Четверо против ординара
Сказ о том, как французы Devialet изобрели
Текст и фото: Александр Чечелёв
“Четыре мушкетера Devialet, слева направо: Мануэль де ла Фуэнте (Manuel de la Fuente), Кантен Санниэ (Quentin Sannié), Пьер-Эммануэль Кальмель (Pierre-Emmanuel Calmel), Эммануэль Нарден (Emmanuel Nardin)”
К истории создания компании Devialet как нельзя лучше подходит аналогия с бессмертной книгой Александра Дюма «Три мушкетера». Которых на самом деле было четыре. Ровно столько же, сколько и основателей Devialet. И задачу себе они поставили не менее амбициозную — побороть «гвардейцев ординара», какими мы будем считать сторонников нормальных, привычных, но скучных аудиорешений.
В русском языке термин «ординар» означает средний многолетний уровень воды в водоемах. В переносном смысле, который мы постараемся ему придать для целей нашей статьи, он будет означать устоявшиеся, усредненные представления о том, как должна выглядеть и на каких принципах должна быть построена аппаратура High End. На таком фоне продукция Devialet смотрится особенно выигрышно — она создана с применением кардинально новых подходов не только к внешнему виду, но и к самому принципу построения аудиокомпонентов высшего класса. Правда, при этом дух настоящего High End, заключающийся в авторском и инновационном взгляде на конструкцию, чувствуется здесь очень сильно.
Без крышки усилители Devialet выглядят столь же впечатляюще
С продукцией Devialet мы познакомились еще в год появления на рынке ее первенца — D-Premier, произведшего настоящий фурор на рынке. Технология гибридного аналого-цифрового усиления, где усиление по току происходит в аналоговой части, а по напряжению — в цифровой, перевернула многие устоявшиеся догматы аудио с ног на голову. Разум отказывался верить в то, что столь изящный и компактный аппарат способен заменить собой целую систему высокого класса, причем не растеряв ни толики волшебства, присущего только выдающейся аудиотехнике. Теперь у нас появилась возможность познакомиться с людьми, стоявшими у истоков фирмы и продолжающими развивать успех.
Для начала ответим на любопытный вопрос: что же означает название компании? Как выяснилось, слово Devialet не имеет никакого отношения ни к имени основателя, ни к какой-либо местности во Франции. Это объединенные вместе фамилия соратника Дидро, молодого французского инженера Виале (Vialet), и частица de. Помимо косвенного намека на создателя прославленной Энциклопедии, есть тут и некоторое созвучие со знаменитыми автомобильными марками начала XX века, известными инновационным подходом к конструкции своих болидов, — Delahaye и Delage.
Да, но почему четверо? Именно столько человек стояли у истоков компании и продолжают руководить ею сейчас. Они уже имели существенный опыт ведения бизнеса, причем каждый в разном направлении, и это позволило Devialet сразу начать эффективно работать. Самым сложным было привлечь достаточное финансирование для реализации амбициозных планов. И если найти средства для создания D-Premier и запуска производства было не так трудно, то для дальнейшего развития потребовались серьезные вложения. Вот здесь и пригодились наработанные на первом этапе связи, через которые удалось выйти на богатейшего человека во Франции — Бернара Арно (Bernard Arnault), владельца концерна LVMH, и заинтересовать его. А предшествовала принятию решения об инвестировании в Devialet совершенно удивительная история. Как оказалось, Арно большой любитель музыки и аппаратуры для ее воспроизведения. Поэтому прежде, чем согласиться выделить деньги, несмотря на все финансовые выкладки, он попросил дать ему три дня на прослушивание D-Premier у себя дома, чтобы сравнить его с имеющейся у него стереосистемой одной американской марки, где каждый компонент стоил в несколько раз дороже детища Devialet. На исходе третьего дня от него был получен положительный ответ. Вместе с инвестициями других акционеров, поддержавших проект с самого начала, сумма вложений в развитие составила 15 миллионов евро. Таким образом, зеленый свет завоеванию мира аудио был дан.
Офис компании в центре Парижа
Офис Devialet находится в историческом деловом центре Парижа, по соседству с бывшим зданием биржи. Компания занимает в доме несколько этажей, но места уже не хватает — штат непрерывно расширяется, и руководство приняло решение об аренде дополнительных помещений. На сегодняшний день в Devialet трудятся более 120 человек, большинство из них — в отделе перспективных разработок. В чем же видится перспектива смелым французам? Планы у них весьма амбициозные. Сейчас на повестке дня следующая цель: в ближайшие четыре года создать на основе фирменных технологий полноценную стереосистему стоимостью до 1000 евро, которая была бы при этом сделана во Франции. Вообще к факту изготовления своей продукции исключительно на территории Пятой республики компания относится крайне трепетно. Для ее основателей это один из «raisons d’être» их детища. Во Франции осуществляется не только финальная сборка — красивейший, вручную полированный корпус, платы и умопомрачительный пульт дистанционного управления тоже изготавливаются на родине трех мушкетеров. Подробнее об этом — в репортаже с производства.
При входе в офис сразу настраиваешься на особый лад — дизайнерский подход ощущается во всем
На что же были пущены полученные инвестиции? Прежде всего, значительно расширился модельный ряд. На смену единственному D-Premier пришла целая серия усилителей стоимостью от 5 до 22 тысяч евро, отличающихся друг от друга функциональным оснащением и мощностью.
Вся линейка усилителей, устремленная в будущее
Кроме того, недавно начато производство небольшой комплексной системы Ensemble, состоящей из младшего усилителя Devialet 120 и особой версии акустических систем Atohm, сделанных по специальному заказу. Но самая интересная новинка последнего времени — запуск программы SAM (Speaker Active Matching). Идея проста, как и все гениальное. Инженеры Devialet измеряют все электрические и физические параметры работы головок определенной модели акустических систем — импеданс, амплитудно-частотную, импульсную и фазочастотную характеристики, смещение диффузоров и множество других. Затем в дело вступает особая программа, создающая алгоритм, который позволяет идеально трансформировать поступающий на входы усилителя электрический сигнал в акустический. На практике это означает, что программа в режиме реального времени анализирует поступающую информацию и соотносит ее с алгоритмом работы акустических систем, адаптируя сигнал так, чтобы результирующий сигнал на выходе из колонок соответствовал поступившему на входы. Не секрет, что именно АС — то звено, которое вносит наибольшие искажения, и подобное решение позволяет в очень значительной степени их компенсировать.
Основные принципы работы SAM
Результат влияния системы SAM на АЧХ музыкального сигнала
Важный момент: пересчет и адаптация сигнала производятся только для частотного диапазона до 150 Гц, все частоты выше этого порога остаются нетронутыми. На слух работа SAM воспринимается как существенно улучшенный контроль баса, за счет которого середина и высокие частоты также очищаются от интермодуляционных примесей. Как воспользоваться преимуществами, предоставляемыми SAM? Для этого компания должна создать прошивку, рассчитанную для вашей модели акустических систем. Список доступных прошивок находится на странице http://en.devialet.com/technology/devialet-sam-en. Если вашей акустики нет в списке, то можно проголосовать за свою модель по адресу: http://voteforsam.devialet.com/, и после достижения определенного числа голосов ваши колонки будут поставлены в очередь на создание для них специальной прошивки.
Сборочные цеха в городе Вир
Уровень автоматизации на фабрике достаточен, но не чрезмерен. Само собой, процесс изготовления печатных плат во многом автоматизирован, однако даже здесь часть промежуточных этапов, а также финальная сборка и проверка работоспособности возложены на человека. Одна из причин этого — черный цвет печатных плат Devialet: из-за его низкой отражающей способности контрольный станок может не увидеть некоторых погрешностей в расположении компонентов и трассировке.
