[FAQ] Граббинг и оцифровка

Приводим музыкальную коллекцию к единому знаменателю

Концепция стриминга подразумевает централизованное хранение домашней медиаколлекции в виде файлов — ради того, чтобы избавиться от залежей отдельных носителей. Это касается не только кинофильмов, про граббинг и конвертирование которых мы рассказывали в прошлом номере, но и музыки. Арсенал меломана включает, как правило, подборку фирменных CD, дополняемых порой альбомами на DVD-Audio и SACD. Самые же увлеченные ценители предпочитают винил, обладающий неповторимым характером звучания. Прежде чем собрать все это добро воедино на жестком диске и удобно его каталогизировать, записи с оптических носителей нужно перевести в файлы, а аналоговые фонограммы — оцифровать. Однако в погоне за удобством поиска композиций и другими прелестями стриминга нельзя забывать о том, что после трансфера фонотеки на винчестер качество звучания дорогих сердцу мелодий не должно ухудшиться ни на йоту, иначе смысл всей затеи напрочь теряется. Как максимально точно сграбить диски и корректно оцифровать винил? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье

Правильный граббинг CD-DA

Многие удивляются: что значит «правильный» граббинг? Цифра — она и в Африке цифра! Всего-то делов — выбери любую из нескольких десятков соответствующих программ, нажми на кнопку, и через какое-то время  получишь кучу аудиофайлов на жестком диске. После этого остается лишь найти в Интернете обложку альбома или отсканировать ее самостоятельно. Однако если бы все было так просто, то многие специалисты не бились бы над проблемой точного считывания данных с CD-DA, производители оборудования не выпускали бы специальные сверхточные приводы, а нам не пришлось бы писать эту статью. Когда ставится задача перевести компакт-диск в формат МР3 для прослушивания на карманном плеере, то все старания улучшить качество граббинга действительно излишни. Но мы-то говорим о миграции всей домашней фонотеки! Следовательно, копия не должна уступать оригиналу. Чтобы этого добиться, тебе потребуется компьютер с просторным жестким диском и программа EAC (Exact Audio Copy v0.99 PB5), объективно лучшая — и совершенно бесплатная! — утилита для граббинга музыкальных CD, найти которую можно на сайте www.exactaudiocopy.de. Она будет считывать каждый блок информации как минимум дважды, чтобы убедиться, что все в порядке. В таком режиме скорость копирования компакта на винчестер снижается, зато достигается побитовая точность без привнесения джиттера.

audiograbbing-03.jpg

Настраиваем

Интерфейс программы EAC переведен на русский язык, поэтому ее установка и настройка особых проблем не вызывают. Итак, запускаем инсталлятор и оставляем флажки на всех компонентах, кроме бесполезной ссылки на интернет-аукцион eBay. После запуска софта нужно зайти в EAC > Параметры EAC и во вкладке «Извлечение» изменить уровень коррекции ошибок со среднего на высокий, а также снять флаг со второго пункта — «Неиспользование нулевых семплов». Соседние первый (offset) и третий (синхронизация) должны быть активированы. Далее идет вкладка «Нормализация». Тут достаточно убедиться, что соответствующий флаг не стоит, то есть губительная для звука функция нормализации не задействована. Настройки в последующих вкладках меняем по вкусу, поскольку непосредственно к извлечению аудиоданных они отношения не имеют. По завершении этого этапа и нажатия OK начинаем следующий: из главного окна программы заходим в EAC > Параметры дисковода и открываем первую вкладку «Метод извлечения». Тут выбираем «Достоверный режим» и убеждаемся, что флаг на опции Accurate Stream стоит, тогда как две другие фичи (кэширование аудиоданных и сообщения об ошибках С2) должны быть дезактивированы. Во вкладке «Чтение» необходимо задать алгоритм извлечения. Для этого вставляем в привод любой CD и запускаем процедуру автонастройки. Дождавшись результата, следуем в соседнее подменю «Смещение и скорость», где выставляем значение смещения (offset) в семплах, вносимое приводом при считывании данных. Использовать подобную коррекцию необходимо, иначе копия диска не будет совпадать с оригиналом по длине треков. Требуемое значение смещения определяется встроенным в EAC тестом либо берется из таблицы на сайте www.accuraterip.com/driveoffsets.htm. В итоге всех настроек ваша связка из оптического привода и программы EAC готова к точному граббингу — конечно, при условии, что компакт-диски не будут иметь явных повреждений рабочей поверхности. Осталось сделать самую малость. Идем в EAC > Параметры сжатия. На первой вкладке выбираем формат кодирования — «Конвертер PCM Microsoft» и формат дискретизации — «16 бит, 44,1 кГц, стерео». Наконец, чтобы не вбивать названия треков самостоятельно, перед граббингом каждого CD можно запрашивать информацию из сетевой базы данных. Если компакт-диск фирменный или лицензионный, то по нему в Интернете почти гарантированно будет вся нужная информация, впоследствии облегчающая каталогизацию коллекции на винчестере. Соответствующие настройки находятся в разделе EAC > Параметры freebd и базы данных EAC. По большому счету, там нужно лишь указать любой рабочий e-mail, иначе доступ к базе будет закрыт. Вот теперь все готово! И начинается самое главное: перенос содержимого твоих компактов. По очереди вставляем диски в привод, запрашиваем названия альбома и композиций из Сети нажатием Alt+G и запускаем конвертацию в WAV. Если все было сделано правильно, то на выходе должны получаться файлы, технически и на слух неотличимые от оригинальных треков на CD. Собственно, после граббинга программа и так сообщит об успешном завершении процесса. Раз точность извлечения составила 100%, значит, никаких ошибок не допущено.

audiograbbing-04.jpg

audiograbbing-05.jpg

Какой выбрать привод?

Марка и модель оптического привода принципиального значения не имеют, если это современный продукт от известного производителя. Поскольку компьютерные CD-драйвы практически исчезли с прилавков (исключение составляет разве что внешний девайс Plextor Premium2 с явно неадекватной ценой), то для граббинга придется использовать устройство наиболее распространенного класса DVD-RW. В этом нет ничего страшного, если программа-граббер EAC настроена корректно. Достойных кандидатов много, поэтому выделим парочку — Asus DRW-2014 и Pioneer DVR-217

audiograbbing-02.jpg

Граббинг SACD и DVD-Audio

На данной теме мы особо останавливаться не будем, поскольку оба формата практически ушли в небытие и людей, скопивших большие коллекции подобных дисков, в действительности не так уж и много. Если же, тем не менее, они захотят перенести эти записи на винчестер компьютера или NAS-сервера, чтобы в дальнейшем с удобством прослушивать их через ту же персоналку или сетевой медиаплеер, то сообщаем: SACD не поддаются прямому граббингу. Дело тут не столько в отсутствии умельцев, сколько в том, что сам цифровой поток, основанный на принципе широтно-импульсной модуляции (DSD, Direct Stream Digital), может декодироваться только специализированными чипами, которые встречаются в блочных проигрывателях и другой стационарной аппаратуре. Компьютерные же приводы способны прочитать лишь CD-слой, а он по качеству ничем не лучше обычных CD-DA. Напомним, что почти все диски SACD выпускаются двухслойными. Один слой — это привычный CD, он позволяет послушать запись на неспециализированных устройствах, второй же — тот самый многоканальный DSD-слой высокого разрешения. Единственный способ заполучить его копию — забрать сигнал с аналоговых выходов блочного плеера в компьютер, а потом сжать полученные данные в подходящем формате вроде DTS-CD. Само собой, про соответствие копии оригиналу в таком случае можно даже не заикаться, качество теряется безвозвратно. А вот с извлечением информации с DVD-Audio проблем нет: весь процесс выполняется при помощи одной-единственной программы Imtoo DVD-Audio ripper. Стоит она $ 30, официальный сайт разработчика — www.imtoo.com.

Оцифровка винила

В этом самом месте мы рискуем нарваться на тазик тухлых помидоров, катапультированный в нашу сторону за прямо-таки кощунственное предложение перевести аудиофильский винил в какую-то там «цифру». Спорить с фанатично настроенными любителями данного носителя мы не намерены, поскольку для многих из них винил — это не только теплый аналоговый звук, но и церемония, помогающая настроиться на прослушивание: взять в руки и распаковать пластинку, обработать ее антистатиком, положить на опорный диск, опустить тонарм… После же оцифровки нужда в подобных манипуляциях исчезает. Однако и цифровые слепки могут сохранить всю теплоту и обертональную палитру исходников: как показывает практика, при слепом прослушивании немало почитателей аналога принимают хорошо сделанные копии за оригинал. Следовательно, если в виниле вас привлекает исключительно его звучание, а сопутствующие процедуры кажутся жутким анахронизмом, то перевод в цифровую форму будет наилучшим решением, способным к тому же сохранить записи на века. Пластинка к тому времени, скорее всего, окажется безумно заезженной.

Какую выбрать вертушку?

Оцифровка винила — дело гораздо более ответственное, чем простое его воспроизведение, а потому и требования к вертушке предъявляются более жесткие. Говоря обобщенно, это должна быть качественная модель, максимально точно откалиброванная. Если у вас уже есть такая, то достаточно ее проверить — и можно начинать. А коли покупка LP-проигрывателя еще только предстоит, то вот несколько подходящих кандидатов.

Начальный уровень ($ 1000) — TechnicsSL-1200 MK5 + Goldring 2500
Средний уровень ($ 3000) — VPIScout + DynavectorDV-20XL
Высокий уровень ($ 10 000) — Michell Orbe + Ortofon Winfield MC

Основные правила

Для оцифровки винила необходим аудиотракт высокого класса — бюджетные решения не в состоянии передать всю полноту звучания достойно отпечатанных грампластинок. Все компоненты тракта должны быть сбалансированы, иначе начнет действовать принцип слабого звена: применение посредственного LP-проигрывателя и дешевого звукоснимателя, некачественных и/или слишком длинных кабелей либо недостаточное внимание к выбору оцифровщика может сказаться на результате самым плачевным образом.

Чем меньше звеньев в цепи, тем лучше.
Старайтесь обходиться без коммутаторов и микшерных консолей. Идеальное подключение — непосредственное, между фонокорректором и рекордером
Не экономьте место на винчестере. Запись должна осуществляться с максимальным разрешением, на которое только способно оборудование, но не ниже чем 24 бит / 48 кГц (оптимально 24 бит / 96 кГц). Это позволит сохранить больше нюансов звучания.

Запись может производиться как на специализированный аудиорекордер из числа студийных моделей, так и на компьютер с хорошей звуковой картой внутри. Первый вариант обходится значительно дороже, зато проще в управлении и стабильнее в работе: вероятность испортить копию программным сбоем или наводками, которые генерируются внутренними компонентами системного блока, в случае с рекордером ничтожно мала. В активе же компьютера — гибкость и относительно невысокая стоимость (персоналка есть почти у каждого, остается лишь докупить подходящую аудиокарту). Однако в обоих случаях результат может быть одинаково высок.

Автономные рекордеры

Korg MR-1000 (48 000 руб.).

audiograbbing-06.jpg

Компактный, но очень серьезный рекордер для небольших студий. Запись может осуществляться в PCM с параметрами до 24 бит / 192 кГц либо в DSD (до 5,6 МГц). Оцифровкой занимается чип Burr-Brown PCM4202. Подключение источников сигнала возможно в том числе и в балансном режиме. Данные сохраняются на встроенный винчестер емкостью 40 Гбайт и переносятся в компьютер для последующего редактирования через порт USB 2.0.

Tascam DV-RA1000HD (105 000 руб.).

audiograbbing-07.jpg

Это самый настоящий студийный мастер-рекордер легендарной марки Tascam. По своим базовым возможностям и качеству записи он не сильно отличается от Korg MR-1000 (разве что жесткий диск имеет объем 60 Гбайт), а вдвое более высокая цена обусловлена наличием встроенного «резака» для DVD/CD и множества сугубо профессиональных примочек, которые для оцифровки винила не особо-то и нужны.

Звуковые карты для ПК

E-Mu 1212M (6800 руб.). Несмотря на почтенный возраст и потуги конкурентов, эта звуковая карта профессионального подразделения Creative по-прежнему остается одной из лучших в своем классе. Она обладает очень качественным аудиотрактом, в том числе записывающим: отношение сигнал/шум 120 дБ, динамический диапазон 115 дБ, гармонические искажения 0,0003%.

Asus Xonar Essence STX (6500 руб.). Выпуском звуковых карт компания Asus начала заниматься не так давно, но ее изделия быстро попали в группу лидеров. В частности, аудиофильская модель Asus Xonar Essence STX по ряду характеристик чуть-чуть превосходит даже легендарную E-Mu 1212M. При этом с потребительской точки зрения Asus Xonar Essence STX удобнее и проще в управлении, да к тому же вставляется в более современный слот PCI-E (E-Mu 1212M — в обычный PCI). Однако есть у нее один нюанс: она не допускает балансного соединения, зато оборудована очень достойным усилителем для наушников. Подробности - в первом номере бумажного журнала hi-fi.ru (01/2010)

Софт для записи

Здесь подойдет любой приличный звуковой редактор, поддерживающий запись с параметрами хотя бы 24 бит / 96 кГц и умеющий корректно вычищать в автоматическом режиме щелчки, вызванные дефектами пластинки и статикой. Важное замечание – пользоваться подобной чисткой желательно только в крайних случаях, поскольку есть шанс вместе со щелчками полностью «убить» микродинамику и тонкие нюансы звучания. В результате оцифрованный «первопресс» будет звучать, как плохо сделанный файл МР3. В качестве примера удачных программ приведем Adobe Audition 3 (www.adobe.com) и Steinberg семейства WaveLab 6 (www.steinberg.net). С другой стороны, они не очень-то дешевы, пусть и чрезвычайно функциональны. Из бесплатных звуковых редакторов следует выделить в первую очередь Audacity (audacity.sourceforge.net).

В каком формате хранить записи?

При наличии свободного места на жестком диске все копии CD-DA и оцифрованные треки с винила можно хранить в виде файлов WAV с параметрами 16 бит / 48 кГц и 24 бит / 96 кГц соответственно. Ужать размер архива примерно в два раза поможет алгоритм компрессии без потерь (он же Lossless) — либо FLAC (flac.sourceforge.net), либо Monkey’s Audio (www.monkeysaudio.com). Если прослушивание записей будет происходить через компьютер, то спокойно задействуй любой из них, на качество звучания это никак не повлияет. Для специализированных же устройств нужно выбирать поддерживаемый ими формат, которым, вероятнее всего, окажется FLAC. На всякий случай напомним, что МР3, WMA, OGG и прочие алгоритмы сжатия с потерями в принципе не годятся для хранения серьезной музыкальной коллекции, поскольку заметно портят звук.


Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: