаться получше, например, тембры скрипки и альта получаются слишком близкими из-за высветления альтов. Зато масштаб и объем БСО передается просто великолепно, раскованно и на едином длинном дыхании. Оркестровые тутти проходятся почти без огрехов. Ни один музыкальный жанр не способен поставить в тупик эту игрушечную на вид акустику (если только помнить о нежелательности превышения определенного уровня громкости). Ураганный драйв в роке и металле обеспечен.
Результаты измерений
Разброс значений модуля импеданса весьма велик (рис. 1). Минимум составляет 6,4 Ом, а максимум 42,8 Ом. Средняя величина этого параметра, равная 12,3 Ом, позволяет охарактеризовать данную акустику как высокоомную. Поведение сопротивления далеко от стабильности. Под стать ему и амплитудно-частотная характеристика (рис. 2), у которой наблюдаются значительный рост чувствительности на краях диапазона и флуктуации в средней части графика (в реальности не особенно заметные на слух). Немного скомпенсировать подъем на ВЧ можно путем расположения колонок без разворота на слушателя. Уровень нелинейных искажений невысокий (рис. 3). Начиная с нижней граничной частоты 67 Гц (–6 дБ) его среднее значение составляет 0,38%, что, несомненно, является очень хорошим показателем. Средняя чувствительность PMC DB1i равна 87 дБ.
Паспортные данные:
Название – PMC DB1i | Частотная характеристика, Гц – 50—25 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 14 см, тканевый с пропиткой, ВЧ – 2,7 см тканевый купол; частота раздела 2000 Гц) | Акустическое оформление – трансмиссионная линия | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 29 x 15,5 x 23,4 | Масса одной колонки, кг – 4,5
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: cвободное, раскованное звучание, четкий и оформленный бас
Минусы: должны прослушиваться в ближнем поле; а вообще, учитывая габариты и конструкцию, минусов нет
Вывод:
Удивительные миниатюрные колонки с совершенно не игрушечным масштабом и объемом звука, отличными верными тембрами и прекрасной динамикой. За исключением совсем мелких огрехов, свойственных и куда более солидной акустике, они не дают поводов для критики
Выводы
Totem Acoustic Rainmaker заслуженно могут именоваться жемчужиной среди полочников, достойной самого пристального внимания со стороны любителей музыки, которые одинаково ценят в воспроизведении точность и эмоции, разрешение и артистизм, утонченность и страсть. Все это, как и удивительная живость, свойственны замечательной канадской паре в полной мере. Объективная протяженность НЧ не самая выдающаяся, но колонки берут не количеством, а качеством. За счет превосходно сделанной фактуры басовый регистр кажется гораздо более фундаментальным и наполненным, чем он есть на самом деле. Кроме того, налицо гармония между формой и содержанием — акустика еще и замечательно выглядит. Так что — «Best Buy» и самые горячие рекомендации. Единственное замечание: как и миниатюрные РМС, модель рассчитана на небольшие помещения и не сумеет без проблем озвучить, например, 30-метровую комнату.
Английские мини-мониторы PMC DB1i, которые, в соответствии с базовой идеологией фирмы, разработаны одновременно и для студийного, и для домашнего применения, продемонстрировали поистине замечательный масштаб и свободу звучания для колонок таких размеров и даже без ссылки на оные. Наилучшим образом они звучат в ближнем поле, когда можно обеспечить достаточный уровень развиваемого звукового давления без искажений. За исключением этого требования, акустика совсем не капризна к расстановке в помещении и даже допускает настенный монтаж на кронштейнах. Все эти привлекательные качества, наряду с высокой тембральной достоверностью и гармоничным воспроизведением музыки, приносят ей безусловное второе место и титул «Hi-Fi Recommended».
ELAC BS 244 отметились в академической музыке точным, но несколько холодноватым и лощеным саундом. При прямом сравнении с потрясающе живыми Totem можно отметить нехватку тонких и трепетных деталей и искры жизни, все нюансы звучания кажутся немного сглаженными (даже, скорее, отлакированными, пусть в благородной, но все же чуть снижающей остроту восприятия манере). Однако некомфортная резкость в верхней середине, способная изрядно подпортить тембры натуральных инструментов, здесь абсолютно отсутствует, а ВЧ просто безоговорочно радуют. Модель получает награду «Editor’s Choice» за великолепную и безумно энергичную трактовку неакадемической музыки, особенно жестких жанров. Эта акустика настоятельно рекомендуется всем любителям электроники и металла, качественно исполненных, с максимальным драйвом и разрешением.
Вторая немецкая пара в нашем тесте Audio Physic Step продемонстрировала очень своеобразный звуковой почерк, с определенной тембральной бледностью и приглушенностью. В укор этой модели можно поставить и небрежность в отработке краев частотного диапазона. Причем если отсутствие баса с нужной фактурой вполне простительно для АС с таким форм-фактором, то проблемы с атакой и разборчивостью ВЧ вызывают вопросы. Нечеткие и слипающиеся мелкие ритмические доли, отбиваемые на тарелках, палочками в металле и щетками в джазовых композициях, вынуждают дополнительно снизить оценку. Однако среди достоинств колонок — выдающаяся дикция певцов любого направления, ритмичность и отличная разборчивость всех инструментальных линий (за исключением упомянутых тарелок и местами высокочастотного регистра органа). Даже при воспроизведении весьма насыщенных музыкальными событиями треков в середине ни разу не возникло подобие смазанности, каши или ритмической нечеткости. Для поклонников подобной подачи все эти плюсы могут с лихвой перевешивать минусы.
Представители французской школы звука Focal-JMLab Profile 908 выступили неплохо, хотя и без того блеска и жанровой универсальности, что свойственны старшим моделям знаменитой марки. Исполнение разнообразной спокойной музыки, от отдельных акустических инструментов и вокала до достаточно больших ансамблей, характеризовалось мягкостью, ровностью и прозрачностью. Очень гармонично и сбалансированно прозвучало барокко, отдельной похвалы достойно воспроизведение джазовых композиций. Помимо прочего, эти самые крупные в тесте АС продемонстрировали и самый плотный вкусный бас, особенно уместный у низких струнных смычковых инструментов. Однако нагруженные симфонические записи, как и жесткий металл, выявили ряд досадных недостатков, в том числе некоторую грубоватость и утомительность звучания. Часть проблем может быть решена путем подбора подходящих электронных компонентов с более выпуклой и пластичной передачей средних частот.
Мария Савина