Черная плата Devialet
Много черных плат Devialet
Проверка точности установки компонентов на плате
Средства технического контроля за качеством сборки
Человеческий фактор за работой
Если печатные платы делаются в огромном цеху с несколькими производственными линиями, то окончательная сборка усилителей происходит в отдельном помещении на втором этаже. Там все компоненты встречаются с роскошными корпусами и пультами дистанционного управления и бал правит ручной труд. Кстати, пультам ДУ и качеству их работы уделяется особое внимание, ведь именно через них происходит тактильное общение владельцев со своими усилителями — на самом корпусе никаких органов управления нет.
Крышка, отполированная вручную
Сборка пульта дистанционного управления
Цифровой усилитель мощности в сборке
Поскольку корпуса полируются исключительно вручную, всегда существует риск расхождения в оттенке цвета между основным шасси и металлической крышкой, прикрывающей разъемы. Поэтому сборка каждого экземпляра включает такой этап, как подбор крышки, подходящей к данному конкретному аппарату. По завершении сборки усилители проходят процедуру проверки всех параметров и функций, а также прогреваются при работе на нагрузку в течение трех часов. По итогам прогрева для каждого усилителя составляется протокол испытаний, хранящийся в общей базе данных. В случае отказа либо претензий со стороны покупателя всегда есть возможность проверить, насколько правильно работал аппарат при сходе с конвейера. Отгрузка техники Devialet заказчикам по всему миру происходит непосредственно с фабрики, минуя Париж.
Финальная проверка и измерения
Готовы к упаковке
Партия аппаратов Devialet готова к отправке покупателям
В целом впечатление от уровня производства, а особенно от насыщенности каждого продукта Devialet оригинальными техническими решениями, осталось самое позитивное. От души хочется пожелать всей компании успеха на нелегком пути переформатирования аудиорынка. Ординар будет повержен! Vive le Devialet!
Пьер-Эммануэль Кальмель отвечает на вопросы взволнованных журналистов
Август 2014 года
“Четыре мушкетера Devialet, слева направо: Мануэль де ла Фуэнте (Manuel de la Fuente), Кантен Санниэ (Quentin Sannié), Пьер-Эммануэль Кальмель (Pierre-Emmanuel Calmel), Эммануэль Нарден (Emmanuel Nardin)”
К истории создания компании Devialet как нельзя лучше подходит аналогия с бессмертной книгой Александра Дюма «Три мушкетера». Которых на самом деле было четыре. Ровно столько же, сколько и основателей Devialet. И задачу себе они поставили не менее амбициозную — побороть «гвардейцев ординара», какими мы будем считать сторонников нормальных, привычных, но скучных аудиорешений.
В русском языке термин «ординар» означает средний многолетний уровень воды в водоемах. В переносном смысле, который мы постараемся ему придать для целей нашей статьи, он будет означать устоявшиеся, усредненные представления о том, как должна выглядеть и на каких принципах должна быть построена аппаратура High End. На таком фоне продукция Devialet смотрится особенно выигрышно — она создана с применением кардинально новых подходов не только к внешнему виду, но и к самому принципу построения аудиокомпонентов высшего класса. Правда, при этом дух настоящего High End, заключающийся в авторском и инновационном взгляде на конструкцию, чувствуется здесь очень сильно.
Без крышки усилители Devialet выглядят столь же впечатляюще
С продукцией Devialet мы познакомились еще в год появления на рынке ее первенца — D-Premier, произведшего настоящий фурор на рынке. Технология гибридного аналого-цифрового усиления, где усиление по току происходит в аналоговой части, а по напряжению — в цифровой, перевернула многие устоявшиеся догматы аудио с ног на голову. Разум отказывался верить в то, что столь изящный и компактный аппарат способен заменить собой целую систему высокого класса, причем не растеряв ни толики волшебства, присущего только выдающейся аудиотехнике. Теперь у нас появилась возможность познакомиться с людьми, стоявшими у истоков фирмы и продолжающими развивать успех.
Для начала ответим на любопытный вопрос: что же означает название компании? Как выяснилось, слово Devialet не имеет никакого отношения ни к имени основателя, ни к какой-либо местности во Франции. Это объединенные вместе фамилия соратника Дидро, молодого французского инженера Виале (Vialet), и частица de. Помимо косвенного намека на создателя прославленной Энциклопедии, есть тут и некоторое созвучие со знаменитыми автомобильными марками начала XX века, известными инновационным подходом к конструкции своих болидов, — Delahaye и Delage.
Да, но почему четверо? Именно столько человек стояли у истоков компании и продолжают руководить ею сейчас. Они уже имели существенный опыт ведения бизнеса, причем каждый в разном направлении, и это позволило Devialet сразу начать эффективно работать. Самым сложным было привлечь достаточное финансирование для реализации амбициозных планов. И если найти средства для создания D-Premier и запуска производства было не так трудно, то для дальнейшего развития потребовались серьезные вложения. Вот здесь и пригодились наработанные на первом этапе связи, через которые удалось выйти на богатейшего человека во Франции — Бернара Арно (Bernard Arnault), владельца концерна LVMH, и заинтересовать его. А предшествовала принятию решения об инвестировании в Devialet совершенно удивительная история. Как оказалось, Арно большой любитель музыки и аппаратуры для ее воспроизведения. Поэтому прежде, чем согласиться выделить деньги, несмотря на все финансовые выкладки, он попросил дать ему три дня на прослушивание D-Premier у себя дома, чтобы сравнить его с имеющейся у него стереосистемой одной американской марки, где каждый компонент стоил в несколько раз дороже детища Devialet. На исходе третьего дня от него был получен положительный ответ. Вместе с инвестициями других акционеров, поддержавших проект с самого начала, сумма вложений в развитие составила 15 миллионов евро. Таким образом, зеленый свет завоеванию мира аудио был дан.
Офис компании в центре Парижа
Офис Devialet находится в историческом деловом центре Парижа, по соседству с бывшим зданием биржи. Компания занимает в доме несколько этажей, но места уже не хватает — штат непрерывно расширяется, и руководство приняло решение об аренде дополнительных помещений. На сегодняшний день в Devialet трудятся более 120 человек, большинство из них — в отделе перспективных разработок. В чем же видится перспектива смелым французам? Планы у них весьма амбициозные. Сейчас на повестке дня следующая цель: в ближайшие четыре года создать на основе фирменных технологий полноценную стереосистему стоимостью до 1000 евро, которая была бы при этом сделана во Франции. Вообще к факту изготовления своей продукции исключительно на территории Пятой республики компания относится крайне трепетно. Для ее основателей это один из «raisons d’être» их детища. Во Франции осуществляется не только финальная сборка — красивейший, вручную полированный корпус, платы и умопомрачительный пульт дистанционного управления тоже изготавливаются на родине трех мушкетеров. Подробнее об этом — в репортаже с производства.
При входе в офис сразу настраиваешься на особый лад — дизайнерский подход ощущается во всем
На что же были пущены полученные инвестиции? Прежде всего, значительно расширился модельный ряд. На смену единственному D-Premier пришла целая серия усилителей стоимостью от 5 до 22 тысяч евро, отличающихся друг от друга функциональным оснащением и мощностью.
Вся линейка усилителей, устремленная в будущее
Кроме того, недавно начато производство небольшой комплексной системы Ensemble, состоящей из младшего усилителя Devialet 120 и особой версии акустических систем Atohm, сделанных по специальному заказу. Но самая интересная новинка последнего времени — запуск программы SAM (Speaker Active Matching). Идея проста, как и все гениальное. Инженеры Devialet измеряют все электрические и физические параметры работы головок определенной модели акустических систем — импеданс, амплитудно-частотную, импульсную и фазочастотную характеристики, смещение диффузоров и множество других. Затем в дело вступает особая программа, создающая алгоритм, который позволяет идеально трансформировать поступающий на входы усилителя электрический сигнал в акустический. На практике это означает, что программа в режиме реального времени анализирует поступающую информацию и соотносит ее с алгоритмом работы акустических систем, адаптируя сигнал так, чтобы результирующий сигнал на выходе из колонок соответствовал поступившему на входы. Не секрет, что именно АС — то звено, которое вносит наибольшие искажения, и подобное решение позволяет в очень значительной степени их компенсировать.
Основные принципы работы SAM
Результат влияния системы SAM на АЧХ музыкального сигнала
Важный момент: пересчет и адаптация сигнала производятся только для частотного диапазона до 150 Гц, все частоты выше этого порога остаются нетронутыми. На слух работа SAM воспринимается как существенно улучшенный контроль баса, за счет которого середина и высокие частоты также очищаются от интермодуляционных примесей. Как воспользоваться преимуществами, предоставляемыми SAM? Для этого компания должна создать прошивку, рассчитанную для вашей модели акустических систем. Список доступных прошивок находится на странице http://en.devialet.com/technology/devialet-sam-en. Если вашей акустики нет в списке, то можно проголосовать за свою модель по адресу: http://voteforsam.devialet.com/, и после достижения определенного числа голосов ваши колонки будут поставлены в очередь на создание для них специальной прошивки.
Производство
Производственные мощности Devialet находятся в Нормандии, в небольшом городе Вир, знаменитом не столько своей промышленностью, сколько колбасными изделиями, а именно оригинальной колбасой из свиных потрохов andouille. Однако для производства и сборки такого чуда техники, какими являются творения Devialet, нужен совершенно иной уровень оснащения. И он есть в технопарке, где расположены цеха фирмы Seprolec. Это предприятие работает на рынке промышленной сборки с 1989 года, в числе его заказчиков не только известные производители бытовой электроники, но и более серьезные организации, такие как министерство обороны Франции. Кстати, во время посещения цехов на одной из линий нам было строжайше запрещено осуществлять съемку — там как раз шло изготовление очередного заказа для вооруженных сил республики.Сборочные цеха в городе Вир
Уровень автоматизации на фабрике достаточен, но не чрезмерен. Само собой, процесс изготовления печатных плат во многом автоматизирован, однако даже здесь часть промежуточных этапов, а также финальная сборка и проверка работоспособности возложены на человека. Одна из причин этого — черный цвет печатных плат Devialet: из-за его низкой отражающей способности контрольный станок может не увидеть некоторых погрешностей в расположении компонентов и трассировке.
Черная плата Devialet
Много черных плат Devialet
Проверка точности установки компонентов на плате
Средства технического контроля за качеством сборки
Человеческий фактор за работой
Если печатные платы делаются в огромном цеху с несколькими производственными линиями, то окончательная сборка усилителей происходит в отдельном помещении на втором этаже. Там все компоненты встречаются с роскошными корпусами и пультами дистанционного управления и бал правит ручной труд. Кстати, пультам ДУ и качеству их работы уделяется особое внимание, ведь именно через них происходит тактильное общение владельцев со своими усилителями — на самом корпусе никаких органов управления нет.
Крышка, отполированная вручную
Сборка пульта дистанционного управления
Цифровой усилитель мощности в сборке
Поскольку корпуса полируются исключительно вручную, всегда существует риск расхождения в оттенке цвета между основным шасси и металлической крышкой, прикрывающей разъемы. Поэтому сборка каждого экземпляра включает такой этап, как подбор крышки, подходящей к данному конкретному аппарату. По завершении сборки усилители проходят процедуру проверки всех параметров и функций, а также прогреваются при работе на нагрузку в течение трех часов. По итогам прогрева для каждого усилителя составляется протокол испытаний, хранящийся в общей базе данных. В случае отказа либо претензий со стороны покупателя всегда есть возможность проверить, насколько правильно работал аппарат при сходе с конвейера. Отгрузка техники Devialet заказчикам по всему миру происходит непосредственно с фабрики, минуя Париж.
Финальная проверка и измерения
Готовы к упаковке
Партия аппаратов Devialet готова к отправке покупателям
В целом впечатление от уровня производства, а особенно от насыщенности каждого продукта Devialet оригинальными техническими решениями, осталось самое позитивное. От души хочется пожелать всей компании успеха на нелегком пути переформатирования аудиорынка. Ординар будет повержен! Vive le Devialet!
Пьер-Эммануэль Кальмель отвечает на вопросы взволнованных журналистов
Август 2014 года