Как выглядели катушечники 40 лет назад и сейчас
И что изменилось в подходах к конструированию бобинников
Вслед за виниловым ренессансом начался ренессанс магнитной ленты – и на современном рынке уже доступен ряд новых или восстановленных моделей аналоговых магнитофонов. В этом материале мы проведем наглядное сравнение «стало – было», сравним походы к конструированию такой техники (двухдорожечные аппараты со скоростями до 38 см/с) во второй половине ХХ века и сейчас. А также оценим звуковые таланты устройств.
Metaxas T-RX – Stellavox SM8
Современный красавец Metaxas T-RX стоит аж 5,4 млн. руб. – и, по сути, представляет собой реинкарнацию своего предшественника Stellavox SM8 на новом технологическом уровне. Мало кто верил, что у греческой компании получится воссоздать производство «с нуля» и переосмыслить все лучшие наработки прошлого, но когда модель пошла в серию скептики были посрамлены. Аппарат абсолютно шикарно звучит (вероятно, это лучший по части саунда современный катушечный магнитофон). В конструкции использованы транзисторы, соответствующие по параметрам тем самым, что применялись в легендарных бобинниках «золотого века», и бесколлекторный двигатель.
В отличие от своего шикарного внешне наследника, оригинал, Stellavox SM8 был ориентирован на репортеров, поэтому оформлялся в весьма компактном и неброском корпусе. Штатно аппарат мог работать только с 13 см катушками (для более крупных бобин необходимо было использовать Big Reel Adapters), которые вращались с помощью пассиков. Особыми звуковыми талантами Stellavox SM8 похвастаться не мог – его конструкция, прежде всего, была ориентирована на сокращение массы и габаритов для мобильной работы. Но была у компании и стационарная модель Stellavox PRO TD9, предлагаемая за сумасшедшие для восьмидесятых годов ХХ века $50 000 – она же в восстановленном виде сейчас предлагается фирмой Sepia Audio.
Analog Audio Design TR-1000 – Ampex ATR-102
После трех лет разработки французская компания, наконец-то, выпустила первые 13 экземпляров плеера Analog Audio Design TR-1000 и готовится к запуску в серию полноценного магнитофона с функцией записи. Устройство отличается относительно «доступной» для современного рынка ценой (10 000 – 12 000 евро), использует собственный блок головок и разработанный «с нуля» ЛПМ, а также оснащено полным электронным управлением. Да-да, этот бобинник под завязку набит электроникой – им можно управлять по сети, обновлять прошивку через Интернет и конфигурировать режимы воспроизведения «на лету».
А вот классический мастодонт, Ampex ATR-102, сегодня в восстановленном состоянии ещё находим за в полтора раза большую сумму, чем Analog Audio Design TR-1000. Магнитофон исключительно надежен благодаря своей модульной конструкции и отличается абсолютно фантастическим звучанием.
Ballfinger M 063 H5 – Studer A810
Верхняя модель в списке катушечников Ballfinger, M 063 H5, стоит почти 30 000 евро, но за эти деньги вы получаете абсолютно новый аппарат, разработанный по современным принципам и канонам. Устройство умеет работать с катушками диаметром до 15”, использует прямой привод с бесколлекторными двигателями и управляется микропроцессором. Есть тут и продвинутый электронный тормоз, и прецизионная регулировка скорости, и даже регулируемый выход; а также – дискретное питание для входных и выходных электронных схем. По части качества саунда Ballfinger M 063 H5 выглядит абсолютно роскошно.
Винтажный Studer A810 сейчас резко взлетел в цене, предложения даже за миллион рублей на него достаточно редкие. Бобинник изначально разрабатывался для небольших студий звукозаписи, он использует модульную конструкцию и сервопривод с микропроцессорным управлением тонавалом и кварцевой стабилизацией. Studer A810 и сегодня является «королем динамики» – мускулистую подачу устройства трудно спутать с каким-либо другим катушечником.
Thorens TM 1600 – Lyrec PTR-1 Frida
Thorens TM 1600 (1 880 000 руб.) использует компактную модифицированную платформу Ballfinger – мы, опять же, говорим об абсолютно новом устройстве с новым ЛПМ, пассиковым приводом и тремя двигателями. Выносной блок питания и прецизионная элементная база – последние штрихи. Очень чистое и прозрачное звучание модели сразу же обращает на себя внимание.
Lyrec PTR-1 Frida сегодня находим в пределах 500 000 руб. – устройство не столь известно, как культовые магнитофоны Studer, и совершенно зря. Созданный уже на закате аналоговой эры ХХ века аппарат вобрал в себя все самые крутые инженерные решения тех лет – небольшие габариты не помешали устройству работать с 12” катушками, а его характеристики выглядят весьма эффектно даже по меркам сегодняшнего дня (АЧХ от 30 до 28 000 Гц при соотношении «сигнал/шум» в 65 дБ).
Revox PR99 Mark III – Revox PR99 Mark III
Revox PR99 Mark III не так давно снова появился в продаже – речь идет об официально восстановленных на фабрике Revox аппаратах, которые используют новые моторы, конденсаторы и современный блок головок. В остальном же это – всё тот же «старый-добрый» бобинник с шикарным, четким и слаженным звуком. Ценник на «новые» Revox PR99 Mark III сейчас стартует примерно от восьмисот тысяч рублей, кроме того, можно заказать дополнительные опции отделки, скажем, боковые панели.
Оригинальный же Revox PR99 Mark III выпускался в семидесятых годах ХХ века для небольших студий звукозаписи и допускал работу в качестве мобильного устройства «на свежем воздухе». «Неубиваемая» механика стала визитной карточкой компании.
J-Corder — Custom Reel to Reel Tape Recorder – Technics RS-1500
Компания J-Corder занимается не просто восстановлением, но и «переосмыслением» классических Technics’ов, предлагая грандиозное количество вариантов апгрейдов, превращающих базовые версии катушечников в High End устройства. Цены начинаются от $5 000 и легко утраиваются в процессе «достройки», но игра стоит свеч – результат получается выдающимся.
Оригинальные же Technics RS-1500 сегодня находимы в пределах 200 000 руб. – эта модель может работать как с двух-, так и с четырехдорожечными записями, поддерживая студийный формат 38 см/с, правда, работая только с NAB-эквализацией. А вот конструкция Technics RS-1500 с прямоприводными серводвигателями и ЛПМ Isoloop стала уже притчей во языцех.
Ballfinger M 002 P – Otari MX-5050 BII
Компактная платформа Ballfinger M 002 P сейчас появляется в продаже по цене 18 500 евро, катушечник использует выносной блок эквализации, внешний БП и щеголяет рекордно низким показателем детонации – менее 0.04 % на скорости 38 см/с. Из других инноваций тут следует отметить электронное торможение и радиальные подшипники, использованные в схеме с тремя двигателями и пассиковым приводом.
Классический Otari MX-5050 BII в хорошем состоянии сегодня можно найти примерно за 250 000 – 300 000 руб., находившаяся в серии более сорока лет модель (последний аппарат сошел с конвейера в 2015 году) предложит отличную конструкцию с парой серводвигателей и достойные, хоть и не рекордные, технические характеристики (детонация – менее 0,2%, соотношение «сигнал/шум» – 70 дБ).
Mara Machines JH-110 – Studer A80
Восстановленные Mara Machines JH-110 – одни из самых популярных современных американских катушечных магнитофонов. Стартуя в цене от $5 500, они предлагают «бронебойную» конструкцию, массу опций по апгрейду (скажем, можно легко перейти с ленты на 1/4" до 1/2" - как на две, так и на четыре дорожки) и исключительно плотное звучание.
Выпускавшийся с 1970 года Studer A80 оказался столь удачным, что просуществовал в серии аж восемнадцать лет. Отличный транспортный механизм (визитная карточка компании), электронные системы управления перемоткой и торможением, оценки направления движения, хронометраж и контроля скорости – вишенки на торте.
С энциклопедией катушечных магнитофонов, включающей пятьдесят моделей, выпущенных за всё время, можно познакомиться здесь.