Магия новизны

AV-процессор Yamaha CX-A5100 и усилитель мощности MX-A5000


AV-процессор Yamaha CX-A5100

Цена — 2 500 долларов США


Многоканальный усилитель мощности Yamaha MX-A5000

Цена — 3 200 долларов США


К двухкомпонентным усилителям в стереофонической технике высокого уровня все давно привыкли. При этом, в домашнем кинотеатре давно и безраздельно властвуют интегрированные решения – AV-ресиверы. Разделение компонентов на процессор и усилители мощности, либо многоканальный “мощник”, остается прерогативой самых топовых комплектаций кинозалов. А значит и требования к этим компонентам должны быть самыми строгими.

Yamaha CX-A5100 и Yamaha MX-A5000

Цифровые и аналоговые блоки, настолько разные и концептуально далекие друг от друга, в современной электронной технике работают рука об руку. Интегрировать или разделять их физически? При проектировании домашней электроники этот вопрос возникает постоянно. Преимущества интегрированного устройства очевидны — объединение в одном корпусе максимального количества функциональных компонентов системы позволяет не только сэкономить средства, избавившись от лишних корпусов, соединителей и отдельных блоков питания, но и освободить драгоценное место в стойке с аппаратурой. При этом, установка, настройка и управление таким комбайном наверняка окажется проще и удобнее. В результате удается снизить цену устройств, одновременно повышая их дружественность к пользователям. С другой стороны, всякий комбайн — это компромисс. Проиллюстрируем этот тезис на примере AV-ресивера. Этот компонент можно разделить на два крупных функциональных блока. Первый занимается декодированием и обработкой цифровых потоков и переводом многоканального саундтрека из цифрового вида в аналоговый, а второй усиливает аналоговые сигналы до уровня, необходимого акустике. Общими у этих блоков бывают обычно не только корпус, но и система энергоснабжения. В дорогих моделях AV-ресиверов делают раздельные блоки питания для цифровой и аналоговой частей, но трансформатор чаще всего используют один, подключая указанные БП к разным вторичным обмоткам. В бюджетных аппаратах могут использовать и вовсе один БП. Проблема здесь в том, что требования к питанию у этих подсистем не только неодинаковы, но порой противоречивы. Усилителям необходим солидный запас мощности и способность блока питания мгновенно отдать большой ток. Цифровые же схемы отличаются невысоким потреблением, но чувствительны к стабильности питающего напряжения. Кроме того, внутри корпуса между этими подсистемами возникают взаимные электромагнитные наводки, которые не способствуют повышению качества звучания. И, наконец, эти блоки устаревают с разной скоростью. Если цифровая часть ресивера с появлением новых звуковых или видеоформатов, а также с выходом более мощных процессоров и чипов ЦАП устаревает за два-три года (а бывает и за год), то качественный усилитель мощности вполне способен полностью удовлетворять самым строгим запросам не один десяток лет. Потому наиболее логичным решением будет оформление этих функциональных подсистем в виде отдельных компонентов.

Yamaha CX-A5100 и Yamaha MX-A5000

Именно такая концепция реализована в топовом кинотеатральном комплекте серии AVENTAGE компании Yamaha, состоящем из AV-процессора Yamaha CX-A5100 и усилителя мощности MX-A5000. Уже по индексам моделей видно, что “мощник” появился гораздо раньше своего цифрового партнера. Действительно, этот усилитель в свое время был представлен в комплекте с AV-процессором Yamaha CX-A5000 – предшественником модели CX-A5100. При этом, Yamaha MX-A5000 остался полностью гармоничным и с новым процессором, что лишний раз подтверждает тезис о значительно меньшей скорости старения аналоговой техники.

Усилитель мощности Yamaha MX-A5000

Внешне процессор Yamaha CX-A5100 легко перепутать со старшими AV-ресиверами линейки AVENTAGE, которым он не уступает ни размерами, ни весом. Заинтригованные этим фактом, мы сразу заглянули внутрь, ожидая обнаружить там много свободного места — ведь такое случается, когда в целях сокращения издержек AV-процессор проектируется в корпусе одного из существующих AV-ресиверов. Но ничего подобного — процессор Yamaha CX-A5100 скомпонован довольно плотно. Удивил довольно крупный тороидальный трансформатор в сплошном металлическом кожухе, смонтированный по центру сразу за лицевой панелью. Удивил именно своими размерами – при заявленной потребляемой процессором мощности 65 Вт этот трансформатор выбран явно с многократным запасом. Цифровые блоки компонента и подсистема ЦАП вместе с каскадами предварительного усиления снабжаются энергией от отдельных источников питания, расположенных по обе стороны от силового трансформатора. Основное же место внутри корпуса Yamaha CX-A5100 занимает этажерка электронных плат, смонтированная у задней стенки корпуса.

AV-процессор Yamaha CX-A5100

Сходство с современным AV-ресивером серии AVENTAGE подчеркивается и дизайном фасада, выполненного из алюминия. Лицевая панель рассечена по горизонтали на две неравные части. Верхняя закрыта накладкой из темного пластика, под которой скрывается большой информационный дисплей. Центральное место в нижней половине занимает дверца, прикрывающая нишу, в которой сконцентрированы множество клавиш управления работой процессора и разъемы оперативной коммутации, в том числе порт USB для подключения накопителей и портативной техники, разъем HDMI для соединения с видеокамерой, игровой консолью или смартфоном, вход для измерительного микрофона системы автоматической калибровки YPAO R.S.C. 3D, а также выход на наушники на разъеме jack и стандартный аналоговый AV-вход на трех гнездах RCA. Когда дверца прикрыта, то на виду остаются лишь две солидные металлические рукоятки - более крупная справа регулирует громкость, а с помощью левой переключаются входы. Кроме того, на фасаде остаются доступными клавиша перевода процессора в режим Standby и кнопка Pure Direct. Минимум доступных взору органов управления придает компоненту необходимую для топовой модели солидность.

AV-процессор Yamaha CX-A5100

Взгляд на коммутационную панель сразу выдает в Yamaha CX-A5100 AV-процессор — место многочисленных акустических терминалов кинотеатрального ресивера здесь отдано множеству разъемов XLR, образующим балансный аналоговый выход 11.2. Есть здесь и небалансный выход 11.2 на разъемах RCA, что позволяет без проблем использовать различные по коммутационному оснащению усилители мощности. Интерфейс HDMI представлен восемью входными портами, один из которых вынесен на лицевую панель процессора, и двумя выходными. Все порты версии 2.0a, что позволяет работать с видео высокого разрешения во всех актуальных форматах, включая 4K с частотой обновления картинки 60p. Но и это еще не все. Порты HDMI процессора поддерживают протокол защиты медиаконтента HDCP версии 2.2, применяемый в новом стандарте дисков UltraHD Blu-ray, первые релизы в котором появятся уже в марте 2016 года. А значит Yamaha CX-A5100 полностью готов к работе с проигрывателями таких дисков.

Говоря о коммутационных возможностях процессора, упомянем наличие многоканального аналогового входа 5.1, входа Phono для подключения проигрывателя виниловых пластинок, а также входов и выхода для компонентного видео – все это редко встречается в современной AV-технике.

AV-процессор Yamaha CX-A5100

Как и все AV-ресиверы Yamaha сезона 2015-2016 с возможностью интеграции в домашнюю компьютерную сеть, AV-процессор Yamaha CX-A5100 поддерживает фирменную технологию создания мультирум-систем MusicCast. Эта технология позволяет объединить для совместной работы различные аудиоустройства – AV-ресиверы, беспроводные акустические системы, саундбары, стереофонические мини-системы, смартфоны, планшеты и компьютеры. Такая интеграция дает возможность использовать единую для всей системы фонотеку с центральным или распределенным хранением аудиофайлов и централизованным управлением воспроизведением с помощью специального приложения, устанавливаемого на ваш смартфон или планшет. В качестве хранилища аудиотреков могут выступать не только серверы домашней сети или память вашего портативного гаджета, но и музыкальные стрим-сервисы в глобальной паутине – Spotify, Pandora и другие, а также сотни интернет-радиостанций. Более того, в системе MusicCast вы можете транслировать в разные комнаты вашего дома или квартиры музыку с любого источника, подключенного, например, к Yamaha CX-A5100. Технология MusicCast полностью совместима с аудио высокого разрешения – поддерживаются форматы FLAC, WAV с разрешающей способностью вплоть до 24 бит / 192 кГц, а также DSD. Примечательна и поддержка различных беспроводных каналов передачи данных, что сильно расширяет выбор компонентов для вашей мультирум-системы. В качестве беспроводной среды передачи данных технология MusicCast может использовать не только сеть Wi-Fi, но и Bluetooth. Кроме того, вы можете подключать компоненты системы и обычной витой парой через Ethernet. Технология поддерживает до трех управляющих консолей (мобильных гаджетов с приложением Yamaha MusicCast CONTROLLER). То есть, в управлении системой могут принимать участие все члены семьи.
Но главной "фишкой" новинки, конечно, стала поддержка новых форматов кинотеатральных саундтреков Dolby Atmos и DTS:X. В отличие от всех предшествующих стандартов, в которых оцифровке подвергались конкретные каналы саундтрека (шесть или восемь), новые форматы являются объектно-ориентированными и поддерживают до 128 каналов звучания. Конечно, в полной мере сейчас это реализовано в профессиональных решениях, применяемых в больших коммерческих кинозалах. "Домашняя" версия адаптирована под работу в жилых комнатах и опирается на "поканальные" форматы высокого разрешения Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Yamaha CX-A5100 позволяет реализовать систему окружающего звучания в конфигурации 7.2.4, когда стандартный вариант с семью колонками окружающего звучания и двумя активными сабвуферами дополняется двумя парами “потолочных” акустических систем - Front Presence и Rear Presence. Интересной особенностью Yamaha CX-A5100 стала не только поддержка как колонок, действительно смонтированных на потолке, так и устанавливаемых поверх фронтальной и тыловой пары и работающих на отражение от потолка, но и вообще без использования реальных акустических систем для "потолочных" каналов, когда их работа эмулируется существующей акустикой. Такие богатые возможности открывают широчайшее поле для творчества в процессе конфигурации и настройки оснащения в конкретном кинозале. Правда, никакая эмуляция в полной мере не сможет заменить работу реальных акустических систем. Тем более, если у вас в распоряжении комплект из процессора Yamaha CX-A5100 и усилителя мощности Yamaha MX-A5000, который оснащен одиннадцатью каналами усиления - определенно это повод, чтобы задуматься о реализации потенциала этой связки на сто процентов, а значит о строительстве полной системы окружающего звучания 7.2.4

AV-процессор Yamaha CX-A5100

AV-процессор Yamaha CX-A5100

AV-процессор Yamaha CX-A5100

AV-процессор Yamaha CX-A5100

Усилитель мощности Yamaha MX-A5000

Крупный металлический корпус усилителя мощности украшен монолитной алюминиевой лицевой панелью. Единственным акцентом во внешности Yamaha MX-A5000 стала большая круглая кнопка включения питания, подсвеченная по окружности мягкой синевой. На этом возможности управления питанием не исчерпываются. На задней стенке корпуса есть вход триггера 12 В для дистанционного включения усилителя (к которому имеет смысл подключить соответствующий выход с процессора Yamaha CX-A5100), а также сквозной выход триггера для организации цепочки управляемых по питанию компонентов и собственный выход триггера, если возникнет необходимость управлять питанием других устройств с усилителя, а также переключатель, активирующий автоматический режим, в котором Yamaha MX-A5000 переходит в режим Standby через 8 часов после включения. При этом, автомату безразлично есть ли на входах усилителя полезный сигнал. Слева от клавиши питания есть две небольшие кнопки коммутации акустических систем на одной паре каналов усиления, но они практически незаметны и не отвлекают внимания. Коммутационная панель на задней стенке корпуса логично разделена на зоны. Балансный и небалансный входы каждого канала усиления сгруппированы вместе, здесь же рядом расположен переключатель типа входа - индивидуальный для каждого канала, что допускает смешанную коммутацию. Акустические терминалы для всех 11 каналов усиления смонтированы в правой и левой части коммутационной панели. Причем, здесь использовано не одиннадцать, а тринадцать пар клемм – для двух каналов усиления реализована возможность подключения двух пар акустических систем. Несмотря на большое число каналов, к качеству винтовых терминалов и удобству коммутации акустических кабелей никаких претензий не возникло.

Усилитель мощности Yamaha MX-A5000

Непосредственно за лицевой панелью смонтирован мощный тороидальный трансформатор, за которым расположилась плата блока питания с внушительными конденсаторами. Вдоль правой и левой стенки корпуса установлены литые ребристые радиаторы охлаждения выходных каскадов, реализованных на дискретных элементах и работающих в классе A/B с трехкаскадной схемой Дарлингтона и обратной связью по току. Охлаждение здесь полностью пассивное – никаких шумящих вентиляторов.

Усилитель мощности Yamaha MX-A5000

Усилитель мощности Yamaha MX-A5000

Усилитель мощности Yamaha MX-A5000

Усилитель мощности Yamaha MX-A5000

Впечатления от работы тандема такого уровня в составе домашнего кинотеатра вполне соответствовали ожиданиям. При сопровождении кинофильмов пара обеспечивала ураганный напор и огромный запас мощности. Усилитель легко контролировал все одиннадцать акустических систем без слышимого проседания динамики даже в самых напряженных сценах современных блокбастеров. Звуковое полотно рисовалось крупными уверенными мазками, но и мелкие детали в этом водовороте не терялись. И здесь большая заслуга процессора - именно точное декодирование позволяло ему отобразить мельчайшие штрихи звуковой картины, сохраняя монолитность полотна в целом и четко прочерчивая любую траекторию виртуальных источников звука. Весомый вклад вносили и дополнительные "потолочные" каналы, существенно усиливая пространственные эффекты по вертикали. С созданием иллюзии присутствия, столь необходимой в домашнем кинотеатре, топовые компоненты Yamaha справлялись замечательно — во время перестрелок то и дело приходилось пригибаться от свистящих вокруг пуль, а скрежет и грохот сминаемого в автомобильных авариях железа наводил просто животный ужас. Окружающее звуковое поле было настолько плотным и детальным, что порождало магическое ощущение присутствия — акустические системы словно растворялись в помещении лаборатории, замыкая звуковое полотно вокруг нас.

AV-процессор Yamaha CX-A5100

AV-процессор Yamaha CX-A5100

Результаты измерений



Результаты измерений. Рис. 1

Результаты измерений. Рис. 2

Результаты измерений. Рис. 3

Результаты измерений. Рис. 4

График амплитудно-частотной характеристики AV-процессора Yamaha CX-A5100 в диапазоне звуковых частот представляет ровную горизонтальную прямую. Неравномерность на этом участке не превышает 0,03 дБ (рис. 1, красный граф). Спад характеристики в надтональной области минимален и на отметке 80 кГц соответствует значению -0,25 дБ, что определяет полосу пропускания не менее 100 кГц. Выходное сопротивление имеет стандартное значение для классической аналоговой аппаратуры и составляет 480 Ом во всем диапазоне, кроме басовой области (рис.1, оранжевый граф при нагрузке 600 Ом). Но данное обстоятельство не скажется на качестве воспроизводимого контента при подключении к любому стандартному усилителю мощности (входное сопротивление которого обычно составляет не менее 10 кОм). Если вы опасаетесь за внешние помехи, то воспользуйтесь балансным межблочным подключением, благо процессор и усилитель мощности из данного комплекта предоставляют такую возможность. Максимальный уровень сигнала на небалансном выходе с AV-процессора на границе начала зоны клиппинга составляет 3,9 вольта (на балансном – вдвое больше). Проникновение сигнала между каналами сильно варьируется в зависимости от режимов работы и комбинации измерений. Худшие значения мы получили, как ни странно, при прохождении сигнала с аналоговых стереофонических входов. Но даже в этом случае на частоте 10 кГц сигнал ослабляется не менее чем на 53 дБ (рис. 2). При работе в многоканальном режиме (в том числе и через многоканальный аналоговый вход) значение ослабления на той же отметке не хуже 65 дБ. На рисунке 3 передставлен диапазон регулировок темброблока процессора, а также АЧХ многоканального усилителя мощности Yamaha MX-A5000 (красный граф). Частотные искажения последнего в диапазоне 20 Гц – 20 кГц составляют не более 0,19 дБ, спад характеристики на частоте 80 кГц составляет 2.1 дБ. Максимальная выходная мощность при нагрузке 8 Ом -190 Вт, при 4-х омном балласте – 300 Вт на одном активном канале (рис. 4).

Паспортные данные:



Тип – AV-процессор | Название – Yamaha CX-A5100 | Декодирование – Dolby Atmos, DTS:X Ready, Dolby TrueHD, DTS-HD MA / HRA, Dolby Digital, DTS, Dolby Pro Logic IIx, LPCM 7.1 | Частотная характеристика, Гц – 10 — 100 000 (по уровню –3 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – более 112 | Общие нелинейные искажения (Pure Direct, 1В), % – менее 0,008 | Система автокалибровки – YPAO 3D | Коммутация HDMI v.2.0, HDCP 2.2, 4k60p, 4:4:4, входов / выходов – 8 / 2 | Видеоскалер – до разрешения Ultra HD | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Видеовходы – композитные (4), компонентные (3) | Видеовыходы – композитный, компонентный | Аудиовходы – Phono, XLR, RCA (7), многоканальный аналоговый 5.1, цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (3) | Аудиовыходы – многоканальный аналоговый 11.2 (RCA), многоканальный аналоговый 11.2 (XLR) | Дополнительно – USB, LAN, DLNA, Bluetooth, Wi-Fi, Airplay, DSD 5.6, ALAC, AIFF, FLAC, WAV | Габариты, см – 43,5 x 24,7 x 47,4 | Масса, кг – 13,5

Тип – многоканальный усилитель мощности | Название – Yamaha MX-A5000 | Выходная мощность, Вт – 150 x 11 (20 Гц – 20 кГц, КНИ 0,06%, 8 Ом) | Частотная характеристика, Гц – 10 — 100 000 (по уровню –3 дБ) | Общие нелинейные искажения (70 Вт, 8 Ом), % – менее 0,015 | Отношение сигнал/шум (150 Вт, 8 Ом), дБ – более 116 | Разделение каналов (1 кГц/ 10 кГц), дБ – более 90 / 75 | Демпинг-фактор (1 кГц, 8 Ом) – более 180 | Входная чувствительность (1 кГц, 100 Вт, 8 Ом), В – 1,0 (RCA), 2,0 (XLR) | Входное сопротивление (1 кГц, 100 Вт, 8 Ом), кОм – 47 (RCA), 47 (XLR) | Энергопотребление, Вт – 650 | Аудиовходы – XLR (11), RCA (11) | Дополнительно – вход/выход триггеров 12В, сквозной выход триггера 12В | Габариты, см – 43,5 x 21,0 x 46,4 | Масса, кг – 25,4

Результаты инструментальной экспертизы Yamaha CX-A5100



Максимальный уровень выходного сигнала (50 кОм, 0,1% КНИ), В 3,9
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц - 20 кГц, дБ 0,03
Спад на частоте 80 кГц в аналоговом режиме, дБ 0,26
Верхняя граница по уровню -3 дБ в режиме DSP, кГц 47
Переходное затухание между каналами не менее на 10 кГц, дБ 53
Отношение сигнал / шум (EIN) , дБA 108
Выходное сопротивление, Ом 480
КНИ 1кГц / 80Гц , выход 2 В, % 0,005 / 0,006


Результаты инструментальной экспертизы Yamaha MX-A5000



Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 Ом, Вт 190 / 300
Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт 190 / 190 / 190
КНИ на 0,5 Рмакс, на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, % 0,008 / 0,006 / 0,021
Переходное затухание между каналами на 10 кГц, не менее, дБ 63
Отношение сигнал/шум, дБА 109
Коэффициент демпфирования (8 Ом, 80 Гц) 200
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ 0,19
Спад на частоте 80 кГц, дБ 2,1


Оценки



+Поддержка форматов Dolby Atmos и DTS:X (после обновления прошивки), а также всех актуальных форматов аудио высокого разрешения, готовность работать с проигрывателями дисков UltraHD Blu-ray, богатые сетевые и функциональные возможности, поддержка MusicCast, поддержка конфигурации 7.2.4, мощная система автокалибровки, бескомпромиссная конструкция усилителя мощности, впечатляющее звучание- Нет поддержки протокола aptX для Bluetooth и частотного диапазона 5 ГГц для Wi-Fi

Дизайн

90

Качество изготовления

95

Звучание

95

Функции

95

Итого

95

Вывод:



Топовая пара кинотеатральных компонентов компании Yamaha предлагает не только точный фирменный процессинг саундтреков с поддержкой самых современных форматов окружающего звучания и готовность работать с новыми проигрывателями дисков UltraHD Blu-ray, но и возможность реализовать в вашем кинозале полноценную схему окружающего звучания 7.2.4. Развитые функциональные и сетевые возможности, позволяющие использовать комплект и для прослушивания музыки с самых различных источников, станут приятным бонусом к кинотеатру самого высокого класса.
Анатолий Максименко

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: