Форма и содержание
Тест напольных акустических систем в диапазоне 110 000—130 000 руб
При покупке такой габаритной и заметной в помещении вещи, как напольная акустика, часто руководствуются не только техническими параметрами и звучанием, но и внешним видом АС. Стильные красавцы в рояльном лаке или эксклюзивном шпоне состязаются со скромнягами, сделанными с акцентом на функциональность, и тут нет стопроцентно верного выбора в пользу внешнего или "внутреннего".
Сказанное отнюдь не означает, что с анализа конструктивных решений и оценки звучания мы переключаемся на определение степени привлекательности компонентов, за которую им простятся любые огрехи. И все же не будем лукавить - частенько выбор осуществляется не только ушами, но и глазами, а отличная отделка и продуманный дизайн потенциального приобретения являются для многих вескими аргументами в пользу покупки. Винить в этом людей трудно - от природы визуальная составляющая для нас наиболее важна. Конечно, любитель качественного звука с достаточным опытом и стажем своего аудиохобби легко предпочтет простой и неброский (но правильно и функционально сделанный) аппарат или акустику ярким гламурным моделям. Но даже самые упертые аудиопуристы не вполне свободны от простительного удовольствия - наслаждения при созерцании красиво сделанной изысканной вещи. В этом тесте при "голосовании глазами" участники как раз поделились на две равные части - три очень красивые дизайнерские пары и три с внешностью попроще. Причем результаты с точки зрения конструкции и звучания оказались неоднозначными и в том и в другом случае.
Отдельной особенностью сравнения стал использованный комплект электроники (главным образом, интегрированный усилитель) французской фирмы StormAudio. Конструктивной изюминкой упомянутого аппарата является возможность плавной регулировки выходного сопротивления для оптимального согласования с различной нагрузкой. Тест показал реальную полезность и нужность такой опции, а заодно несколько ослабил классическую претензию, предъявляемую к самой идеологии сравнительных испытаний. Критики этого жанра слуховой экспертизы частенько повторяют, что подход, выстраиваемый вокруг одинаковых условий прослушивания, имеет не только очевидные системные плюсы, но и столь же очевидные минусы, связанные с невозможностью оптимального подбора окружения к тестируемым компонентам, вследствие чего их почерк и достоинства не раскрываются в полной мере. Оставляя в стороне долгий разговор о методиках тестирования и их правильности, все же замечу, что наличие усилителя, подобного StormAudio IA2.120, как минимум позволяет снизить или совсем снять проблему согласования импедансов, что уже можно считать за половину дела.
Приведенные цены являются ориентировочными
Тестовая система
1. CD-проигрыватель - StormAudio CD 100
2. Интегрированный усилитель - StormAudio IA2.120
3. Межблочные и акустические кабели - Analysis-Plus
Тестовый материал
1. Г. Ф. Телеман, "Концерты для деревянных духовых инструментов" (DHM, 05472 77367-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, "Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа" (Telarc, 80614)
3. "Baroque Favourites" (EMI, CDB 7 62777 2)
4. Н. А. Римский-Корсаков, Симфония № 2 "Антар" (DG, 423 605-2)
5. Ф. Шуберт, Симфония №. 4, D 417 "Трагическая" (RCA, 09026 63943 2)
6. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор "Аппассионата" (DG, 457 296-2)
7. The Who "Quadrophenia" (Polydor, 531 971-2)
8. AC/DC "The Razors Edge", remastered (Epic Rec., 510771 2)
9. Accept "Balls to the Wall" (BMG remastered, 74321 932142)
10. Grave Digger "Knights of the Cross" (GUN, 74321 58069)
Monitor Audio Gold GX200
Цена – 130 000 руб.
Совсем недавно, в мартовском номере журнала за 2013 год, был помещен отчет о тестировании двухполосных полочников Monitor Audio Gold GX100. И вот сейчас мы имеем дело с напольной акустикой той же серии, оснащенной очень похожими фирменными динамиками, но имеющей трехполосную конструкцию и роскошную эксклюзивную отделку.
Акустика Monitor Audio собирается и настраивается по отлаженной схеме, дающей хорошо предсказуемые результаты. В частности, выводы нашей инструментальной экспертизы по трем недавним моделям верхнего ранга — двум Gold GX и полочным Platinum PL100 — дают сходный общий характер и близкие цифры абсолютных значений. Колонки Monitor Audio неизменно демонстрируют ровную настройку, адекватное поведение в смысле искажений на малых и умеренных уровнях сигнала и четкий выход за границу приемлемого для жестких режимов прослушивания с высокими уровнями. Фирма выстраивает отчетливую траекторию оптимального и достаточного сочетания параметров. Традиционный материал для диффузоров динамиков — магниево-алюминиевый сплав с керамическим покрытием (в басовиках «платиновых» Monitor Audio он используется в двухслойной композитной структуре с прокладкой из номекса, у прочих фирменных АС дело ограничивается чисто металлической мембраной с радиальной насечкой в целях жесткости), а также подход к выбору магнитов дают прогнозируемый звук. У старших моделей он приправлен толикой аристократического лоска, а у младших достаточно непосредственен, но все равно неизменно лежит в едином русле по части обращения с тембрами, их насыщенности, соотношения тон/шум, обработки динамических всплесков и других важных аспектов динамики и музыкальной адекватности. Monitor Audio Gold GX200 оснащены двумя 5,5-дюймовыми басовиками, 4-дюймовым среднечастотником и ленточным ВЧ-излучателем. Все динамики крепятся к корпусу длинными сквозными болтами, выходящими на заднюю стенку. Округлые корпуса с внутренними перегородками изготовлены из ДВП толщиной 20 мм и имеют превосходную отделку «лаковое эбеновое дерево» — благородный шпон с крупным рисунком, покрытый прозрачным глянцевым лаком. Традиционно для старших моделей Monitor Audio в облике колонок имеется яркая деталь — полированная нержавеющая сталь декоративных прижимных колец динамиков, заделанных в корпус заподлицо. Среднечастотник, судя по звуку, находится в отдельной камере, оба басовика работают на небольшой порт фазоинвертора, выведенный в нижнюю часть задней панели. На его круглое горло нанесены множественные продольные борозды — антитурбулентная насечка. Две пары очень приличных акустических терминалов установлены на металлической пластине, внутренняя разводка, видимая через короткий порт фазоинвертора, выполнена серебряным кабелем в прозрачной изоляции, бивайринговые перемычки тоже сделаны из кусочков этого кабеля. Внутри корпуса на передней панели уложен слой акустического поролона. Цельные металлические решетчатые грили на магнитах закрывают весь фасад АС сверху донизу.
Воспроизведение музыки колонками Monitor Audio Gold GX200 в целом следует охарактеризовать как спокойное, не содержащее каких-либо патологий, но и не отличающееся повышенной детальностью. Быстрые фрагменты играются внятно и энергично, с неплохим развитием мелодических линий и направленностью. Бас скорее умеренный по отдаче и разрешению, немного мягкий, но без склонности к выпиранию или бесформенному гудению. Атака и верхушки звуков аккуратно скруглены, в типичном фирменном стиле. Не исключено, что подобную известную нам манеру ленточников Monitor Audio передавать верхний регистр можно считать спасением при прослушивании современных ярких записей (особенно некоторых модно «кислотных» или просто отличающихся заметной компрессией). В собранной для теста системе акустика исполнила энергичный рок весьма увесисто и телесно, хотя иногда немного линейно. Но любители классического саунда 80-х и «простой атмосферы честного металла» не будут разочарованы.
Результаты измерений
Графики, демонстрирующие поведение модуля импеданса и АЧХ (рис. 1 и 2 соответственно), не требуют особых комментариев в силу отсутствия проблемных зон. Входное сопротивление Monitor Audio Gold GX200 стабильно в большей части звукового диапазона частот, минимальное значение составляет 3,5 Ом, максимум в 18,1 Ом приходится на басовую область. Частотные искажения в верхней середине и на ВЧ, кроме двух верхних октав, малы. Разброс чувствительности относительно среднего значения (87 дБ, 1 Вт / 1 м) тут не превышает ±1 дБ. Положительный дисбаланс в самом верху устраняется разворотом осей излучения относительно слушателя. Нижняя граничная частота выглядит неплохо для используемых небольших драйверов — 37 Гц (–10 дБ), хотя картину портит заметный рост искажений в басовой области уже на средних уровнях громкости (рис. 3). В остальных частотных диапазонах при такой же мощности подводимого сигнала акустика не привносит существенных нелинейных искажений. Среднее значение КНИ при звуковом давлении 88 дБ составляет 0,31%.
Паспортные данные:
Название – Monitor Audio Gold GX200 | Частотная характеристика, Гц – 35—60 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 3 (алюминиево-магниевые драйверы с керамическим покрытием C-CAM®: НЧ – 2 х 13,75 см, конусы RST, СЧ – 10 см, конус RST, ВЧ – ленточный; частоты раздела 400, 2600 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 95,1 x 17 x 30 | Масса одной колонки, кг – 22,2
Результаты инструментальной экспертизы
87
0,8
1
0,31
0,45
18,1 (64)
3,5 (125)
6,1
63 / 46 / 37
Оценки
+ | подача без резкости, достаточная насыщенность в информативно важной середине, изысканный дизайн | - | нюансы тембров нивелированы, сложные записи звучат «разрозненно», в академической музыке в пиках заметны искажения |
Вывод:
Вполне фирменный звук, отличающийся хорошей ритмичностью и разделением мелодических линий, но при этом чуть матовой и округлой подачей с приглушением драматизма. Из жанровых предпочтений Monitor Audio Gold GX200 стоит отметить популярную музыку, в том числе достаточно жесткую.
Focal Chorus 826 V W
Цена – 110 000 руб
Очередное поколение акустики серии Chorus с приставкой W в названии было выпущено в честь 30-летия фирмы Focal-JMlab (отмечавшегося в 2008 году). Отличительным свойством этого варианта стало использование на басу и в средней полосе знаменитого ноу-хау Focal — W-сэндвичей из стекловолокна, принесших заслуженную славу старшим моделям высокотехнологичного французского бренда.
В Focal отмечают, что внешность Chorus 826 V W обязана своим происхождением их традиционному партнеру в области дизайна — парижской студии Pineau & Le Porcher, создавшей выразительные очертания для линеек Electra и Utopia. Эксклюзивное оформление, в частности, включает в себя отделку боков корпусов красным лаком Imperial Satin Red, снова вызывающим ассоциации со старшими моделями. Наш же конкретный экземпляр оказался декорирован более сдержанно, целиком в черном лаке и с акриловой передней панелью. Известные гамма-профили корпусов с непараллельными расширяющимися вперед стенками тут заменены более простыми по исполнению V-формами с сохранением идеи непараллельности и гашения стоячих корпусных резонансов. Стенки из MDF имеют толщину от 20 до 25 мм, внутри установлены распорки, подиумы под АС — литые алюминиевые.
Фирма изменила бы себе, поставив на ВЧ что-то отличное от инвертированного купола. Но тут он тоже попроще — из алюминиево-магниевого сплава (кстати говоря, излюбленного материала в бюджетных современных моделях другой компании, к которой я испытываю неизменную симпатию, — JBL). Производитель отмечает, что осознанно не использовал охлаждающую ферромагнитную жидкость для ВЧ-динамика. Твитер вмонтирован в обрамление из массивного серо-стального алюминия в виде вертикального элемента. А «ответный» ему элемент располагается внизу колонки, на нем выгравирован логотип фирмы. На нижней и средней полосе обнаруживаются знаменитые фирменные W-сэндвичи (3-го поколения, как во всех текущих моделях), одинакового диаметра 6,5 дюйма, но с разной конструкцией защитных колпачков. Подрезанные по бокам края корзин динамиков прикрыты блестящим синтетическим материалом, который, помимо визуального эффекта, должен обеспечивать гашение паразитных отражений. Сзади у АС есть только пластиковая коммутационная панель с одной парой довольно простых клемм.
Устойчивый постамент трапецеидальной формы отделен от корпуса невысокими ножками, и в образуемое пространство смотрит большой круглый порт фазоинвертора. Второй порт, поменьше диаметром и с очень глубоким горлом, плотно забитым белым акустическим поролоном, выведен на переднюю панель под нижним вуфером. Несмотря на несколько простоватый внешний облик, вызвавший опасения, что колонки предназначены больше для мощного, но далекого от утонченности домашнего кинотеатра, чем для классического аудио, Focal Chorus 826 V W оказались эмоционально очень состоятельной, чуткой и музыкальной акустикой и оставили после себя самые положительные впечатления.
Фирменный почерк — легкость, полет и непринужденность, вместе с точным нижним регистром, — не покинул эту пару, проявляясь в ажурных инструментальных письменах, хороших легких касаниях смычков барочных скрипок, игольчатом верхнем регистре с четкой фактурой и многом другом. Focal — это Focal, и этим все сказано, особенно когда компании не жаль задать основу филигранного звука и поставить в АС одни из лучших существующих низкочастотных динамиков — W-сэндвичи. Chorus 826 V W звучат тонально сбалансированно и выдают цельные индивидуальные тембры с нюансами, полностью адекватными ожиданиям в данном ценовом диапазоне. Отдельно нужно упомянуть раскрепощенность и гибкость академического вокала, а также чистые объемные форте и общую связность изложения у БСО. Рок и металл играют отменно в смысле драйва и чувства саунда (как и разные оркестры в академической музыке). Отличный результат — и снова отмечу (как в прошлых индивидуальных тестах напольных и полочных моделей серии Electra): в целом выше своей цены.
Результаты измерений
Поведение модуля входного импеданса колонок Focal Chorus 826 V W в целом следует признать стабильным, но при выборе усилителя нужно учитывать, что минимальное значение рассматриваемого параметра составляет 2,8 Ом и отклонение фазового угла в этой области достаточно велико (рис. 1). Частотная характеристика выглядит просто замечательно (рис. 2). Неравномерность в среднечастотном диапазоне не превышает ±0,7 дБ. Чувствительность системы равна 90 дБ. Эти показатели рекордные в нашей подборке. Акустика имеет очень широкую направленность звучания, что значительно расширяет ее инсталляционный потенциал. Нижняя граничная частота, по спаду характеристики –10 дБ, фиксируется на отметке 35 Гц. АС обладают крайне малым уровнем нелинейных искажений. Особенно стоит отметить незначительный прирост этого коэффициента в сложной низкочастотной области с увеличением уровня звукового давления (рис. 3). Среднее значение КНИ для диапазона частот 100—10 000 Гц при 88 дБ составляет 0,29%.
Паспортные данные:
Название – Focal Chorus 826 V W | Частотная характеристика, Гц – 45—28 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 16,5 см, композитные стекловолоконные конусы, СЧ – 16,5 см, композитный стекловолоконный конус, ВЧ – 2,5 см, инвертированный алюминиево-магниевый купол; частоты раздела 300, 3000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 2,9) | Чувствительность, дБ – 91,5 | Габариты одной колонки, см – 103,8 x 28,2 x 37,5 | Масса одной колонки, кг – 25,8
Результаты инструментальной экспертизы
90
0,7
1,5
0,29
0,21
24,9 (27)
2,8 (110)
8,3
58 / 48 / 40
Оценки
+ | очень корректный настрой и передача эмоций в музыкальных записях, полная жанровая универсальность, масштаб и точность | - | натуральные тембры немного светлые, акустические терминалы и некоторые моменты в отделке могли бы быть получше |
Вывод:
Акустика, демонстрирующая, что даже в своих младших линейках компания Focal стремится сохранить базовые ценности — гибкость, пластику, точность реакции, эмоциональность и мощь. Разрешение у Chorus 826 V W похуже, чем у старших моделей фирмы, и есть пара мелких огрехов, но музыкальность на высоте.
ProAc Studio 140 Mk2
Цена – 119 000 руб.
Индекс Mk2 в названии верхней модели серии Studio с номером 140 говорит о том, что это вторая версия, обновленный вариант напольников — в прежних корпусах, но с новыми динамиками и кроссовером. Обычная для компании ProAc лаконичная классичность форм и отделки тоже на месте и столь же позитивно воспринимается, несмотря на отсутствие дизайнерских ухищрений.
Довольно узкие передние панели Studio 140 Mk2 несут на себе три динамика — твитер с шелковым куполом и широким алюминиевым фланцем и пару мидвуферов, в соответствии с привычной для ProAc конструкцией в 2,5 полосы. Производитель заявляет, что использованные динамические головки — новые, разработанные по его спецификации норвежской компанией SEАS специально для этой линейки. Диффузоры мидвуферов выполнены из полипропилена с добавлением углеволокна — чтобы добиться одновременно легкости, повышенной жесткости и хорошего внутреннего демпфирования. Небольшие полусферические защитные колпачки, называемые фирмой антирезонансными, сделаны из очень мягкой резины. Некрупные напольные колонки выглядят традиционно сдержанно, в стиле ProAc — никаких округлых корпусов и глянцевого лака, только острые грани и классические прямоугольные формы. Шпон черного ясеня под матовым покрытием имеет красивую натуральную фактуру и тоже смотрится сдержанно и лаконично.
Подставки из 20-мм среза ДСП шпонированы сверху в тон корпусам. Довольно большой порт фазоинвертора с пластиковым горлом на нижней части корпуса выходит не в подиум, как в старших моделях фирмы, а прямо в пол. В подставке выточено рупорное расширяющееся отверстие, продолжающее срез порта, так что в результате формируется цилиндрическая (постоянного сечения) труба с рупорной манжетой на выходе. Немного жаль, что в этой модели фирма ради простоты конструкции отказалась от вывода порта в подставку — это всегда благотворно сказывается на звуке, хотя в любом случае и имеющийся вариант лучше расположения порта фазоинвертора на задней стенке. Самая броская внешняя деталь — две пары качественных клемм производства J.A. Michell Engineering на каждую АС, с перемычками из латунных шпилек с родиевым покрытием. При распаковке колонок, пока они стояли перевернутыми, сквозь отверстие порта фазоинвертора мы смогли рассмотреть маркировку использованных мидвуферов. Они оказались из серии SEAS Prestige, с номером H1577-08 (P18RCY-C). Также внутри есть слои белого акустического поролона, уложенного по всем четырем стенкам.
По прямому контрасту с предыдущим участником теста пара ProAc Studio 140 Mk2 показалась даже чуть матовой, более сдержанной и спокойной, с менее открытой подачей. После первичной перестройки восприятия на иной тип звучания обнаружились большое отношение тон/шум, базовая уверенность подачи, хорошая информативность и четкое разделение инструментальных линий. Внятная структура нижнего регистра позволяет оркестровым виолончелям и педалям органа вступать плотно и не размыто, вполне узнаваемо, бочки ударников в роке тоже привносят необходимый драйв. Верхний регистр ровный и протяженный, без ювелирного блеска, но с достаточно проявленной атакой. По микродинамике эта модель уступает своим более дорогим родственникам (например, отслушанным нами в прошлом году ProAc Response D28), но с учетом цены все выглядит весьма прилично. Оркестр внятный и в целом связный, в классической музыке претензии можно предъявить лишь к некоторой линейности подачи, не довлеющей и не забивающей смысл исполняемого, но все же присутствующей. При воспроизведении рока и металла колонки заметно оживают и отыгрывают предложенные записи живо, драйвово и как будто даже с увеличенным объемом. Нельзя сказать (как уже случилось в этом тесте), что акустика целиком оптимизирована под популярные жанры, включая металл, но все же она несколько больше симпатизирует року и драйву, чем многоплановым сложным сочинениям.
Результаты измерений
Значение модуля импеданса ProAc Studio 140 Mk2 изменяется в небольших пределах от минимума 3,4 Ом до максимума 18,9 Ом (рис. 1). С учетом спокойного поведения электрической фазы акустика не создаст особых проблем для среднестатистического транзисторного усилителя. График АЧХ демонстрирует стабильность в рабочей полосе низких и во всем диапазоне средних частот (рис. 2). Неравномерность в полосе СЧ не превышает ±1 дБ. Заметный положительный дисбаланс в двух верхних октавах убирается разворотом осей, хотя при этом усугубляется небольшой провал в области нижних и средних ВЧ. Акустические системы могут играть разумно громко без слышимых нелинейных искажений. При звуковом давлении 94 дБ (рис. 3, красная кривая) наблюдается заметное приращение значения коэффициента во всей полосе рабочих частот, особенно в басу, хотя тут рост КНИ приходится на участок активного спада чувствительности, а радикальный подъем совпадает с нижней границей рабочего диапазона частот (38 Гц). В широком интервале среднее значение этого коэффициента на громкости 88 дБ составляет 0,37%.
Паспортные данные:
Название – ProAc Studio 140 Mk2 | Частотная характеристика, Гц – 25—30 000 (уровень не указан) | Число полос – 2,5 (НЧ/СЧ – 2 х 16,5 см, конусы из пропилена с добавлением углеволокна, ВЧ – 2,5 см шелковый купол; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 (минимум 3,2) | Чувствительность, дБ – 91 | Габариты одной колонки, см – 104 x 19 x 28 | Масса одной колонки, кг – 20
Результаты инструментальной экспертизы
89
1
1,9
0,37
0,42
18,9 (1600)
3,4 (200)
6,7
54 / 46 / 38
Оценки
+ | cбалансированность звука, проявленные информативные шумы, аккуратный темпоритм, | - | некоторая линейность трактовки академических записей, в пиках середина перегружается басом и теряет прозрачность |
Вывод:
Спокойные АС с выверенной подачей, в целом адекватно воспринимающие самые разные музыкальные жанры, разве что несколько негибкие для сложной симфонической классики и умеренно переносящие пиковые перегрузки. В своем ценовом секторе ProAc Studio 140 Mk2 выглядят весьма достойно.
Sonus Faber Venere 2.5
Цена – 131 000 руб.
В жизни знаменитой итальянской компании в последние годы происходят разные изменения. Во-первых, ее покинул отец-основатель Франческо Серблин и главным разработчиком стал Паоло Теццон. Во-вторых, Sonus Faber теперь входит в состав холдинга Fine Sounds Group, наряду с McIntosh, Audio Research и Wadia. И, наконец, на новом этапе своего бытия фирма выпустила несколько новых серий акустики, в том числе Venere.
Если привязывать новую серию к существующей фирменной табели о рангах, то Venere нужно будет определить как колонки умеренной стоимости для воспроизведения стерео с возможностью интеграции в систему домашнего кинотеатра (соответственно, в ней есть напольники в 3 и 2,5 полосы, полочники и спикер центрального канала). Цена ее находится примерно на уровне семейства Liuto, которое серия Venere заменила в номенклатуре фирмы. Характерный для Venere Collection дизайн позаимствован у совершенно новых громкоговорителей Aida класса ультра-хай-энд «пера» Паоло Теццона. Что касается наших конкретных «Венер», то у них индекс 2.5 отмечает младшие напольники в две с половиной полосы. И первое, что бросается в глаза, — это в высшей степени нетривиальный, запоминающийся облик плюс качество изготовления корпусов, сразу наводящее на мысли о значительно более солидной ценовой категории. И впрямь, распаковывая АС и прикрепляя к ним фигурные подставки из черного тонированного закаленного стекла, вкручивая в гнезда из зеркальной нержавейки массивнейшие точеные алюминиевые конусы-опоры (два задних вкручиваются намертво, два передних — в три раза крупнее и регулируются по высоте) и рассматривая бивайринговые акустические терминалы, отливающие дорогим матовым блеском, невольно думаешь: неужели вся эта роскошь стоит всего 130 тысяч рублей? Самая бесспорно красивая пара в тесте имеет массивные изогнутые кабинеты (в форме лиры), поднимающиеся назад капюшоны верхних крышек и динамики, утопленные в овальные формирователи излучения на передней панели для снижения отражений от боковых стен.
Твитер с крупным тканевым куполом, довольно сильно заглубленный в свой волновод, сделан немецкой фирмой DKM. У двух одинаковых мидвуферов (еще одна конструкция в 2,5 полосы в тесте, помимо ProAc) диффузоры изготовлены из чего-то наподобие плотной прессованной бумаги с гладким черным покрытием. Вогнутые защитные колпачки в вязкой черной мастике — жесткие и непроминаемые. Как следует из доступной информации, используемые разделительные фильтры — преимущественно низшего порядка. Твитер, судя по схемам на сайте производителя, установлен в отдельной камере, между мидвуферами есть перемычки, организующие отдельные частично открытые пространства. Широкие щели нагрузочных портов выведены вперед. Внешне они похожи на выходы трансмиссионной линии, но все же являются портами фазоинверторов.
На первый взгляд звук роскошной пары показался столь же крупным и масштабным, как у нашего лидера — колонок Focal, но заметно более основательным, плотным и очень комфортным за счет смягчения ВЧ. Субъективная наполненность тембров в середине — наивысшая в тесте, однако воздуха все-таки маловато, а атака несколько скруглена. Sonus Faber Venere 2.5 играют вальяжно и неторопливо, без резких акцентов и спонтанных всплесков, хотя неизменно ровно и спокойно. Такая манера больше годится для выразительной ансамблевой музыки и недраматичных жанров, включая академические, но вокально ориентированные или малосоставные. При этом нет никаких проблем с динамическими пиками – БСО «не идет» именно из-за базовой расслабленности подачи, а не из-за грязи на форте. Наверное, это можно попытаться вылечить другим усилением, способным, извините за выражение, взять АС за горло. Мягкий рок получился неплохо.
Результаты измерений
Модуль импеданса и фаза электрического сигнала Sonus Faber Venere 2.5 не самые стабильные в подборке (рис. 1). Максимальное значение импеданса составляет 30,4 Ом, минимальное 3,6 Ом. Однако значение отрицательной фазы не слишком велико. На СЧ график АЧХ полностью укладывается в коридор 2 дБ (с умеренным провалом шириной в октаву в области нижней середины, рис. 2). На высоких частотах отклонения становятся более выраженными, причем при развороте осей от слушателя еще один широкий провал формирует более плоский профиль без локальных всплесков, но углубляется по абсолютному значению. Плавный спад чувствительности на НЧ дает нижнюю граничную частоту 36 Гц (–10 дБ). Система обладает большим запасом динамической мощности, о чем свидетельствует незначительный прирост нелинейных искажений при различных уровнях громкости (рис. 3). Средняя величина КНИ в диапазоне 100 Гц — 10 кГц при уровне звукового давления 88 дБ на 1 м является лучшим в нашем тесте (0,24%).
Паспортные данные:
Название – Sonus Faber Venere 2.5 | Частотная характеристика, Гц – 40—25 000 (уровень не указан) | Число полос – 2,5 (НЧ/СЧ – 2 х 18 см, конусы из бумаги с покрытием, ВЧ – 2,9 см, шелковый купол; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 110,7 x 34 x 43,7 | Масса одной колонки, кг – не указана
Результаты инструментальной экспертизы
87
1
1,7
0,24
0,28
30,4 (3100)
3,6 (110)
8,9
61 / 49 / 36
Оценки
+ | насыщенные тембры, удобный комфортный звук, низкие искажения на высоких уровнях громкости, выдающийся дизайн | - | плохая управляемость баса, жанровая избирательность, нивелирование вспышек эмоций и динамических всплесков |
Вывод:
Не будет большим преувеличением сказать, что в этой акустике Sonus Faber перешла на иные звуковые стандарты, сменив акцент с эмоциональности своих былых моделей на бархатную комфортность подачи в роскошной упаковке.
Audio Physic Classic 20
Цена – 139 000 руб.
Немецкая фирма Audio Physic выпустила новую серию Classic, в которую входят и две напольных модели с индексами 10 и 20. Первая имеет симметричную конфигурацию динамиков на передней панели, а вторая, на 1000 долларов дороже, отличается боковыми вуферами увеличенного калибра. В обоих случаях в виде опции доступен «сэндвичевый» корпус с внешними панелями из толстого стекла.
Элегантная компактная акустика обладает рядом необычных черт в конструкции и отделке. Классическим можно считать крупный мягкий купол твитера диаметром 3 см на подвесе из такой же ткани. Массивный металлический фланец снаружи прикрыт фигурной поролоновой накладкой, вырезанной звездочкой. Выбор среднечастотного излучателя вполне ожидаем для Audio Physic — алюминиевый конус на мягком резиновом подвесе, со своеобразным металлическим колпачком, неподвижно закрепленным на керне магнитной системы. Как явствует из схемы на сайте производителя, среднечастотная головка и твитер установлены в частично изолированной камере, которая соединяется с объемом для басового драйвера через круглое отверстие в горизонтальной перегородке.
А вот дальше начинаются необычные вещи. Низкочастотный излучатель компании Wavecor установлен сбоку (что нормально и привычно для Audio Physic), но его ориентация и акустическое оформление нетипичны. Само акустическое оформление следует считать фазоинверторным, но с рядом модификаций, влияющих на работу НЧ-динамика. С боков в нижней трети кабинетов сделаны окна для вуферов на всю глубину АС. Внутренняя часть камеры для басовика книзу сужается клином, и на этом сужении с одной стороны смонтирован динамик — из того же неизменного алюминиевого сплава, с резиновым подвесом и жестким полусферическим колпачком.
Вследствие его монтажа на наклонной поверхности он получается поставленным под углом к полу. Камера не является полностью закрытой — из нее наружу выходят две узкие пластиковые трубы фазоинверторов, открывающиеся вниз. Толстый кусок натурального звукопоглотителя, прикрепленный к верхней кромке окна с другой стороны корпуса, образует мягкую «попону» или акустический полог, заходя плавным изгибом под трубы. Стенки корпусов сделаны из MDF сантиметровой толщины, но история на этом не заканчивается. Второй слой обещанного антирезонансного сэндвича весьма необычен — панели из 6-мм тонированного белого стекла прикреплены прямо к стенкам и прикрывают верхнюю крышку, переднюю панель ниже блока ВЧ/СЧ динамиков и бока. Последняя необычная деталь — два комплекта съемных грилей на блоке ВЧ/СЧ. Первый вариант — белая лакированная панель с открытыми отверстиями для динамиков. Второй — обтянутая белой сеткой рама, полностью закрывающая блок. И такие же грили с белой сеткой есть для боковых окон вуферов. Акустических терминалов — всего одна пара, WBT Nextgen™.
Звучание Audio Physic Classic 20 показалось мне ясным, звонким и достаточно открытым в верхах и в середине, почти как у Focal, но насыщенным и мягким в низах, как у Sonus Faber. Хорошая, сбалансированная, уверенная подача и чистый крепкий голос без дефектов (только нижний бас иногда представлялся слишком мягким) моментально привлекли внимание. Я очень ценю компоненты, которые способны убеждать своим почерком так, что привыкать к ним совсем несложно, а жить с ними потом — долго и приятно. Непринужденный и естественно свободный темпоритм и раскованное истечение музыки вызывали ощущение четкого второго места в тесте. Классическую музыку колонки исполняют весьма достойно и музыкально, одновременно деликатно и соразмерно, с точным чувством саунда и эмоциональной наполненностью и корректностью. Немного не хватает масштаба и объема в пиках БСО. Отдельной похвалы заслуживают микродинамика — традиционная фишка Audio Physic, и прекрасная дикция вокалистов. Что касается адреналиновых жанров, то Classic 20 играют такие записи «на опоре», с хорошим давлением, но без некомфортной жесткости, с очень вкусными гитарами и разнообразным басом. Строго говоря, акустика показывает немного щадящий вариант металла, но все равно чрезвычайно симпатичный.
Результаты измерений
Импеданс акустической системы Audio Physic Classic 20 весьма стабилен в широкой полосе частот (рис. 1), но величину модуля импеданса не назовешь высокой — ее среднее значение составляет 6,2 Ом, минимум 3,3 Ом. Набег достаточно большой отрицательной фазы в области нижнего и среднего баса заставляет отнестись к выбору усилителя с определенным вниманием. Судя по всему, колонки настраивались под прямое расположение без поворота осей на слушателя. АЧХ содержит два плато — от верхнего баса до средней середины (неравномерность ±1,6 дБ) и достаточно ровную область нижних и средних ВЧ, перемежаемые пиками подъема чувствительности шириной в октаву (рис. 2). Такую картину мы получили при классическом расположении измерительного микрофона на оси излучения твитера. Нелинейные искажения слабо проявляются на средних частотах в широком диапазоне воспроизводимых громкостей (рис. 3). На НЧ и ВЧ прирост КНИ выражен гораздо сильнее, особенно на басу; в целом модель обладает умеренным запасом по подводимой мощности.
Паспортные данные:
Название – Audio Physic Classic 20 | Частотная характеристика, Гц – 34—30 000 (уровень не указан) | Число полос – 3 (НЧ – 18 см, алюминиевый конус с керамическим покрытием, СЧ – 15 см, алюминиевый конус с керамическим покрытием, ВЧ – 3,0 см, мягкий купол; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 105,5 x 17 x 29 | Масса одной колонки, кг – 18
Результаты инструментальной экспертизы
86
1,6
4,4
0,37
0,24
21,2 (24)
3,3 (81)
6,2
49 / 43 / 35
Оценки
+ | отличная микродинамика и цельность изложения, выдающаяся для шелкового купола структура ВЧ, эмоциональная точность | - | некоторая мягкость в средневысоком диапазоне, отражающаяся в нечеткости определенных инструментальных линий (рояль) |
Вывод:
Акустика с грамотно выстроенным звуком, демонстрирующая хорошие пропорции инструментов, баланс тембров и детальность. Моя отдельная благодарность фирме Audio Physic связана с созданием модели, которая не мельчит и действительно адекватно отыгрывает крупную оркестровую форму.
Kudos Cardea C2
Цена – 132 000 руб.
Английская фирма Kudos базово тяготеет к малой акустической форме. За исключением модели Titan T88, отличающейся солидными габаритами, ее колонки выделяются среди других компактностью, гармоничностью пропорций, внешней изысканностью и внутренней утонченной музыкальностью. Миниатюрные напольные Kudos Cardea C2 вполне соответствуют этому правилу.
Cardea C2 — уже третья модель акустики Kudos, участвующая в наших сравнительных и индивидуальных тестах (до этого были представители старшей линейки Cardea C10 и C20). И она обладает целым рядом фамильных черт, присущих продукции фирмы. Это самые маленькие напольники в подборке, ростом чуть повыше пояса взрослого человека, и вдобавок даже не 2,5-полосная конструкция, а минималистская двухполоска с двумя динамиками и одним большим портом фазоинвертора с круглым горлом, выведенным вниз в подставку. Мидвуфер компании SEАS имеет конус из бумаги с покрытием и совсем маленький полусферический жесткий колпачок. Твитер с широким фланцем и легким рупорным углублением — тоже фирмы SEAS, что стандартно для Kudos, которая оснащает свою продукцию только этими норвежскими излучателями; он установлен в отдельной камере. Обычный дюймовый мягкий купол после крупных высокочастотников в колонках Sonus Faber и Audio Physic выглядит совсем миниатюрно. Корпуса из MDF толщиной 18 мм, покрытые очень красивым шпоном — темно-коричневым с желтыми прожилками, — имеют острые грани без попыток скругления. Массивная подставка отделяется от основного кабинета ножками.
На задней стенке корпуса есть только коммутационная панель с одной парой отличных акустических терминалов фирмы Michell Engineering. Собственно, это и все — облик небольших двухполосных АС предельно лаконичен. Но за эту классическую простоту хочется поставить 95 баллов в графе «дизайн», поскольку сделано все очень качественно и вызывает еще более положительные эмоции, чем даже в случае с аналогично сдержанными ProAc Studio 140 Mk2. Компактная акустика не кажется ни излишне субтильной, ни пухленькой или приземистой (при том, что 18-см мидвуфер спокойно помещается на передней панели без обрезания краев корзины, и еще даже остается место — ширина корпуса тут побольше, чем у иных более высокорослых конкурентов). Просто при минимальных габаритах выдерживаются соразмерность и золотые пропорции сторон, известные хорошему дизайнеру.
Возможно, так сложились условия нашего теста и так подобрались его участники (оценки звучания — вещь сравнительная, а не абсолютная), но младшие Kudos Cardea С2 вызвали у меня куда больший восторг, чем их старшие собратья по модельному ряду, отслушанные раньше. Эти отлично сведенные и ладно звучащие малыши продемонстрировали какую-то особенную гармоничность подачи и изысканный прозрачный почерк — как белое вино благородных кровей. Продукция Kudos всегда отличалась аристократизмом звучания, но Cardea C2 выказали не только тонкость и рафинированность, но и отменную энергетику, способность передать тяжелый драматизм записей наподобие Реквиема Верди и тембрально адекватный БСО. Приятно удивила попытка донести до слушателя разную структуру регистров рояля — задача, непосильная для большинства полноценных трехполосных систем в тесте. При переходе к року / металлу были отмечены бриллиантовые палочки ударников по тарелкам, суховатые, четко сфокусированные барабаны, энергичные и упругие, и вкуснейший вокал с гитарами. На этом фоне мне даже показалось, что маленькие Kudos Cardea C2 играют тоньше и точнее нашего лидера, Focal Chorus (хотя на БСО масштабные преимущества французской пары неоспоримы). Увлекательность и свежесть исполнения сохранилась во всех испробованных записях — вплоть до неожиданно тяжелых и экстремальных из числа тех, что даже не предлагались другим участникам. Прекрасное выступление небольшой акустики под конец теста и ее полнейшая жанровая универсальность заставили меня чуть потеснить немецкие колонки Audio Physic и поделить между ними второе место, потому что иначе было бы несправедливо.
Результаты измерений
Акустическая система Kudos Cardea C2 не составит проблем для усилителя, в том числе и лампового. Порукой тому служат высокое среднее значение модуля импеданса (12,8 Ом) и минимум этого показателя в 6,7 Ом (рис. 1). Добавим сюда также нереактивную фазу и достаточно высокую чувствительность — 87 дБ на 1 м при подводимой мощности 1 Вт. Единственная в тесте двухполосная АС, как и Audio Physic, предполагает прямую диспозицию без поворота осей на слушателя. В этом случае флуктуации АЧХ в полосе частот от 100 Гц до верхнего предела практически нигде не выходят из коридора ±2 дБ (рис. 2), и настройку с парой неглубоких провалов можно признать достаточно ровной. Поведение коэффициента нелинейных искажений примечательно одинаковое для малых и умеренных уровней звукового давления и не влияет на нижнюю границу баса (рис. 3). Заметный скачок за отметку в 1% происходит на 94 дБ, хотя форм-фактор колонок не предполагает их использования в больших помещениях, реально требующих высоких громкостей.
Паспортные данные:
Название – Kudos Cardea C2 | Частотная характеристика, Гц – 30—25 000 (усредненный отклик в помещении) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 18 см, бумажный конус с покрытием, ВЧ – 2,5 см, тканевый купол; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 88 | Габариты одной колонки, см – 92,5 x 20 x 27 | Масса одной колонки, кг – не указана
Результаты инструментальной экспертизы
87
1,8
3
0,37
0,15
37,3 (1850)
6,7 (12 000)
12,8
52 / 45 / 37
Оценки
+ | великолепная энергетика, насыщенный драматизм сложных записей, вдохновенный вокал, отличное разрешение по поддиапазонам | - | малая отдача по нижнему басу и его пропадание в ряде треков, ограниченный запас мощности |
Вывод:
Неординарные АС, восхитительно всеядные в жанровом отношении и очень полновесные эмоционально, способные потягаться по этому параметру даже с лидером теста. Причем изысканная аристократичность трактовок не мешает, когда надо, отработке динамических пиков.
Итоговые выводы
Народная мудрость гласит: «встречают по одежке, провожают по уму». Сим мы не хотим совсем отнять у покупателей техники право выбирать образцы с привлекательным дизайном, ставя внешность во главу угла. Каждый предпочитает то, что наиболее важно именно для него, и не стоит в который раз подчеркивать эту банальность. Тем не менее, начав нынешний тест с тезиса «форма против содержания», закончим в том же духе и в качестве первого примера рассмотрим колонки Focal. Несмотря на заявленный юбилейный эксклюзивный статус, Chorus 826 V W несколько удивили простой отделкой, пластиковой коммутационной панелью и непритязательными акустическими терминалами — стальные контактные стержни и пластиковые «прорезиненные» накидные гайки, никакой позолоты и прочих излишеств. Вид этих клемм даже вызвал ассоциации с акустикой нижнего ценового диапазона. Были отмечены и недочеты по столярке, нетипичные и для остальных участников, и для самой компании Focal, чья продукция обычно отличается бескомпромиссным качеством отделки и изготовления корпусов (правда, для моделей несколько подороже). Зато звучание искупило все с лихвой, в очередной раз подтвердив, что играют не корпуса и дизайн, а динамики плюс грамотная настройка. И такие хорошие излучатели, как проверенные фокаловские W-сэндвичи, превзойдут многие другие, установленные в сколь угодно красивые кабинеты. Словом, титул Best Buy достается Focal Chorus 826 V W, хотя в тесте были куда более элегантные и внешне тщательно сделанные АС, без труда выигрывающие у лидера «голосование глазами». Последний комментарий по этой акустике связан с желательными размерами помещения для ее установки. Производитель заявляет (и проведенные нами измерения, кстати, это подтверждают) мощностные показатели АС на уровне, достаточном для беспроблемного озвучивания комнаты в 40 «квадратов». По нашим предыдущим впечатлениям от акустики Focal, она даже в полочном исполнении всегда предпочитает помещение попросторнее. Тем не менее Chorus 826 V W оказались не настолько требовательными к предоставляемому объему, как их старшие собратья, и совершенно спокойно вписались в тестовую комнату. Однако ниже некоторой разумной границы (скажем, в 20—25 м2) с ними все же опускаться не стоит. В качестве определенной противоположности в смысле возможности играть в небольшом объеме нашу рекомендацию получают миниатюрные двухполосные Kudos Cardea C2. Для них нежелательно увеличивать площадь помещения, выводя акустику в зону высоких уровней сигнала и повышенных искажений. Тут оптимальным выбором будет средняя комната, до 18—20 «квадратов», но и 12—14 метров площади тоже вполне подойдут. Тем, кто любит живое, ясное и утонченное звучание, но имеет стесненные жилищные условия, советуем обратить пристальное внимание на эту превосходную заводную пару, отличающуюся жанровой всеядностью. Вторая рекомендация достается модели Audio Physic Classic 20, которая немного обошла по суммарным впечатлениям колонки ProAc, оставив их без приза. Эта акустика с интересно организованной басовой секцией и стильным стеклянным оформлением продемонстрировала золотую середину между дизайном и качеством звучания, когда и то и другое находится на достойном уровне и нет оснований выбирать между формой и содержанием. ProAc Studio 140 Mk2 показали знакомый почерк, в данном случае немного более прямолинейный и непосредственный, чем обычно у ProAc, и с некоторыми предпочтениями в сторону рока по сравнению с классической музыкой. Поскольку академический репертуар в наших тестах является решающим для оценок, впереди оказался немецкий участник от Audio Physic.
Наконец, две самые красивые пары в подборке — Sonus Faber Venere 2.5 и Monitor Audio Gold GX200 — изрядно порадовали глаз, но оставили ряд вопросов относительно звучания. Безупречные внешне итальянцы (даром что дизайн позаимствован у самой старшей модели Sonus Faber), продемонстрировали слишком мягкий релаксный звук без акцентов и резких всплесков — неизменно добродушный, достаточно комфортный (по крайней мере, большое количество людей сочтет его таковым), адаптированный преимущественно под ансамблевую музыку. Второй образчик удачного дизайна и эксклюзивной отделки, акустика Monitor Audio может похвастаться довольно ровной настройкой (типичной для продукции этой марки), дающей хороший тональный баланс. Но применение излюбленных фирмой материалов для динамиков, на мой взгляд, налагает ограничения на достижимую детальность и способность к тонкой прорисовке нюансов, что снижает выразительность воспроизведения музыки, особенно сложной.