Из разных источников

Цифроаналоговые преобразователи с входом USB


Поскольку интерес в области цифровых источников планомерно смещается от традиционных решений в сторону ЦАПов с обширным набором цифровых входов и портом USB, мы решили сделать еще один тест таких устройств. Но в этот раз — подняв ценовую планку и задавшись целью найти относительно универсальное решение, оптимизированное под все варианты соединения, а не под какой-то избранный.

Микросистемы для iPod

В соответствии с поставленной задачей мы собрали компанию достаточно высококачественных аппаратов и протестировали их по разным классам соединений, не акцентируясь только на стандартных цифровых входах или, напротив, только на интерфейсе USB (см. два обзора на эту тему в нашем журнале за прошлый год). А коль скоро ценовые рамки были установлены уже серьезные, участники оказались неплохо оснащены. В частности, цифровое балансное соединение AES/EBU поддерживалось всеми ими без исключения. Так как для проверки традиционной связки с обычным CD-транспортом на физических носителях у нас использовался CD/SACD-проигрыватель McIntosh MCD1100, имеющий соответствующий цифровой балансный выход, то именно этот вариант соединения и балансный кабель Analysis-Plus мы и задействовали в тесте. В роли компьютерного источника выступил ноутбук MacBook Air (компьютеры Apple удобны тем, что не требуют установки специальных драйверов для проигрывания контента в высоком разрешении). Прямое сравнение этих двух источников осуществлялось путем попеременного запуска треков с образа диска или с физического носителя при моментальном переключении входов на пульте ЦАПа. Во всех случаях, когда конструкция аппарата предполагала набор разных цифровых фильтров, мы проверяли их влияние на звук. На сей раз нам удалось хорошо выдержать единые качественные требования в отношении всех участников теста, что, в том числе, выразилось и в сходной коммутации. Прежде всего, каждый из них имеет порт USB, принимающий данные с компьютера в асинхронной моде с управлением от ЦАПа. Воспроизведение файлов в максимально доступном сегодня разрешении 24 бит / 192 кГц также поддерживается всеми устройствами в подборке и по USB, и по всем цифровым входам (кроме "оптики", с ограничением частоты дискретизации в 96 кГц). Мы посчитали, что сегодня уже неактуально брать в тесты достаточно дорогих ЦАПов модели с ограничениями по этому параметру. У всех аппаратов нашлись балансные аналоговые выходы (хотя и не все имели истинно балансную схемотехнику, взять, например, Blacknote DAC30) и достаточно широкий ассортимент входов для цифровых несимметричных подключений. Приятно отметить, что хотя бы в этом ценовом сегменте пользователь не стеснен в выборе способа коммутации.

Тестовая система


1. CD/SACD-проигрыватель - McIntosh MCD1100
2. Интегрированный усилитель - Bryston B100 SST2
3. Акустические системы - PMC OB1i
4. Межблочные и акустические кабели - Analysis-Plus Solo Crystal Oval

Тестовый материал


1. Г. Ф. Телеман, "Концерты для деревянных духовых инструментов" (DHM, 05472 77367-2)
2. Д. С. Бортнянский, "Итальянский альбом" (Caro Mitis, SACD, 0042003)
3. Д. Б. Перголези, "Stabat Mater" (ACCORD, 465 952-2)
4. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, "Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа" (Telarc, 80614)
5. Н. А. Римский-Корсаков, Симфония № 2 "Антар" (DG, 423 605-2)
6. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор "Аппассионата" (DG, 457 296-2)
7. Дж. Верди, "Реквием" (Philips, 442 142-2)
8. The Who "Quadrophenia" (Polydor, 531 971-2)
9. AC/DC "The Razors Edge", remastered (Epic Rec., 510771 2)
10. Grave Digger "Knights of the Cross" (GUN, 74321 58069)
11. Moonspell "Irreligious" (Century Media, 77123-2)
12. Тестовый диск NuForce, треки с разрешением 24 бит / 96 кГц; Rebecca Pidgeon "The Raven", 24 бит / 176 кГц (Chesky Records, 090368011527)

Рубрикатор


Стр. 2 - Arcam DAC33
Стр. 3 - Primare DAC30
Стр. 4 - Blacknote DAC 30
Стр. 5 - T+A DAC 8
Стр. 6 - Итоговые выводы

Arcam DAC33

Цена – 128 000 руб.


Британская компания Arcam безусловно относится к числу тех фирм, чей богатый опыт и признанные успехи на ниве аппаратуры Hi-Fi во всех случаях позволяют рассчитывать на звук, который гарантированно будет не хуже некоего крепкого базового уровня. Эти предварительные ожидания распространяются и на ЦАП из верхней линейки FMJ.



Arcam DAC33 сделан на двух чипах Burr-Brown PCM1792 (по одному на канал) и имеет возможность переключения двух разных цифровых фильтров на стадии передискретизации сигнала. Как заявляет производитель, в нем реализована технология эффективного подавления джиттера и стабилизации работы микросхем ЦАПа. В блоке питания стоят два тороидальных трансформатора. У аппарата два входа USB — версии 1.1 с гальванической развязкой и версии 2.0 для материала с максимальным разрешением, до 24 бит / 192 кГц. Сзади на корпусе есть переключатель, активирующий нужный вход. Третий — специальный порт USB iPod, но он поддерживает далеко не все линейки «яблочных» гаджетов, а только ряд современных моделей: iPod touch® (4-го поколения), iPad и iPad 2, iPhone 4 и 4S. Расположены группы разъемов сзади довольно логично, хотя могли бы быть разнесены и попросторнее. Информационный дисплей на фасаде отсутствует, в нижней части передней панели выстроились кнопки-переключатели активного входа, а слева есть ряд неярких зеленых светодиодов, отмечающих частоту дискретизации передаваемого потока данных. Корпус из металлического листа покоится на резиновых конических ножках. С пульта ДУ можно менять входы и активировать тот или иной цифровой фильтр.



При воспроизведении файлов 16 бит / 44,1 кГц мы использовали гальванически изолированный вход USB, а для контента высокого разрешения — второй порт, USB 2.0. Впрочем, выяснилось, что Arcam DAC33 явно интереснее и детальнее играет при стандартном подключении к CD-транспорту, а не по USB. Причем это касается даже хайрезных файлов, для которых, по понятным причинам, сравнение в лоб не проводилось. Просто ЦАП вполне сохраняет почерк и подачу на треках с разным разрешением, и прослушивание материала 24 бит / 176 кГц радикально сути дела не меняет: воздуха и объема становится больше, сцена значительно улучшается, но в тембральном и тональном отношении ситуация почти не претерпевает изменений.



Вариант с оптическими дисками и CD-плеером в роли источника продемонстрировал узнаваемый стиль, который вполне можно назвать английским — спокойная уравновешенная манера, аккуратно отмеренные эмоции, внятный темпоритм, довольно протяженные, без резкости, но и без аморфности ВЧ и суховатый подобранный бас. При переходе на интерфейс USB края частотного диапазона пустели, попадающие туда инструменты лишались четкой фактуры, а информативные шумовые призвуки, вместе с воздухом и общей пластикой, нивелировались. Во всех случаях не ухудшалась ритмическая структура записей, которая оставалась аккуратной, даже аккуратистской. Тембры при использовании компьютерного источника отличались большей плотностью, но меньшей сформированностью. В то же время с CD-транспортом мы получили лучшую структуру звука, весьма взвешенное и четкое исполнение разных трудных моментов, включая раздельные органные партии, нижние регистры рояля и чистое прохождение динамических пиков. Для USB-соединения характерны общая ровность и полное отсутствие резкости, но вместе с тем сглаживание спонтанных реакций и ярких красок. В зависимости от жанра это ощущалось сильнее или слабее, однако, по нашему мнению, для академической музыки более острый и пластичный вариант с транспортом оптических дисков предпочтительнее. Переключение цифровых фильтров тоже оказалось полезным и заметным. Нам понравился фильтр номер 2 — он дал больше объема и более осязаемую сцену и планы, с крепким первым и спадающими задними ярусами, а также лучшую артикуляцию и более проявленные тембры (и в целом укрупненную подачу).

Результаты измерений



Результаты измерений

Результаты измерений

Результаты измерений

Амплитудно-частотная характеристика Arcam D33 ведет себя стабильно в диапазоне слышимых частот вплоть до 6 кГц. Выше указанной отметки обнаруживается плавный спад, который на частоте 20 кГц составляет 0,45 дБ (рис. 1). В надтональной области поведение графика не меняется и практически не зависит от частоты дискретизации обрабатываемого сигнала. Верхняя граница полосы пропускания для трека с частотой дискретизации 192 кГц располагается на 60 кГц (–3 дБ). На рис. 1 оранжевым цветом показана АЧХ для сигнала 96 кГц. В этом случае спад в –1 дБ выбирается на отметке 32 кГц. Разбаланс между каналами ничтожно мал и не превышает 0,03 дБ, проникновение сигнала между ними на 10 кГц не более –104 дБ. Устройство продемонстрировало лучшее в рамках нашей подборки отношение сигнал/шум (110 дБ) и низкое выходное сопротивление (50 Ом). Показатели нелинейных и интермодуляционных искажений не превышают 0,001%. На рис. 2 и 3 приведены соответствующие спектры тестовых сигналов.

Паспортные данные:



Название – Arcam DAC33 | Тип преобразователя – 24 бит / 192 кГц, 2 х Burr-Brown PCM1792 | Цифровые форматы – 16—24 бит / 44,1—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – 10—20 000 (по уровню +0,1/–0,5 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – 110 | Гармонические искажения (1 кГц), % – 0,0008 | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровые коаксиальные RCA (2), цифровые оптические TosLink (2), электрически изолированный USB 1.1, высокоскоростной USB 2.0, USB для подключения iPod | Аудиовыходы – стереопара XLR, стереопары RCA (2) | Габариты, см – 43,3 x 11 x 37 | Масса, кг – 6,2

Результаты инструментальной экспертизы



Неравномерность АЧХ (20 Гц — 20 кГц), дБ

0,45

Спад АЧХ (–1 дБ, 96 кГц), кГц

32

Разбаланс каналов, дБ

0,03

КНИ (1 кГц, 0 dBFS, 7,5 кОм), %

0,001

КИИ (19 + 20 кГц, –6 dBFS, 7,5 кОм), %

0,001

Отношение сигнал/шум, дБ

110

Выходное сопротивление, Ом

50

Взаимопроникновение каналов (10 кГц), дБ

104

Максимальный уровень выходного напряжения, В

2,1

Оценки



+хорошая четкость и разборчивость, аккуратный темпоритм, внятные мелодические линии -тембрально и эмоционально звук довольно сдержанный

Дизайн

85

Качество изготовления

90

Звучание

85

Эргономика

90

Итого

85

Вывод:



Наряду со многими другими звуковыми концепциями право на существование имеет и почерк Arcam DAC33 — спокойный и неяркий, но зато обеспечивающий недавящую комфортность, аккуратность и ровность трактовки музыкального материала.

Primare DAC30

Цена – 130 000 руб.


Не так давно у нас на сравнительном тесте был полный проигрыватель Primare CD32, который выступил очень достойно и получил нашу рекомендацию. В этот раз мы имеем дело с новым (выпущенным в конце прошлого года) устройством, представляющим собой только ЦАП, но предлагаемым по такой же цене. Интересно посмотреть, какие расширенные возможности ему полагаются.



Схема ЦАП DAC30 — балансная от начала до конца, что типично для изделий компании Primare. Для преобразования сигнала используется чип Crystal DSD DAC CS4398, все микросхемы в цепочке преобразования снабжаются стабилизированным питанием. Силовой трансформатор с R-сердечником (прямоугольный магнитопровод круглого сечения) обладает хорошими массогабаритными показателями и высокой эффективностью.





Модель имеет очень стильный и узнаваемый дизайн в русле новой линейки (глядя на эти блоки, хочется поудивляться мастерству дизайнеров Primare, рисующих столь соразмерные формы, — что называется, ни добавить, ни отнять). Корпус из алюминиевого листа с отличной шлифовкой выполнен в серебристом цвете, подчеркиваемом голубыми светодиодами подсветки. Он стоит на трех широких и довольно высоких ножках. Расположение управляющих кнопок на передней панели строго симметричное, размер их удобен. Из минусов эргономики отметим среднего качества и тесно посаженные разъемы RCA аналоговых и цифровых соединений, а также подслеповатый пульт ДУ.



Если Arcam DAC33 показал заметно более интересный почерк при стандартном подключении к CD-транспорту, то Primare DAC30 ярко и недвусмысленно продемонстрировал, что его проектировали прежде всего для работы по USB. Хотя и в традиционном варианте результат был более чем достойный — не зря этот ЦАП с самого начала сделал весьма серьезную заявку на лидерство в тесте. Просто исчерпывающую филигранность и бриллиантовость звука мы получили именно по USB. В этом случае аппарат звучал очень ясно, сочно и цельно, смело можно сказать, полновесно, но ничуть не тяжело. Он обеспечивал крайне гибкую и бережную трактовку тембров, тонкое и четкое разделение малых тембровых отличий и шумовых призвуков, отличную атаку и фронты сигналов у разных инструментов. Прекрасно прослушивались проводка смычком по струнам альтов и скрипок, воздух и клапаны в деревянных духовых. От фамильного почерка Primare сохранился, пожалуй, ряд примет в виде отдельных суховатых тембров (того же клавесина — ясного, но немного субтильного, или светлых высоких струнных). В барочных записях звук оставался алмазно-льдистым, но не холодным, а просто очень прозрачным и посверкивающим — красивая и живая подача без единого признака компьютерной замыленности. Вокал отрабатывался живо и изящно, когда нужно — энергично и драматично, но всегда легко и виртуозно, на одном дыхании. Primare DAC30 отлично передавал индивидуальные исполнительские манеры и буквально смаковал разнообразные тонкие детали в интерпретациях. Штрих оказался достаточно крупным для интегрирования и логичной передачи длинных оркестровых лиг в симфонической музыке и отработки масштаба и свободного звучания БСО. Высочайшую степень правильной музыкальной комфортности обеспечило точное отображение микронюансов, верного объема и глубины даже в самых тихих фрагментах.



Что интересно, при использовании CD-транспорта через интерфейс AES/EBU звук показался чуть более сглаженным, не таким острым и прозрачным. Тонкая пластика сохранилась и в этом случае, однако подача была поспокойнее, менее яркой и с толикой добавленной мягкости, темп перестал быть исключительно легким и стремительным и сделался немного придержанным. Уровень исполнения остался прежним, но характер в деталях несколько изменился, и нам все же больше понравился первый вариант. При воспроизведении треков высокого разрешения звучание стало еще телеснее и объемнее, хотя по тональному балансу и общему соотношению тембров ситуация сильно не изменилась.



Результаты измерений



Результаты измерений

Результаты измерений

Результаты измерений

Измерения Primare DAC30 дают выходное сопротивление 100 Ом и широкий диапазон регулировки выходного напряжения до 4,2 В. Устройство обладает рядом рекордных показателей, в частности, минимальным значением неравномерности в полосе звуковых частот (0,16 дБ) и самой широкой полосой пропускания (рис. 1). Верхняя граница по уровню –1 дБ при работе с сигналом 96 кГц совпадает с теоретически достижимым значением 43 кГц. По ряду параметров измеренные величины идентичны тем, что были получены нами ранее для полного проигрывателя Primare CD32, например, спектры тестовых сигналов минимально окрашены продуктами нелинейных (рис. 2, для 1 кГц) и интермодуляционных (рис. 3, для комбинации 19 + 20 кГц) искажений; оба коэффициента не превышают 0,001%. Из недостатков, пожалуй, отметим лишь один — относительно невысокий уровень изоляции сигнала между каналами. Но значение 76 дБ на 10 кГц в любом случае лежит ниже порога различимости.

Паспортные данные:



Название – Primare DAC30 | Тип преобразователя – 24 бит / 192 кГц, Crystal DSD DAC CS4398 | Цифровые форматы – 16—24 бит / 44,1—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – не указана | Отношение сигнал/шум, дБ – 120 | Гармонические искажения, % – не указаны | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровые коаксиальные RCA (3), цифровые оптические TosLink (3), асинхронный USB-В | Аудиовыходы – цифровой коаксиальный RCA, регулируемые: стереопара XLR, стереопара RCA | Габариты, см – 43 x 9,5 x 37 | Масса, кг – не указана

Результаты инструментальной экспертизы



Неравномерность АЧХ (20 Гц — 20 кГц), дБ

0,16

Спад АЧХ (–1 дБ, 96 кГц), кГц

43

Разбаланс каналов, дБ

0,01

КНИ (1 кГц, 0 dBFS, 7,5 кОм), %

0,001

КИИ (19 + 20 кГц, –6 dBFS, 7,5 кОм), %

0,001

Отношение сигнал/шум, дБ

102

Выходное сопротивление, Ом

100

Взаимопроникновение каналов (10 кГц), дБ

76

Максимальный уровень выходного напряжения, В

4,2

Оценки



+отменная микродинамика, натуралистичная подвижная подача, цельные тембры, жанровая универсальность -иногда чуть плывет нижний бас (рояль, орган, контрабас), не слишком удобное управление

Дизайн

95

Качество изготовления

95

Звучание

95

Эргономика

85

Итого

95

Вывод:



Исключительно точный, чуткий и пластичный аппарат, соединяющий гибкость и высокую детальность, слитность и прозрачность звучания, интенсивность тембров и их раздельность в общих звуковых полотнах. Необычайно высокий результат для соединения по USB.

Blacknote DAC 30

Цена – 144 000 руб.


Очередная «Черная нота» родом из Италии имеет все тот же черный корпус половинной ширины и большой глубины, характерный дизайнерский крест на передней панели, объединяющий экран и опции управления, возможность исполнения с транзисторным или ламповым выходным каскадом (наш вариант — ламповый) и обширный коммутационный арсенал.



В одном из сравнительных тестов прошлого года мы слушали младший ЦАП Blacknote DAC 15, внешне и по коммутации весьма похожий на DAC 30, но в три раза дешевле его. Производитель не приводит конкретных данных о внутреннем устройстве старшей модели и сделанных улучшениях, но по часто встречающейся информации за преобразование данных и тут отвечает излюбленный фирмой чип Asahi Kasei AK4396. Для питания разных частей схемы используются три линейных тороидальных трансформатора. Как и у DAC 15, конструкция этого аппарата позволяет под заказ сформировать различный набор коммутационных разъемов на задней панели. В нашем экземпляре отсутствовал оптический цифровой вход, зато были аналоговый выход XLR и весьма интересная опция аналогового несимметричного входа. С помощью последнего можно делать оцифровки с винила или с другого аналогового источника, поскольку DAC 30 имеет встроенный аналого-цифровой преобразователь, обеспечивающий разрешение в 24 бит.



Корпус из тонкого металлического листа довольно тяжелый, что внушает надежду на хорошее содержимое. Двухстрочный дисплей с крупными синими символами отображает активный вход и частоту дискретизации. Два ряда управляющих кнопок слева и справа от экрана (в том числе регулировки громкости) продублированы на небольшом пульте ДУ, на котором также имеется «календарь» треков, что очень удобно при навигации. Как и у остальных участников теста, разъемы RCA короткие и стоят вплотную друг к другу, хотя здесь подобная тесная «упаковка» оправдана размерами задней панели.



При подключении к компьютеру через интерфейс USB модель Blacknote DAC 30 продемонстрировала плотное осязаемое звучание, насыщенное в середине и немного приглушенное по верхам, хорошую телесную подачу и слышимое плотное продувание воздуха сквозь деревянные духовые инструменты. Близкие тембры правильно и четко разделялись по тону и довольно умеренно — по сопровождающим шумовым призвукам. Темп оказался очень спокойным и размеренным, а бас — наибольшим в тесте (хотя это было ожидаемо, с учетом родового почерка Blacknote). В результате впервые у аппарата из нашей подборки в полной мере ощущалась струнная смычковая природа, характерные вибрации виолончели и контрабаса, но при этом иногда возникали проблемы с контролем и собираемостью нижнего регистра. Подгуживание сильно уменьшилось и НЧ в целом неплохо собрались и сформировались во втором варианте — стандартном подключении «по цифре» к CD-транспорту. Звук также стал немного более легким, воздушным и быстрым, но в академической музыке перемены не выглядели радикальными. При переходе к жестким адреналиновым жанрам отличия наметились сильнее. Если рок и умеренно тяжелый металл отыгрывались своеобычно плотно и достаточно упруго в обоих случаях, то в более нагруженных композициях разница не в пользу USB-соединения сделалась очевиднее. Мягкость и сглаженность звучания ушли только при работе с транспортом оптических дисков.

Blacknote DAC 30 продемонстрировал еще один подход к воспроизведению хайрезных треков. Звучание тех же записей оказалось более умеренным и равномерным по объему и нагнетанию атмосферы, чем у Primare DAC30, более ровным и натуралистичным, с живым концертным эффектом. По образам это получилось очень сбалансированно и выстроенно и, пожалуй, интереснее, чем у ЦАПа Primare, а по звучанию и тембрально — гораздо насыщеннее и плотнее, чем у Arcam DAC33. Ложкой дегтя можно считать оставшееся скромным разрешение в самом нижнем басе и так и не исчезнувшие проблемы с его контролем в ряде случаев.

Результаты измерений



Результаты измерений

Результаты измерений

Результаты измерений

Blacknote DAC 30 имеет характеристики, достаточно типичны для примененных в аналоговой части ламповых каскадов. Использование этих последних позволяет скрыть различные артефакты, возникающие при обработке цифрового сигнала среднего качества, но они же обусловливают худшие показатели в тесте. Частотная характеристика сильно страдает в верхней части диапазона. Спад в –1 дБ выбирается на отметке 17 кГц, а неравномерность в полосе 20 Гц — 20 кГц достигает 1,54 дБ (рис. 1). Выходное сопротивление высокое, но в пределах допустимых значений (850 Ом). Максимальный уровень сигнала — 1,6 В. При этом уровне показатель КНИ выбегает за условно допустимую на средних частотах 1%-ную границу, вследствие чего измерения нелинейных и интермодуляционных искажений мы проводили, уменьшив уровень выходного сигнала на 3 дБ. Спектры для 1 кГц и комбинаций частот 19 + 20 кГц показаны на рис. 2 и 3; значения в этом случае составляют соответственно 0,17% и 0,18%. Отношение сигнал/шум равно 81 дБ. Межканальная изоляция не хуже 78 дБ на 10 кГц.

Паспортные данные:



Название – Blacknote DAC 30 | Тип преобразователя – 24 бит / 192 кГц, AK4396 Asahi Kasei | Цифровые форматы – 16—24 бит / 44,1—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню ±0,3 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – 90 | Гармонические искажения, % – менее 0,05 | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровые коаксиальные RCA (4), цифровой оптический TosLink, USB 2.0 (2), стереопара RCA | Аудиовыходы – цифровой коаксиальный RCA, регулируемые: стереопара XLR, стереопара RCA | Габариты, см – 24 x 12 x 40 | Масса, кг – 8,0

Результаты инструментальной экспертизы



Неравномерность АЧХ (20 Гц — 20 кГц), дБ

1,54

Спад АЧХ (–1 дБ, 96 кГц), кГц

17

Разбаланс каналов, дБ

0,05

КНИ (1 кГц, 0 dBFS, 7,5 кОм), %

0,17 (0,5 Vмах)

КИИ (19 + 20 кГц, –6 dBFS, 7,5 кОм), %

0,18 (0,5 Vмах)

Отношение сигнал/шум, дБ

81

Выходное сопротивление, Ом

850

Взаимопроникновение каналов (10 кГц), дБ

78

Максимальный уровень выходного напряжения, В

1,6

Оценки



+хорошая фактура тембров, полновесный бас, соразмерное и интересное воспроизведение материала высокого разрешения -дефицит воздуха в треках стандартного разрешения, заметны искажения на динамических пиках

Дизайн

90

Качество изготовления

85

Звучание

90

Эргономика

95

Итого

90

Вывод:



Blacknote DAC 30 продемонстрировал достаточно ожидаемый почерк, традиционно связываемый с ламповой техникой: насыщенные тембры, осязаемое плотное звучание и крупную интересную подачу, но одновременно и определенную жанровую избирательность.

T+A DAC 8

Цена – 139 000 руб.


Фирма Т+А не раз удивляла нас качеством своих изделий и прогрессивными новшествами, весьма позитивно влияющими на звук, которые к тому же предлагаются по весьма доступным (относительно конкурентов) ценам. Не стал исключением и компактный DAC 8 — он нашпигован всякими техническими изюминками, как пасхальный кулич, и выдает звук, несоразмерный со своими габаритами.



Полное описание всех технических деталей и решений, примененных в Т+А DAC 8, заняло бы слишком много места, но оно может быть легко найдено на сайте производителя. Если обрисовать это вкратце, то цифроаналоговым преобразованием занимаются четыре микросхемы Burr-Brown PCM5142 с разрешением 32 бит / 384 кГц в режиме двойного моно в симметричном включении. Переключаемых цифровых фильтров, используемых при передискретизации входящего сигнала, тоже четыре. Два из них — обычные FIR, длинный и укороченный, с оптимизированным импульсным откликом. Два других — комбинированные, задействуемые в трехступенчатом процессе передискретизации; они представляют собой сочетание IIR-фильтра и разработанного в Т+А полиномиального фильтра Безье. Вся сложная математика возложена на фирменный 56-битный DSP. Выходной аналоговый фильтр — Бесселя, 3-го порядка, с частотой среза, переключаемой между 60 и 120 кГц.



Компактный цельноалюминиевый корпус T+A DAC 8 с отдельными верхней и нижней крышками из толстого листа тщательно обработан и смотрится замечательно; сочетание черного и серебра весьма изысканное. Четыре перевернутые металлические ножки-шипа коническими остриями подходят к днищу, а широкими основаниями стоят на полке, обеспечивая правильную антирезонансную развязку. Качественный матричный дисплей отображает четкими символами массу информации.



При прослушивании T+A DAC 8 из двух фильтров Безье нам больше понравился вариант 2 (равномерное частотное заполнение без сгущения звука по краям частотного диапазона), а из FIR, напротив, вариант 1, как дающий более четкий, ясный и проявленный звук с приближением планов к слушателю в целом, без искажения сцены. Этот выбор мы сочли наилучшим для академической музыки с ее естественной многоплановостью. При переключении на FIR2 звучание стало более приглушенным и субъективно несколько задвинутым, зато подчеркнуто ровным по всем частотам и с хорошими неяркими ВЧ. Подача в этом случае тоже была ровнее, но не такая эмоциональная. В брутальных металлических записях это оказалось очень кстати и позволило смягчить определенную агрессивность и жесткость первого варианта в подобных треках.





В целом почерк T+A DAC 8, оптимально подстроенного с помощью цифровых фильтров под каждый жанр, достаточно близок к стилю Primare DAC30 по остроте, прозрачности и пластике (хотя и несколько уступил последнему в ювелирной детальности). По насыщенности же тембров он ближе к модели Blacknote, но без смещения палитры в сторону темных бархатных тонов. В результате грамотно выбранные пропорции в этой смеси обеспечили качественный и комфортный в наилучшем смысле слова звук. Из общих черт мы отметили аккуратное скругление ВЧ (замена всех «иголочек» на мягкие кончики), хороший легкий темп и равномерное правильное заполнение воздухом частотного диапазона. К переключению между USB и CD-транспортом T+A DAC 8 (единственный в тесте!) отнесся с похвальной индифферентностью и продемонстрировал исчезающе малые отличия. Из общих же минусов запомнились некоторые темпоритмические грешки (легкие неровности и подпрыгивания) в быстрых треках, в частности у рояля и барочного вокала. Динамические пики проходились чисто и хорошо.



Треки с музыкой в высоком разрешении были исполнены очень качественно — пропорционально, свободно и раскованно, с глубоким панорамированием и массой взаимоувязанных деталей разного калибра, вплоть до самых микроскопических. По части проигрывания таких файлов мы сочли T+A DAC 8 лидером теста.

Результаты измерений



Результаты измерений

Результаты измерений

Результаты измерений

Спад частотной характеристики цифроаналогового преобразователя T+A DAC 8 в верхней октаве звукового диапазона определяет значение неравномерности 0,75 дБ (рис. 1). Ширина полосы пропускания при проигрывании сигнала с частотой дискретизации 96 кГц — не более 27 кГц (–1 дБ). Выходное сопротивление имеет стабильное и низкое величину 50 Ом во всем диапазоне частот. Проникновение сигнала между каналами фиксируется с большим трудом и на частоте 10 кГц не превышает –110 дБ. Анализ спектра сигнала с частотой 1 кГц и двух тонов с частотами 19 и 20 кГц не выявляет у устройства сколько-нибудь существенных тенденций к внесению искажений в исходный сигнал. Значения нелинейных (рис. 2) и интермодуляционных (рис. 3) составляющих не выше 0,004%. Уровень шума располагается ниже 109 дБ относительно максимального значения сигнала на небалансном выходе 2,3 В.

Паспортные данные:



Название – T+A DAC 8 | Тип преобразователя – 32 бит / 384 кГц, 4 х Burr-Brown PCM5142 | Цифровые форматы – 16—24 бит / 44,1—192 кГц | Частотная характеристика (для частоты семплирования 44,1 / 96 / 192 кГц), Гц – 0—20 000 / 0—40 000 / 0—80 000 (уровень не указан) | Отношение сигнал/шум (А-взвешенное), дБ – 116 | Гармонические искажения, % – менее 0,001 | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровые коаксиальные RCA (4), цифровой коаксиальный BNC, цифровой оптический TosLink, USB 2.0 | Аудиовыходы – цифровой коаксиальный RCA, регулируемые: стереопара RCA, стереопара XLR | Габариты, см – 27 x 9,5 x 27 | Масса, кг – 4,0

Результаты инструментальной экспертизы



Неравномерность АЧХ (20 Гц — 20 кГц), дБ

0,75

Спад АЧХ (–1 дБ, 96 кГц), кГц

27

Разбаланс каналов, дБ

0,01

КНИ (1 кГц, 0 dBFS, 7,5 кОм), %

0,003

КИИ (19 + 20 кГц, –6 dBFS, 7,5 кОм), %

0,004

Отношение сигнал/шум, дБ

109

Выходное сопротивление, Ом

50

Взаимопроникновение каналов (10 кГц), дБ

110

Максимальный уровень выходного напряжения, В

2,3

Оценки



+очень удобное для слуха звучание с хорошим разрешением, обширные возможности корректировки результата с помощью цифровых фильтров -немного страдают дикция и артикуляция в пиках и у хора, легкое скругление ВЧ и атаки у инструментов

Дизайн

95

Качество изготовления

95

Звучание

90

Эргономика

95

Итого

95

Вывод:



Очень интересный вариант универсального по жанрам и подключениям ЦАПа, обеспечивающего музыкальное, информативное и комфортное воспроизведение без потери детальности. Кроме прочего, T+A DAC 8 наилучшим в нашем тесте образом отыгрывает файлы высокого разрешения.

