Честный великан Schiit Jotunheim
Усилитель для наушников
Название старшей модели усилителя для наушников американской компании Schiit Audio с ходу выговоришь не сразу. Ётунхейм (Jotunheim) - суровый северный край из скандинавской мифологии, где жили ётуны - сказочные существа исполинского роста и столь же выдающейся силы. Со старонорвежского Jotunheim переводится как "земля великанов", что вполне предсказуемо. Компонент, попавший в нашу лабораторию, гигантским не назовешь, однако в модельном ряду усилителей для наушников Schiit Audio он выглядит тяжеловесом.
Споры "наушники против колонок" относятся к разряду вечных, наряду с "Windows против MacOS" или "игровые консоли против PC". Противники персональных гарнитур твердят про неестественность звука внутри головы, но их аргументы меркнут, как только речь заходит о деньгах. Да, хорошие наушники оказываются значительно доступнее акустических систем сравнимого класса - спорить с этим бесполезно. Кроме того, качество звучания наушников никак не зависит от акустических особенностей помещения прослушивания, что снимает целый ворох потенциальных проблем, которые вынужден решать апологет "большой" акустики. Ну и, наконец, любимый альбом в наушниках можно послушать без оглядки на мнение близких и соседей относительно уместности сотрясения стен именно в это время дня или ночи. Однако, как и в случае акустических систем, высокий класс наушников не гарантирует удовольствия от прослушивания - необходимо обеспечить персональной гарнитуре достойное усиление.
И здесь нужно учесть один не вполне очевидный момент - в массовой технике Hi-Fi выход на наушники зачастую реализуется по остаточному принципу "чтобы был", и копеечная микросхема, на которой он реализован, с трудом справится с вашими дорогими наушниками, не раскрыв их потенциал в полной мере. И если вы строите аудиосистему, ориентированную на работу с наушниками, то оптимальным решением будет использование специального усилителя для наушников. Впрочем, забегая вперед, одним из достоинств Schiit Jotunheim является то, что этот компонент можно как включить в состав блочной музыкальной системы в качестве предварительного усилителя, так и создать на его основе законченную персональную аудиосистему, добавив лишь собственно наушники и ваш компьютер в качестве источника, общающегося с Schiit Jotunheim через интерфейс USB. Причем, в любой концепции Schiit Jotunheim станет бескомпромиссным решением - "для галочки" в его конструкции не сделано ничего.
Одним из достоинств Schiit Jotunheim является то, что этот компонент можно как включить в состав блочной музыкальной системы в качестве предварительного усилителя, так и создать на его основе законченную персональную аудиосистему, добавив лишь собственно наушники и ваш компьютер в качестве источника, общающегося с Schiit Jotunheim через интерфейс USB. Причем, в любой концепции Schiit Jotunheim станет бескомпромиссным решением - "для галочки" в его конструкции не сделано ничего.
Главной особенностью Schiit Jotunheim является полностью балансная схемотехника от входа до выхода. Внутри прочного металлического корпуса, прикрытого элегантной алюминиевой плитой, реализован балансный дискретный тракт, то есть, отсутствуют преобразования в single ended на входе и обратная конвертация сигнала на выходе. Именно это позволило оснастить компонент не только привычным "джеком" для подключения наушников, но и балансным выходом на четырехштырьковом разъеме XLR. Другим несомненным преимуществом Schiit Jotunheim стала его модульная конструкция. В базовом варианте перед нами классический дискретный усилитель для наушников, способный работать в качестве предварительного усилителя и оснащенный как балансными, так и небалансными аналоговыми входами и выходами. Каких либо деталей о схемотехнических решениях и применяемых комплектующих производитель не сообщает. Известно лишь, что здесь реализована фирменная концепция усиления Pivot Point, являющаяся по сути дифференциальной с токовой обратной связью. Кроме того, в конструкции не применяются операционные усилители - все каскады построены на дискретных элементах. Другой вопрос, что дифференциальных усилителей с токовой обратной связью реализовано великое множество, в том числе и без использования микросхем. А что скрывается за загадочным термином Pivot Point выяснить, к сожалению, не удалось. Впрочем, оставим Schiit Audio право на интригу и будем оценивать конечный результат примененных технологий. Кроме того, конструкция Schiit Jotunheim подразумевает возможность установки внутрь корпуса различных модулей расширения. Сегодня производитель предлагает два таких расширения - балансный USB-ЦАП с поддержкой аудио высокого разрешения с параметрами вплоть до 24 бит / 192 кГц и плату фонокорректора для проигрывателей виниловых пластинок с головками с подвижным магнитом (MM). К нам на тестирование попал аппарат с установленной первой опцией. Такая комплектация представляется наиболее интересной, поскольку позволяет использовать Schiit Jotunheim в качестве внешнего звукового интерфейса для вашей рабочей станции или ноутбука и реализовать на весьма высоком уровне качества очень популярную сегодня концепцию персональной аудиосистемы.
