Как выглядели High End усилители 30 лет назад – и что стало сейчас
«Было-стало» на примере семи самых известных производителей
Индустрия аудиотехники непрерывно развивается – тем интереснее наглядно проследить путь её трансформации. В нашей новой подборке собраны примеры «было – стало» от самых известных и респектабельных производителей дорогой усилительной техники – чем не повод оценить темпы совершенствования отрасли? Итак, добро пожаловать в наглядный гид эволюции крутых усилков!
Gryphon DM100 (1991) – Gryphon Apex Stereo (2022)
Появившийся на прилавках в 1991 году датский усилитель Gryphon DM100 буквально взорвал рынок High End’а тех лет. Модель обеспечивала абсолютно прозрачный и очень динамичный саунд и щеголяла выходной мощностью в 100 Вт на 8 Ом нагрузки, работая в чистом классе А. Эта 76,5 кг модель, построенная по принципу «двойное моно» оставалась ориентиром для индустрии ещё долгие годы.
Только что представленный Gryphon Apex Stereo весит устрашающие 204 кг, использует 128 биполярных транзисторов, конденсаторный блок на 2 080 000 μF и четыре силовых трансформатора по 2 000 VA каждый. Пиковая выходная мощность при работе в моно-режиме достигает 1 800 Вт на 1 Ом.
Krell KST-100 (1991) – Krell Duo 300 XD (2018)
Модель Krell KST-100 в свое время внушала «шок и трепет» – аппарат отличался абсолютной толерантностью к нагрузке, на нагрузку 8 Ом он выдавал 2 х 100 Вт, легко удваивал показатель при работе на нагрузку сопротивлением 4 Ом и достигал рекордных 2 х 800 Вт на 1 Ом. 27 кг усилитель мощности стал стандартном отрасли, он был обласкан критикой и слушателями.
Выпускаемый сейчас Krell Duo 300 XD использует фирменную технологию iBias Class A, имеет опции управления и контроля по сети, развивает мощность в 2 х 300 Вт при работе на нагрузку 8 Ом и щеголяет высочайшим демпинг-фактором в 1 140 единиц. Весит устройство 31,8 кг, но несмотря на «скромный» по меркам индустрии XXI века вес, с легкостью контролирует спикеры любой сложности.
Mark Levinson ML-2 (1977) – Mark Levinson ML-50 (2022)
Американский усилитель мощности Mark Levinson ML-2, развивающий 35 Вт на 8 Ом и работающий в чистом классе А, стал примером конструирования аудиотехники на десятилетия вперед, а компания, выпустившая его, сразу приобрела культовый статус.
Пара новых моноблоков Mark Levinson ML-50 аккумулирует все наработки фирмы за пятьдесят лет работы и предлагает 20 Вт мощности в классе А на 8 Ом или 425 Вт в классе АВ.
McIntosh MC3500 (1968) – McIntosh MC3500 (2021)
Культовый McIntosh MC3500 выпускался с 1968 по 1971 год и использовался на фестивале в Вудстоке и других легендарных мероприятиях конца шестидесятых – начала семидесятых годов ХХ века.
Обновленная версия моноблока McIntosh MC3500, релиз которой состоялся недавно, ориентирована на рынок High End’а – она достигает 350 Вт мощности (на любую нагрузку – от 2 до 8 Ом), использует восемь ламп EL509S и весит 55 кг.
Audio Research VT100 (1991) – Audio Research Reference 160 S (2021)
Предлагаемый менее, чем за пять тысяч долларов в начале девяностых годов ХХ века Audio Research VT100 получил звездный статус по оценкам прессы – и, надо сказать, было за что. Ламповое устройство использовало по четыре «трубки» 6550C, работало в полосе от 15 до 80 000 Гц и развивало устойчивые 100 Вт выходной мощности.
Новенький «лампадник» Audio Research Reference 160 S выдает уже 160 Вт, использует патентованную схему автоматического смещения, может переключаться в режимы Triode или Ultralinear. В Audio Research Reference 160 S задействованы по четыре лампы KT150 на каждый канал.
Accuphase P-400 (1979) – Accuphase P-7300 (2020)
Accuphase P-400, появившийся в 1979 году, стал примером бескомпромиссной японской разработки. Усилитель выдавал 200 Вт на 8 Ом, из которых первые 50 Вт были в чистом классе А, имел ничтожный уровень гармонических искажений в 0,01% на любом сопротивлении спикеров во всей полосе от 20 до 20 000 Гц и весил солидные 31,2 кг. Демпинг-фактор модели составлял 150 единиц.
Референсный современный Accuphase P-7300 базируется на десяти параллельных пуш-пульных сборках из MOS-FET транзисторов и может работать с нагрузкой до 1 Ома, выдавая ошеломляющие 800 Вт мощности.
Audio Note Kondo Ongaku (1989) – Audio Note Kondo Ongaku (2020)
Японская разработка за все эти годы поменялась лишь косметически – улучшить совершенство невозможно. Аппарат как работал, так и работает на паре ламп 211, развивает мощность 2 х 27 Вт при 5% искажений, весит 34 кг и обеспечивает АЧХ от 8 Гц до 21 кГц.
Тотальное использование серебра обусловило дикую стоимость усилителя – на момент релиза устройство стоило в Европе 30 000 фунтов, сейчас прайс существенно превысил 100 000 фунтов – но, се ля ви, такова плата за «священный Грааль» лампового однотактного саунда.
С десяткой лучших по мнению редакции Hi-Fi.ru стереофонических усилителей мощности сезона 2021 – 2022 года можно познакомиться здесь.