Королевская кровь, Комплект Burmester
Интегрированный усилитель Burmester 101 Integrated Amplifier
Акустические системы Burmester В10
Цена комплекта – 870 000 руб. (Burmester 102 CD Player – 275 000 руб., Burmester 101 Integrated Amplifier – 395 000 руб., Burmester В10 – 200 000 руб.)
Бывают претензии на стиль, а бывает настоящий стиль, вне критики, обвинений в высокомерии и надменности, без попыток «стать ближе к народу», продемонстрировать доступность и пр. Это не хорошо и не плохо, это просто есть (или, может, лучше сказать, пока еще осталось). Как жизнь аристократа после всех революций — в каком-то смысле несовременная и не очень демократичная, но это его жизнь.
Есть подобные осколки былой аристократии и в аудио. Они не могут похвастаться рекордными тиражами своей продукции, в отличие от тех, кто снабжает народ доступными радостями, но их имена произносятся с неизменным уважением и ноткой ревности — примерно так же, как в прессе обсуждаются монаршие фамилии или престижные машины, причем не просто крутые и дорогие, но еще и сделанные с подлинным вкусом. Посетители ежегодного Женевского автосалона наверняка помнят и верхний первый зал — с ярко-алыми броскими спорткарами, рекордами скоростей и литража двигателей, и нижние залы — с «народными» средствами передвижения. Но самые внимательные, бродя по этой огромной выставке, вряд ли пропустят неброский и не кислотный по исполнению, не имеющий гигантских экранов или искусственных водопадов, повторяющих в струях название бренда, но исключительно стильный стенд Aston Martin — марки, которой так симпатизирует британская королевская семья. На выставке всегда есть более мощные и быстрые авто, более крупные и более вызывающие премьеры и инсталляции. Однако понимающий народ, пройдя все блестящие соблазны, подходит к этому стенду и смотрит… Жаль, что не всем можно покататься на таких безупречных предметах искусства по реальным дорогам. Зато с аудио все немного проще. Если бы в Германии еще правили королевские династии, их представители, вероятно, не ездили бы на чисто английских Aston Martin — в стране свой могучий автопром. Но наверняка они бы слушали Burmester.
Неподражаемая легкость и информативность происходящего, обнаженность музыки вызвали ложное чувство, что ты сам сейчас — всесильный музыкант, который лично участвует в процессе и точно знает, что надо сделать для воссоздания чуда.
Великолепная тройка стильного и выдержанного вида сразу вызывает все упомянутые выше ассоциации — с породистыми авто и с их гордыми высокородными владельцами. Хотя эти компоненты принадлежат к самой младшей линейке немецкой фирмы, класс все равно остается классом (как утверждал булгаковский Коровьев, «вопросы крови — самые сложные вопросы в мире», но тут все просто — кровь явно голубая). Хромированные зеркальные передние панели с гравировкой и немного утопленными управляющими кнопками смотрятся просто сногсшибательно, но без грамма китча, как умеют только аристократы. Стенки корпусов сделаны из алюминия натурального серебристого цвета с парами параллельных прорезей для вентиляции. По глубине этих прорезей можно судить о толщине боковых стенок — и составляет она не менее 8 мм! Задняя стенка, верхняя и нижняя крышки тоже алюминиевые. Да, на корпусах точно не экономили, но они отнюдь не выглядят массивно или тяжеловесно — только серебристый полет и мягкое мерцание фронтальных панелей. Плееру и усилителю вторят колонки: спереди на них закреплены отлично отшлифованные сантиметровые плиты все из того же алюминия, в которых выточены отверстия под динамики с неглубокими рупорными обрамлениями. Подобные тяжеловесные украшения фирмы обычно ставят на акустику не из любви к металлическому дизайну, а для придания лицевым панелям дополнительной жесткости и массивности, а также в целях снижения эффектов отдачи работающих динамиков на корпус, приводящих к характерным окраскам и размыванию четкости звука. Возвращаясь к электронным компонентам, отметим присутствие у них разъемов Neutrik для балансного подключения. Жаль, что небалансные клеммы довольно короткие, да еще и дополнительно утоплены в плиту задней панели, затрудняя коммутацию кабелями с накручивающимися крупными разъемами RCA. Акустические терминалы у усилителя очень хорошие, удобные и прочные. Реакция техники на команды одинаковых комплектных пультов ДУ (универсальных, с алюминиевым верхом и полным набором необходимых кнопок, включая календарь треков) крайне похвальна. По части быстроты срабатывания плеер достоин отдельного упоминания — при загрузке он читает и распознает диски весьма шустро, почти мгновенно перематывает треки, никогда не раздумывает и не зависает. Насчет внутреннего содержимого аппаратов сведений приводится немного, зато сообщается, что все сделано по проверенным рецептам Burmester с присущим фирме качеством. О проигрывателе 102 CD говорится, что он при обработке цифрового сигнала использует переключаемую частоту семплирования 96 или 192 кГц, а конструкция ЦАПа с балансным аналоговым преобразованием позаимствована у модели 061. Об усилителе известно, что он функционирует в классе D, питание организовано на мощном трансформаторе с аналоговым фильтром (обычный подход для аудиофильных реализаций этого режима работы выходных транзисторов). У полочных акустических систем кольцевой высокочастотный излучатель скрыт за несъемной ячеистой жесткой решеткой. Мидвуфер из стекловолоконного композита снабжен мягким колпачком (визуально — ткань с пропиткой) и закреплен на широком мягком подвесе. Акустические терминалы у АС точно такие же, как у усилителя, порты фазоинверторов выведены назад, в комплекте имеются поролоновые заглушки. На задней стенке также есть любопытный регулятор отдачи по басу (Bass Adap), сделанный в виде тумблера с длинной ручкой, как на 101 Integrated Amplifier. Две позиции дают возможность усилить или ослабить отдачу в басовом регистре при разном расположении колонок относительно стен.