Опциональный модуль ЦАП построен на двух чипах AK4490 от Asahi Kasei в дифференциальном включении, что позволило реализовать истинно балансную концепцию цифро-аналогового преобразования. Учитывая балансную сущность базового усилителя, эта особенность ЦАП придется весьма кстати. Интерфейс USB реализован на популярном трансмиттере CM6631A от компании C-Media и позволяет принимать с компьютера цифровой поток PCM с параметрами вплоть до 24 бит / 192 кГц. Цифровыми входами иного типа ЦАП не оснащен, и дело здесь исключительно в конструктивных ограничениях, накладываемых форм-фактором платы расширения. По этой же причине цифровой блок Schiit Jotunheim лишен какой-либо индикации параметров входного сигнала. И если отсутствие коаксиального или оптического входа SPDIF вряд ли будет критичным в выбранной концепции аудиосистемы с компьютером в качестве источника аудио, то возможность контролировать параметры поступающего с этого источника сигнала была бы весьма полезна.
Особенность, на которую обращаешь внимание буквально с первых тактов - потрясающая четкость и детальность звукового полотна. Особенно явно это проявляется с Sennheiser HD700, которые сами по себе, словно точный хирургический инструмент, бесстрастно анализируют материал. Но и в более мягких и комфортных Philips начинаешь воспринимать массу мелких деталей, которые с другим усилителем нивелировались фирменным характером подачи этой модели.
Отметим и организацию питания компонента. Во-первых, блок питания встроен внутрь корпуса, что у столь компактной техники встречается не часто. Во-вторых, здесь реализован классический линейный энергоблок на базе силового трансформатора, что благоприятным образом сказывается на качестве звучания аналоговых каскадов усиления. Не то чтобы современные импульсные блоки уступали бы "классике" в чистоте питания, но успешно конкурирующие импульсные решения встречаются лишь в весьма дорогостоящих компонентах, мы же говорим о довольно бюджетном секторе рынка. Потому здесь все проверено и надежно - силовой трансформатор достаточной мощности и батарея конденсаторов общей емкостью, превышающей 70 000 мкФ, вселяют уверенность в чистом и стабильном питании компонента. Использование силового разъема на задней стенке корпуса оставляет пользователю возможность для экспериментов с кабелями питания. Включение Schiit Jotunheim производится тумблером, размещенном рядом с этим разъемом. Никаких режимов standby не предусмотрено. На фасаде компонента, кроме крупной алюминиевой рукоятки регулятора громкости и расположенных рядом гнезд для балансного и небалансного подключения наушников, есть два тумблера. Один из них служит для выбора активного входа (встроенная опциональная плата, балансный или небалансный аналоговый вход), а второй ступенчато изменяет уровень усиления (х2 - 6 дБ или х8 - 14 дБ), что бывает полезно при использовании усилителя с наушниками разной чувствительности. Аппарат лишен пульта дистанционного управления. С одной стороны, если использовать Schiit Jotunheim с наушниками и компьютером, пульт не очень то и нужен - сидя в наушниках за компьютером совсем несложно протянуть руку и отрегулировать громкость на компоненте, стоящем скорее всего неподалеку. Про отсутствие пульта ДУ вспоминаешь лишь если устройство работает в составе блочной аудиосистемы в качестве предварительного усилителя. В этом случае, конечно, было бы удобно иметь возможность регулировать громкость или выбирать активный вход не вставая с любимого кресла.
Усилитель тестировался с двумя парами наушников - 30-омными Philips Fidelio X1 и [ ] Sennheiser HD700 сопротивлением 150 Ом. Конечно, по-настоящему сложной задачей для этого усилителя ни та, ни другая модель не стала, но выводы о способности Schiit Jotunheim контролировать нагрузку сделать можно. Высокая выходная мощность компонента, достигающая впечатляющих для такого типа техники пяти ватт при работе с балансными наушниками сопротивлением 32 Ом, вкупе с низким выходным сопротивлением и, как следствие, высоким коэффициентом демпфирования, позволяет усилителю полностью контролировать излучатели, обеспечивая очень быстрый и упругий басовый регистр. И пусть в нашем случае при небалансном подключении показатели мощности не столь велики (1,5 Ватт на нагрузке 32 Ом), выкрутить ручку громкости совсем не хотелось. Как писали когда-то в технических характеристиках автомобилей Роллс-Ройс - мощность двигателя достаточная. Причем, у Schiit Jotunheim вполне достаточно мускулов для работы и с низкоомными Philips Fidelio X1, и со сравнительно высокоомными Sennheiser HD700. Что удивило, при переключении с первых на вторые добавлять громкости опять же не хотелось, что красноречиво говорит о качестве усилительного тракта.
Второй момент, на который обращаешь внимание буквально с первых тактов - потрясающая четкость и детальность звукового полотна. Особенно явно это проявляется с Sennheiser HD700, которые сами по себе, словно точный хирургический инструмент, бесстрастно анализируют материал. Но и в более мягких и комфортных Philips начинаешь воспринимать массу мелких деталей, которые с другим усилителем нивелировались фирменным характером подачи этой модели. И если с Sennheiser по детальности налицо умножение неординарных способностей наушников и усилителя, то в случае с Philips достигается тот редкий и ценный результат, когда усилитель компенсирует особенности наушников, достигая комфортного и сбалансированного звучания системы в целом. Отметим и отсутствие жанровых предпочтений Schiit Jotunheim. Усилителю в равной степени успешно даются и энергичные и заводные рок-композиции, и масштабные симфонические полотна, и камерный спокойный джаз. Женский академический вокал подается очень живо и натурально, с полным спектром присущих исполнителям обертонов.
Паспортные данные:
Тип – усилитель для наушников/предварительный усилитель с опциональными блоками балансного USB-ЦАП или фонокорректора ММ | Название – Schiit Jotunheim | Подключение к компьютеру – USB (асинхронное) при установке опциональной платы | Поддержка цифровых потоков – PCM, вплоть до 24 бит / 192 кГц | Совместимость с наушниками – до 600 Ом | Выходная мощность на балансном выходе, мВт – 7 500 (16 Ом) / 5 000 (32 Ом) / 3 000 (50 Ом) / 900 (300 Ом) / 500 (600 Ом) | Выходная мощность на небалансном выходе, мВт – 2 500 (16 Ом) / 1 500 (32 Ом) / 800 (50 Ом) / 350 (300 Ом) / 175 (600 Ом) | Частотная характеристика, Гц – 20 —20 000 (±0,1 дБ), 2 —100 000 (−3 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – > 109 (А-взвешенный, относительно 1 В RMS) | Коэффициент нелинейных искажений, %: < 0,001 (20 Гц—20 кГц, 1 В RMS) | Интермодуляционные искажения, %: < 0,0015 (тест CCIR) | Максимальная амплитуда выходного сигнала, В RMS: 2,0 | Взаимопроникновение каналов, дБ: < −70 дБ (20 Гц−20 кГц) | Полное выходное сопротивление, Ом: < 0,1 (на балансном и несимметричном выходе при любом коэффициенте усиления) | Коэффициент усиления: х2 (6 дБ) или х8 (14 дБ), переключатель на передней панели | Опциональный блок USB-ЦАП – USB-интерфейс C-Media CM6631A, ЦА-конвертеры Asahi Kasei AK4490 (2), выходной каскад на дискретных элементах | Опциональный блок фонокорректора MM – усиление 42 дБ, чувствительность 2,3 мВ при 400 мВ на выходе, запас по перегрузке более 20 дБ, входной импеданс 47 кОм, точность соблюдения RIAA-кривой ± 0,25 дБ (20 Гц−20 кГц), полностью пассивная схема RIAA-коррекции, усилительный тракт на микросхеме AD8599, во всех каскадах установлены майларовые конденсаторы, межкаскадная связь — по постоянному току с серво-схемой слежения | Входы – аналоговый XLR, аналоговый RCA, USB type B (опция), Phono MM (опция) | Выходы – балансный XLR, небалансный RCA, балансный XLR и небалансный джек 6,3 мм на передней панели для подключения наушников | Питание – внутренний линейный аналоговый БП с трансформатором мощностью 48 VA, потребляемая мощность: 25 Вт | Габариты, см – 22,9 x 15,2 x 5,1 | Масса, кг – 2,7
Оценки
+ | Качественный дискретный усилитель для наушников, функции предварительного усилителя, продуманная конструкция, опциональные модули расширения, встроенный линейный блок питания | - | Нет индикации параметров цифрового потока на входе USB и пульта ДУ |
Вывод:
Продукция компании Schiit Audio наглядно демонстрирует - аудиотехника из США по прежнему существует. Последние из могикан или возрождение прежнего величия? Хочется верить, что второе, ибо сочетание оригинальной концепции, продуманной конструкции и качественных комплектующих логично приводит к высокому качеству звучания. И все это на фоне вполне вменяемой цены.
Анатолий Максименко
24 ноября 2017 года