Две с половиной причины
Напольные акустические системы в ценовой категории 130 000 руб
Две с половиной причины
Напольные акустические системы в ценовой категории 130 000 руб.
Термин baffle step происходит от английского baffle, означающего щит или экран, образуемый передней панелью акустической системы при отражении излученных динамиками звуковых волн. Негативная суть эффекта проявляется в формировании заметной частотной неравномерности, а классический простейший способ борьбы с ним — конструкция в две с половиной полосы
Когда динамик излучает звуковую волну определенной длины (обратно пропорциональной частоте, лежащей в его рабочем диапазоне), она уходит не только вперед, но может также обтекать корпус АС и уходить в заднюю полусферу за счет отражений от передней панели. Возникающая в результате интерференция проявляется в диапазоне частот (и длин волн), ограниченном снизу размерами излучателя и габаритами лицевой панели. Для высокочастотных сигналов эта панель служит своего рода экранирующим щитом, собирающим излучение и направляющим его только вперед (а еще лучше на достижение этой цели будет работать рупор). Однако вклады от низких и средних частот, имеющих большую длину волны, частично могут потеряться из-за описанного выше эффекта, что обусловит неравномерность АЧХ в определенном диапазоне. Вообще говоря, эффект baffle step, отравляющий бытие двухполосных конструкций, у трехполосных автоматически компенсируется при согласовании друг с другом динамиков последовательно уменьшающегося диаметра. Однако это предполагает набор из трех или более разных динамических головок. А зачастую производители хотят идти по минимальному пути, например, если младшая напольная АС в линейке делается на базе полочной модели, с теми же высокочастотными головками и мидвуферами, но в корпусах увеличенного объема. Тогда «оптимальным минимумом» способно стать добавление всего еще одного такого же мидбасовика и его подключение по классической схеме — с самого низа, вместе с первым, но с обрезанием рабочей полосы заметно раньше по частоте. Конечно, применение этой схемы не является жестким правилом и в сильной степени зависит от используемых динамиков, фильтров и корпусов.
У нас не было сознательного намерения взять для теста именно такие конструкции, это вышло как-то неумышленно. Однако наряду с четырьмя подобными моделями в подборку попала пятая, которую можно трактовать как своего рода полнейшую противоположность. Она имеет целых пять динамиков в каждой колонке и конструкцию в три с половиной полосы. Достаточно поучительно проследить плюсы и минусы этого решения, хотя выводы в любом случае следует делать аккуратно. Ведь важна не схема включения динамиков сама по себе, а ее конкретная реализация.
Тестовая система
1.CD-проигрыватель – Simaudio Moon 750D
2.Интегрированный усилитель – Bryston B-100 SST2
3.Сетевой фильтр – IsoTek Super Titan, сетевые кабели IsoTek
4.Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
Тестовый материал
1. Г. Ф. Телеман, «Концерты для деревянных духовых инструментов» (DHM, 05472 77367-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614)
3. Д. Б. Перголези, «Stabat Mater» (Accord, 465 952-2)
4. С. В. Рахманинов, «Концерты для фортепиано с оркестром, №№ 2, 4» (Decca, 467 453-2)
5. Н.А. Римский-Корсаков, симфония №2 «Антар» (DG, 423 605-2)
6. Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2)
7. The Who «Quadrophenia» (Polydor, 531 971-2)
8. Accept «Balls to the Wall» (BMG remastered, 74321 932142)
9. Rammstein «Mutter» (Motor Music, 549 639-2)
10. Moonspell «Irreligious» (Century Media, 77123-2)
11. Diana Krall «The Girl in the Other Room» (The Verve, 06024 986 224-6)
Указанные в статье цены являются ориентировочными.
Рубрикатор:
Стр. 2 - Penaudio Sara
Стр. 3 - Polk Audio LSiM 750
Стр. 4 - Focal Profile 918
Стр. 5 - Piega Premium 3
Стр. 6 - Dynaudio Focus 260
Стр. 7 - Итоговые выводы
Penaudio Sara
Цена – 139 000 руб.
Компактные напольные акустические системы Sara занимают младшее положение относительно Penaudio Serenade, участвовавших в прошлом году в одном из наших групповых тестов. Колонки все так же изготавливаются исключительно в Финляндии, имеют добротно сделанные корпуса из толстой качественной березовой фанеры и оборудованы динамиками SEAS
Sara наряду с более крупными Serenade принадлежат к линейке Classic и обладают рядом черт в конструкции и дизайне, свойственных всем моделям Penaudio. Прежде всего это компактные корпуса с узкими передними панелями. Отделка тоже характерна — срез многослойной фанеры спереди, сзади и на верхней крышке, с гладкими боками, покрытыми прекрасным натуральным шпоном. Причем материал не вызывает ассоциаций с грубой фактурой или сырой строительной поверхностью — напротив, в облике АС есть шарм, присущий изделиям из натурального дерева, а «традиционная экологичность» радует глаз. Одна пара акустических клемм (превосходные WBT Signature Platinum) также вполне в стиле производителя, не приемлющего бивайринг. Обычен и толстый двойной сэндвич установочной панели под корпусом, с острыми шипами внизу. В отличие от Serenade эта пара не имеет сбоку больших басовиков, все ее вооружение ограничивается шелковым купольным твитером в ¾ дюйма (вместо дюймового у Serenade) и двумя бумажными вуферами диаметром 5,5 дюйма. Все динамики, естественно, произведены фирмой SEAS и относятся к серии Prestige. Твитер 19TFF1 с ферромагнитной охлаждающей жидкостью вступает в действие с 5 кГц — на 500 Гц повыше, чем более крупный излучатель у Serenade. Два одинаковых вуфера — легкие и жесткие H1216 с диффузорами из целлюлозной массы с пропиткой и длинными звуковыми катушками. Нижний мидбасовик работает до 300 Гц, а выше обрезается фильтром первого порядка. На ВЧ реализован третий порядок, в фильтрах используются полипропиленовые конденсаторы и катушки индуктивности с воздушным сердечником. Маленький алюминиевый порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку корпуса.
В принципе по своему характеру Penaudio Sara довольно близки к упоминавшейся старшей модели, с поправкой на меньшую фундаментальность баса и даже чуть большую «матовость» звучания. Serenade были исключительно ритмичны и одновременно спокойны и невозмутимы, а младшим подобное качество свойственно как будто еще ощутимее. Это разлитое в воздухе спокойствие и незыблемость зеркальной глади финских озер временами даже огорчает, особенно в динамических пиках симфонического оркестра. Хотя в целом Penaudio Sara отнюдь не пасуют перед многосоставными музыкальными коллективами и умеют довольно внятно и внутренне как-то «увязанно» передавать сложные музыкальные полотна. При разумных уровнях сигнала грубых дефектов, грязи, зернистости и жесткости на тутти не наблюдается. В сложных и нагруженных басом фрагментах фокусировка низкочастотного регистра оставляет желать лучшего, однако это не сказывается сколько-нибудь существенно на восприятии записей в силу скромной отдачи акустических систем в указанной области рабочего диапазона. Искрящиеся высокочастотные инструменты, будь то арфа, перкуссия или даже флейты, звучат заметно скругленно по верхам, но насыщенно, с акцентом на нижние опорные тона. Общая подача комфортная, ровная и очень приятная.
Результаты измерений:
Неравномерность частотной характеристики в области СЧ умеренная, с увеличением на средних ВЧ (±2,9 дБ), хотя всплеск в верхней области корректируется разворотом колонок относительно слушателя. Показатель чувствительности составляет 86 дБ (1 Вт / 1 м). Нижняя граничная частота без учета уровня КНИ, рассчитанная по спаду чувствительности –10 дБ, находится на отметке 37 Гц, но для умеренно высоких уровней сигнала первый чистый тон лежит заметно выше. Penaudio Sara не являются сложной нагрузкой для усилителя любого типа. Среднее значение модуля импеданса составляет 8,5 Ом, минимальное 4,3 Ом. Поведение графика фазы электрического сигнала (рис. 2) характеризуется как высокостабильное. Акустика не привносит существенных нелинейных искажений во всей рабочей полосе частот на малых и средних уровнях сигнала. Среднее значение КНИ для 88 дБ равно 0,44%. С ростом уровня до 94 дБ показатель существенно увеличивается, достигая порога различимости в области средних и нижних частот (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Penaudio Sara | Частотная характеристика, Гц – 50—28 000 (по уровню ±3 дБ в безэховой камере) | Число полос – 2,5 (НЧ/СЧ –2 х 14,6 см, бумажные с покрытием, ВЧ – 2 см, шелковый купол; частоты раздела 300 и 5000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 88 | Габариты одной колонки, см – 103 x 16,5 x 24 | Масса одной колонки, кг – 20
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 85%
3.Звучание – 85%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 85%
Плюсы: очень хороший ритм, внутренне связное и плотное воспроизведение, комфортная и размеренно-выдержанная подача
Минусы: смягчены фокусировка и разрешение в области ВЧ, порой хотелось бы больше эмоций
Вывод:
Penaudio Sara не совсем подходят на роль точного инструмента для извлечения волнующих и драматических музыкальных образов. Они звучат в комфортно-расслабляющем стиле, очень ровно и спокойно, с верными пропорциями инструментов и без раздражающих дефектов
Polk Audio LSiM 750
Цена – 115 000 руб.
К апгрейду своей верхней линейки американская фирма Polk Audio готовилась три года, и в результате новая серия LSiM (то бишь модифицированная LSi, отчего в названии и появилась дополнительная буква М) может похвастаться совершенно новым ВЧ/СЧ-модулем, усовершенствованным кольцевым твитером, овальными вуферами и корпусами весьма сложной конструкции
Polk Audio LSiM 705 лидирует в нашем тесте по габаритам, массе, количеству динамиков и рабочих полос. При этом данная модель оказалась самой доступной среди участников. Здесь воистину «всего много», и перечень разнообразных технических приемов и изюминок конструкции занимает на сайте производителя изрядное место. Корпуса колонок с плавными обводами и непараллельными гранями изготовлены из 19-мм плит MDF, толщина их мощных передних панелей превышает 3 см. Внутренние горизонтальные, вертикальные и наклонные переборки делят кабинеты на несколько изолированных отсеков, плотно забитых поглотителем. Все динамики снабжены своими камерами, даже два овальных вуфера, каждый с собственным индивидуальным портом фазоинвертора. Порты выведены в дно и смотрят в подставку, отделенную от корпуса высокими резиновыми ножками. С противоположной стороны подставки в горла портов ориентированы конуса рассеивателей экспоненциального профиля для снижения турбулентности воздушного потока. Передняя панель буквально усыпана динамиками — их целых пять на каждую колонку. Кольцевой твитер нового поколения, переработанный для данной линейки, и среднечастотный излучатель имеют единое обрамление в виде перевернутой восьмерки. Оно, по утверждениям производителя, дает оптимальное согласование динамических головок друг с другом и обеспечивает хорошую горизонтальную дисперсию в важнейшем диапазоне частот — от 200 до 2000 Гц. Излучение с тыльной стороны 3-дюймового СЧ-динамика контролируется задней камерой в форме вытянутого стакана. Мембраны среднечастотника и мидвуфера, как и плоские диффузоры басовиков, сделаны из вспененного полипропиленового композита, усиленного минеральными волокнами. Динамики обладают литыми алюминиевыми шасси и крепятся с помощью подвесов из бутиловой резины. Включение в фильтры для мидбаса цепи Цобеля обеспечивает компенсацию пиков электрического сопротивления и дает исключительно ровную кривую импеданса. Передняя панель и подставка покрыты сочным черным рояльным лаком, гармонирующим с отделкой корпусов. Акустические системы допускают бивайринговое подключение, грили из тонкой ткани на металлических рамках крепятся к корпусам на магнитах.
Эффектная и массивная пара звучит в соответствии со своим внешним обликом. Много воздуха, ощущение объема и масштаба — заслуга СЧ/ВЧ-модуля, отчетливо выделяющегося по качеству. Подача энергичная, темп временами кажется даже несколько ускоренным, но без ритмической сумятицы. Некоторую яркость можно скомпенсировать, поставив АС строго прямо, без разворота на слушателя. Polk Audio LSiM 705 не акцентируются на тонких нюансах, предпочитая широкий штрих. Микроритмические рисунки и завитки тоже просматриваются не слишком хорошо, однако основной ритмический скелет железно прописан во всех записях. За счет свободной середины с изобилием воздуха удачно воспроизводится вокал, особенно женский, как популярный, так и академический.
Результаты измерений:
Превосходная частотная характеристика (рис. 1) даже под углом 45 градусов укладывается в коридор 2 дБ во всей области средних и высоких частот, демонстрируя отличную дисперсию излучения. Чувствительность акустики составляет 86 дБ (1 Вт / 1 м). Подъем в верхнем басу незначителен, Polk Audio LSiM705 начинают играть с 39 Гц (–10 дБ). По паспорту эти АС трехполосные, однако реально они действуют по схеме в три с половиной полосы. Мидбасовик включается с самого низа, вместе с двумя плоскими сабвуферными динамиками, и работает на октаву дольше, чем они, примерно до 250 Гц (выше инициативу перехватывает среднечастотник). Колонки характеризуются повышенным уровнем нелинейных искажений, вплотную приближающимся к 1% во всей полосе частот для сигнала мощностью 94 дБ. В совместной рабочей зоне вуферов и мидбасовика КНИ сильно растет даже при умеренных подводимых мощностях (рис. 3). Импеданс стабилен (среднее значение 7,2 Ом), минимум составляет 3,5 Ом. Сложности у усилителя могут возникнуть только в области самых нижних НЧ.
Паспортные данные:
Название – Polk Audio LSiM 750 | Частотная характеристика, Гц – 42—30 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 12,6 см, полипропилен с минеральными добавками, СЧ/НЧ – 13,34 см, полипропилен с минеральными добавками, СЧ – 8,26 см, полипропилен с минеральными добавками, ВЧ – 2,5 см, кольцевой излучатель; частоты раздела 100 и 2800 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 88 | Габариты одной колонки, см – 119,4 x 21,1 x 36,5 | Масса одной колонки, кг – 35,4
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 85%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 85%
Плюсы: эффектный сочный звук «от всей широты души», очень ясный и четкий макроритм, хорошая прорисовка инструментальных линий
Минусы: нижняя область частот по качеству воспроизведения заметно уступает прочим, нюансы тембров и микроритм нивелированы
Вывод:
Акустика Polk Audio LSiM 705 рисует свои музыкальные сюжеты ярко, сочно и бодро, хотя и несколько размашисто — скорее широкими мазками, нежели тонкой беличьей кисточкой. Удачная СЧ/ВЧ-секция сполна работает на объем и раскованность подачи. Но басовая часть нуждается в корректировке
Focal Profile 918
Цена – 120 000 руб.
Старшая напольная модель 918 в семействе Profile единолично царит в окружении полочных АС этой серии (протестированных нами ранее 908), тыловых биполярных колонок, центрального спикера, сабвуфера и встраиваемой акустики. Из перечня достаточно очевидно, что линейка Profile ориентирована прежде всего на высококачественные кинотеатральные инсталляции
Акустические системы Focal Profile 918 весьма интересной формы не обладают выдающимся ростом. Тем не менее на передней панели присутствуют два басовых излучателя диаметром 6,5 дюйма и стандартный для младших линеек акустики Focal дюймовый твитер из алюминиево-магниевого сплава в форме традиционного инвертированного купола. Он смонтирован на массивном копьеобразном основании из алюминия и, как обычно у фирмы, закрыт собственной мелкоячеистой металлической сеткой на магните. Если вспомнить полочные Profile 908, протестированные нами в первом номере журнала за прошлый год, то они фактически представляют собой верхнюю часть от колонок 918, с абсолютно идентичными твитером и верхним вуфером. По этой причине технические характеристики обеих моделей различаются лишь незначительно, за исключением нижней границы воспроизводимого баса, которая у напольников лежит на 10 Гц пониже. Вуферы одинакового диаметра — это, разумеется, фирменные композитные сэндвичи из стеклоткани W-cone с диффузорами диаметром 12 см и узкими полуволновыми резиновыми подвесами. Внешне они очень похожи друг на друга, разница только в колпачке — у верхнего он твердый, пластиковый и неподвижный, жестко соединенный с торцом магнитопровода, а у нижнего обычный, соединенный с диффузором, вогнутого профиля. Оба динамика прикреплены к корпусу с обычной для фирмы тщательностью — через антивибрационные синтетические уплотнительные кольца, и наружные края корзин прикрыты резиновыми накладками. Верхний вуфер явно установлен в отдельной камере, нижний нагружен на большой порт фазоинвертора из твердого качественного пластика, выведенный на фасад АС. Не очень массивные кабинеты в поперечном сечении имеют форму, близкую к овальной, передняя панель сделана как срез корпуса — наклонной плоскостью, откинутой назад для фазового согласования излучателей. Стенки изготовлены из многослойных плит MDF и покрыты качественным лаком цвета «бриллиантовый черный». Изнутри корпус усилен многочисленными распорками. Грили повторяют форму среза передней панели и крепятся на множестве штырьков. Сзади есть только одна пара клемм в заглубленном гнезде коммутационной панели.
Оптимума звучания от колонок удалось добиться при легком, градусов на 15—20, развороте их от слушателя. Акустические системы отличаются размеренной, спокойной подачей, субъективно воспринимаемой как чуть придержанная (в стиле, чем-то похожем на Penaudio Sara, но с более ясными и проявленными верхними частотами). Сдержанность уходит только в популярной музыке, роковых и металлических записях, хотя там способна появиться излишняя жесткость. Focal Profile 918 не делают акцента на шумовых призвуках, высвечивая преимущественно тоны инструментов, чуть матовые и без острой активной атаки. Бас — традиционно высокого качества для W-сэндвичей, прекрасно сфокусированный и не расплывающийся даже у сложных контрабаса и органа.
Результаты измерений:
График АЧХ акустических систем Focal Profile 918 демонстрирует высокую стабильность в рабочей полосе нижних и во всем диапазоне средних частот с минимальным отрицательным дисбалансом (рис. 1). Неравномерность в полосе СЧ не превышает 0,8 дБ — рекордный показатель в подборке. Лучшим является и значение нижней граничной частоты: 31 Гц (–10 дБ). К сожалению, на этом фоне наблюдается заметный, в октаву шириной, провал в области нижних ВЧ, обусловленный настройкой кроссоверов, разделяющих зоны ответственности твитера и СЧ-драйвера. Чувствительность колонок при подводимой мощности 1 Вт составляет 86 дБ. Среднее значение модуля импеданса 5,5 Ом, минимальное 2,5 Ом, отмеченное в районе 100 Гц (рис. 2). Модель обладает малым уровнем нелинейных искажений, причем с увеличением уровня звукового давления КНИ растет незначительно в сложной низкочастотной области (рис. 3). Среднее значение коэффициента для диапазона частот 100—10 000 Гц при 88 дБ равно 0,3%.
Паспортные данные:
Название – Focal Profile 918 | Частотная характеристика, Гц – 40—30 500 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2,5 (НЧ/СЧ – 2 х 16,5 см, сэндвич из стекловолокна, ВЧ – 2,5 см, алюминиево-магниевый инвертированный купол; частоты раздела 180 и 2600 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 3,2) | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 99 x 23 x 35 | Масса одной колонки, кг – 19,5
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 85%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 90%.
Плюсы: спокойное звучание без резкости, точный чистый бас, хороший ритм, отличная перегрузочная способность
Минусы: атака натуральных инструментов смягчена, энергичные жанры звучат жестковато
Вывод:
Акустические системы с очень стильной внешностью и бесспорными талантами по части удержания ритма, отработки собранных и хорошо прорисованных НЧ и общей комфортности подачи. Но в некоторых случаях от их трактовки записей хотелось бы более ярких эмоций
Piega Premium 3
Цена – 130 000 руб.
Полтора года назад швейцарская фирма Piega представила миру новую серию Premium, содержащую исчерпывающий ряд моделей, от миниатюрных АС для небольших помещений до массивных и габаритных (по фирменным понятиям) колонок. 2,5-полосные Premium 3 — самые компактные напольники в этой линейке
Уже более 25 лет Piega делает акустику в алюминиевых корпусах, оснащенную ленточными высокочастотниками собственного производства. Компактность колонок — одна из ключевых ценностей фирмы, причем иногда принимающая радикальные формы. Например, Piega Premium 3 внешне представляют собой типичные «лайфстайльные» столбики, абсолютно декоративные и несерьезные. На фоне прочих участников теста они выглядят бесперспективно. Но мы же имеем дело с Piega, так что любые заочные диагнозы преждевременны. Помимо ленточника, у «тройки» есть всего два мидбасовых динамика с крохотными 4-дюймовыми мембранами на мягких полуволновых подвесах, конструкция АС — 2,5-полосная. Судя по нашим измерениям, фильтр на вуферах сверху — второго порядка, а на ленточном излучателе снизу использован крутой — четвертого порядка. Верхний мидбасовик работает не намного дальше по частотам, чем нижний, — максимум на пол-октавы. Передняя панель настолько узкая (да и вообще площадь сечения колонки меньше компакт-диска), что корзины динамиков пришлось обрезать по бокам. Ниже излучателей на фасаде располагается небольшой пластиковый порт фазоинвертора. Для устойчивости субтильные столбики заканчиваются широкими квадратными рамками, тоже алюминиевыми, обеспечивающими стабильность конструкции. Внизу на рамки приклеены резиновые ножки-пятачки, чтобы не царапать напольное покрытие. Алюминиевые корпуса толщиной в несколько миллиметров производятся по бесшовной экструзионной технологии — выдавливанием заготовки через формообразующее отверстие с помощью пресса. Передняя панель сверху донизу закрыта черным металлическим мелкоячеистым грилем, который хочется назвать антивандальным. Его присутствие полезно, поскольку нежный ленточник не защищен индивидуальной металлической решеткой и без гриля промять его ничего не стоит. Сзади есть только одна пара акустических терминалов средней длины.
Piega Premium 3 обладают пусть и не слишком глубоким, зато аккуратным, четко намеченным и хорошо разложенным по ритмическим долям басом. Звук воспринимается как необыкновенно ровный и протяженный в сторону ВЧ и с сильным, но плавным спадом на низах. Крохотная акустика отменно улавливает темпоритм и эмоциональный настрой любых записей и умеет замечательно доносить характерный вкус жанра. Если это барокко — то оно легкое, энергичное и стремительное, но в то же время изящное и утонченно-капельное (впрочем, и по прежним тестам нам помнится, что колонки Piega очень любят барочную музыку). Если это симфонические записи, то в них есть движение, порыв, устремленность и внутренняя логика. Рок или металл подаются на редкость драйвово, пружинисто и вкусно. Орган неожиданно играет всеми красками и регистрами (с естественной оговоркой относительно педалей), ударники рок-групп рассыпаются ясными дробями палочек по тарелкам, дикция у вокалистов просто превосходная. Но основное в подаче — именно эмоции и напор. Исключительно увлекательное воспроизведение.
Результаты измерений:
Графики АЧХ и электрического сопротивления (рис. 1 и 2) акустических систем Piega Premium 3 не требуют особых комментариев, а полученные характеристики достойны похвалы. Частотные флуктуации крайне малы — разброс чувствительности относительно среднего значения, равного 85 дБ (1 Вт / 1 м), не превышает 0,9 дБ. Нижняя граничная частота для миниатюрных драйверов, используемых в АС, выглядит весьма солидно — 45 Гц. Сопротивление имеет практически резистивно-стабильный вид в области СЧ. Средняя величина составляет 4,8 Ом, минимальная 3,2 (250 Гц). Повышенный уровень нелинейных искажений (рис.3, в рабочей полосе частот, для 82, 88 и 94 дБ) в правой части графика является следствием малой перегрузочной способности, характерной для ленточного твитера. Что касается НЧ-диапазона, то рост КНИ даже при умеренных подводимых мощностях и достижение порога различимости на частотах выше 100 Гц вполне ожидаемы для установленных в модели вуферов. Эти АС лучше всего использовать с сабвуфером, выставив частоту среза в районе 200 Гц
Паспортные данные:
Название – Piega Premium 3 | Частотная характеристика, Гц – 40—50 000 (уровень не указан) | Число полос – 2,5 (НЧ/СЧ – 2 х 10 см, композитные, ВЧ – ленточный LDR; частоты раздела 150 и 2400 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 102 x 14 x 16 | Масса одной колонки, кг – 12
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 95%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 95%.
Плюсы: исключительно живой и эмоциональный звук, верные натуральные тембры, очень фактурные инструменты и голоса
Минусы: невысокая перегрузочная способность, бас не столь глубок, высокие узкие корпуса несколько неустойчивы
Вывод:
Интереснейшие акустические системы, чудесным образом сочетающие миниатюрность габаритов, свободу и широту звучания, верную передачу эмоций и жанровую всеядность. Барокко, симфонический оркестр, популярная музыка и жесткий металл одинаково слушаются на одном дыхании
Dynaudio Focus 260
Цена – 155 400 руб.
Второй снизу модельный ряд датской компании Dynaudio одновременно является самой успешной ее серией благодаря оптимальному сочетанию цены и качества. В прошлом году появилось второе поколение Focus, и из него в наш тест попала младшая напольная модель, она же — единственная АС в линейке на две с половиной полосы
Когда пишешь про Dynaudio, все и легко и сложно одновременно. Легко — потому что у фирмы есть постоянные ценности наподобие очень тщательной настройки АС независимо от ценовой категории. Поэтому можно быть заранее уверенным, что АЧХ будет в линеечку — как у топовых Confidence, так и у младших, преимущественно кинотеатральных Excite. Занимающие оптимальную промежуточную позицию Focus — не исключение. Столь же неизменны мидвуферы из MSP — магниево-силикатного полимера, о технологии изготовления которого мы писали уже не раз, тканевые эллиптические купола твитеров со специальной пропиткой, литые алюминиевые корзины и легкие звуковые катушки большого диаметра, намотанные алюминиевой проволокой. Но все это одновременно представляет определенную сложность, потому что за внешним сходством моделей (не считая конструктивно-дизайнерских ухищрений наподобие литых алюминиевых накладок на передней панели в старших сериях) трудно уловить разницу. А она, безусловно, есть, поскольку при всей идеальности настройки и по виду похожих динамиках линейки Dynaudio без труда ранжируются по качеству звука сверху вниз, в чем мы неоднократно имели возможность убедиться. Как новшества, для Focus 260 заявляются усовершенствованное покрытие купола твитера и новое обрамление специального профиля для выравнивания АЧХ по ВЧ, корзины мидвуферов из более тонкого и жесткого алюминиевого профиля, звуковые катушки для них же с основанием, сделанным из каптона, более мощные магниты, а также новые разделительные фильтры. Что касается последних, то, по нашим измерениям, они первого порядка для мидвуферов (с компенсирующей цепью Цобеля) и второго для твитера. Корпуса с толстыми стенками из MDF и внутренними ребрами жесткости — традиционной формы, с легкими скосами на стыках передней и боковых панелей. Натуральный шпон светло-желтого тона покрыт матовым лаком, нижняя площадка окрашена в черный цвет, а вся передняя панель прикрывается черным же матерчатым грилем. Конструкция заканчивается коническими стальными ножками. Сзади расположены довольно большой порт фазоинвертора, в комплекте с которым поставляются поролоновые заглушки для оптимизации отдачи баса в конкретных акустических условиях, и коммутационная панель из твердого пластика в виде гнезда с козырьком, где прячется пара клемм WBT, ориентированных вверх. Все просто, надежно и классически выверено — Focus 260 выглядят спокойно и правильно.
Что касается звучания, то оно исчерпывающим образом классифицируется все тем же словом — правильное. В нашем тесте только колонки Dynaudio отметились полновесным и насыщенным по всем регистрам воспроизведением барокко, хорошим масштабом симфонических записей без малейших намеков на грязь или компрессию, выпуклыми и вескими барабанами ударника и тугой волной от длинных педалей органа. По контрасту с Piega Premium 3 датская пара звучит не так куражно, более серьезно, солидно и исключительно ровно.
Результаты измерений:
Импеданс Dynaudio Focus 260 стабилен в широкой полосе частот (рис. 2). Среднее значение модуля сопротивления составляет 5,6 Ом, минимум 3,8 Ом. С учетом малых отклонений электрической фазы особых сложностей при подборе усилителя для этих акустических систем не будет. Поведение графика в области НЧ говорит о низкой частоте настройки, но невысокой эффективности фазоинверторного порта. В среднечастотной области график АЧХ практически полностью укладывается в коридор 2 дБ (неравномерность 1,1 дБ), на высоких частотах это значение чуть выше (рис. 1). Измерение характеристики под углом демонстрирует великолепную дисперсию и поведение, близкое к идеалу. Значение чувствительности составило 85 дБ (1 Вт / 1 м). Нижняя граничная частота по уровню –10 дБ равна 39 Гц. Как показывает незначительный прирост нелинейных искажений при различных уровнях громкости, эти колонки обладают большим запасом динамической мощности (рис. 3). Среднее значение КНИ в диапазоне 100 Гц — 10 кГц при уровне звукового давления 88 дБ на 1 м является лучшим в нашем тесте (0,16%).
Паспортные данные:
Название – Dynaudio Focus 260 | Частотная характеристика, Гц – 32—25 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2,5 (НЧ/СЧ – 2 х 17 см, полимерные конусы MSP, ВЧ – 2,8 см, тканевый мягкий купол; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 99,2 x 20,2 x 29,4 | Масса одной колонки, кг – 19,1
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 95%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: очень точный, ровный и выверенный звук, жанровая универсальность, отличная фактура тембров во всем диапазоне частот
Минусы: на фоне других участников теста отсутствуют, разве что цена повыше, чем у конкурентов
Вывод:
Акустические системы Dynaudio Focus 260 вполне могут трактоваться как эталон верного и нейтрального воспроизведения звука среди своих одноклассников. Безупречно ровная подача не идет вразрез с эмоциями, просто они не доминируют, а входят в нее, наряду с правильностью, в сбалансированной пропорции
Итоговые выводы
Несмотря на то что Piega Premium 3 не заняли в нашем тесте первого места (хотя и получили заслуженную и горячую рекомендацию), начать финальный комментарий хочется именно с них, а не, как обычно, с участника, получившего звание Best Buy. Швейцарская фирма определенно знает секрет, как заставить хорошо звучать очень миниатюрные колонки, которым по виду и габаритам вроде бы прямая дорога в раздел Lifestyle. Piega Premium 3 обладают удивительным (и кажущимся невозможным) соотношением размеров звука, диаметра динамиков и объема корпуса. При своей легковесной внешности они выдают исключительно полный, насыщенный, открытый и эмоциональный звук, столь же далекий от типичных дефектов воспроизведения, присущих дизайнерским АС, как далека жизнь во всех красках от блеклой некачественной фотографии. Более того, этот узнаваемый почерк и магия звучания каждый раз ассоциируются именно с Piega и становятся сюрпризом. Проходит время после очередного теста акустики замечательной швейцарской фирмы, «субтильные столбики» заслоняются другими, массивными и солидными, конструкциями, и уже очень сложно сходу поверить, что такие колонки отыграют на уровне. Но каждый раз чудеса случаются снова. В числе недостатков данной модели, уж очень компактной и миниатюрной, — незначительный запас по подводимой мощности и весьма ограниченный низкочастотный регистр. Впрочем, тут все честно — «тройки» создавались для малых помещений, где все равно не разгуляешься, а недостаток баса можно элементарно компенсировать, прикрутив в систему небольшой сабвуфер с хорошим ясным голосом — чтобы он пришелся впору этим великолепным малышам. АС крайне гуманны к любому усилителю.
Титул же Best Buy бесспорно принадлежит Dynaudio Focus 260. Отслушанные последними (безо всякого предварительного умысла, просто так сложилось расписание теста), они послужили неким мерилом различных неправильностей у остальных пар. Все, что было неидеально и несбалансированно, поправилось и встало на свои места. Часто говорят, что какой-то производитель акустики стремится к максимально точному и нейтральному отображению записей, но мало кому реально удается это сделать. Dynaudio — как раз из числа таких. А продукция этой датской фирмы подтверждает, что «правильная прямизна» (по контрасту с «живой кривизной», что тоже не возбраняется, если удачно реализовано) бывает только одна.
Финские «образцы экологичного подхода» Penaudio Sara отлично подружатся с любителями спокойного и уютного прослушивания музыки вечерком под бокал вина. Однако у музыкальных холериков они оставят ряд вопросов, поскольку с неизменно непоколебимым спокойствием сбрасывают градус драматизма во всех записях. Зато и создаваемые ими образы столь же неизменно пропорциональны, а воспроизведение лишено любых раздражающих признаков и дефектов. Как и Piega Premium 3, они не рассчитаны на озвучивание слишком просторных помещений и наилучшим образом покажут себя на расстоянии 1,5—2 м от слушателя.
Focal Profile 918 по характеристикам и почерку весьма сходны с уже протестированной ранее полочной парой Profile 908 (с учетом более глубокой проработки баса). Единственное отличие не в пользу напольной модели — специфическая настройка, дающая заметный провал АЧХ в области от 2 до 5 кГц, почти в два раза превышающий по глубине таковой у полочников и влияющий на выразительность и эмоциональность звучания. Среди плюсов этой модели — удивительно привлекательный облик, четкий чистый бас в фирменном стиле и превосходная перегрузочная способность.
Габаритные и массивные американцы Polk Audio LSiM 750 всем своим видом намекают на огромную мощь и возможности. При этом новая модель обладает действительно очень неплохим и интересным по звуку модулем ВЧ/СЧ, обеспечивающим свободную и воздушную подачу. К сожалению, зона совместного действия плоских овальных сабвуферных излучателей (уже довольно спорная идея) и не очень большого мидвуфера, вынужденного работать с самого низа, генерирует заметные искажения, причем практически на любом уровне громкости. Решением тут могут стать биампинг (благо коммутация позволяет) и выделение плоских овалов на отдельный усилитель. Одновременно (пофантазируем, поскольку модель позиционируется и как кинотеатральная, а потому логично использовать современные, отлично экипированные многоканальные ресиверы и их настройки) можно попытаться подрезать выходной сигнал, подаваемый на мидвуфер, примерно на 100—150 Гц. Тогда ситуация способна предстать в другом свете.
Мария Савина