Как выглядели High End колонки 40 лет назад и сейчас – 7 примеров
Что изменилось в конструкции и звучании?
Акустические системы сегодня и сорок (семьдесят или тридцать) лет назад отличаются примерно также, как современные автомобили и винтажные раритеты. Ничего так не впечатляет в оценке технического прогресса и развития инженерного мастерства, как подобные сравнения «лоб в лоб» – что же, сегодня мы займемся анализом эволюции лучших спикеров от семи известнейших High End брендов. Хотите узнать, как менялись топовые АС за десятилетия? Читайте наше новое изучение громкоговорителей.
Wilson Audio WAMM Series 1 (1981) - Wilson Audio WAMM Master Chronosonic (2017)
В начале восьмидесятых годов ХХ века новичок, американская компания Wilson Audio, буквально «взорвала» рынок дорогой электроники, представив колонки WAMM Series 1. Чрезвычайно дорогие, огромные, массивные (каждый спикер весил 170 кг), они стали примером бескомпромиссного подхода, заложили модульный принцип конструирования и наглядно показали, что такое настоящая панорамность и объемность звучания. 18” вуфер, пара 7x9” низкочастотников, пара 4,5” и два 1” СЧ-динамиков, плюс высокочастотный массив из пятнадцати электростатических панелей могли творить настоящие чудеса и играть в полосе от 17 до 30 000 Гц с погрешностью в 3 дБ – просто фантастика для 1981 года.
Не так давно Wilson Audio перезапустили знаменитый WAMM, теперь он получил приставку Master Chronosonic и вышел за ошеломляющие $685 000 (потом ещё подорожав на $100 000) тиражом всего 70 экземпляров. В основе разработки – опять модульный принцип (WAMM — Wilson Audio Modular Monitor) и идеальная (с точностью 5 мкс) фазировка драйверов. Корпуса массой 408 кг изготовлены авиационного алюминия, а также запатентованных S-, X- и W-materials. Два 1” твитера с шелковыми куполами «смотрят» вперед и назад. Система дополнена четырьмя среднечастотниками (4” и 7”) и парой вуферов (10,5” и 12,5”) с целлюлозными диафрагмами. Звучание Wilson Audio WAMM Master Chronosonic называют поистине космическим.
B&W Matrix 801 (1980) – B&W 801 D4 (2021)
В 1980 году появление B&W Matrix 801 переосмыслило подход как к студийным, так и к бытовым громкоговорителям. Сотовая структура корпусов, минимум резонансов, знаменитые твитеры – перечислять можно очень долго. Акустика по праву получила культовый статус.
Современные B&W 801 D4 вновь хватают звезды с неба, переосмысливая и дополняя актуальные подходы к High End разработкам. Скажем, фирменная матричная структура Perfect Matrix теперь включает в себя не только сложную внутреннюю систему распорок, но и мощные передние алюминиевые панели для посадки низкочастотных динамиков, обеспечивающие оптимальную механическую развязку излучателей. Твитер с алмазным (да-да, таковы реалии сегодняшнего дня) куполом помещен в отдельный пулевидный металлический корпус, а пара 10” вуферов, хоть и занимает меньшие габариты, чем у оригинала, но, благодаря исключительной жесткости пенных диффузоров Aerofoil, легко играет куда более глубоко (от 15 Гц по уровню минус 3 дБ). Шик и блеск!
Magnepan Tympani 1-D (1975) – Magneepan 30.7 (2017)
Для 1975 года Magnepan Tympani 1-D стали прорывом – акустика наглядно показала, что планарные излучатели могут на равных конкурировать с динамическими и обеспечивать ошеломляющее разрешение даже в нижнем диапазоне. Плоские панели, быть может, выглядели не столь эстетично, как тогда было принято на рынке, но их саунд действительно очаровывал. Эти колонки, использующие тонкое полотно, покрытое слоем майлара, для движения которого применялась решетка и пленка с закрепленными проводниками, «одной левой» стерли большинство недостаток плоских АС.
Новейшие Magneepan 30.7 продолжают победное шествие по рынку – предлагаемые за $29 000 они, по мнению многих ревьюеров, могут соперничать с конкурентами в пять раз дороже.
JBL Paragon (1957) – JBL Everest DD67000 (2015)
Классическая разработка Арнольда Вольфа с пятидесятых до конца семидесятых годов ХХ века являлась одним из самых дорогих бытовых громкоговорителей (скажем, в 1976 году модель оценивалась $3 500). Всего было произведено порядка тысячи экземпляров «тумбочки», и объемный саунд JBL Paragon до сих пор в цене у коллекционеров винтажа.
Компания же, после ряда исключительно удачных разработок в последующие десятилетия, сейчас остановилась на флагманской модели JBL Everest DD67000, использующей пару бумажных 15” драйверов, а также бериллиевый купольный драйвер и бериллиевый супертвитер. 142 кг колонки играют от 29 Гц, допускают подведение 500 Вт мощности и удивляют даже видавших виды качеством воспроизведения баса.
JMlab Utopia (1998) – Focal Grande Utopia EM Evo (2020)
В 1998 года французская компания ещё носила имя JMlab, а представленная ею разработка Utopia стала одним из самых экстравагантных примеров на рынке дорогой акустики. Колонки стоили почти $30 000, но их звуковой почерк (а также конструкция с 1,25” инвертированным титановым твитером, парой 6,5” сэндвинч-среднечастотников и 12” вуфером) пришёлся по душе многим аудиофилам.
Современные Focal Grande Utopia EM Evo используют похожую конструкцию, но оснащаются 16” НЧ-динамиками с подмагничиванием, используют бериллиевые 1,25” твитеры и 6,5” среднечастотники. Одна АС весит 265 кг и играет от 18 Гц.
KEF Reference 105/3 (1992) – KEF Reference 5 (2017)
Пример High End’а девяностых годов ХХ века – KEF Reference 105/3. Модель демонстрировала изысканное «бархатное» звучание, весила 42 кг и играла от 49 Гц на уровне до 115 дБ.
Сегодня компания продолжает свою серию Reference, её флагман, KEF Reference 5, выглядят исключительно эффектно, играют от 40 Гц и весят по 60 кг. Модель использует фирменный Uni-Q драйвер, собранный, как и ранее, из 1” и 5” твитера и среднечастотника, также в ней работает массив из 5” длинноходных басовиков.
Klipsch Klipschorn (1946) - Klipsch Klipschorn AK6 (2018)
А вот классика жанра Klipsch Klipschorn внешне почти не меняется. За поколения АС подвергались лишь косметическим изменениям и выбором иных материалов для магнитов и диафрагм динамиков. До 2018 года…
…когда произошёл, пожалуй, самый важный апгрейд Klipsch Klipschorn – модель AK6, наконец-то, избавилась от открытого оформления НЧ-секции (использующего комнатный рупор и диктующего расположение спикеров только в углах помещения) и приобрела НЧ-систему «закрытый ящик». Теперь колонки можно размещать абсолютно свободно, а их звучание стало еще лучше.
Семь примеров сравнения дизайна High End усилителей 30 лет назад и сейчас собраны здесь