Как менялись проигрыватели винила за 40 лет
Вчера и сегодня в аналоговом мире на 7 примерах
Ренессанс винила диктует пристальное внимание к тематике аналогового воспроизведения музыки, пластинки сейчас интересны и матёрым аудиофилам, ценителям High End, и новичкам, только приобщающимся к тематике Hi-Fi. Проследить же эволюцию вертушек, понять, как менялись подходы к воспроизведению LP за прошедшие десятилетия, можно на примере нашей новой подборки, где собраны семь наиболее интересных винтажных аппаратов – и их современных собратьев.
Micro Seiki SX-8000 MkII (1984) – TechDas Air Force Zero (2019)
Для восьмидесятых годов ХХ века Micro Seiki SX-8000 MkII казалась настоящим прорывом – этот мастодонт, весящий 132 (!) кг предлагал момент инерции в 3,5 тонны/см2 и имел полноценную систему вакуумного прижима диска. Модель использовала пассиковый привод и оснащалась уникальным воздушным подшипником – по сути, эта вертушка смогла выжать всё, что было можно из винила на технологическом уровне тех лет. Аппарат и сегодня в цене у любителей винтажа, а его стоимость на вторичном рынке может быть абсолютно космической.
В 2019 году господин Нишикава снова прогремел на весь мир, теперь представив референсный проигрыватель виниловых дисков TechDas Air Force Zero. Эта модель весит уже 350 кг, 120 кг из которых пришлось на четырёхслойный (сталь, литые сплавы, вольфрам) опорный диск. Конечно, «на борту» излюбленный разработчиком воздушный подшипник, и вакуумный прижим, но настоящей «вишенкой на торте» стала левитирующая база вертушки, которая теперь буквально парит в воздухе, обеспечивая полную развязку от вибраций. Пассиковый привод TechDas Air Force Zero работает с сильно модифицированным немецким трехфазным двенадцатиполюсным мотором от Papst.
Technics SL-1000MK2 (1975) – Technics SL-1000R (2017)
Наверное, лучший проигрыватель LP семидесятых годов ХХ века – модель Technics SL-1000MK2. Прямоприводная модель хватала звезды с неба по части четкости и слаженности своей подачи звукового материала, использовала шикарный тонарм с трубкой из нитрида титана и рубиновыми подшипниками (они отличались самым низким коэффициентом трения на рынке – всего 5 мг в любой из плоскостей) и имела механическую систему демпфирования резонансов.
Не так давно Technics возродил выпуск легендарной модели, для этого пришлось буквально «с нуля» восстанавливать всю инженерную базу. Новейший SL-1000R обласкан критикой и слушателями, прямоприводной проигрыватель предлагает куда лучшие, чем у оригинала характеристики, феноменальную стабильностью вращения и поистине бронебойную конструкцию. Жаль лишь, что тонарм по современным меркам на High End не тянет.
Thorens TD 124 (1957) – Thorens TD 124 DD (2020)
«Классика жанра», Thorens TD 124 создавался в тесном взаимодействии разработчика с Вильгельмом Францем и EMT. По сути, устройство стало первой на рынке вертушкой высшего класса, ориентированной не только на студии звукозаписи, но и на состоятельных аудиофилов, и предлагающее опцию выбора тонарма (что было удивительным для 1957 года). Гибридный привод с мощным Roto-двигателем (который вращал штифт, передающий движение через короткий пассик на ролик), тяжёлый чугунный опорный диск – в Thorens TD 124 всё было хорошо.
Свеженький Thorens TD 124 DD использует уже прямой привод, имеет систему субшасси на резиновых опорах, 3,5 кг опорный диск и комплектуется тонармом. Эта модель, несмотря на смену концепции, звучит роскошно и может считаться полноценным перезапуском культового проигрывателя на новом технологическом уровне.
Linn Sondek LP12 (1972) – Linn Klimax LP12 (2017)
Один из известнейших проигрывателей винила в мире, конечно же, Linn Sondek LP12. Появившийся в 1972 году аппарат произвел на рынке эффект разоравшейся бомбы; ритмичность его звучания буквально сводила с ума, а обилие опций по апгрейду со временем превратило простенький пассиковый проигрыватель в полноценную High End модель.
Появившийся в 2008 году и слегка измененный в 2017 флагман сегодняшней серии Linn, Klimax LP12 предлагает «полный фарш», включающий, помимо вертушки, цельноалюминивое основание KEEL, фонокорректор Linn Urika, внешний блок питания Radikal, тонарм Ekos SE и прецизионный картридж Kandid MC. А вот основная конструкция устройства не изменилась за 50 лет!
Nakamichi TX-1000 (1982) – Oswalds Mill Audio (OMA) K3 (2021)
Наверное, сама сложная виниловая система, выпускавшийся несколько лет в восьмидесятые годы, Nakamichi TX-1000. Разработка Этсуро Накамичи и Джуничи Окумуры – единственная в мире, которая использовала сложнейшую компьютеризированную систему поиска абсолютного центра пластинки (её механизм работал на основе лазерного сканера и смещения двух опорных дисков). Привод в Nakamichi TX-1000 использовался прямой с масляным подшипником Pressure Regulation Chamber. Сейчас систему сложно найти в продаже даже за $100 000.
Впрочем, если у вас есть такие деньги (вернее, «немного» больше), расстраиваться не стоит – новейший Oswalds Mill Audio K3 стоит $363 000 и, вероятно, тоже является одной из самых сложных виниловых звуковоспроизводящих устройств в современном мире. Корпус OMA K3 собирается из чугунных плит, созданных на станках Neumann, и имеет камеры, заполненные маслом и специальным порошком – такой подход гарантирует отведение всей вибрационной энергии в виде тепла. Еще десять лет назад на рынке не было ни одного металлорежущего станка, который мог бы подойти для работы такой сложности, как производство OMA K3. Венчает конструкцию двигатель со сверхвысоким крутящим моментом K3 – да-да, привод у аппарата прямой, с чудовищной мощностью (которая превосходит мощность вышеупомянутых станков).
Audio Note TT1 (1999) – Audio Note TT3 (2020)
Победное шествие техники Питера Квортрупа по миру началось в том числе с выпуска аскетичного, но очень музыкального проигрывателя винила Audio Note TT1, использующего один мотор и пассиковый привод.
Не так давно компания представила версию своей трехмоторной модели, Audio Note TT3. Здесь применены двигатели Papst с разработанным самой фирмой контроллером их синхронизации. Изящный и легкий опорный диск из лексана – очередная дань оригинальному подходу компании к звуковоспроизведению.
EMT 927 (1951) – Reed Muse 3C (2014)
В пятидесятых годах ХХ века EMT 927, вне всячески сомнений, являлся главной вертушкой для референсный студий, а спустя какое-то время аудиофилы оценили роликовую и исключительно надежную модель за свой уникальный звуковой почерк. Аппарат и сейчас в цене – он продается на вторичном рынке за сумасшедшие деньги.
Но, если вам нужен новый роликовый проигрыватель, вполне можно обратить внимание на Reed Muse 3C, который допускает переключение из пассикового режима в роликовый. Устройство использует инвертированный подшипник и субдиск, вращаемый с помощью двух роликовых систем различного диаметра (при выборе такого принципа функционирования). Есть у Reed Muse 3C и кварцевая стабилизация – а качество звучания аппарата является выдающимся.
Как выглядели High End усилители 30 лет назад и сейчас можно узнать, обратившись к этой подборке.