Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате

Зачем был изобретен этот странный «винил»?

Гибкие пластинки или флекси-диски пользовались большой популярностью начиная с 60-х годов прошлого века и вплоть до начала 90-х. Уступая по качеству звучания и долговечности виниловым пластинкам, они обладали другими уникальными качествами, которые обеспечили им многомиллионные тиражи. Вспомним об этих особенностях и вехах в истории этого уже почти забытого формата записи аудио.


Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате


С чего всё началось

История возникновения гибких пластинок отличалась у нас в стране и на западе. У нас всё началось с “музыки на костях” – кустарных аудиозаписей на использованных рентгеновских снимках. Эти пленки были сравнительно широко доступны и подходили в качестве основы для нарезки звуковых дорожек. Для записи использовали самодельные рекордеры – наша земля всегда славилась умельцами. Конечно, качество записи на таких пластинках, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Кроме того, из-за высыхания эмульсии на верхнем слое такой плёнки, со временем такие “пластинки” деформировались, скручиваясь в трубочку, и не отличались долговечностью. Однако, при отсутствии в 50-х годах массового распространения магнитофонов, “музыка на костях” была практически единственной возможностью познакомиться со многими зарубежными хитами того времени.

Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате

В западных странах первые массовые тиражи гибких пластинок стали появляться в начале 50-х годов прошлого века в Великобритании – примерно в то же время, что и “музыка на костях” здесь. Но, в отличие от кустарных пластинок на рентгеновских снимках, это, конечно, был продукт фабричного производства. Впрочем, этот факт не сильно помог таким записям с качеством звучания. Прорыв здесь случился в 1962 году, когда компания Evatone предложила новое оборудование для прессования гибких пластинок, в основе которого лежали многолетние разработки основателя компании Эвана Эванса (Evan Evans) и его сына. С помощью прессов Evatone удалось не только добиться более качественного звучания флекси-дисков, но и обеспечить довольно высокую производительность, достигающую нескольких тысяч пластинок в час с одного станка. Технологии, разработанные компанией Evatone, применялись вплоть до конца прошлого века, когда производство гибких пластинок было совсем прекращено.



Неочевидные преимущества и перспективы

Итак, в 1962 году компания Evatone патентует гибкую пластинку под фирменным названием «Evatone Soundsheet». В процессе производства используется поливинилхлорид – на плёнке из этого материала отпечатывается звуковая дорожка. Такие пластинки были не только гораздо легче виниловых дисков, требовали меньше материала для своего производства и, как следствие, отличались низкой себестоимостью, но и позволяли за счет гибкости сопровождать аудиозаписями печатную продукцию – пластинки просто вкладывались между страницами журнала. В результате, этот формат идеально подходил для различных промо-акций, рекламы и аудиоприложений к журналам.

Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате

Так, в СССР большой популярностью пользовался журнал «Кругозор», выходящий ежемесячно с 1964 года, каждый номер которого сопровождался гибкой пластинкой с несколькими музыкальными композициями. Спустя четыре года на свет появилось дополнение к «Кругозору», ориентированное на детскую аудиторию – журнал «Колобок», который также сопровождался гибкими пластинками со сказками и музыкой.

Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате

Кроме того, технологии гибких пластинок породили такой вид мультимедийной продукции как аудиооткрытка. На верхний лаковый слой почтовой открытки, например, с поздравлением с Днём рождения, наносилась аудиодорожка с подходящей музыкальной композицией, либо с личным голосовым поздравлением, которое можно было записать в специальных студиях, оказывающих подобные услуги.

Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате

Наконец, во второй половине 70-х годов прошлого века гибкие пластинки в виде приложений к специализированным печатным изданиям использовались даже для тиражирования программ для набирающих в то время популярность первых действительно персональных компьютеров ZX Spectrum, Commodore 64 и других. Гибкая пластинка, записанная со скоростью вращения 33⅓ об./мин., вмещала до 4 Кб данных, а для загрузки информации в компьютер, оснащенный лишь ленточным приводом, содержимое пластинки необходимо было переписать на аудиокассету.


Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате

Любопытные исторические факты, связанные с гибкими пластинками

Популярности флекси-дисков в начале их истории весьма поспособствовала легендарная ливерпульская четвёрка. С 1963 по 1969 год Beatles выпускали для своих поклонников на гибких пластинках так называемые рождественские альбомы, на каждом из которых была записана не только музыкальная композиция, но и обращения музыкантов группы к слушателям. К Рождеству 2017 года на лейбле Apple вышел коллекционный бокс-сет на виниле с этими записями.

Факт Гибкие пластинки помогли в 1968 году Ричарду Никсону стать президентом США. В рамках предвыборной кампании избирателям в ключевых для кандидата штатах были разосланы более миллиона флекси-дисков с речью Никсона. Подобное личное обращение к каждому избирателю безусловно отразилось на результатах голосования.

В 1972 году в верхние позиции чартов ворвался легендарный альбом Дэвида Боуи «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars». Спрос на пластинку был настолько велик, что лейбл RCA Records не мог обеспечить необходимые для его удовлетворения тиражи обычного винила. Выход из ситуации нашли в дополнительном тираже альбома на гибких пластинках DynaFlex – этот носитель был более плотным, чем флекси-диски, однако, был на четверть легче и тоньше обычной для тех лет виниловой пластинки.

Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате

Группа ABBA на пике своей популярности тоже экспериментировала с гибким форматом, выпустив «ABBA / Live 77» – гибкую пластинку с золотистым покрытием, с одной стороны которой были записаны треки из австралийского тура группы 77 года. Интересно, что этот релиз был адресным – пластинку раздавали в качестве подарка детям, которые от имени издательского дома Jultidningsförlaget продавали на Рождество книги, газеты и журналы.

Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате

Запомнилась и масштабная рекламная кампания McDonald’s, проводившаяся в конце 80-х годов прошлого века, в которой использовались гибкие диски. Называлась она «The $1,000,000 Menu Song». Специально нанятый коллектив музыкантов исполнял ремейк хита 1974 года «Life Is a Rock (but The Radio Rolled Me)» – на музыку этой композиции был наложен полный текст меню McDonald’s. Вот только исполнители постоянно сбивались и никак не могли закончить песню. Множество таких попыток было записано на флекси-диски и издано огромным тиражом 78 миллионов экземпляров, но лишь на одной из пластинок была записана версия, где меню было пропето без ошибок до конца. Флекси раздавались посетителям в ресторанах сети, а выигравшему, то есть, получившему ту самую пластинку, причиталось ни много, ни мало – миллион долларов!

Счастливой победительницей этой оригинальной лотереи, продлившейся несколько месяцев, стала Шарлин Прайс из городка Галакс в штате Западная Вирджиния. Получив призовые, она исполнила свою мечту – купила магазин, в котором работала продавщицей.


Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате

Возрождение возможно?

Сегодня мы наблюдаем виниловый ренессанс, когда продажи изданий альбомов на виниловых пластинках год от года растут. Возрождается интерес и к релизам на магнитной ленте. Быть может, гибкие пластинки тоже восстанут из пепла? В эпоху цифрового аудио, YouTube, Instagram и стриминга музыки промо-потенциал этого формата совершенно неактуален. Печатных изданий становится с каждым годом всё меньше, так что перспектив у аудиоприложений на гибких пластинках здесь тоже нет. При этом, остаются на месте все недостатки формата – сравнительно невысокое качество звучания (виниловый ренессанс вызван в основном именно высоким качеством звучания пластинок), недолговечность и быстрая деградация записей, а также повышенный шум при воспроизведении. По этим причинам мы бы не стали ставить на эту лошадь.

Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате

Однако, судя по всему, не все придерживаются этого мнения. К примеру, в 2010 году возобновила производство флекси-дисков компания Pirates Press. Несмотря на своё символичное название, фирма выполняла заказы многих музыкальных инди-лейблов и даже таких известных исполнителей, как Джек Уайт и Foo Fighters. Глава компании Эрик Мюллер (Eric Mueller) убежден, что у формата сохранился промо-потенциал – никому не придет в голову издавать промо-записи на виниле, а на гибкой пластинке – почему бы и нет. Что же касается конкуренции с «цифрой», то Мюллер считает, что в аналоговом промо есть своя эксклюзивность. Причем, компания Pirates Press вовсе не одинока – не так давно производство гибких пластинок начал независимый итальянский рекорд-лейбл PizzaDischi в сотрудничестве с другой звукозаписывающей компанией European Slimer Records.

Гибкие пластинки — всё о канувшем в лету формате

Так что, есть шанс, что флекси-дискам удастся найти своё место под солнцем – массовым, как это было в 70-х, этому формату уже не стать, но в качестве определенной аудиоэкзотики спрос на гибкие пластинки вполне может быть.



Интересную информацию о виниловых пластинках – от истории разработки до особенностей производства, хранения и воспроизведения, вы можете найти здесь.




22 января 2022 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

3.25