Культурные ценности
Интервью с СЕО компании Clearaudio Робертом Сухи
Образовательный проект дистрибьюторской фирмы A&T Trade «Университет Звука» призван обеспечить профессиональную подготовку персонала ее многочисленных торговых партнеров. На период с 8 по 12 августа уютный подмосковный отель «Аванталь Клаб Истра» превратился в учебный центр для слушателей 34-й сессии факультета аудио. О проигрывателях грампластинок и аксессуарах для винила студентам рассказывал Роберт Сухи, СЕО компании Clearaudio. Когда лекции и семинары остались позади, немецкий аудиогуру нашел время для интервью нашему порталу.
— Роберт, вам наверняка неоднократно приходилось обсуждать эту тему, но без нее в интервью не обойтись. Расскажите немного об истории бренда и его нынешних позициях в аудиоиндустрии.
— Компанию Clearaudio основал в 1978 году мой отец Петер Сухи, который был инженером-физиком, изобретателем и при этом очень любил музыку. Сначала он некоторое время занимался акустическими системами, потом успешно экспериментировал с фонокартриджами и тонармами, постепенно очередь дошла и до проигрывателей грампластинок. Сегодня мы являемся одним из крупнейших изготовителей проигрывателей, тонармов и картриджей. Также фирма выпускает машины для чистки пластинок, различные аксессуары для винила, музыкальные альбомы. Как самый большой в мире OEM-производитель, мы делаем вертушки для многих известных в сфере Hi-Fi / High End брендов, таких как Marantz и McIntosh. Сейчас отцу 71 год, десять лет назад он отошел от дел, и бизнесом управляем я, мой брат Патрик и сестра Вероника. Предприятие остается семейным. Компания базируется в баварском городе Эрланген, где в двух зданиях у нас трудятся 60 специалистов. Также у Clearaudio есть небольшая фабрика в Чехии, на которой два десятка сотрудников делают кабели для тонармов плюс некоторые электронные компоненты.
— Ваша фирма выпускает и проигрыватели стоимостью чуть больше тысячи евро, и топовые аппараты, сравнимые с бесценными произведениями искусства. А какие модели приносят Clearaudio наибольшую выручку, на какие продукты делается основная ставка?
— У нас отлично продаются вертушки Concept и Performance DC, за последние пять лет спрос на эту продукцию ежегодно растет на 20 процентов. Если взять все модели Innovation, они также составляют солидную часть нашего оборота. Крупную долю в продажах занимают фонокартриджи: в год мы выпускаем более 25 тысяч картриджей типа ММ и около 2 тысяч типа МС. Аксессуары и пластинки не доминируют по объемам, но их производство важно для портфолио бренда. Доля электронных компонентов из нашего ассортимента в общем обороте варьируется от 5 до 7 процентов, и мы продолжим развивать данное направление.
— О какой фирменной технике вы бы еще хотели рассказать?
— Для нас сейчас представляют особый интерес машины для чистки грампластинок. Пока в каталоге их лишь две, но в этой линейке ожидается пополнение. Даже неплохо знакомые с винилом люди крайне удивляются, когда после чистки совершенно новый диск начинает звучать лучше, причем позитивный эффект слышен абсолютно отчетливо. Для старых альбомов это справедливо вдвойне. Мы призываем своих дилеров объяснять клиентам необходимость ухода за коллекциями винила, иметь в салонах соответствующую технику и может быть даже одалживать ее покупателям на выходные. В отличие от многих аудиофильских «продуктов вуду», это действительно полезная вещь, способная продлить срок службы и самой грампластинки, и иголки проигрывателя. Разумеется, у нас есть и широкий ассортимент моющих жидкостей для винила и шеллака.
— Каковы особенности работы компании на разных рынках, и что вы можете сказать о России?
— Лично у меня сложилось особое отношение именно к российскому рынку. Мы знаем своих клиентов из России как людей, способных любить музыку и наслаждаться музыкой. Если сравнивать с американским рынком, то последний для Clearaudio является более емким. Но мы заметили, что там люди главным образом слушают «частоты», а не мелодии. А в Азии, в частности в Сингапуре, особенно успешно продаются наши самые красивые и дорогие проигрыватели. Я с удовольствием приезжаю в вашу страну, мне нравится общаться со студентами «Университета Звука». Мы не только обсуждаем технику и рыночные тенденции, но и много говорим о музыке и эмоциях, которые она вызывает у людей. Такие встречи вдохновляют.
— Может ли один из относительно доступных проигрывателей бренда стать «первой покупкой» заинтересовавшегося винилом человека, или до звука Clearaudio нужно дорасти?
— Наш популярнейший проигрыватель Concept как раз и создан для того, чтобы познакомить заинтересовавшегося человека с винилом. Эта простая модель с картриджем ММ полностью настраивается на фабрике, и у новичков не возникает опасений, что им придется самостоятельно разбираться с незнакомым оборудованием. Вертушки Clearaudio начального уровня отлично сочетаются с электронными компонентами массового сегмента, например, марок Onkyo и Yamaha. Ну а дорогие аппараты, разумеется, требуют более тщательного подбора окружения.
— В чем вы видите причину «винилового ренессанса» и как долго, по вашему мнению, продлиться интерес к этому носителю?
— Винил — это целая культура, и я бы поставил его в один ряд с другими мировыми культурными ценностями. Такое ощущение живого музыкального исполнения не способен подарить слушателям ни один цифровой формат или носитель, пусть и высокого разрешения. Продажи компакт-дисков, как известно, драматически падают. Альтернативой CD отчасти становятся стриминговые сервисы, но они не обеспечивают меломану возможности и удовольствия подержать купленный альбом в руках. Обладание цифровой фонотекой в компьютере и собранием физических носителей дают энтузиастам совершенно разные ощущения. Общение со своей коллекцией — почти магическая процедура, требующая времени, но позволяющая человеку расслабляться и погружаться в особую атмосферу. Здорово, что интерес к грампластинкам проявляют представители молодого поколения, что такое хобби стало модным. Разумеется, винил никогда уже не сможет конкурировать по популярности с цифровой музыкой. Это не самый большой и довольно специфический рынок, но сейчас он растет, причем хорошими темпами. А интерес к теме, по крайней мере в ближайшие лет пять, поддержит огромное количество выпущенных альбомов.
Беседовал Федор Обловацкий