Итальянская норма звучания
Тестируем CD-проигрыватель Norma Audio Revo CDP 1 Reference
Итальянская норма звучания
CD-проигрыватель Norma Audio Revo CDP 1 Reference
Цена - 125 000 руб.
Не очень известная в России итальянская фирма Norma Audio Electronics существует уже довольно давно, и с самого момента создания она ни разу не меняла концепцию конструирования своих усилителей, которая теперь распространяется и на первый ее цифровой источник
Компания Norma Audio была организована в 1987 году и в первое время занималась исключительно конструированием усилителей. В 1991-м ее приобрела Opal Electronics, чья сфера деятельности — проектирование, разработка и изготовление электронной аппаратуры. Новые возможности по применению современных технологий и глубокие исследования позволили в результате сформулировать принципы создания фирменной продукции, остающиеся с тех пор неизменными. Компания рассматривает свои изделия как некую точку пересечения различных направлений и идеологий звуковоспроизведения, где рождается уникальный почерк, обусловленный объединением твердотельных и ламповых ценностей с одновременным преодолением недостатков обоих подходов. Не так давно у Norma Audio появилась линейка интегральных усилителей серии Revo IPA, и мы считаем нужным напомнить, что старший ее представитель Revo IPA 140 исключительно успешно выступил у нас в журнале — сражаясь не в своей весовой категории, он отстоял преимущества грамотно спроектированного однокорпусного устройства в сравнительном тесте многоблочных усилителей, опубликованном в сентябрьском номере. Выпущенный самым последним, всего два года назад, CD-плеер Norma Revo был задуман как аппарат, позволяющий сохранить высочайшее аналоговое качество звучания при использовании цифрового источника и способный извлечь из компакт-диска максимум, допустимый форматом.
При создании своего первого цифрового источника инженеры Norma Audio взяли на вооружение все из того, что могли дать им долгий опыт плееростроения и современные высокие технологии. Revo CDP 1 оборудован двойным 24-битовым ЦАПом PCM 1704 марки Burr-Brown с 8-кратной дискретизацией и возможностью выбора пользователем крутизны цифрового фильтра (реализована при помощи внутреннего двухпозиционного переключателя с режимами Sharp / Slow). В аппарате применена авторская архитектура преобразования тока и напряжения (IV), аналоговая секция ЦАП имеет дискретную конструкцию, а ее диапазон частот простирается от 0 до 2 МГц. Для цифровых и аналоговых цепей организовано раздельное питание, в источнике на тринадцати элементах установлены низкоимпедансный нешумящий тороидальный трансформатор и низкоимпедансные фильтрующие емкости.
У плеера имеются две пары выходов, RCA на хороших клеммах и балансный XLR.
Довольно массивный и очень красивый корпус, слегка зауженный спереди назад, полностью изготовлен из фрезерованного алюминия и надежно защищает внутренности от внешних наводок. Экран монохромный, отображаемые на нем крупные красные цифры отлично видны издалека. На команды с ПДУ аппарат реагирует очень шустро, а диски распознает примерно за 4 с. Сам пульт пластиковый и довольно простенько выглядящий, но все же не портит общего впечатления от добротной конструкции. К тому же он универсальный, эргономичный и хорошо лежит в руке.
Проигрывателю свойственны поистине выдающаяся быстрота и ритмичность воспроизведения. Приятно удивляет и мощное дисциплинирующее воздействие этого итальянца на качество и прорисовку низкочастотного диапазона как полочных, так и напольных АС. После того как мы заменили им наш тестовый Bryston BCD-1, из жестких металлических фонограмм совершенно исчезли малейшие признаки расхлябанности и гудящего баса. Плеер буквально преобразил некоторые проблемные треки, добавив в них изрядную долю плотности, цепкости и драйва. Например, из концертной записи Lacrimosa, в которой сильно досаждал как раз гудящий бас, гул ушел полностью, гитара во вступлении ожила и заговорила человечьим голосом, все стало гораздо прозрачнее, раздельнее, со звука начисто слетела вуаль. Также вернулись на место и сделались на порядок лучше очень четкие лязгающие гитары и быстрые линии голосов-скороговорок в «The Stench of Redemption» Deicide.
И в нашей тестовой системе с колонками Sonus Faber Cremona M, и в «гостевой» с Pioneer S-2EX после появления в них итальянского плеера возросла тонкость подачи, стало ощутимо больше души, солнечного света и тепла. Эмоционально насыщенная и драматичная манера Pioneer сделалась более умеренной, бунтарство и протест ушли, а спокойная мудрость и непринужденное свободное звучание осталась.
Ново и в совершенно неожиданном ключе была исполнена запись Dead Can Dance: совсем нездешне, без привычной для этого диска природной африканской магии, а как-то по-космически загадочно. Пульсирующий туманный шар странного серебристого цвета в «Yulunga» поразил тончайшими оттенками и абсолютно немыслимыми микропереливами — потрясающее, хотя и чуточку успокоенное звучание. Много-много мелких колокольчиков на ветру из «Ariadne» почему-то опять напомнили Тибет, а не Африку. Фантастически хорошие верха плеера достойны всяческой похвалы.
В классическом репертуаре Norma Revo CDP 1 Reference продемонстрировал прекрасные натуральные тембры и их разрешение во всем диапазоне частот. Например, клавесин ожил, уплотнился и перестал быть шелестящим пергаментным нечто. Сцена несколько перестроилась, уплотнилась, хотя и уменьшилась в глубину. Однако солисты барочных ансамблей очень четко и зримо выстроились на переднем плане. Флейты разделились хорошо, мягко, цельно, без упора на какую-либо отдельную составляющую звука (шум, тон). Все тончайшие ритмические фигуры были выписаны бережно, филигранно, даже как-то нежно. Звук вызвал ассоциации с бегущими солнечными зайчиками.
В «Антаре» Римского-Корсакова все играло тоньше и мягче, чем с нашим Bryston, было гораздо богаче тембрально и расцвечивалось искрами жизни. Легкие брызги флейт, гобой, где-то далеко позади бархатная валторна — оттенками тембров можно было любоваться, словно утонченно красивыми и не повторяющимися витражами в парижской Сент-Шапель. Форте очень хорошие и спокойные, в них тоже все стало гораздо менее мрачным, акценты сместились на солнечные блики в густом лесу и ощущение неба, просвечивающего через ветки. Симфония № 4 Шуберта прозвучала не бурно и стремительно, а хрустально и ясно, как быстрый бег волны без круговоротов, легко и с радугой брызг и переливов.
На фоне тембральной феерии огорчили некоторые проблемы с микродинамикой и далеко не столь фантастическая, как можно было ожидать, отработка динамических пиков.
В увертюре к «Тангейзеру» Вагнера заметно ослабло чувство живого оркестра, общая линия чуть застыла в развитии, что также ощущалось и в подходах к форте, и в спадах, и в самих пиках.
Рояль в «Аппассионате» был великолепен по фактуре — с очень точными и толстыми басовыми струнами, замечательной второй октавой и выдающейся тембральной ровностью в целом. А вот широкие арпеджио чуть хромали, и причиной тому стали выпадения более тихих нот, что приводило к разрыву единой музыкальной линии. Этот диагноз подтвердили и записи Марии Каллас — тихие ноты были в них подавлены, а громкие по контрасту чуть крикливы. Совсем немного, но уже вполне достаточно для разрушения тонкой кровяной нитки внутреннего пульса и магии великого голоса.
Аналогичный эффект в «Реквиеме» Верди привел к тому, что дикция хора на тутти ухудшилась, сам хор оказался сильно приглушен, а тихие переклички голосов после мощного форте совсем утратили легкие всплески и глубину. Вообще тяжелое наваждение «Реквиема» как-то рассеялось, и все эмоционально упростилось.
У проигрывателя, безусловно, есть очень большие плюсы, но присутствуют также и некоторые проблемы (заметные, впрочем, в строго определенных музыкальных жанрах).
Результаты измерений
Проигрыватель Norma Revo CDP 1 Reference обладает идеальной линейностью амплитудно-частотной характеристики — ее неравномерность составила всего 0,08 дБ (рис. 1). Ход характеристик каналов абсолютно идентичен, с ничтожно малой разбалансированностью, не превышающей 0,02 дБ. Нелинейные искажения крайне малы. При сигнале 1 кГц, записанном по уровню -12 дБ FS, КНИ составляет всего 0,007%. Продукты интермодуляционных искажений проявляются в большей степени (рис. 3). Максимальный уровень сигнала на небалансном выходе Norma Revo CDP 1 Reference достигает 3 В. Выходное сопротивление составило 210 Ом и оставалось стабильным во всей полосе звуковых частот, что облегчает согласование проигрывателя с усилителем. Взаимопроникновение между каналами практически отсутствует. Отношение сигнал/шум составило внушительные 115 дБА. Устройство инвертирует записанный сигнал.
Паспортные данные:
Тип – проигрыватель компакт-дисков | Название – Norma Audio Revo CDP 1 Reference | Воспроизведение – CD, CD-R/RW | Частотная характеристика, Гц – 0,0—22 000 (по уровню +/-0,3 дБ) | Выходное сопротивление, Ом – 200 | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Разделение каналов, дБ – нет данных | Гармонические искажения, % – нет данных | Аудиовходы – нет | Аудиовыходы – стереопара RCA, стереопара XLR | Энергопотребление, Вт – 20 (максимальное) | Габариты, см – 7,5 x 43 x 35 | Масса, кг – 10
Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: великолепное тембральное разрешение во всем диапазоне частот, отличная ритмичность, выдающаяся отработка НЧ
Минусы: некоторая статичность при воспроизведении сложных записей, не очень аккуратно сделанные края динамического диапазона
Вывод:
Плеер Norma Audio Revo CDP 1 Reference заслуженно может именоваться тембровым гигантом — столь красиво и богато деталями звучание натуральных инструментов. Восхищение от быстроты и выдающейся ритмичности немного омрачается проблемным воспроизведением предельно тихих и громких звуков
Мария Савина