Интеграция музыки
Сравнительное тестирование 9 интегральных усилителей стоимостью до 180 тысяч рублей
Интеграция музыки
Тестируем интегральные усилители стоимостью до 180 тысяч рублей.
По-настоящему интересные стереокомпоненты категории Top Hi-Fi занимают сегодня ту ценовую нишу, которая еще совсем недавно ассоциировалась с чистокровным High End. Хороший стереозвук стал дороже, и с этим приходится мириться. Поэтому когда речь зашла о тестировании качественных интегральных усилителей, финансовый ориентир был определен единогласно: от четырех до шести тысяч долларов
Основная причина ухудшающегося качества и звукового обезличивания массовой аппаратуры Hi-Fi начального уровня — это даже не столько пресловутая глобализация, подтолкнувшая рациональных производителей к применению однотипных конструктивных решений, причем нередко сторонних компаний, сколько желание продавать больше. Обеспечив дополнительное снижение себестоимости продукции, можно вырваться из резервации «только для аудиофилов» на огромные просторы, где обитают рядовые покупатели с их куда менее строгими требованиями к качеству звука. Однако мы не будем растрачивать силы на лоу-энд и заберемся по ценовой лестнице выше — туда, где содержание все еще превалирует над формой и объемами продаж. Если кто-то считает, что аудиофильский сегмент дышит на ладан, то глубоко заблуждается: холодное дыхание кризиса тут практически не ощутили! С фактическим ассортиментом тоже порядок: восемь первоклассных полных усилителей для этого теста мы разыскали за считанные дни. Почему предпочтение отдано именно им, а не идеологически правильным двухблочным решениям, состоящим из отдельного предусилителя и двухканального оконечника? Да потому, что за сумму, эквивалентную шести тысячам американских долларов, в наши дни уже не так-то просто найти хотя бы несколько действительно высококлассных комбинаций, а что уж говорить о большом сравнительном тесте! Кроме того, при сопоставлении интегрального усилителя и аналогичного по цене двухкомпонентного решения звуковое и конструктивное преимущество почти наверняка будет за первым!
Итак, в лабораторию hi-fi.ru прибыла группа из девяти интегральных усилителей аудиофильского уровня. Каждый из них прошел две стадии тестирования: слуховую и инструментальную. Для первой использовался наш эталонный тракт, состоящий из CD-проигрывателя Bryston BCD-1, напольных колонок Sonus Faber Cremona M, а также кабелей марки Analysis Plus — межблочного Solo Crystal Oval и акустического Solo Crystal Oval 8. Оценка выносилась на основе прослушивания композиций разных жанров. Ради закрепления впечатлений вся программа повторялась на следующий день. Инструментальные замеры производились при помощи комплекса Audiomatica CLIO. Комментарии специалиста измерительной лаборатории и графики с результатами вы, как обычно, найдете после описания каждой модели.
Тестовые записи
1. Людвиг ван Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (соч. 58), Rondo vivace (Philips B0000041MN);
2. Иоганн Штраус, полька «На охоте» (соч. 373) (Telarc, B00150D27W);
3. Иоганнес Брамс, Трио для кларнета ля минор, ч. 1 (Musical Fidelity, 038);
4. Вольфганг Амадей Моцарт, Трио для кларнета ми бемоль, Andante (Musical Fidelity, 038);
5. Дайана Кролл, «Abandoned masquerade» (Verve, UCCV-1057);
6. Дон Росс, «Klimbim» (Dynaudio Demo CD);
7. Скотт Хендерсон, «Dolemite» (MESA 2-92722);
8. Джон Лорд, «From the windmill» (Virgin, 7243 4 93704 2 5);
9. Palast Orchester Mit Max Raabe, «Let's Talk About Sex» (BMG Ariola, B002ATNBYQ);
10. Chicago «You're The Inspiration» (Rhino Records, B000UJBY4W);
11. Extreme «Rest in Peace» (Polygram UK B000002G0P)
Пояснение к графикам
Три кривые на графиках с АЧХ соответствуют измерениям с тремя нагрузками: красная линия — 8 Ом, зеленая — 4 Ом, синяя — 2 Ом. Замер проводился при отдаче порядка 1 Вт. На графиках зависимости КНИ от мощности цвета соответствуют тем же нагрузкам, а сами кривые получены на частоте 1 кГц. Для более полного понимания ситуации каждый аппарат дополнительно промерялся на частотах 80 Гц и 10 кГц, но результирующие линии во всех случаях пролегли параллельно и рядом, а потому эти графики мы решили не публиковать. Третья иллюстрация — взаимопроникновение каналов. Красным цветом показано паразитное перетекание из левого в правый, синим — наоборот. Повод для беспокойства возникает, если аппарат демонстрирует уровень проникновения –60 дБ или больше.
Все цены, приведенные в статье, являются ориентировочными.
Aaron No.1.a
Цена - 148 000 руб.
Относительно недавно героем одной из статей стал Aaron XX — несколько упрощенная юбилейная модификация Aaron No.1.a. Сегодня у нас есть возможность познакомиться с прародителем «дабл экса», последние десять лет являющимся визитной карточкой немецкой компании
Как уже отмечалось месяц назад, внешне Aaron No.1.а можно отличить от Aaron XX только по красивой надписи на фасаде второго, сообщающей, что модель выпущена к двадцатилетнему юбилею компании. Но и без нее аппарат выглядит просто превосходно. Запоминаются не только конусообразные ручки, но и массивная металлическая табличка наверху корпуса. А завершает образ металлический же пульт ДУ с эффектной гравировкой. Aaron No.1.a — эталонный для компании полный усилитель, которым она очень гордится. И вполне обоснованно, надо заметить: если снять верхнюю крышку, то взору предстанут закутанный в металлический саркофаг огромный пончик трансформатора, шесть емкостей по 10 000 мкФ в сглаживающем фильтре, аккуратно смонтированный модуль предусилителя и два раздельных силовых блока. Регулятор громкости и селектор входов управляются при помощи электроники, а чтобы ручки не казались пустыми, их сделали цельнометаллическими и дополнительно утяжелили грузиками на приводных валах. Правда, если менять громкость с передней панели вполне удобно, то процесс переключения входов затруднен: как и у юбилейной версии, селектор здесь имеет маленький шаг между положениями, да и отщелкиваются они вдобавок не слишком информативно. Но это все так, придирки: общее впечатление от дизайна и конструкции Aaron No.1.a самое благоприятное.
Немецкий бестселлер звучит ярко, насыщенно и уверенно — у него все под контролем. Как и следовало ожидать, лучше всего он справляется с произведениями немецких же композиторов и исполнителей: записи Моцарта, Бетховена и известного озорника Макса Раабе со товарищи передаются поистине блестяще. А в масштабных симфонических фрагментах Aaron No.1.a настолько мощно увлекает в гущу событий, что начинаешь испытывать примерно такой же эмоциональный подъем, какой бывает только на живом концерте. Виртуальная сцена широкая, заполненная очень равномерно, разве что глубины хочется чуть больше. Зато ощущение целостности и нерушимости образов не покидает ни на секунду! С точки зрения жанровой избирательности данный усилитель нельзя назвать совершенно универсальным: его неудержимая энергетика хороша в тех случаях, когда фонограмма допускает повышение накала страстей. Оркестровые махины звучат великолепно, спокойный джаз Дайаны Кролл становится менее обволакивающим и интимным, но взамен начинает искриться от прозрачности и чистоты голоса, рояля и хай-хэтов. А вот быстрый джаз-рок Хендерсона и тем более драйв Extreme заряжались энергией «Аарона» даже сверх меры: музыкальный образ иногда оказывался в тени напора.
Результаты измерений
Спад частотной характеристики на 50 кГц составляет –1 дБ (рис. 1), но в области слышимых звуковых частот поведение аппарата можно охарактеризовать как стабильно-линейное (неравномерность не превышает 0,18 дБ). Низкое выходное сопротивление сохраняется во всей полосе частот на уровне 0,03 Ом — это позволяет усилителю работать с любыми непростыми спикерами. При подключении нагрузки в 2 Ом аппарат выдает до 210 Вт на канал. Уровень искажений очень стабилен во всем диапазоне мощностей и в самых сложных режимах работы не превышает 0,09% на низких и средних частотах (рис. 2). Взаимопроникновение каналов (рис. 3) в верхней октаве, всего –45 дБ, находится в «плохой» зоне, хорошо хоть, что в области средних частот оно опускается ниже –60 дБ. Отношение сигнал/шум, приведенное к входному сигналу, составило 98 дБа и является средним по тесту.
Паспортные данные:
Название – Aaron No.1.a | Выходная мощность (на нагрузке 8 Ом), Вт – 95 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 10—120 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц, 5 Вт), % – 0,012 | Отношение сигнал/шум, дБ – 98 | Аудиовходы – стереопары RCA (6), с внешнего предусилителя и стереовозврат | Аудиовыход с предварительного усилителя – стереопара RCA | Энергопотребление, Вт – до 340 (ориентировочно) | Габариты, см – 44 х 10,8 х 37,5 | Масса, кг – 15
Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: эмоциональное и энергичное звучание с быстрой атакой, эффектный дизайн корпуса и пульта ДУ
Минусы: не слишком удобный селектор входов на передней панели, отсутствие балансного входа
Вывод:
Как внешне, так и по звучанию этот усилитель олицетворяет яркую эмоциональность и уверенность, оставаясь в то же время большим музыкальным виртуозом. Если состыковать его с нейтральной или умеренно мягкой акустикой, то получится отличный тандем для прослушивания симфонической классики, блюза и джаза
Audia Flight Two
Цена - 142 000 руб.
О продукции Audia Flight, относительно молодой и не очень крупной итальянской компании, не скажешь, что она избалована вниманием отечественной прессы. А зря: в каталоге бренда немало интересных моделей, и одна из них — в нашей тестовой лаборатории
История Audia Flight началась в 1994 году, когда два специалиста по усилителям для профессионального применения, Массимилиано Марци (Massimiliano Marzi) и Андреа Нардини (Andrea Nardini), взялись за исследование с целью найти рецепт улучшения имеющихся схемотехнических решений. Судя по тому, что в 1996-м они основали компанию, цель была достигнута. Уже спустя год на свет появился первый серийный продукт — усилитель мощности Audia Flight 100, который, как сообщается, покорил сердца итальянских аудиоэкспертов. За пределы же Европы техника этой марки вышла всего пять лет назад. Но когда смотришь на Audia Flight Two, то мысли об относительно юном возрасте фирмы на ум почему-то не приходят: и качество сборки, и организация внутреннего пространства с экранированным трансформатором — все под стать классу. Аппарат построен по схеме «двойное моно», хотя физическое расположение цепей усиления не является полностью симметричным. Передняя панель изготовлена из металла и украшена гравировкой. Во включенном состоянии светится не только жидкокристаллический двухстрочный экран, но и логотип компании. Близкое знакомство с Audia Flight Two выявило лишь одно явное упущение конструкторов, к счастью, «на скорость не влияющее»: регулятор громкости не имеет какой-либо обратной связи, а реакция электроники несколько замедленная, что отбивает желание часто пользоваться этим узлом. Массивный металлический пульт ДУ подходит для командования куда лучше.
Густое, отлично артикулированное звучание струнных и рояля делает прослушивание Бетховена чрезвычайно приятным. Умение четко воспроизводить тембры инструментов, не смешивая их в кашу, усилитель демонстрирует и в камерном жанре, в частности при исполнении трио Моцарта и Брамса. Но вот что интересно: периодически складывается такое ощущение, что музыканты записывались по отдельности в разных студиях, а уже потом эти дорожки были сведены вместе. Это говорит либо о феноменальном звуковом разрешении, обнажающем мельчайшие ошибки звукорежиссера (хотя даже в хороших наушниках подобный эффект не обнаруживается), либо о том, что просто такова особенность модели — и особенность, на мой взгляд, не всегда уместная: может пострадать целостность звукового образа. Зато каждая партия — как на ладони! А еще Audia Flight Two формирует практически идеальную сцену. Акустическая гитара Дона Росса подается итальянским компонентом бесподобно — проникновенно, мелодично, четко. В записи Дайаны Кролл усилитель снова начинает делить фонограмму на ингредиенты, но в этот раз он не переступает грань и лишь подчеркивает нюансы. Рокеры из Chicago и Extreme играют тоже отлично, радуя сочным и драйвовым звуком и окончательно убеждая в жанровой универсальности аппарата.
Результаты измерений
Коэффициент демпфирования составляет всего 57 при подключенной нагрузке 8 Ом, поэтому сопутствующую акустику к этому аппарату нужно подбирать, исходя в том числе из ее графика импеданса: он не должен опускаться ниже 4 Ом. А вот показатель неравномерности у продукта Audio Flight, наоборот, один из лучших тесте и равен 0,09 дБ во всей полосе звуковых частот (рис. 1). График зависимости КНИ от мощности (рис. 2) тоже свидетельствует о том, что не стоит искушать эту модель низкоомными нагрузками: если «втопить» на 2 Ом, то срабатывает защита. При штатных же 8 Ом усилитель выдает честные 104 Вт — по крайней мере, при загрузке одного канала. Уровень взаимопроникновения (рис. 3) не поднимается выше –70 дБ, что нормально.
Паспортные данные:
Название – Audia Flight Two | Выходная мощность (на нагрузке 8 Ом), Вт – 100 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 3—500 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц, 1 Вт), % – 0,05 | Отношение сигнал/шум, дБ – 95 | Аудиовходы – стереопара XLR, стереопары RCA (4), стереовозврат | Аудиовыход с предварительного усилителя – стереопара RCA | Энергопотребление, Вт – до 570 (ориентировочно) | Габариты, см – 42 x 11,3 x 44 | Масса, кг – 19
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: очень комфортный и информативный звук, отсутствие жанровых ограничений
Минусы: не всегда целостное звучание симфонических записей
Вывод:
Классный усилитель для всеядных меломанов. Музыку он преподносит крайне интересно, попутно сообщая массу деталей. Но управлять им лучше дистанционно: «пустой» регулятор на фасаде словно позаимствован у музыкального центра. К счастью, солидный пульт ДУ с лихвой компенсирует этот недочет
Cyrus 8 XPd
Цена - 112 000 руб.
Cyrus? Какой же меломан не интересовался этими миниатюрными, но чрезвычайно высокотехнологичными компонентами из Англии! Их внешний вид уже многие годы остается практически неизменным, став визитной карточкой компании
Читая характеристики и глядя на сам аппарат, постоянно задаешь себе один и тот же вопрос: «Как?» Как разработчикам удалось втиснуть в столь небольшой объем весь усилительный тракт и блок питания; как получилось, что у самого недорогого участника теста оказался замечательный встроенный цифроаналоговый конвертер на базе чипа Burr-Brown PCM1791, способный также работать с компьютером в режиме внешней звуковой карты? Внешне не слишком помпезный корпус Cyrus 8 XPd при ближайшем рассмотрении производит исключительно позитивное впечатление. Его верхняя, боковые и частично передняя панель представляют собой монолитную деталь из сплава алюминия и магния, в которую также интегрированы ребра радиатора охлаждения усилительных каскадов, и, таким образом, выделяемое во время работы тепло рассеивается максимально эффективно. Доступ внутрь возможен только через днище. После его демонтажа становится ясно, что этот аппарат — образец рациональности: ни один сантиметр не потрачен зря! В центре находится тороидальный трансформатор, силовые транзисторы, естественно, прижаты к боковым стенкам (усилительные цепи левого и правого канала расположены зеркально), печатные платы предусилителя и коммутатора смонтированы на оставшихся пространствах. Тесно? Однако слышимых наводок нет и в помине. А еще у Cyrus 8 XPd очень богатые коммутационные возможности, хотя, правда, полноразмерные терминалы для подключения АС уже не поместились. Вместо них использованы мини-разъемы со съемными штекерами, принимающими оголенный провод сечением до 2,5 кв.мм.
На фоне некоторых участников теста, таких как Aaron No.1.a или Audia Flight Two, саунд Cyrus 8 XPd сперва кажется не столь упругим и динамичным. Зато Дон Росс, играющий на акустической гитаре, уже не напоминает большого любителя кофеина, каким пытались его представить модель другие усилители. С подачи Cyrus 8 XPd эта запись звучит в меру сдержанно и очень душевно. Перестает лихорадить и Скотта Хендерсона, при этом задор, побуждающий притоптывать ногой в такт, не иссякает, но становится более правдоподобным. По мере прогрева аппарата на симфонических и камерных классических произведениях звуковая сцена Cyrus 8 XPd становится голографически точной, а скорость атаки и микродинамика существенно улучшаются. Маракасы в записи Дайаны Кролл и клапаны трубы Криса Ботти заставляли брови ползти вверх от удивления. При этом ощущение комфорта не покидает ни на секунду — и это очень важно. Если же приобрести опциональный внешний блок питания Cyrus PSX-R (35 000 руб.), то голос английского аппарата еще больше меняется в лучшую сторону! Улучшения предсказуемы – глубже бас, быстрее атака, увереннее контроль АС. И пусть цена комплексного решения, в таком случае, возрастает, она все равно остается в рамках нашего ценового диапазона.
Результаты измерений
Аппарат обладает не лучшей в тесте верхней границей АЧХ (рис. 1) по уровню –1 дБ (50 кГц), но вряд ли этот факт будет иметь значение при реальном прослушивании. Коэффициент демпфирования нормальный, 150 единиц при нагрузке 8 Ом, и очень стабилен во всем диапазоне частот, лишь после 20 кГц выходное сопротивление увеличивается с 0,05 до 0,07 Ом. Самый маленький усилитель в нашей подборке имеет и самую низкую выходную мощность, но кто скажет, что для таких размеров 84 Вт на 8 Ом и 210 Вт (!) на 2 Ом — мало (рис. 2)? Тем более, КНИ у этого аппарата — лучший в тесте! По прочим показателям англичанин тоже не уступает другим участникам соревнования. Например, разделение каналов на частоте 10 кГц не превышает у него –78 дБ (рис. 3), а отношение сигнал/шум — 103 дБа.
Паспортные данные:
Название – Cyrus 8 XPd | Выходная мощность (на нагрузке 8 Ом), Вт – 70 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 0,1—100 000 | Гармонические искажения (1 кГц, 1 Вт), % – 0,002 | Отношение сигнал/шум, дБ – 105 | Аудиовходы – стереопары RCA (6), цифровые коаксиальные (2), цифровые оптические (2), USB | Аудиовыходы с предварительного усилителя – стереопары RCA (2) | Энергопотребление, Вт – до 250 (ориентировочно) | Габариты, см – 21,5 х 7,3 x 36 | Масса, кг – 5,9
Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: превосходный для таких габаритов корпуса аудиотракт, встроенный ЦАП, подключение к ПК по USB
Минусы: простой пульт ДУ, нестандартные разъемы для подключения акустики
Вывод:
Конструкторы Cyrus сотворили чудо: по качеству аудиотракта миниатюрный 8 XPd практически не уступает полноразмерным «ящикам» конкурентов, да еще тут и отличный ЦАП. Прекрасный кандидат в систему любителя благородного звучания. Только не забудьте о Cyrus PSX-R
Hegel H200
Цена - 170 000 руб.
Норвежская компания Hegel получила известность в аудиофильских кругах именно благодаря своим усилителям. Поэтому нам было особенно интересно познакомиться с ее флагманским интегральником H200 — к счастью, он хоть и впритык, но вписывается в установленные ценовые рамки
Монументальный Hegel H200 вызывает уважение, трепет, а в определенных случаях еще и радикулит: весит компонент 25 кило! Не рекорд в нашем тесте, но все равно солидно. На слегка изогнутой передней панели есть только дисплей, две ручки, отвечающие за переключение входов и громкость, и огромная механическая кнопка включения, которую можно нажимать хоть пяткой (хотя делать этого, конечно же, не стоит). Фасад корпуса очень аккуратен, а вот о качестве обработки дюралюминиевой крышки такого не скажешь: о терку перфорации я чуть не поранился. Некоторое недоумение вызывает также ассортимент разъемов сзади. Конструкторы предусмотрели целых два комплекта выходов с предусилителя и один вход для усилителя мощности, но линейных входов оставили всего три, причем один из них балансный. Наконец, противоречивые чувства рождает пульт ДУ — да, он металлический, но… с крохотными пластиковыми кнопочками. Однако все эти мелочи отступают на второй план, когда дело доходит до анализа собственно усилительной части. Мощность 200 Вт на канал при нагрузке 8 Ом и заявленный коэффициент демпфирования в 1000 (!) ед. впечатляют не меньше, чем огромный 1000-вольтамперный трансформатор с конденсаторами суммарной емкостью 90 000 мкФ в сглаживающем фильтре. За усиление отвечают два десятка 15-амперных транзисторов (150 Вт каждый). Компоновка усилительных каскадов внутри корпуса сделана симметричной.
Четвертый концерт Бетховена исполняется настолько воздушно и возвышенно, что виртуальному оркестру хочется крикнуть «браво!». Даже на тутти сохраняется абсолютный контроль над звуком — словно акустика всецело подчинена воле усилителя с его неиссякаемой мощностью. На фоне столь собранного саунда как-то не сразу обнаруживаешь, что Hegel H200 немного не договаривает послезвучия, из-за чего информация об объеме зала оказывается неполной. Несколько своеобразна также и сцена — она напоминает букву W, лежащую в плоскости тремя вершинами к слушателю: задний центр оттеняется. Правда, после дополнительного часового прогрева ситуация с позиционированием звуков в определенной степени нормализуется, а вот чувство зала в полной мере так и не возвращается. Тем не менее слушать Hegel H200 чертовски приятно! Как говорится, нигде не жмет. Между музыкой и тобой — лишь небольшие штрихи, вносимые шведом, но аура произведения от этого ничуть не страдает. Камерная классика подается не хуже симфонической, очень позитивно и умело воссоздаются гитарные пассажи Дона Росса, а центральная часть сцены с Дайаной Кролл, гитарным комбиком и контрабасом вообще будто бы вырвана из реальности и перенесена в нашу комнату прослушивания. Не менее увлекательно зажигают такие разные по звуку Паласт-оркестр и Chicago. Превосходный аппарат!
Результаты измерений
Измеренные параметры выявляют незаурядные способности данной модели. Высокий коэффициент демпфирования — выходное сопротивление на низких частотах не превышает 0,02 Ом и увеличивается в конце шкалы до 0,04 Ом — говорит о возможности прокачать любые АС. Запас выходной мощности (рис. 2) тоже впечатляет: более 500 Вт при нагрузке 2 Ом — и это при очень хороших показателях неравномерности АЧХ (всего 0,26 дБ в полосе 20—20 000 Гц) и низких значениях нелинейных искажений, не превышающих 0,01% в диапазоне рабочих мощностей. Отличный показатель достигнут и на ниве взаимопроникновения сигналов (рис. 3): до 1 кГц оно фактически отсутствует, а на 10 кГц поднимается до мизерных –76 дБ. Отношение сигнал/шум — 105 дБа.
Паспортные данные:
Название – Hegel H200 | Выходная мощность (на нагрузке 8 Ом), Вт – 200 x 2 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Гармонические искажения (1 кГц, 100 Вт), % – 0,006 | Отношение сигнал/шум, дБ – 100 | Аудиовходы – стереопара XLR, стереопары RCA (2) | Аудиовыходы с предварительного усилителя – стереопары RCA (2) | Энергопотребление, Вт – до 700 (ориентировочно) | Габариты, см – 43 x 12 х 38 | Масса, кг – 25
Оценки:
Дизайн - 80%
Качество изготовления - 85%
Звучание - 95%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: высокая фактическая мощность, уверенная работа с любой акустикой, прекрасный звук
Минусы: объем зала передается не всегда точно, не самый удобный пульт ДУ, только три аудиовхода
Вывод:
Hegel H200 — настоящий ядерный реактор: бешеная отдача и запредельный коэффициент демпфирования позволяют ему уверенно работать с любой сложной нагрузкой, озвучивая довольно просторные помещения. Да и по звуку этот аппарат один из лучших в тесте
Marantz PM-KI Pearl
Цена - 144 000 руб.
Топовые интегральные усилители японской компании Marantz всегда были не только хороши по конструкции, но и великолепны внешне. Роскошный PM-KI Pearl — наглядное тому подтверждение
Marantz PM-KI Pearl сказочно красив! Лично я бы без колебаний отдал ему первое место в номинации «дизайн», будь у нас такая. Стилисты постарались на славу, скрестив ретро и современность. В частности, на месте предполагаемого стрелочного индикатора находится жидкокристаллический дисплей, а зазоры за центральной вставкой деликатно подсвечиваются лазурно-синими диодами (при желании иллюминацию можно убрать). Позиционируя PM-KI Pearl как аудиофильский компонент, производитель не забыл и о маленьких обывательских радостях, таких как отключаемый темброблок, полноразмерный выход на наушники и кнопка выключения акустических систем. Окончательно убедить покупателей в высочайшем классе аппарата призвана металлическая табличка с автографом Кена Ишиваты, который занимается разработкой и доводкой всех значимых продуктов марки. Кстати, именно его инициалы можно найти в названии этой «жемчужной» модели, выпущенной ограниченным тиражом к 30-летнему юбилею работы Кена в компании Marantz. С технической точки зрения нашему металлическому щеголю тоже есть чем похвастать. В частности, для минимизации наводок здесь применены экранировка тороидального трансформатора и медное покрытие корпуса, а в усилительном тракте реализовано множество оригинальных фирменных решений. Правда, заявленный коэффициент демпфирования в 100 ед. не особо впечатляет, но, как известно, отдельно взятый параметр мало что говорит о звуке. Разве что к выбору акустики для Marantz PM-KI Pearl придется подойти несколько более обстоятельно.
Умение формировать устойчивое ощущение присутствия в зале сразу выделяет эту модель на фоне многих других участников теста. Если закрыть глаза, то вот он, зал, а вдалеке оркестр — большой, сыгранный, умелый. Так получается не только из-за бережно сохраненных послезвучий, но и благодаря смягчению ВЧ-диапазона. Вспомним, ведь на настоящем концерте канифоль струнных и воздух из раструбов медных духовых слышны не так отчетливо, как при полимикрофонной записи, усаживающей тебя прямо в центр коллектива. А как шикарно звучит в исполнении Marantz PM-KI Pearl большой барабан в польке Штрауса — б-б-бух!!! Именно таким он и должен быть: величественным, бездонным. В общем, все, что касается классической музыки, получается у этого усилителя превосходно. Спокойный джаз тоже можно внести в зачетный список — даже несмотря на то, что хай-хэтам немного не хватает весомости в момент удара палочки или щетки о тарелку. Драйвовая же композиция «Dolemite» Скотта Хендерсона аппарату не нравится: акцент на низких частотах и оттененная верхняя середина разрушают стройность саунда, делая его тяжеловесным. Записи Chicago и Extreme запоминаются классным звучанием электрогитар и неплохим чувством ритма, но все чаще начинает посещать желание воспользоваться темброблоком для прибавки высоких частот.
Результаты измерений
График АЧХ (рис. 1) выявляет очень низкую неравномерность, фарватер которой в полосе слышимых частот не выходит за рамки +0,1…–0,07 дБ, а спад на частоте 80 кГц составляет всего 0,72 дБ. Это лучший показатель в тесте. Незначительным по сравнению с другими участниками, но вполне достаточным является коэффициент демпфирования — 125 единиц. На 8-омную нагрузку усилитель отдает 105 Вт (рис. 2). На половинной мощности уровень нелинейных искажений (на 1 кГц) составляет всего-то 0,007% и практически не увеличивается во всем диапазоне. Также усилитель продемонстрировал крайне низкие интермодуляционные искажения. Уровень взаимопроникновения сигнала (рис. 3) между каналами нельзя назвать выдающимся, но его значение лежит ниже порога слухового восприятия.
Паспортные данные:
Название – Marantz PM-KI Pearl | Выходная мощность (на нагрузке 8 Ом), Вт – 90 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения (20—20 000 Гц), % – 0,05 | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Аудиовходы – стереопары RCA (6) | Аудиовыход с предварительного усилителя – стереопара RCA | Энергопотребление, Вт – 220 | Габариты, см – 44 x 10,9 х 44,4 | Масса, кг – 20
Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: сногсшибательный дизайн, превосходное звучание классики, выход на наушники
Минусы: усилитель требователен к выбору акустики
Вывод:
Безупречное соединение стиля ретро и современных веяний подталкивает к тому, чтобы незамедлительно сделаться обладателем Marantz PM-KI Pearl. Аппарат демонстрирует мягкое, уютное, но при этом очень детальное звучание, идеально подходящее для классической музыки
Perreaux Eloquence 250i
Цена - 171 500 руб. (Цена указана с учетом акционной скидки в 35%, предоставляемой компанией «Аудиомания» на момент выхода статьи в бумажном журнале hi-fi.ru)
На самом деле Perreaux Eloquence 250i стоит почти на сто тысяч дороже, но незадолго до начала теста официальный дистрибьютор объявил долгосрочную акцию — скидку в 35%, что и позволило этому аппарату оказаться в группе моделей «до 180 тыс. руб.»
Perreaux Eloquence 250i в представлении не нуждается: он хорошо знаком многим аудиофилам, его активно обсуждают в тематических форумах. Не могу не сказать, что живьем флагман новозеландской компании выглядит весьма своеобразно. Отсутствие подписей к кнопкам (они высвечиваются на жидкокристаллическом экране) лично у меня ассоциируется с незавершенным циклом сборки. Но таков финальный дизайн, и в оригинальности ему не откажешь. Дисплей тут тоже неоднозначный, поскольку не в состоянии похвастать ни высокой скоростью обновления, ни большими углами обзора. Зато с его помощью можно менять множество параметров усилителя — от чувствительности входов, выставления уровня максимальной громкости и глубины приглушения звука в режиме mute до балансировки каналов и установки часов. Совершенная усилительная начинка Perreaux Eloquence 250i по-хорошему заслуживает долгого рассказа, поэтому остановлюсь на… встроенном усилителе для наушников. В первом номере мы тестировали отдельный блок Perreaux Silhouette SXH2, и он тогда победил. Так вот, в Eloquence 250i есть очень близкий по качеству тракта узел, что крайне радует. А еще эта модель выпускается в версии со встроенным ЦАПом, дающим усилителю возможность самостоятельно декодировать цифровые потоки, в том числе полученные от компьютера по USB. Однако с обозначенной выше скидкой продаются только модификации без конвертера.
Формат теста подразумевает составление некоего набора предложений, описывающих звучание, но лично мне подобное занятие кажется в данной ситуации бессмысленным. Почему? Да потому, что оценить звуковой потенциал Eloquence 250i можно двумя словами: это потрясающе! По совокупности качеств усилитель Perreaux явно лидирует, поскольку способен поспорить с любым другим участником в коронных для того дисциплинах. Он словно сборник лучших рецептов — его создателям удалось избежать ошибок, допущенных соперниками, и сделать абсолютно универсальный с точки зрения музыкальных жанров компонент. Из любой записи, начиная от классики и заканчивая современными стилями, Perreaux Eloquence 250i бережно и внимательно передает на спикеры ровно то, что нужно, ничего не отнимая и не добавляя. Симфонические фонограммы пленяют точностью и масштабом, создавая ощущение живого концерта, рок звучит плотно и зажигательно, а во фрагментах электронной музыки можно услышать те детали, которые у иных конкурентов остаются за кадром. Да, я согласен, что у Perreaux Eloquence 250i, как у значительно более дорогого устройства, с самого начала была определенная фора, но на момент проведения теста (и, как нас заверили, еще на какое-то время после выхода номера в продажу) он совершенно официально стоил меньше 180 000 тыс., а потому — честная победа.
Результаты измерений
Характеристики этого аппарата дают право назвать его монстром: АЧХ (рис. 1) показывает высокую линейность — спад на 80 кГц равен всего –0,85 дБ. Искажения в зоне актуальных частот и мощностей (рис. 2) находятся в пределах тысячных долей процента. Уровень ослабления взаимного влияния каналов — более 80 дБ (рис. 3). Далее. Коэффициент демпфирования составляет целых 435 единиц (8 Ом). Правда, только на НЧ, тогда как в среднечастотной области он уменьшается до 290. Значение максимальной мощности (рис. 2) при нагрузке 8 Ом было зафиксировано нами не по общепринятому уровню 0,7% КНИ, а по срабатыванию защиты, и составило 330 Вт. При нагрузках с меньшим сопротивлением определение максимальной выходной мощности проходило штатно. Итог — рекордные 800 Вт на 2 Ом!
Паспортные данные:
Название – Perreaux Eloquence 250i | Выходная мощность (на нагрузке 8 Ом), Вт – 250 x 2 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Гармонические искажения (1 кГц, 250 Вт), % – 0,002 | Отношение сигнал/шум, дБ – 98 | Аудиовходы – стереопара XLR, стереопары RCA (5), мини-джек 3,5 мм на передней панели | Аудиовыход с предварительного усилителя – стереопара RCA | Энергопотребление, Вт – до 1900 Вт | Габариты, см – 42,5 х 14,9 х 36,3 | Масса, кг – 19,5
Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: потрясающее качество звука, лояльность к акустике, отличный усилитель для наушников
Минусы: cпорный дизайн корпуса, не очень удачный дисплей, «карточный» пульт ДУ
Вывод:
Perreaux Eloquence 250i — именно тот усилитель, который я готов сходу советовать любому меломану, даже не интересуясь его музыкальными пристрастиями. И пусть внешний вид устройства довольно неоднозначен, зато звуковой тракт способен привести в экстаз!
Plinius 9200X
Цена - 180 000 руб.
Plinius 9200X — это классика жанра. Модель уже не нова, однако не потеряет своей актуальности еще долгие годы или даже десятилетия, если, конечно, в будущем традиционные аудиоусилители не научатся читать мысли или хотя бы варить кофе
Вот она, старая школа: у Plinius 9200X нет ни дисплея, ни электронного управления, ни меню настроек. Зато есть полностью аналоговый регулятор громкости, аналоговый же селектор входов и механический тумблер включения и выключения — правда, только сзади. Вот и весь набор. А что еще нужно усилителю? Для подсоединения сопутствующих компонентов у него имеется достаточный ассортимент входов, среди которых присутствует балансный, и выходов; спикерные терминалы с пластиковой защитой от короткого замыкания продублированы для реализации двухкабельного подключения без танцев с бубном, то есть переходников-разветвителей. Наконец, сзади на корпусе мы видим массивные «уши» для переноски. Но больше всего восторгов вызывает не хрестоматийность концепции Plinius 9200X и даже не его высококлассный усилительный тракт (в этом деле новозеландская компания за свою почти тридцатилетнюю историю преуспела очень и очень значительно), а, как ни странно, пульт ДУ. Это самый аудиофильский пульт, какой только можно выдумать! Представьте себе кусок толстого алюминиевого профиля прямоугольного сечения длиной от локтя до запястья, на котором выгравировано название компании — и есть всего три кнопки, просто бесподобно щелкающие под пальцами. Нижняя часть конструкции заботливо оклеена полиуретаном. Во время прослушивания использование такого пульта-дубинки невероятно обостряет эмоциональную сторону восприятия музыки, и я заявляю об этом вполне серьезно. Ведь аудиотехника — это не только звук, но еще и визуальное ощущение, «чувство вещи», и в ходе общения с Plinius 9200X оно достигает вершины.
Данный усилитель вполне можно было бы поставить в комнате мастеринга какой-нибудь студии звукозаписи: он в меру эмоционально и педантично доносит все нюансы, словно досконально разжевывая каждую партитуру. С одной стороны, слушатель не пропускает ничего, с другой, создается впечатление, что ты сидишь в классе сольфеджио, а педагог играет диктант, играет четко и не быстро, чтобы все успели записать. Так и Plinius 9200X — кажется, что он слегка перебарщивает в своем стремлении играть диктант. Отсутствие в звуке суеты и скомканности — признак высочайшего класса аппарата, но лично я предпочел бы чуть больше спешки ради повышения эмоционального градуса. В оправдание усилителя могу сказать, что дело тут не только в нем, но еще и в наших редакционных колонках Sonus Faber Cremona M, которые очень чутко реагируют на любые изменения в тракте (оттого-то мы их и взяли!), но порой преувеличивают их масштаб. Поэтому как минимум с Sonus Faber использовать Plinius 9200X не имеет смысла. Что касается других марок акустики, то лучший выход — самостоятельно поэкспериментировать, найдя в итоге оптимальный для своих ушей вариант в привязке к любимым музыкальным жанрам.
Результаты измерений
Измерения у данного усилителя выявили достаточные, хотя и не лучшие показатели по всем характеристикам. Единственное значение, по которому он проиграл остальным участникам, это неравномерность АЧХ (рис. 1): спад 1 дБ на 35 кГц, а верхняя граница по уровню –3 дБ составила 72 кГц. В диапазоне слышимых частот неравномерность равна 0,37 дБ, что, в общем-то, несущественно по сравнению со значением этого параметра у любой акустики. Коэффициент демпфирования составляет 165, он стабильный во всех областях. На выходе можно снять до 365 Вт при 2-омной нагрузке или до 218 Вт при 8 Ом (рис. 2). Уровень искажений составляет сотые доли процента в рабочем диапазоне на средних и больших мощностях. Взаимопроникновение (рис. 3) на средних частотах не превышает –70 дБ, но к 10 кГц ухудшается до –53 дБ.
Паспортные данные:
Название – Plinius 9200X | Выходная мощность (на нагрузке 8 Ом), Вт – 200 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения (20—20 000 Гц, 200 Вт), % – 0,05 | Отношение сигнал/шум, дБ – 90 | Аудиовходы – стереопара XLR, стереопары RCA (5), стереовозврат | Аудиовыход с предварительного усилителя – стереопара RCA | Энергопотребление, Вт – до 430 Вт (ориентировочно) | Габариты, см – 45 х 12 х 40 | Масса, кг – 14
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: размеренное, обстоятельное и очень детальное звучание на любом музыкальном материале
Минусы: в зависимости от выбранных АС размеренность звучания иногда граничит с медлительностью
Вывод:
Классический усилитель Plinius 9200X подойдет меломанам, предпочитающим самую разную музыку. Это очень качественный аппарат, да еще со сногсшибательным пультом ДУ. Посоветовать его владельцам можно только одно: тщательно подбирайте акустику
Vincent SV-238
Цена - 115 000 руб.
Vincent SV-238 нами уже тестировался и какое-то время даже использовался в нашей тестовой системе. Теперь мы снова вернулись этому гигантскому 36-килограммовому аппарату, чтобы сравнить его с конкурентами
Vincent — молодая по меркам индустрии компания, она была основана в 1995 году. Все это время ее продукция постоянно совершенствовалась. А если менее политкорректно, специалисты набирались опыта и выходили на тот уровень, который принято называть аудиофильским. Потому-то усилители, выпускавшиеся под маркой Vincent еще каких-то пять лет назад, и современный SV-238 — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Конструкцию аппарата с массивными ребрами радиатора по бокам и огромным тороидальным трансформатором в центре можно было бы назвать классической, если бы не электронное управление селектором входов и громкостью. Информация о текущем состоянии отображается на огромном экране — вглядываться не придется! В то же время включение и выключение производится по старинке, то есть механической кнопкой. Поскольку до отметки в 60 Вт аппарат функционирует в чистом классе А, греется он просто чудовищно, и для нормальной работы ему требуется пространство вокруг, особенно сверху. Поэтому ставить что-то на усилитель нельзя: защита от перегрева начнет постоянно отключать питание, а плеер, который будет стоять над ним, может и вовсе испортиться. В коммутационном арсенале модели представлены все необходимые порты, в том числе балансный вход и балансный выход с предусилителя. Впрочем, Vincent SV-238 был бы интереснее именно как мощник, но соответствующего входа разработчики не предусмотрели.
Нужно отметить, что полностью раскрывать свой потенциал усилитель начинает как минимум через час после включения — после прогрева. Поэтому лучше вспомнить про него еще до прослушивания, иначе может возникнуть недоумение из-за недостаточно собранного звучания. А ведь оно очень собранное! И очень нейтральное: в стереосистеме Vincent SV-238 практически не слышен, поскольку не привносит явной отсебятины. Пожурить аппарат можно, пожалуй, только за неидеально артикулированный бас, точнее, самую нижнюю его октаву. Режим работы в классе А обеспечивает желанную теплоту саунда, что крайне благотворно влияет на восприятие любой акустической музыки — от симфонической и камерной классики до джаза и сольной акустической гитары. Признаться, серьезных претензий к этому компоненту у меня как не было, так и нет. Да, значительно более дорогие Hegel H200 или Perreaux Eloquence 250i демонстрируют в целом более богатое и эмоциональное звучание, однако я не могу сказать, что Vincent SV-238 хуже. Просто он спокойнее и при этом в большинстве ситуаций не пасует даже в сильных динамичных всплесках, сохраняя контроль и разборчивость. Лишь наиболее агрессивные стили современной музыки остаются им недопонятыми, но это примерно как если бы выпускника консерватории заставить декламировать рэп.
Результаты измерений
Этот усилитель уже проходил тестирование в нашей измерительной лаборатории, но в связи с тем, что за прошедшие месяцы мы расширили список контролируемых параметров и подкорректировали существующие методики, все инструментальные тесты Vincent SV-238 было решено провести заново. И не зря: полученный результат выявил ошибку, сделанную в первый раз при определении уровня разделения каналов. Взаимопроникновение оказалось крайне низким и на частоте 10 кГц составило –86 дБ. Приносим извинения уважаемым читателям за эту досадную оплошность. Правда, остальные результаты мы получили такие же: уникально малую неравномерность АЧХ (0,02 дБ в полосе слышимых частот; рис. 1), мощность 620 Вт на нагрузке 2 Ом (рис. 2), коэффициент демпфирования 255, отношение сигнал/шум 106 дБа.
Паспортные данные:
Название – Vincent SV-238 | Выходная мощность (на нагрузке 8 Ом), Вт – 200 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 10—20 000 (по уровню ±0,5 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц, 1 Вт), % – менее 0,1 | Отношение сигнал/шум, дБ – 93 | Аудиовходы – стереопара XLR, стереопары RCA (5) | Аудиовыходы с предварительного усилителя – стереопара XLR, стереопара RCA | Энергопотребление, Вт – 200 | Габариты, см – 43 x 19,5 x 53 | Масса, кг – 36
Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: отличное соотношение цены и качества, солидная конструкция, богатый и очень теплый звук
Минусы: сильнейший нагрев корпуса, разъемы для подключения АС не защищены от замыкания
Вывод:
Искателям аналогового, но в то же время масштабного и чистого звука не стоит проходить мимо Vincent SV-238. По соотношению цены и качества это очень достойный аппарат. Однако перед покупкой удостоверьтесь, что сможете обеспечить ему нормальные условия работы
Итоги
Скажу честно: этот тест отнял много сил, поскольку искать различия между моделями приходилось, как говорится, под микроскопом. Оно и понятно — класс техники таков, что рынком отвергаются не то что посредственные, а просто хорошие устройства. Выживают лучшие — и они-то и попали в нашу лабораторию. Однако даже среди лучших можно найти лидеров! Первое место заслуженно занял Perreaux Eloquence 250i — бескомпромиссный усилитель. Результат неудивителен, если вспомнить его цену без скидки по акции «Аудиомании». Куда сложнее было определить серебряного призера, поскольку достойных кандидатур хоть отбавляй. Не справившись с дилеммой, я решил поделить эту ступень пьедестала между брутальным внешне, но очень музыкальным Hegel H200 и утонченным ретроджентльменом Marantz PM-KI Pearl, способным очаровать звучанием классической музыки. Наконец, последнюю регалию взял итальянский Audia Flight Two. Пусть его внешний вид можно назвать спорным, а результаты измерений — далеко не рекордными, по звуку он мне понравился. Но я предупреждаю, что к выбору акустики владелец данного аппарата должен будет отнестись крайне серьезно. Несколько теплых слов хочется сказать о Cyrus 8 XPd — это уникальное сочетание размеров и потенциала! От значка «Рекомендация» его отделила только манящая перспектива: по-настоящему интересно он заиграл с опциональным блоком питания, а такая связка условиями теста не допускалась. Впрочем, даже в моноблочном исполнении аппарат станет истинной находкой для любителей высококлассных, но компактных систем. Про все прочие модели могу сказать лишь одно: покупайте смело, если устраивает цена, дизайн и жанровая направленность в звучании.
Илья Суханов