Итоговые выводы





Во-первых, стоит отметить, что, несмотря на богатство коммутации, отмеченное во введении, реализовано оно далеко не на одинаковом уровне. Несимметричные разъемы для передачи и аналоговых, и цифровых сигналов оказались на удивление бюджетными у каждого из участников. Их компоновка и тесная расстановка впритык, затрудняющая подключение толстых кабелей с хорошей разделкой, тоже несколько огорчили. Однако во всех случаях это совершенно не касалось балансных интерфейсов, для которых были использованы разъемы значительно более высокого качества. Видимо, производители подобным незатейливым образом намекают на желательность симметричного подключения и по «цифре», и по «аналогу». Что касается аналоговых выходов, то они были регулируемыми у трех аппаратов, и только один — Arcam DAC33 — не позволяет использовать ЦАП непосредственно с усилителем мощности или с активными АС. Также он единственный в нашей подборке, у кого нет цифрового выхода. Впрочем, последнее не всегда жизненно необходимо. Зато британец оказался не в последних рядах с точки зрения функциональности и продвинутости конструкции, поскольку допускает переключение цифровых фильтров, реально меняющих звучание. Конечно, по этому пункту в тесте безоговорочно лидирует Т+А DAC 8, у которого таких фильтров целых четыре штуки, да еще есть выходной аналоговый фильтр с переключаемой частотой среза (широкая и узкая полоса).



Если пока не затрагивать звучание и рассматривать чисто технические сравнительные преимущества при соединении по USB, то тут все участники примерно равны, кроме, опять-таки, немецкого компактного чуда от Т+А, которое демонстрирует действительно впечатляющий набор возможностей. Все аппараты имеют порты USB версии 2.0, поддерживающие форматы передаваемых данных до сакраментальных 24 бит / 192 кГц, и только немец позволяет получать сигнал с параметрами 32 бит / 384 кГц. С точки зрения реального физического разрешения музыкальных записей это пока неактуально, но для точной обработки цифрового сигнала теоретически полезно (да и практически тоже, судя по звучанию готовой реализации). Если же обратиться к подаче разными участниками треков высокого разрешения, то тут стоит сделать одно банальное замечание. Сам по себе формат автоматически не гарантирует никаких чудес или повышения качества звучания до некоей одинаковой для всех планки. Наши четыре ЦАПа на одних и тех же треках показали четыре разных примера воспроизведения такого материала и во всех случаях сохранили свой почерк, прослушивавшийся до этого на треках стандартного разрешения. Можно, конечно, сказать, что перемены при переходе на 24 бит / 96 (или 176) кГц всегда в плюс, и всегда в сторону «добавилось то, чего не хватало» (кому-то — телесности и объема, кому-то — воздушности и протяженности ВЧ). Но базовый характер и подача не менялись радикально, и если, скажем, наблюдались дефекты в виде плохой собираемости баса, то они никуда не уходили. Поэтому не стоит надеяться, что какой-нибудь дешевый ЦАП с поддержкой высокого разрешения отыграет подобные файлы лучше, чем более приличный аппарат — самые обычные записи в формате Red Book. Впрочем, наши участники откровенно плохого звучания не допускали — в данном случае ценовая планка все же послужила гарантией определенного качественного уровня (что радует, потому что такое бывает не всегда). Соответственно, явных аутсайдеров тоже не нашлось, хотя у нас и были претензии по универсальности подключений. Поэтому на последнем месте оказался Arcam DAC33, который продемонстрировал явное предпочтение классического способа функционирования — в связке с транспортом оптических дисков. А лидером теста по универсальности оказался T+A DAC 8, практически не обнаруживший разницы в подключении и каких-то предпочтений. А это четкий признак правильной конструкции и тщательного подхода к делу, что нельзя не отметить нашей рекомендацией. Но первое место все же осталось за блистательным скандинавом Primare DAC30, проявившим исключительно детальный и музыкальный характер. Некоторую склонность к работе по USB, в пику транспорту оптических дисков, мы посчитали возможным простить — уж очень высок класс его звучания в целом. Что касается Blacknote DAC30, то сейчас в сравнении с другими участниками он выступил не так хорошо, как это сделал его младший собрат DAC15 в своей ценовой категории. Что ж, на каждом уровне — свои герои.

Мария Савина

Рейтинг: