Технологии и музыка
Интервью с генеральным директором компании DALI Ларсом Ворре
После увлекательной прогулки по фабрике DALI, мы решили побеседовать с руководителем и главным разработчиком компании о текущем положении дел на рынке музыки и Hi-Fi-аппаратуры.
— Ларс, добрый день. До интервью мы с вами обсуждали проблему качества доступных сегодня на рынке записей музыки, особенно хорошо это заметно на примере стриминговых сервисов. Нет ли у компании DALI желания запустить, по примеру некоторых других производителей электроники и акустики, свой собственный сервис, где пользователям была бы доступна музыка в высоком разрешении? Таким образом, вы могли бы расширить круг потенциальных потребителей вашей продукции.
— Хороший вопрос, мы часто над этим думаем. На сегодняшний день компания DALI по-прежнему остается, прежде всего, производителем акустических систем, поэтому, пока ответ о запуске такого сервиса будет отрицательным. Дело в том, что если мы решимся на такой проект, это будет означать выход на очень сложный музыкальный рынок. С другой стороны, если говорить откровенно, то с учетом текущего положения вещей, нам следовало бы заняться этим. Те записи, что распространяются сегодня через подобные сервисы, не могут считаться качественными, несмотря на заявления владельцев сервисов об обратном. Хотя ситуация постепенно улучшается, мы также постоянно стараемся донести до них необходимость повышать качество. Так, например, основатель нашей компании Питер Линдорф сейчас в одиночку бьется с таким повсеместным явлением в звукозаписи, как компрессия динамического диапазона, мы с ним часто общаемся на эту тему.
— С другой стороны, нужно понимать, что изначальное качество записей сегодня зачастую таково, что все попытки распространять их в высоком разрешении лишены смысла. Кроме того, запуск подобного сервиса требует насыщения фонотеки огромным количеством треков, так как потребители уже привыкли к неограниченному выбору, что потянет за собой очень большие расходы. Плюс на рынке уже есть, как вы заметили, другие компании нашего профиля, запустившие подобные сервисы. Поэтому сейчас мы подумываем о том, чтобы оказать им поддержку. Правда, если взглянуть на то, что произошло с Pono, показывает, насколько сложной бывает реализация. Если же говорить о Tidal и Spotify, то они еще не скоро выйдут на уровень настоящего High Fidelity. Я знаю, что мои слова противоречат их собственным заявлениям, но это правда. Нельзя не признать что по сравнению с тем, что было на рынке пять лет тому назад, ситуация значительно улучшилась. Прежде всего, за счет увеличения скорости передачи данных и доступности широкополосного Интернета для большого числа пользователей. Ведь еще 6-7 лет назад даже речи не могло быть о качественном стриминге музыки в высоком разрешении.
— Если продолжать разговор об освоении новых территорий, то у меня есть хорошее предложение. Поскольку аббревиатура DALI расшифровывается как Danish Audiophile Loudspeaker Industries, то вам будет достаточно добавить к названию одну букву H (headphones), и тогда вы сможете производить наушники! А название будет произноситься все так же.
— Интересная идея! На мой взгляд, наушники также являются громкоговорителями, так что новая буква в названии нам не потребуется. Поэтому название – не главная причина, по которой мы пока не производим наушники. Для меня важно, чтобы – если мы примем такое решение – производимые нами наушники были уникальными с точки зрения качества звучания, а не были просто данью моде. Я ведь помню, как некоторое время назад рынок наушников практически умер, продать их было просто невозможно. Сегодня же они пользуются просто сумасшедшей популярностью. Нельзя сказать, что мы не думали над выпуском наушников под нашим брендом, мы даже разработали прототип с применением технологии SMC. Однако на сегодняшний день – хотя работы пока не завершены, мы продолжаем поиски – прирост в качестве звучания по сравнению с традиционными решениями получился незначительным. И мы могли бы выпустить подобные наушники и заявить об использовании в них нашей эксклюзивной технологии, однако доказать ее преимущество не получилось бы. И я могу объяснить, почему SMC работает в наушниках не так эффективно. Дело в том, что в маленьких магнитных системах напряженность магнитного поля не настолько велика, и поэтому основные преимущества нашего инновационного материала проявляются не столь отчетливо. Поэтому нам придется продолжить разработки и придумать решение, которое позволило бы выделиться из толпы. Ведь сейчас на рынке просто невероятное количество моделей, и у меня создается впечатление, что у пользователей уже начинает идти кругом голова от такого обилия предложений. И нам не слишком интересно быть 1000-м производителем, решившим включиться в эту гонку просто на всякий случай.
— Мы сегодня уже обсуждали положение дел на рынке Hi-Fi. Попробуем помечтать – каким бы вам виделся идеальный мир, в котором вы хотели бы работать как производитель акустических систем?
— Конечно, как и все, я бы хотел существовать в идеальном мире, где все было бы прекрасно. Однако, как мне кажется, наша успешная работа на сегодняшнем рынке как раз связана с тем, что мы воспринимаем рынок таким, какой он есть, и мы полагаем, что он не так уж плох. На сегодняшнем рынке уже существуют, пусть и в малом количестве, вещи, близкие к идеальным. Например, есть потрясающие по качеству записи музыки, даже в формате CD, не говоря уже о частотах дискретизации выше 88 кГц. Которая, к слову, является на сегодня студийным стандартом. Даже не обязательно гнаться за 192 кГц, для передачи которых потребуется очень широкая полоса пропускания канала, достаточно получать сигнал, свободный от джиттера. Поэтому главная особенность идеального мира для меня заключалась бы в осведомленности публики о том, что такое хороший звук, что он существует и что к нему можно прикоснуться. Кстати, мне кажется, что в России уровень требовательности людей к качеству звука и качеству музыки гораздо выше, чем на Западе, поэтому, можно сказать, вам повезло с аудиторией.