Как добиться от колонок много баса (правильного баса)

Пошаговая инструкция к акустике

Качество и количество баса является определяющим фактором в восприятии масштаба звукозаписи, оценке объема и восприятии авторского замысла композиции. Зачастую, даже хорошие акустические системы не дают должного эффекта после инсталляции дома – то кажется, что басовых нот слишком мало, то, что в них нет должного разрешения, то, что часть НЧ-диапазона «забивает» остальной спектр. В итоге – никакого удовольствия от прослушивания. Нижеприведенные шаги позволят вам добиться максимум от АС в любом помещении. Как в качестве количества информации «снизу», так и ее качества. Итак, «инструкция по эксплуатации» – как добиться от колонок много правильного баса.


1. Проверяем чувствительность акустики и выбираем усилитель

1. Проверяем чувствительность акустики и выбираем усилитель

Странно ожидать, что АС с чувствительностью в 85 дБ и рекомендованной подводимой мощностью в 400 Вт будут «басить» от ламповика, выдающего 2 Вт на канал. Это, конечно, утрированная ситуация, но значительная часть неудовольствия от работы спикеров решается подбором необходимого для раскрытия всех талантов акустики усилителя. Чем выше чувствительность колонок, тем большее звуковое давление они обеспечат от одной и той же мощности. Так что, при чувствительности от 93-94 дБ можно думать о «лампе», при показателе под 100 дБ – уже размышлять о маломощном однотактном включении. Во всех других случаях рекомендуется использовать серьезное транзисторное усиление – и лучше всего, чтобы выходная мощность устройства лежала в пределах заявленной подводимой мощности АС по верней границе допуска. То есть, если к громкоговорителям рекомендуется подводить 100 Вт с пиками до 150 Вт, лучше всего с ними себя покажет усилитель со 150 Вт номинальной мощности на данном сопротивлении (4 или 8 Ом).



2. Не забываем о коэффициенте демпфирования

2. Не забываем о коэффициенте демпфирования

Демпинг-фактор – один из важнейших показателей транзисторного усилителя, определяющий качество его взаимодействия с АС по части баса. Эта «обратная» характеристика выходное сопротивления мощника диктует его взаимодействие с нагрузкой̆ – для идеальной системы она бесконечна (то есть, усилитель имеет ничтожный выходной импеданс). В реальности, в работу этой системы ввязывается и сопротивление усилителя, и кроссовер, и кабели (об этом ниже) – но слабая отдача по басу, зачастую, как раз связана с низким коэффициентом демпфирования усилителя мощности. Так как именно басовые драйверы АС, имеющие большую площадь, без сигнала могут совершать неконтролируемые колебания, вызывающими запаздывание волн – а компенсирование динамика осуществляется именно усилителем! По сути, именно за удержание драйвера «железной рукой» и отвечает демпинг-фактор усилителя – так что, обратите на него самое пристальное внимание. Хорошая цифра стартует от 200 единиц – в традиционных транзисторных системах.



3. Еще раз проверяем сопротивление громкоговорителей

3. Еще раз проверяем сопротивление громкоговорителей

Зачастую, все параметры в норме – и даже ТТХ совпали, а с басом, все равно, не лады. Проверьте заявленное сопротивление АС и параметры усилителя – а после «погуглите» с запросом на конкретные измерения именно этих спикеров. Может получиться так, что производитель указывает сопротивление в 4 Ома (номинал), ваш усилитель вполне работает с 4 Омами, но в инструкции запрещено его использовать на 2 Омах. А по измерениям АС окажется, что их сопротивление на 60-80 Гц падает до 1,5 Ом – бывает и такое! Отсюда и потеря контроля, ощущение того, что усилитель не раскачал колонки. Увы и ах, производители в ТТХ указывают среднее значение, а лучше всего ориентироваться на итоговый график и оценивать провалы в минимум. К счастью, за последние годы в ТТХ спикеров обычно появляется графа «минимальный импеданс» – так что, обратите на этот параметр самое пристальное внимание. Как правило, именно на басу он и будет «в пике» – значит, вам требуется более стабильный мощник.



4. Изучаем тип акустического оформления и выбираем расстановку

4. Изучаем тип акустического оформления и выбираем расстановку

Большинство акустических систем сегодня используют фазонверсное оформление – а вот порт фазоинвертора может быть выведен как назад, так и в пол или вперед. В первом случае (порт фазоинвертора направлен назад) колонки категорически нельзя ставить вплотную к стене – бас смажется и потеряет в напоре. От поверхностей следует отступить минимум на 30-40 см, в идеале – на метр. Если же оформление иное, колонки можно ставить чуть ближе к стенам, но все равно, не стоит злоупотреблять таким подходом – 20 см удаления это минимум, а чем больше вы отодвинете АС от стен – тем лучше окажется саунд.



5. Ориентируем колонки «лицом на слушателя»

5. Ориентируем колонки «лицом на слушателя»

Акустику необходимо расставлять по принципу треугольника, разворачивая лицом на слушателя – так, чтобы, сидя в точке прослушивания вы не видели боковых граней спикеров. Параллельная расстановка даст чуть лучшую пространственную картину, но собьет фокус и снизит эффект «панча» баса.



6. Не забывайте про ковер

6. Не забывайте про ковер

Даже если у вас пол из натурального дерева, пространство перед АС следует застелить ковром с толстым ворсом. Такая поверхность минимизирует отражения от пола и явно улучшит разрешение «снизу».



7. Басовые ловушки – наше все

7. Басовые ловушки – наше все

Главной басовой ловушкой, позволяющий снизить резонансы и комнатные моды, является тяжелый диван. Впрочем, на этом останавливаться не стоит – в углах зала лучше всего расположить фирменные системы bass-trap, они радикально улучшать ваши впечатления по части басового фундамента. Такое решение идеально для 99% типовых комнат.



8. Измеряем резонансы в помещении

8. Измеряем резонансы в помещении

Эти пункты можно поменять местами; мы специально поставили измерения после дивана и басовых ловушек, так как многие пользователи не дойдут до работы с измерительным микрофоном. Процедуру можно осуществить как на слух, двигая ловушки в вашем помещении, так и применяя USB-микрофон и систему Dirac, анализирующую зал по части акустической обработки. Важный момент – мы категорически не рекомендуем использовать для стерео эквализацию через Dirac (и любые иные системы эквализации). А вот увидеть на графике, где у вас стоячая волна, и с помощью расстановки мебели и других предметов акустической обработки нивелировать её, будет наилучшим решением.



9. Кабели – залог успеха

9. Кабели – залог успеха

Акустический кабель – незаслуженно сброшенное многими со счетов звено тракта. А ведь именно они могут конкретно испортить впечатления от прослушивания. Главные характеристики соединителей – сопротивление, емкость и индуктивность. С точки зрения передачи мощности (как мы и обсудили выше – это важнейший фактор «раскачки» АС), двигаться нужно в сторону меньшей индуктивности. Увы, такой путь приводит к увеличению емкости, что тоже влияет на усилитель – и получается замкнутый круг. Высокая емкость требует дополнительной мощности, а высокая индуктивность резко снижает атаку. В итоге, производители экспериментируют с этими параметрами, добиваясь оптимального с их точки зрения звучания – а вот как кабель сработает в конкретно вашей системе, можно оценить только на личном прослушивании. Так что, не бойтесь брать кабели под залог и испытывать их у себя дома. И никогда не пользуйтесь ноунейм шнурками – любой брендовый кабель ценой от 10-15 тысяч рублей уложит их на лопатки.



10. Развязка от пола – нужная штука

10. Развязка от пола – нужная штука

Не беспокойтесь за вашу поверхность пола и всегда устанавливайте колонки на шипы с защитными шайбами. Так и царапин не будет на паркете, и акустика будет установлена правильно, что обеспечит прибавку в качестве и количестве баса.


Денис Репин

27 февраля 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

4.50