Зеркальные передние панели с гравировкой и немного утопленными управляющими кнопками смотрятся просто сногсшибательно, но без грамма китча, как умеют только аристократы.
Проигрыватель 102 CD в сторонней системе (нашей тестовой, с усилителем Bryston B-100 SST2 и акустикой PMC OB1i) продемонстрировал поистине королевскую незамутненность и соразмерность, деликатную интимность и изысканность подачи, сопряженную с отличной фокусировкой и «расставленностью» звука. Можно сказать, что его появление спокойно и уверенно, без лишних эффектов и привлечения внимания перевело всю систему на новый уровень. Это впору было бы назвать принудительной аристократизацией, не будь все сделано так легко и как бы между прочим. ВЧ стали заметно разборчивее, возросла общая доля воздуха, и все словно приобрело объем и массу. В записях проявилось очень много недоминирующих деталей, которые поднимаются на поверхность, стоит только сфокусировать на них внимание. Такой вариант неназойливого, но «неисчерпаемого» разрешения ваш автор ценит особенно высоко. Интересно также, что чуточку мягкая и сокровенная подача Burmester (как она воспринимается, например, на классической музыке) при необходимости становится очень драйвовой и напористой. Тут можно вспомнить мой прошлый опыт общения с моделью Burmester 061 CD Player, которая сравнивалась с парой общепризнанно рóковых проигрывателей. Драйв и накачка тех плееров оказались на поверку простыми и линейными и были легко отодвинуты интеллигентным утонченным аппаратом, который вдруг полностью преобразился и выказал настоящий концертный кураж. 102 CD тоже способен продемонстрировать во всей красе рассыпчатые четкие дроби ударника, отличные качевые гитары и острые взблески тарелок. Возвращение в систему 101 Integrated Amplifier усилило эффект и породило еще более воздушное и цельное звучание, замкнутый идеальный стиль. При этом неподражаемая легкость и информативность происходящего, обнаженность музыки вызвали ложное чувство, что ты сам сейчас — всесильный музыкант, который лично участвует в процессе и точно знает, что надо сделать для воссоздания чуда. Можно подсидеть ударника любимой группы, взобраться на его место и так же виртуозно пройтись палочками по всем тарелкам, оставляя искрящиеся хвосты звонких рассыпающихся послезвучий. Или присоединиться к барочному ансамблю, выйти на передний план с флейтой, сплести прихотливую гибкую мелодию и улететь в небеса на крыльях гармоний. Саунд, несмотря на филигранную отработку деталей, не хочется называть «бриллиантовым», потому что бриллиант нарядный, яркий и холодный. А здесь звук живой, цельный и шелковистый, очень человечный и комфортный. В умеренно нагруженных записях звучание раскованное и свободное от любых артефактов, при исполнении спектрально более плотных треков колонки В10 демонстрируют определенные ограничения, свойственные двухполосным полочникам. Любители масштабных записей могут попытаться вернуть статус-кво с другими АС, но подбирать их следует аккуратно — Burmester 101 Integrated Amplifier без проблем справляется с родными полочными мониторами, но более трудная акустика, в частности умеренно чувствительная напольная пара со средним импедансом, может вызвать у него затруднения.
Результаты измерений
Проигрыватель Burmester 102 CD Player демонстрирует высокую линейность амплитудно-частотной характеристики (неравномерность 0,19 дБ). Стереоканалы отстроены идеально точно. Разбаланс между ними не превышает 0,01 дБ (рис. 1). Максимальный уровень сигнала на небалансном выходе равен стандартным 2 В. Выходное сопротивление стабильно во всей полосе частот — 70 Ом. Анализ спектра сигнала с частотой 1 кГц и двух тонов с частотами 19 и 20 кГц не выявляет у этого плеера сколько-нибудь существенных тенденций к внесению искажений в исходный сигнал. При уровне основной гармоники –12 дБ КНИ составил не более 0,001% (рис. 2). Коэффициент интермодуляционных искажений для означенных выше тонов равен 0,003% (рис. 3). Уровень шума располагается на отметке –109 дБ. Проникающий сигнал ослабляется не менее чем на 105 дБ (10 кГц).
Поведение частотной характеристики усилителя Burmester 101 Integrated Amplifier типично для цифровых усилителей, использующих последние схемотехнические решения. Это выражается в зависимости уровня выходного сигнала в высокочастотной области от номинала нагрузки (рис. 1). Нужно отметить, что в любом случае заметная коррекция происходит лишь в надтональной области, а частотные искажения в слышимом диапазоне остаются умеренными. В цифрах такое поведение выглядит следующим образом: полоса пропускания для 4 Ом простирается до 66 кГц, для 2 Ом — до 27 кГц (–3 дБ). Неравномерность в интервале 20 Гц — 20 кГц составляет 0,92 / 0,31 дБ для нагрузки 8 / 4 Ом. Перфекционистам советуем подобрать акустику с максимально стабильным импедансом порядка 5 Ом в высокочастотной области. Например, Burmester B10. На рис. 2 представлены графики, демонстрирующие уровень нелинейных искажений в зависимости от выходной мощности для балласта 8 и 4 Ом на частоте 1 кГц. Значения КНИ усилителя не превышают 0,02% во всем рабочем диапазоне мощностей на низких и средних частотах. Коэффициент демпфирования составляет 260 ед.
Разброс значений модуля импеданса акустических систем Burmester B10 в полосе средних и высоких частот не превышает 5,1 Ом (рис. 1). Учитывая незначительные флуктуации графика электрической фазы в указанном интервале, входное сопротивление можно охарактеризовать как высокостабильное. Колонки демонстрируют отличную осевую частотную характеристику (рис. 2). При корректной их ориентации неравномерность АЧХ не покинет коридор 2 дБ во всей области воспроизводимых частот. Нижняя граничная частота расположилась удивительно низко для полочной акустики — 43 Гц (–10 дБ). Но здесь нужно принять во внимание заметный прирост искажений в басовой области с увеличением громкости воспроизводимого сигнала (рис. 3), и отсчет рабочего диапазона частот следует начинать примерно с 60 Гц.
Паспортные данные:
Тип – проигрыватель компакт-дисков | Название – Burmester 102 CD Player | Воспроизведение – CD, CD-R | Частотная характеристика, Гц – 2—48 000 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 104 | Гармонические искажения + шум, % – менее 0,006 | Аудиовходы – цифровой коаксиальный RCA, цифровой оптический TosLink, USB type B | Аудиовыходы – стереопара XLR, стереопары RCA (2), цифровой коаксиальный RCA, цифровой оптический TosLink | Выходное сопротивление, Ом – 130 | Габариты, см – 48,2 x 9,5 x 32 | Масса, кг – 7,5
Тип – интегрированный усилитель | Название – Burmester 101 Integrated Amplifier | Выходная мощность (на нагрузке 4 Ом), Вт – 120 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 5—60 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения + шум, % – 0,015 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 92 | Аудиовходы – стереопары RCA (2), стереопары XLR (3) | Аудиовыходы – стерео Pre Out (XLR), на наушники (6,3 мм) | Габариты, см – 48,2 x 9,3 x 35 | Масса, кг – 12
Тип – полочные акустические системы | Название – Burmester B10 | Частотная характеристика, Гц – 50—24 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 17 см, стекловолоконный конус, ВЧ – кольцевой излучатель; частота раздела 2300 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 39 х 22 х 28 | Масса одной колонки, кг – 11,5
Результаты инструментальной экспертизы
Burmester 102 CD Player
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20—20 000 Гц, дБ
0,19
Разбаланс каналов, не более, дБ
0,01
КНИ (1 кГц, 0 dBFS, 7,5 кОм), %
Менее 0,001
КНИ (1 кГц, –12 dBFS, 7,5 кОм), %
Менее 0,001
КИИ (19 + 20 кГц, –6 dBFS, 7,5 кОм), %
0,003
Отношение сигнал/шум, дБ
109
Выходное сопротивление на 1 кГц, Ом
70
Взаимопроникновение каналов (10 кГц), дБ
105
Максимальный уровень выходного напряжения, В
2,0
Burmester 101 Integrated Amplifier
Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 Ом, Вт
130 / 228
Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт
130 / 131 / 95
КНИ на 0,5 Рмакс на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, %
0,013 / 0,012 / 0,21
Переходное затухание между каналами, на 10 кГц, не менее, дБ
Более 110
Отношение сигнал/шум, дБА
101
Коэффициент демпфирования
260
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц (8 / 4 / 2 Ом), дБ
0,92 / 0,31 / 1,62
Спад на частоте 80 кГц (8 / 4 / 2 Ом), дБ
0,62 / 3,9 / 9,1
Верхняя граница по спаду –3 дБ (4 Ом), кГц
66
Burmester В10
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
86
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
1,3
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
1,9
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,48
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,58
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
47,2 (36)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
4,2 (160)
Среднее входное сопротивление, Ом
7,5
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
58 / 50 / 43
Оценки
+ | фантастическая информативность, очень высокое тембральное разрешение, безупречный темпоритм, живость и пластика | - | в рамках комплекта не обнаружено |
Вывод:
Трио от Burmester представляет собой согласованную гармоничную связку, в которой ни одно слагаемое не является слабым звеном. Но пара электронных компонентов просто великолепна, особенно плеер — он играет одновременно деликатно и экспрессивно, интеллигентно и мощно.
Мария Савина