10 шагов: как не экономить на покупке кабелей
Наш ответ скептикам
Коллеги написали интересную и злободневную статью про взгляд на оправданную экономию при покупке кабелей для Hi-Fi/High End. Каждый имеет право на свое собственное мнение на эту щепетильную тему, поэтому ниже я представлю свое понимание того, как выбирать соединители.
Начнем с того, что экономия в Hi-Fi/High End бессмысленна по определению. Объясню. Если вы переживаете о тратах на хобби – проще всего сэкономить радикально и отказаться от увлечения. Вложения в образование, медицину априори будут куда более эффективными для вас. Разница в валютных курсах, о которой многие вспомнят, нивелируется банковскими вкладами в «твердых» деньгах; да чего там, банальный Rolex дорожает каждый год (в у. е.) и имеет ликвидность на порядок большую, чем любой коллекционный High End аппарат. Не говоря уже о процессе старения конденсаторов, высыхании подвесов динамиков и прочих прелестях. Так что, с этим разобрались: хобби, на то оно и хобби, что приносит искру в жизнь, без которой нельзя. И когда вы убеждены в том, что это вам действительно необходимо – выделяйте тот бюджет, который можете позволить. И уже не экономьте.
Теперь перейдем к самому интересному. Через мои руки прошла примерно пара сотен соединителей. От недорогих – до таких шедевров «кабелестроения», как Nordost Odin, Echole Omnia или SILTECH Ruby Double Crown. И включались они и в бюджетные, и в Ultra High End комплексы. Наблюдал инсталляцию на базе недорогих Acoustic Energy с кабельной обвязкой более дорогой, чем вся система, слушал Sonus Faber Stradivari с «лапшой» по 30 руб. за метр. Какие-то провода активировались на пару часов, с какими-то я жил по месяцу, а после начинал новые эксперименты. В общем, поле для живого изучения - очень богатое. Ниже – мои сугубо личные впечатления и 100% IMHO на тему, «как выбирать кабели».
1. Кабель – это пассивный компонент системы.
Факт есть факт – мы рассматриваем систему, как комплекс и связующие звенья этого комплекса оказывают влияние на тракт. Минимизация длин проводов, как и их максимизация – ущербный путь. Оптимальная длина при выборе – от двух метров. Влияние кабели вносят примерно такое же, как и пассивный предусилитель. Се ля ви.
2. Выделяйте на кабели примерно 15-20% от общего бюджета инсталляции. И не меньше.
Как только «под лупу» попадает система, в которой на провода выделено 3-5% общего бюджета, впечатление от нее смазывается. В звуке не хватает лоска, слитности, чувствуется, что компонентам что-то не дает дышать. Рассмотрение инсталляций, в которых на кабели потрачена половина бюджета, вызывает не менее странное впечатление. Примерно, как поедание торта с пачкой сахара вприкуску. Во всем нужен баланс – и по моему опыту он именно таков.
3. Очень дорогие кабели МОГУТ оказать влияние, сравнимое с заменой компонента. И это не шутка.
Это действительно так. Кабель за миллион рублей может преобразить вашу систему, включить «насос» воздуха, дать нужную твердость басу. Вот только для обычной системы это будет стрельба из пушек по воробьям – большего эффекта, зачастую, можно добиться, поменяв активный компонент. Прежде всего, акустику или усилитель. Но если мы говорим о High End инсталляции, для которой и предназначена эта продукция, все корректно. Коннект TAD Reference One с помощью Nodrost Odin и последующий переход на QED разрушает всю магию.
4. Самый важный кабель в системе – силовой.
По моему опыту, решающее влияние на звучание оказывают сетевые кабели. При чем, происходит это даже при использовании серьезных систем фильтрации и стабилизации. Объяснений может быть много, от физики последнего метра до эзотерики, но факт есть факт. Если решили заняться кабельной обвязкой, начните с питания (проводка до розетки тоже важна, но ее влияние даже близко не сравнится с влиянием сетевого шнура). Это воздастся сторицей.
5. Следующий по важности кабель – акустический. Далее надо обращать внимание на межблочные кабели. И, в последнюю очередь, на цифровые.
Затем надо уделить внимание акустическим кабелям, потом межблочным, цифровым. После можно перейти к Ethernet и USB-проводам – они тоже влияют. В общем бюджете на кабели (который рассчитан по формуле выше) надо выделить примерно 40% на силовые кабели, еще 40% на аналоговые (акустический и межблочные); оставшиеся 20% пустить на цифровые.
6. Детали важны. Не пренебрегайте чисткой разъемов, подставками для соединителей и прочими штрихами.
Это смешная тема, но ей стоит уделить внимание, как бы поставить вишенку на торт. Даже закрытие неиспользуемых разъемов на технике затычками может сработать, не говоря уже о чистке разъемов. Экспериментируйте – но только тогда, когда сделано уже почти все.
7. Доверяйте массовым брендам, тем, что продают сотни тысяч аудиофильских кабелей в год.
Да, гениальный мастер (как Кондо) может и в начале своего пути сделать шедевр. Но, на одного такого гуру, найдется сто шарлатанов. Чтобы не попасть в ловушку, выбирайте из тех брендов, что имеют проверенную репутацию на рынке. AudioQuest, Nordost, Kimber: эти имена на слуху и на рынке уже много лет. Компании обладают фантастическими производственными мощностями и измерительными стендами. Вероятность ошибки с ними куда меньшая, недели чем при выборе «гаражной» команды. Технологии решают все.
8. Не стремитесь приукрасить систему. Все равно разочаруетесь.
Как только вас захватит отдельная деталь в звучании («искрящиеся высокие», «обалденный вокал»), включайте режим опасности. Такая красота очень эффектна по началу, но она, как правило, заведомо «кривая». И уже через месяц набьет вам оскомину, равно, как и продемонстрирует недостатки в других областях. Идеальный кабель тот, который дает непоколебимую слитность и мощь, после включения его в систему просто выдается больше музыкальной информации.
9. Прогревайте кабели, но не доводите ситуацию до абсурда.
Хороший звук слышно из коридора. Хороший компонент или кабель – слышно сразу. Слышно, но весь потенциал вы не оцените. Это тоже правило, обычно соединители требуют «притирки» после включения в тракт. Как правило, это занимает от 30-45 минут до нескольких часов. Если же речь идет о большем времени – стоит задуматься о том, что вы начнете скорее играть со своей памятью, нежели, чем оценивать влияние на звучание. Точно такое же отношение должно быть и к «слепым тестам». Если завязать людям глаза на сутки и попросить слушать каждый кабель из теста, как минимум три часа, можно собрать объективные результаты. Вот только проблема в том, что на подобное никто не согласится – а при ином раскладе получается «игра в наперстки».
10. Берите кабели под залог и слушайте сами. Только личные впечатления помогут сориентироваться в теме.
Обсуждайте вкус устриц с теми, кто их ел. Совсем не обязательно снять последние штаны и купить сверх-дорогой соединитель. Но, понять и оценить его влияние на вашу (именно вашу!) систему, понять точку отсчета – пожалуй, обязанность, любого аудиофила. Равно, как и сделать сравнение с бюджетными вариантами. Зачем толочь воду в ступе, искать черную кошку в темной комнате? Возьмите, послушайте, сделайте выводы. Поверьте, такой подход гораздо интереснее «бумажных» фокусов и разоблачений. Опыт – сын ошибок трудных, но можно научиться и на чужих ошибках, так что – сравнивайте. Только так можно расставить все точки над «i».
Начнем с того, что экономия в Hi-Fi/High End бессмысленна по определению. Объясню. Если вы переживаете о тратах на хобби – проще всего сэкономить радикально и отказаться от увлечения. Вложения в образование, медицину априори будут куда более эффективными для вас. Разница в валютных курсах, о которой многие вспомнят, нивелируется банковскими вкладами в «твердых» деньгах; да чего там, банальный Rolex дорожает каждый год (в у. е.) и имеет ликвидность на порядок большую, чем любой коллекционный High End аппарат. Не говоря уже о процессе старения конденсаторов, высыхании подвесов динамиков и прочих прелестях. Так что, с этим разобрались: хобби, на то оно и хобби, что приносит искру в жизнь, без которой нельзя. И когда вы убеждены в том, что это вам действительно необходимо – выделяйте тот бюджет, который можете позволить. И уже не экономьте.
Теперь перейдем к самому интересному. Через мои руки прошла примерно пара сотен соединителей. От недорогих – до таких шедевров «кабелестроения», как Nordost Odin, Echole Omnia или SILTECH Ruby Double Crown. И включались они и в бюджетные, и в Ultra High End комплексы. Наблюдал инсталляцию на базе недорогих Acoustic Energy с кабельной обвязкой более дорогой, чем вся система, слушал Sonus Faber Stradivari с «лапшой» по 30 руб. за метр. Какие-то провода активировались на пару часов, с какими-то я жил по месяцу, а после начинал новые эксперименты. В общем, поле для живого изучения - очень богатое. Ниже – мои сугубо личные впечатления и 100% IMHO на тему, «как выбирать кабели».
1. Кабель – это пассивный компонент системы.
Факт есть факт – мы рассматриваем систему, как комплекс и связующие звенья этого комплекса оказывают влияние на тракт. Минимизация длин проводов, как и их максимизация – ущербный путь. Оптимальная длина при выборе – от двух метров. Влияние кабели вносят примерно такое же, как и пассивный предусилитель. Се ля ви.
2. Выделяйте на кабели примерно 15-20% от общего бюджета инсталляции. И не меньше.
Как только «под лупу» попадает система, в которой на провода выделено 3-5% общего бюджета, впечатление от нее смазывается. В звуке не хватает лоска, слитности, чувствуется, что компонентам что-то не дает дышать. Рассмотрение инсталляций, в которых на кабели потрачена половина бюджета, вызывает не менее странное впечатление. Примерно, как поедание торта с пачкой сахара вприкуску. Во всем нужен баланс – и по моему опыту он именно таков.
3. Очень дорогие кабели МОГУТ оказать влияние, сравнимое с заменой компонента. И это не шутка.
Это действительно так. Кабель за миллион рублей может преобразить вашу систему, включить «насос» воздуха, дать нужную твердость басу. Вот только для обычной системы это будет стрельба из пушек по воробьям – большего эффекта, зачастую, можно добиться, поменяв активный компонент. Прежде всего, акустику или усилитель. Но если мы говорим о High End инсталляции, для которой и предназначена эта продукция, все корректно. Коннект TAD Reference One с помощью Nodrost Odin и последующий переход на QED разрушает всю магию.
4. Самый важный кабель в системе – силовой.
По моему опыту, решающее влияние на звучание оказывают сетевые кабели. При чем, происходит это даже при использовании серьезных систем фильтрации и стабилизации. Объяснений может быть много, от физики последнего метра до эзотерики, но факт есть факт. Если решили заняться кабельной обвязкой, начните с питания (проводка до розетки тоже важна, но ее влияние даже близко не сравнится с влиянием сетевого шнура). Это воздастся сторицей.
5. Следующий по важности кабель – акустический. Далее надо обращать внимание на межблочные кабели. И, в последнюю очередь, на цифровые.
Затем надо уделить внимание акустическим кабелям, потом межблочным, цифровым. После можно перейти к Ethernet и USB-проводам – они тоже влияют. В общем бюджете на кабели (который рассчитан по формуле выше) надо выделить примерно 40% на силовые кабели, еще 40% на аналоговые (акустический и межблочные); оставшиеся 20% пустить на цифровые.
6. Детали важны. Не пренебрегайте чисткой разъемов, подставками для соединителей и прочими штрихами.
Это смешная тема, но ей стоит уделить внимание, как бы поставить вишенку на торт. Даже закрытие неиспользуемых разъемов на технике затычками может сработать, не говоря уже о чистке разъемов. Экспериментируйте – но только тогда, когда сделано уже почти все.
7. Доверяйте массовым брендам, тем, что продают сотни тысяч аудиофильских кабелей в год.
Да, гениальный мастер (как Кондо) может и в начале своего пути сделать шедевр. Но, на одного такого гуру, найдется сто шарлатанов. Чтобы не попасть в ловушку, выбирайте из тех брендов, что имеют проверенную репутацию на рынке. AudioQuest, Nordost, Kimber: эти имена на слуху и на рынке уже много лет. Компании обладают фантастическими производственными мощностями и измерительными стендами. Вероятность ошибки с ними куда меньшая, недели чем при выборе «гаражной» команды. Технологии решают все.
8. Не стремитесь приукрасить систему. Все равно разочаруетесь.
Как только вас захватит отдельная деталь в звучании («искрящиеся высокие», «обалденный вокал»), включайте режим опасности. Такая красота очень эффектна по началу, но она, как правило, заведомо «кривая». И уже через месяц набьет вам оскомину, равно, как и продемонстрирует недостатки в других областях. Идеальный кабель тот, который дает непоколебимую слитность и мощь, после включения его в систему просто выдается больше музыкальной информации.
9. Прогревайте кабели, но не доводите ситуацию до абсурда.
Хороший звук слышно из коридора. Хороший компонент или кабель – слышно сразу. Слышно, но весь потенциал вы не оцените. Это тоже правило, обычно соединители требуют «притирки» после включения в тракт. Как правило, это занимает от 30-45 минут до нескольких часов. Если же речь идет о большем времени – стоит задуматься о том, что вы начнете скорее играть со своей памятью, нежели, чем оценивать влияние на звучание. Точно такое же отношение должно быть и к «слепым тестам». Если завязать людям глаза на сутки и попросить слушать каждый кабель из теста, как минимум три часа, можно собрать объективные результаты. Вот только проблема в том, что на подобное никто не согласится – а при ином раскладе получается «игра в наперстки».
10. Берите кабели под залог и слушайте сами. Только личные впечатления помогут сориентироваться в теме.
Обсуждайте вкус устриц с теми, кто их ел. Совсем не обязательно снять последние штаны и купить сверх-дорогой соединитель. Но, понять и оценить его влияние на вашу (именно вашу!) систему, понять точку отсчета – пожалуй, обязанность, любого аудиофила. Равно, как и сделать сравнение с бюджетными вариантами. Зачем толочь воду в ступе, искать черную кошку в темной комнате? Возьмите, послушайте, сделайте выводы. Поверьте, такой подход гораздо интереснее «бумажных» фокусов и разоблачений. Опыт – сын ошибок трудных, но можно научиться и на чужих ошибках, так что – сравнивайте. Только так можно расставить все точки над «i».
Стас Устенко
18 октября 2018 года
18 октября 2018 года