Кое-что о натуральности

Акустические системы Focal Aria 936

Цена – 135 000 руб.


Французская компания Focal не просто выпустила очередную линейку акустических систем, но и (что самое интересное) обратилась к новым материалам и выстроила концепцию вокруг новых динамиков — среднечастотников и басовиков, которые сделаны отчасти традиционно для нее — со структурой типа «сэндвич», а отчасти очень необычно, с применением натуральных растительных материалов.

Акустические системы Focal Aria 936

Хорошо известно, как возникло обозначение «W-сэндвич» для классических низко- и среднечастотных излучателей Focal, используемых в старших сериях ее акустики. Оно образовано визуальным слиянием двух букв VV (verre-verre, «стекло — стекло» по-французски), что означает конструкцию из наружных слоев стеклоткани с внутренней демпфирующей прослойкой из полимерной пены (многослойность и дает термин «сэндвич»). Исторически компания применяла также диффузоры из кевлара, а в младших линейках — однородные «неслоистые» решения из полигласа (ими и сейчас оснащаются колонки серий Chorus 700 и 800). А в новом семействе Aria появились конусы из материала под названием Flax («лен» по-английски), имеющие декоративное внешнее покрытие желтоватого цвета под ткань с имитацией переплетения натуральных волокон. И это вовсе не фривольная дизайнерская фантазия фирмы, а отражение реального факта. В указанной серии (кстати, пришедшей из сектора автомобильной акустики) разработчики Focal действительно отошли от собственных традиций и модифицировали свои замечательные сэндвичи, взяв в качестве демпфирующей прослойки между наружными слоями стеклоткани прессованные пучки нетканых льняных волокон. На основе этих новых динамиков (и усовершенствованных алюминиево-магниевых твитеров, в оригинальном варианте хорошо известных по младшим моделям) были созданы Aria, представленные тремя напольными башнями, одной полочной АС и колонкой центрального канала.

Акустические системы Focal Aria 936

Акустические системы Focal Aria 936

Натуральные инструменты и голоса ясные и полновесные, без грузности и лишней теплоты, не матовые и не тусклые; информативные шумы чуть приглушены, но все же прослушиваются. Звучание очень внятное и хорошо артикулированное, не наблюдается никакой грубости или линейности.
В линейке Aria акустические системы 936 занимают второе место сверху после старших напольников с индексом 948. Относительно последних замечу, что они снабжены НЧ-излучателями нетипичного для нижних и средних моделей Focal калибра — 21 см; ранее «восьмерки» и более крупные динамики можно было видеть только в АС семейства Utopia. Вот еще один из сюрпризов новой серии. Но, возвращаясь к 936-м, можно сказать, что идейно это типичные фирменные колонки, взявшие довольно много деталей, и важных, и второстепенных, у полноформатных напольных моделей Chorus. Прежде всего — классические фокаловские корпуса с набором из трех низкочастотных вуферов, одного среднечастотника (конусы всех четырех динамиков сделаны из идентичного материала, однако имеются и различия; в частности, из видимого снаружи — в форме защитных колпачков) и твитера с обычным для Focal инвертированным куполом. Материал пищалки — сплав алюминия и магния, но есть одно примечательное отличие от того, что встречалось нам прежде. Вместо массивного обрамления из литого алюминия, присутствующего практически у всех АС компании, тут установлена овальная накладка со сложным профилем и внешним покрытием из полиуретана. Форма профиля недвусмысленно намекает на желание производителя подправить горизонтальную диаграмму направленности, максимально уравняв осевое и боковое излучение, причем наши измерения подтверждают успешность замысла (см. лабораторный отчет, рис. 2). В спецификации на колонки упоминается и другое новшество, связанное с высокочастотным излучателем, — подвес из материала Poron, применяемый в старших линейках Focal. Наконец, третий новый момент в конструкции (по справедливости его следовало бы назвать первым, учитывая важность) — те самые сэндвичи Flax. Фирма выложила на своем сайте интересный информационный бюллетень, посвященный этой технологии, и я настоятельно советую всем любопытствующим изучить его в деталях. Если же кратко, то сэндвичи состоят из привычных для Focal оболочек из стеклоткани толщиной 0,04 мм, между которыми проложена прессованная вставка из пучков льняных волокон (длина волокон варьирует от 6 до 10 см, диаметр каждой нити тоже разный, как свойственно натуральным растительным волокнам, но не превышает 40 мкм). Отдельные нити собираются в технические пучки, по несколько десятков волокон в каждом, переплетение внутри пучков отсутствует. Focal объясняет свое обращение к этому необычному для себя материалу простотой обработки — ее легко автоматизировать и она не требует дорогостоящего ручного труда. Кроме того, отмечается высокое качество исходного материала — льна, по выращиванию и поставкам которого Франция является европейским лидером. Кроме того, подчеркивается жесткость такой льняной вставки, дополнительная к жесткости внешних поверхностей из стеклоткани, плюс легкость материала вследствие большого количества пустот в техническом пучке нитей. И, наконец, излюбленная фишка Focal — возможность простой регулировки толщины внутреннего слоя для получения динамиков с разными параметрами (в W-сэндвичах это достигается как результат разной толщины слоя пены, а тут — за счет формирования пучков с разным числом нитей).

Акустические системы Focal Aria 936

Акустические системы Focal Aria 936

Акустические системы Focal Aria 936

Из общих с колонками Chorus деталей конструкции отмечу очень похожие корпуса со слегка непараллельными стенками, сделанные все же несколько попроще, чем в серии Electra (новая линейка позиционируется как стоящая на ступень ниже Electra, но выше Chorus, то есть занимающая промежуточное положение между ними), три порта фазоинвертора — два небольших под нижним мидвуфером на передней панели и один большой, выведенный вниз, на литое алюминиевое основание, а также знакомую и неоднократно описанную нами в тестах Focal Chorus пару акустических терминалов, предполагающих коммутацию кабелями с разделкой «лопатками», «бананами» или просто голым проводом. Однако по контрасту с теми же Chorus внешность 936-х демонстрирует исключительную стильность, выдержанный дизайн и аккуратность изготовления, что напрямую роднит Aria со старшими моделями. Передние и задние панели отделаны фактурной искусственной кожей, верхняя крышка — стеклянная, а бока — с покрытием под орех. Сами корпуса имеют изящные плавные изгибы, во всем снова проглядывают рука Focal и привычное для фирмы чувство стиля.

Акустические системы Focal Aria 936

Акустические системы Focal Aria 936

Сэндвичи Flax состоят из оболочек из стеклоткани толщиной 0,04 мм, между которыми проложена прессованная вставка из пучков льняных волокон (длина волокон варьирует от 6 до 10 см, диаметр каждой нити тоже разный, как свойственно натуральным растительным волокнам, но не превышает 40 мкм).
По части почерка надо отметить крупный и серьезный звук, причем у непрогретых АС бас даже кажется немного тяжеловесным, хотя после не слишком продолжительной разминки динамиков подобное ощущение уходит. И все же низкочастотный регистр обращает здесь на себя внимание. Пожалуй, Aria 936 — первый у Focal пример со столь густым и неожиданно насыщенным басом (интересно, что же тогда показывает в этом смысле «крупнокалиберная» модель 948?). В целом акустические системы демонстрируют очень хорошую мелодику, музыкальность и пластику, спокойное открытое воспроизведение музыки и ясные звонкие ВЧ (хотя присутствует и определенная смягченность подачи, равномерная по всем частотным поддиапазонам и подправленная только весьма уверенным нажимом по низам, который отмечался выше). Натуральные инструменты и голоса ясные и полновесные, без грузности и лишней теплоты, не матовые и не тусклые; информативные шумы чуть приглушены, но все же прослушиваются. Звучание очень внятное и хорошо артикулированное, не наблюдается никакой грубости или линейности. Новые сэндвичи заметно ровнее стыкуются с высокочастотным излучателем, чем у Chorus, а середина выглядит гораздо более информативной. Так что переход с полигласа на лен лично я однозначно одобряю, несмотря на появившуюся мягкость, ранее не свойственную моделям Focal. Звучание линейки Aria действительно более разборчивое и прорисованное, но в то же время связное, доставляющее удовольствие своей логичностью и музыкальностью, да и просто более благородное. Эту акустику явно делали люди, которые любят музыку, в том числе сложную академическую, и понимают ее непростые требования. Хотя напористый металл колонки Aria 936 отрабатывают ничуть не хуже, а местами даже и лучше, генерируя великолепный безбашенный и дерзкий звук с отменной энергетикой, очень крупный и вкусный. В смачных басовых партиях кажется, что все три вуфера как единое целое идут в настоящее наступление, а упругая волна просто бьет в грудь (что редко встречается у современных, преимущественно худосочных, АС). В этом контексте не стоит увлекаться подбором «мясных» компонентов к акустике — она и сама без проблем со всем справится.

Акустические системы Focal Aria 936

Акустические системы Focal Aria 936

Акустические системы Focal Aria 936

Акустические системы Focal Aria 936

Результаты измерений



Результаты измерений

Результаты измерений

Результаты измерений

Модуль импеданса акустических систем Focal Aria 936 довольно стабилен во всем рабочем интервале частот, хотя колонки следует характеризовать как номинально 4-омные, а не 8-омные, как в паспорте (рис. 1). Максимальное сопротивление не превышает 12,6 Ом, минимум равен 2,7 Ом. Набег достаточно большой отрицательной фазы приходится на область ниже по частотам (в районе 70 Гц) и не совпадает с провалом импеданса, так что эта модель не является совсем уж сложной нагрузкой для усилителя. Однако рассматривать к ней в компанию ламповый аппарат стоит с очень большой осторожностью. За исключением «панчового» горбика в области верхнего баса и подъема на оси излучения в верхней октаве частотные искажения совсем невелики. Разброс чувствительности относительно среднего значения (89 дБ (1 Вт / 1 м) — несколько ниже заявленной) в полосе 300 Гц — 10 кГц не превышает ±0,8 дБ. КНИ высоковат в зоне работы СЧ-излучателя, но мал по краям частотного диапазона, запас по мощности очень неплохой (рис. 3, для 82, 88 и 94 дБ).

Паспортные данные:



Тип – напольные акустические системы | Название –Focal Aria 936 | Частотная характеристика, Гц – 39—28 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 3 х 16,5 см, сэндвичи из льняного волокна и стеклоткани, СЧ – 16,5 см, сэндвич из льняного волокна и стеклоткани, ВЧ – 2,5 см, инвертированный алюминиево-магниевый купол; частоты раздела 260, 3100 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 2,8) | Чувствительность, дБ – 92 | Габариты одной колонки, см – 115 x 29,4 x 37,1 | Масса одной колонки, кг – 29

Результаты инструментальной экспертизы



Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)

89

Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ

1,4

Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ

0,7

Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %

0,37

Значение КНИ на 1 кГц, %

0,41

Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)

27,6 (18)

Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)

2,7 (110)

Среднее входное сопротивление, Ом

7,8

Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц

55 / 49 / 41



Оценки



+цельное осмысленное воспроизведение, верное чувство саунда, отличная сцена и позиционирование источников в записях-в динамических пиках БСО можно заметить некоторую напряженность, базовая легкая мягкость подачи (впрочем, не довлеющая)

Дизайн

95

Качество изготовления

90

Звучание

95

Эргономика

95

Итого

95

Вывод:



Модель Aria 936 — очень приятная музыкальная акустика с хорошим балансом ясности и насыщенности тембров, подвижности, открытости и уверенности в подаче, отлично настроенная и гармонизованная, жанрово всеядная и стопроцентно достойная имени Focal.
Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: