Что такое Full DA в автомобиле?
Что такое Full DA?
Audison Full Digital Audio, или сокращенно – Full DA, претендует на титул наиболее заметного события в автомобильной аудиотехнике за последние годы. Новый возросший уровень качества, новые возможности, новое удобство и новый подход к построению аудиосистемы – этого давно ждали, и сейчас это стало доступно. Концепция Full DA означает полностью цифровой тракт передачи аудиосигнала от источника звучания до оснащенного ЦАП (DAC) внешнего усилителя мощности. Full DA включает не только пригодные для такой очень выигрышной конфигурации усилители и аудиопроцессоры Audison, но и ряд сопутствующих аксессуаров, устраняющих возможные трудности реализации тракта. Рассмотрим, как на примере Audison Full DA получили воплощение общие принципы извлечения наибольшей пользы от перехода с аналоговой передачи аудиосигнала к усилителю на цифровую..
Full DA – комплексное событие
Предлагаемая в Full DA от Audison передача цифрового аудиосигнала от источника звучания до усилителя пригодна для систем разной конфигурации: как простых беспроцессорных, так и оснащенных аудиопроцессором. И даже в первую очередь – оснащенных процессором, такова сегодняшняя ориентация Audison. Скептики могут возразить, что идея принципиально не нова, и революционного здесь ничего нет. Это верно: уже давно существуют и головные устройства с цифровым аудиовыходом, и внешние аудиопроцессоры с цифровым входом, и внешние автомобильные DAC, а если очень хорошо поискать, то при везении можно найти и усилители с цифровым входом. Однако большая часть таких устройств либо уже не выпускается, либо имеет очень затейливую – отнюдь не универсальную, - реализацию, либо имеет лишь частичную реализацию цифрового тракта. Аудиопроцессоры с цифровым аудиовыходом – что необходимо для передачи цифрового сигнала на усилитель, - существуют только у Audison.
Есть и другие ограничения у прежних разрозненных реализаций цифрового тракта у разных производителей: взять хотя бы отсутствие поддержки новых форматов музыкальных записей высокого разрешения (HD Audio). Знаковость Full DA в том, что Audison предлагает универсальный, полный по составу и разнообразный по ассортименту набор всех необходимых компонентов для цифрового аудиотракта в автомобиле. К этому набору остается добавить только источник звучания. С появлением новейших линеек техники Audison 2011 модельного года концепция Full DA стала доступной не только в высоком, но и в среднем ценовом классе аудиотехники. И наконец, все это выполнено с присущим Audison техническим изяществом и удобством, а также в неизменном следовании хорошо известному фамильному звуковому почерку. Все это вместе взятое – и есть событие, которого давно ждали.
Из чего построить Full DA?
Источником звучания в построенной по концепции Full DA аудиосистеме может быть любое устройство с цифровым аудиовыходом общепринятого формата: TOSLINK или электрического коаксиального. Либо такое, из которого можно получить цифровой S/PDIF-аудиосигнал общепринятого формата с помощью адаптеров-преобразователей. Специалисты Audison рекомендуют не отказываться от преимуществ музыкальных записей высокого разрешения High Definition (HD), а для этого в автомобиле прекрасно подходят компактные универсальные домашние медиапроигрыватели. Приятное обстоятельство: многие такие проигрыватели работают дома от внешнего сетевого адаптера 220 В (AC) / 12 В (DC), т.е. уже готовы к включению по питанию в автомобиле. Вариацией на эту тему, более функциональной, но и более дорогой в реализации, выступает использование субкомпактных полноценных компьютеров, типа Mac mini, Zotac ZBOX и т.д. При творческом подходе выбор источников для Full DA в автомобиле обширен, в т.ч. за счет таких, которые изначально для автомобиля не предназначены, но легко приспосабливаются.
До недавнего времени в ассортименте Audison была одна серия усилителей, оснащенных цифровым аудиовходом – старшая Thesis TH. Элитный уровень этой серии ориентирует ее на инсталляции топ-класса по качеству и стоимости. Однако в с 2011 г концепция Full DA становится доступной куда более широкому кругу ценителей высококачественного звучания, с появлением усилителей средней серии Audison Voce. Чтобы усилители Audison Voce стали способны принимать цифровой аудиосигнал и выполнять цифро-аналоговое преобразование, требуется дополнительно приобрести встраиваемый цифровой интерфейсный модуль AV bit IN, созданный специально для серии Voce. Компоненты серии Thesis TH изначально оснащены двумя видами цифровых аудиовходов: общераспространенным TOSLINK и фирменным (используется только в технике Audison) AD Link. Компоненты серии Voce после установки модуля AV bit IN могут принимать цифровой аудиосигнал только по AD Link. Это означает, что для построения аудиосистемы Full DA с усилителями Voce обязательно потребуется наличие аудиопроцессора семейства Audison bit с цифровым выходом AD Link. Наличие процессора также необходимо, поскольку модуль AV bit IN ставится в усилители Voce вместо секции аналогового кроссовера. Иными словами, усилитель остается "голым" по функциям обработки звучания, целиком перекладывая эту задачу на сопряженный "родной" аудиопроцессор.
Пригодных для цифрового аудиотракта аудиопроцессоров в ассортименте Audison два: это старший bit one и более доступный bit Ten D. Цифровые аудиовходы у bit one представлены и TOSLINK, и электрическим коаксиальным (RCA), у bit Ten D – только TOSLINK. Передача цифрового аудиосигнала с любого процессора семейства bit на усилители осуществляется по интерфейсу AD Link. С точки зрения согласованности по цене, логично выстраиваются сочетания: bit one с Thesis TH, и bit Ten D – с Voce. Однако ничто не мешает использовать и другие сочетания, к примеру, bit one – с Voce.
Преимущества Audison Full DA
Помимо того, что в концепцию Full DA входят готовые проверенные решения и разнообразные сочетания компонентов для создания полностью цифрового тракта передачи и обработки аудиосигнала от источника звучания до внешнего усилителя мощности, есть и другие черты, выгодно отличающие предложение от Audison.
Ставка на интерфейс передачи аудиосигнала AD Link между компонентами Audison вызвана тем, что этот интерфейс заметно выше по характеристикам, чем общераспространенные TOSLINK и "коаксиал". Это важно, поскольку цифровой аудиокабель в автомобиле по определению длинный. Если у TOSLINK и "коаксиала" есть свои противники и свои сторонники – каждая сторона со своими аргументами, то у AD Link противников как-то не обнаруживается, это признанный отличный цифровой аудиоинтерфейс. Кабель Audison Digital Link – это экранированная витая пара (Cat 5s), по которой может передаваться до 8 независимых цифровых аудиоканалов любого употребимого разрешения. С ней намного ниже опасность возникновения джиттера и других специфических для цифрового тракта причин ухудшения качества итогового звучания. Кроме того, для цифровой техники Audison характерно сочетание аудиоинтерфейса AD Link с интерфейсом передачи служебных (не аудио) данных AC Link. По шине Audison Control Link устройства обмениваются информацией о назначении разных каналов усиления, получают команды от выносного пульта управления DRC, режимах работы и пр., что значительно повышает удобство обращения с системой в целом. Нельзя переоценить и существенное удобство протяжки из передней части автомобиля в заднюю одного многоканального цифрового кабеля по сравнению с множеством аналоговых межблочных кабелей в развитой аудиосистеме.
Как известно, присущее цифровому тракту одно-единственное преобразование аудиосигнала из цифрового вида в аналоговый (DAC) намного выигрышнее, чем троекратное преобразование DAC-ADC-DAC в аналоговом процессорном тракте, поскольку каждое преобразование идет с некоторыми погрешностями. В случае Audison Full DA это преимущество вырастает за счет того, что используемые в усилителях DAC по своему уровню качества выше, чем DAC в головных устройствах и любых аудиопроцессорах. Измерения, проведенные специалистами Audison показывают, что итоговый уровень погрешностей троекратного преобразования DAC-ADC-DAC достигает 2-3 значащих разрядов в 16-разрядном аудиосигнале (16 бит / 44,1 кГц – это разрешение сигнала, записанного на компакт-диске CD). Т.е. от 16 разрядов в итоге только 13-14 разрядов доносят исходную музыкальную информацию, а остальные "привирают". Такие результаты получены с головным устройством топ-класса, аудиопроцессором Audison bit one и усилителем Voce, включенными по аналоговой схеме. С менее высококлассными устройствами ситуация будет гораздо плачевнее. Измерения в той же самой системе, включенной по схеме Full DA, показывают, что погрешность преобразования DAC не превышает половины уровня младшего значащего разряда, т.е. все 16 разрядов аудиосигнала содержат нетронутую исходную информацию.
Не менее любопытные результаты получились с той же самой аудиосистемой при объективных замерах уровня разделения каналов. Этот параметр имеет свойство плавно ухудшаться по мере роста частоты. Уже на низких частотах преимущество цифрового тракта над аналоговым составляет около 10 дБ. По мере роста частоты спад характеристики у Full DA идет медленнее, преимущество постепенно вырастает - к примеру, достигая уже 21 дБ на частоте 10 кГц.
Сухие теоретические предпосылки и данные лабораторных измерений очень наглядно подтверждаются на прослушивании. Включение одной и той же системы в аналоговом и цифровом вариантах показывает заметное музыкальное преимущество "цифры" по множеству субъективных критериев. При возможности, такое сравнение будет интересно провести и принципиальным нелюбителям "процессорногого" звучания. В системе Full DA процессорный DAC исключен из тракта прохождения аудиосигнала, и от переноса его функций на более качественный DAC усилителя музыка только выигрывает. Соответствующие наглядные демонстрации проводятся Audison, начиная с январской выставки CES-2011, а по мере поступления новинок Audison к авторизованным дилерам, услышать эту разницу на стендах и в демоинсталляциях смогут многие желающие.
Нюансы HD Audio
Музыкальные записи высокого разрешения (HD Audio) звучат лучше обычных, однако поддержка форматов DVD Audio и Super Audio CD среди автомобильных головных устройств встречается очень редко, и как правило, сочетается с невозможностью снятия HD-аудиосигнала с цифрового аудиовыхода ГУ. Куда больший практический интерес представляют файлы HD Audio, которые можно скачать из всемирной сети, а затем воспроизвести в автомобиле с приспособленного для этих целей альтернативного источника – например, домашнего медиапроигрывателя. Как правило, попутно появится возможность воспроизведения файлов, закодированных со "сжатием без потерь" (lossless) – FLAC, APE, ALAC и т.д. Ограниченное изобилие такого контента можно найти на www.hdtracks.com (HD-подразделение авторитетнейшей студии Chesky Records) и прочих легко находимых обычным поиском вебсайтов. Наиболее распространенным разрешением для HD аудиозаписей выступает 24 бита / 96 кГц, хотя встречаются и меньшие, и большие разрешения, вплоть до 24 бита / 192 кГц (PCM). Одним из преимуществ Full DA над аналоговым аудиотрактом выступает поддержка цифрового потока HD Audio от обладающего такими возможностями источника звучания. Усилители Audison Thesis TH и оснащенные опциональным модулем AV bit IN усилители Audison Voce готовы принять цифровой аудиосигнал разрешением до 24 бита / 192 кГц включительно. Вновь переходя к практике: показательные демонстрации одной и то же записи, выполненной в стандартном разрешении, и в HD-качестве, на одной и той же построенной на Audison системе, показывают когда ускользающее малое, а когда и весьма существенное преимущество HD-варианта по большинству субъективных критериев оценки качества звучания. Но в реализации системы с поддержкой HD Audio есть нюансы.
По состоянию на 2011 год реально осуществима работа с аудиосигналом топового разрешения 24 бита / 192 кГц только у усилителей Audison Thesis TH в беспроцессорных аудиосистемах. Правда, записей в столь высоком разрешении – кот наплакал. Во всех остальных случаях для Full DA поддержка записей высокого разрешения есть, но она ограничена 24 бита / 48 кГц, т.е. предельным разрешением для цифровых аудиовходов процессоров Audison bit. Иными словами, 24 бита / 192 кГц, или куда более актуальные 24 бита / 96 кГц для Full DA – это возможности "на вырост". По состоянию на 2011 год для процессорных систем аудиопоток с частотой дискретизации выше 48 кГц недоступен, но станет доступен очень скоро. Начало серийного выпуска модифицированной версии процессора bit one с поддержкой 24 бита / 96 кГц объявлено на 2012 г. Возможно появление и других устройств с поддержкой более высокого разрешения, чем 24 бита / 48 кГц, и возможно, мы узнаем про это уже скоро – в январе 2012 года, когда состоится выставка CES-2012.
Как бы то ни было, доступные сегодня 24 бита / 48 кГц – это пусть и не рекордное, но без натяжки высокое разрешение, имеющее слышимые преимущества над стандартными 16 бит / 44,1 кГц при условии, что это "родное" (native) разрешение грамотно выполненной оригинальной записи. Однако если снятый с источника звучания цифровой аудиосигнал для процессора в системе Full DA будет иметь более высокое разрешение, чем 24 бита / 48 кГц – нельзя исключать такую возможность, - итогом станет отсутствие звучания. Эту неприятность можно принципиально исключить, задав в источнике фиксированную величину частоты дискретизации 48 кГц, т.е. включив в нем перекодирование сигнала. Если источник не поддерживает таких функций, либо есть опасения, что перекодирование в источнике выполняется с какими-то погрешностями, то можно включить в систему между источником и процессором дополнительный компонент, S/PDIF-преобразователь Audison SFC, который среди прочего умеет приводить любой входной аудиосигнал разрешением до 24 бита / 192 кГц к поддерживаемой процессором частоте дискретизации 48 кГц с сохранением исходной разрядности.
13 февраля 2012