Как Zavalinka Records возрождает записи на магнитной ленте
Фейерверк релизов
Еще десять лет назад разговоры о ренессансе катушечников и магнитной записи воспринимались с усмешкой. Сегодня, когда продажи винила обогнали дисковые носители музыки, про новые LP не знает только ленивый, чуть ли не каждый месяц выходит новый бобинник, а число фирм, выпускающих R2R-записи, исчисляется десятками, совершенно ясно, что для потребителей High End техники именно аналоговая запись оказалась во главе угла.
Не устанем повторять, что данная ситуация абсолютно объективна – на вершине пирамиды в интегральной оценке качества современных носителей музыкальной информации стоит именно магнитная лента в студийном представлении (от 1/4” на скорости 38 см/с). К счастью, сейчас и релизы в таком формате появляются достаточно часто: большую медиатеку можно сформировать из лицензионных коробочных фирменных записей, сделанных путем прямого копирования мастер-лент.
А одной из самых ярких звезд на отечественном небосклоне R2R (да и, наверное, самый известный российский «аналоговый» лейбл на Западе) является Zavalinka Records. В нашем новом обзоре – три недавних громких релиза студии, удивляющих как своим музыкальным материалом, так и качеством записи.
Пара слов о самой компании. Zavalinka Records была основана в 2009 году Николаем и Марией Казанцевыми. Фирма работала и как инсталлятор техники, представляла на нашем рынке продукцию Fone и Analogue Production; да, в общем-то, много чем занималась, включая поставки пластинок и дисков аудиофилам. Кредо только не менялось никогда: как говорит Николай, цель Zavalink’и весьма проста – «помочь музыке найти кратчайший путь сквозь горы железа к сердцам слушателей».
Постепенно началась работа и как рекорд-лейбла – Казанцев находил интересных отечественных исполнителей (например, «Бряц»), продюсировал и выпускал их альбомы. Параллельно была организована и продажа прямых лицензионных копий со студийных «мастеров» – подобных релизов сейчас в каталоге Zavalinka Records представлено тридцать.
Все коммерческие записи от Zavalinka Records выходят в двухдорожечном формате, предлагаются на профессиональной ленте SM900 1/4” и записаны на скорости 38 см/с. Роскошное оформление картонных кейсов и металлические катушки прилагаются – в общем, перед нами тот самый случай, когда и глаза радуются, и уши (это вам не безликая продукция какой-нибудь International Phonograph Inc)!
Возможностей «пощупать» музыку в данном случае будет не меньше, чем в случае с винилом – очень приятно, что отечественные студии подтянулись до уровня западных Acoustic Sounds/Analogue Productions. Итак, чем нас сегодня удивит Zavalinka Records на ниве чистого аналога, абсолютного формата для аудиофилов и меломанов?
Frank Sinatra – Sings Days Of Wine And Roses, Moon River, And Other Academy Award Winners
Первый и самый громкий релиз в нашем списке – классический альбом Фрэнка Синатры, вышедший в 1964 году на Reprise Records. Всего двенадцать композиций, среди которых такие хиты, как:
— "Days of Wine and Roses" (Henry Mancini, Johnny Mercer)
— "Moon River" (Mancini, Mercer)
— "The Way You Look Tonight" (Jerome Kern, Dorothy Fields)
— "Three Coins in the Fountain" (Sammy Cahn, Jule Styne)
— "The Continental" (Herb Magidson, Con Conrad)
— "Love Is a Many-Splendored Thing" (Webster, Fain)
— "All the Way" (Cahn, Van Heusen)
Подобраны треки были из лауреатов «Оскара» за лучшую песню, а оркестром здесь управляет Нельсон Риддл. Этот альбом и в других своих версиях (скажем, на пластинке Reprise Records FS-1011, образца 1969 года) удивляет богатством и насыщенностью голоса великого певца. Что касается магнитной ленты – она не оставляет на «черном кругляшке» и камня на камне, демонстрируя и куда более глубокий бас, и поразительно точную локализацию инструментов в пространстве. Твердость и «плотность» звуковых образов в формате R2R превосходят все мыслимые пределы – другие форматы кажутся на этом фоне ненасыщенными, легковесными, пустотелыми.
Может ли хорошая картина соперничать со скульптурой? Странный вопрос, не имеющий однозначного ответа. А можете ли вы обойти живописное полотно и рассмотреть все его детали с другого ракурса, оценить нюансы «с обратной стороны»? Конечно же, нет – 2D-проекция тем отличается от трехмерной системы. И касательно реализма и «материализации предмета в пространстве» скульптура безусловно выигрывает – такова физика. Вот точно так же все обстоит и с записями музыки.
Сколько не бегай за первопрессами, сколько не ищи LP «в минте», сколько не оценивай цифру в DSD256 – все равно, мелодии при такой подаче не кажутся физически реальными – перед нами лишь «бледное отражением чужой любви». Иногда возникает чувство, что вот, вот же оно – почти дотянули до реального исполнения. И тут же со следующим аккордом впечатление развеивается, словно дым – и опять все становится каким-то недостоверным, уменьшенным и пересказанным. Конечно же, эти эпитеты могут быть применены только к конкретным сравнениям различных форматов в одной и той же системе высокого уровня – тогда переход на мастер-ленты срывает одеяло перед акустикой и переносит слушателя в мир настоящей, живой музыки, которая уже не выглядит перерисовкой чужих впечатлений, а формирует перед вами настоящее объемное и фактурное действо, мало чем отличающееся от реального выступления. Музыканты и оркестр? Да вот же, словно на ладони. Вокалист? Его голос буквально дышит оттенками и эмоциями и проникает в самое сердце. Осторожней только. Один раз вкусив «запретный плод» магнитной ленты пути назад уже не будет. Захочется продолжения банкета. Впрочем, оно есть у нас…
Браво – Конечно, Вася!
Альбом от легендарного состава культовой группы – солирует Валерий Сюткин. В 1991 году одноименная песня совершила настоящий фурор, столь же привлекательно звучит она и сейчас. Время, кажется, не тронуло вечную мелодию, и она осталась столь же свежей, искрометной и зажигательной. Если же вы хотите понять, сколько всего было упущено при прослушивании «Конечно, Васи!» – оцените его на мастер-ленте. Тут группа грянет так, что ваш зал превратится в настоящий клуб, и ритм «зажжет по полной» – так, что ноги сами пойдут в пляс.
Мы не будем сильно растекаться в эпитетах – скажем лишь, что перед иными версиями этого диска и мастер-лентой от Zavalinka Records настоящая пропасть. Хороший сюрприз для гостей, кстати – «вы знаете эту запись?» «Да-да, конечно». Включаешь – и шок. Даже искушенные меломаны сидят пораженные и недоумевают, кто же ранее «украл» у них добрую половину впечатлений и эмоций от записи.
Трек-лист:
— «Стильный оранжевый галстук»
— «Держись, пижон»
— «Пилот 12:45»
— «Как жаль»
— «Девчонка 16-ти лет»
— «Вася»
— «Московский бит». Live
— «Вот и все». Live
Antonio Vivaldi – The Four Seasons (Heritage)
Михаил Вайман и Ленинградский филармонический оркестр исполняют классику Антонио Вивальди, одно из наиболее известных произведений, опять же, знакомых нам со школы. Магнитная лента в данном случае легко формирует эффект похода в консерваторию – стены комнаты пропадают, рекордный динамический диапазон и атака записи позволяют буквально телом ощутить каждый инструмент, сбалансированная и точная пространственная картина заметно усиливает эффект. Браво, простите за калабмур.
Zavalinka Records:
http://zavalinkarecords.com/
https://www.facebook.com/zavalinkarecords/
https://instagram.com/zavalinkarecords/